Строительные машины и оборудование, справочник





Гидротранспортные системы земснарядов по добыче нерудных материалов из глубоких месторождений

Категория:
   Непрерывный транпорт



Гидротранспортные системы земснарядов по добыче нерудных материалов из глубоких месторождений

Еще в 1949 г. в нашей стране было предложено устройство земснаряда с погружным грунтовым насосом, а в 1966 г. в институте Гидропроект им. С. Я. Жука под руководством Б. М. Шкундина создан мощный земснаряд марки 500-70ГЛ с землесосом (размещен в герметической капсуле на раме разрыхлителя) для разработки грунта на глубине до 45 м.

С конца 60-х —начала 70-х годов в Голландии, США, Японии получило развитие новое направление увеличения глубины разработки — применение на земснарядах погружных гидротранспортных установок. Одна из крупнейших зарубежных фирм, занимающаяся созданием и эксплуатацией земснарядов, — голландское объединение «ИХЦ Холланд» — отказалась от ранее применявшихся эжекторов при значительных глубинах всасывания и все свои крупные земснаряды оснастила погружными грунтовыми насосами.

В 70-х годах созданием и внедрением погружных установок начали заниматься производственные, проектные и научно-исследовательские организации Минэнерго, Минмонтажспеи-строя СССР и Минстройматериалов СССР.

Рис. 1.3. Классификация компоновочных решений погружных агрегатов на земснаряде

В опытно-промышленной эксплуатации находятся схемы транспортирования, показанные на рис. 1.4. Отметим также, что в Голландии, США, ФРГ строятся земснаряды, на которых применяют по три насоса: погружной (почти всегда низконапорный) и два палубных, или трюмных. В схеме гидротранспортной системы, показанной на рис. 1.4, б, погружной насос установлен на раме и является вспомогательным по отношению к главному насосу, размещенному в машинном отделении. Насосы здесь работают последовательно, и их напор суммируется. Такая схема, как известно, целесообразна при необходимости транспортирования грунта на большие расстояния (более 500 м) или при умеренной дальности, но высоком геодезическом подъеме пульпы на карту намыва. Если с гидротранспортированием справляется один главный насос, то задача вспомогательного (бустерного) насоса заключается в обеспечении достаточной всасывающей способности главного насоса. Этому требованию по своим характеристикам наилучшим образом соответствует, как указывает ВНИИГС, насос осевого типа, отличающийся малым напором при большом расходе гидросмеси и достаточно высоким гидравлическим КПД. Однако ввиду отсутствия отечественных осевых насосов для работы в качестве вспомогательной низконапорной ступени при перекачивании гидросмесей приспосабливают обычные грунтовые насосы центробежного типа.

Рис. 1.4. Схемы гидротранспортирования из глубоких забоев
а — одноступенчатая с погружным агрегатом; б — двухступенчатая с погружной бус-терной установкой; в — двухступенчатая с плавучей перекачной станцией

Использование одного погружного насоса с достаточно вы соким напором может осуществляться по двум схемам По одной из этих схем (рис. 1.4, а) в погружную установку включается насос с погружным электродвигателем. Другая установка (рис. 1.4, б) выполняется с погружным насосом и стандартным электродвигателем щитового исполнения, располагаемым над горизонтом воды на раме разрыхлительного устройства. Насос приводится через длинный вал.

Для условий, когда песчано-гравийные материалы из глубокого месторождения должны транспортироваться на значительные расстояния, представляет интерес схема, использующая автономную плавучую станцию. Наличие в парке машин производственной организации такой автономной станции позволит рационально организовать гидротранспортные работы.

В тресте Гидромеханизация Минэнерго создано сменное грунтозаборное устройство, оборудованное погружным грунтовым насосом (предназначенное для земснаряда 350-50Л) с трансмиссией, которая представляет собой двухопорный сварной пустотелый вал из трубы диаметром 325×25 мм, длиной 8 м. В Камском СУ треста Гидромеханизация работают земснаряды 350-50Л с погружными бустерными грунтовыми насосами типа 16Р-9М. На этих земснарядах погружные насосы работают с последовательно включенным трюмным насосом типа 20Р-11 в качестве перекачивающего.

В эксплуатации находятся также земснаряды (в Чебоксарском и Куйбышевском СУ), в которых в качестве погружной машины используются насосы 20Р-11 со стандартным рабочим колесом, имеющим диаметр 1250 мм, и электродвигателем мощностью 630 кВт с частотой вращения 370 мин-1. Насосы при напоре 30 м вод. ст. обеспечивают производительность по пульпе 4000 м3/ч. Таким образом, в этой машине в качестве погружного и бустерного насосов используются насосы одного типоразмера. Грунтозаборное устройство с водоизмещающей рамой навешивается на земснаряд 350-50Л. Глубина разработки свободным всасом достигает 16 м.

Двухступенчатая схема с насосами одинакового типоразмера (насосы ГРУ-2000/63) осуществлена на земснаряде П-1 Ярославского СУ Минмонтажспецстроя СССР. Снижение напора погружного насоса достигнуто за счет применения рабочего колеса уменьшенного диаметра (900 мм вместо номинального диаметра 1000 мм), приводимого от электродвигателя с частотой вращения 750 мин-1 через редуктор с передаточным отношением 1 :2. В результате напор при подаче пульпы 2500 м3/ч составил 12 м вод. ст. Указанные мероприятия по снижению напора позволили уменьшить мощность и массу электродвигателя, тем самым обеспечив возможность размещения бустерной установки на раме при ограниченном запасе плавучести земснаряда. Для привода главного насоса той же марки ГРУ-2000/63, но с рабочим колесом номинального диаметра (вторая ступень) использовался электродвигатель мощностью 800 кВт с частотой вращения 590 мин-1.

Известными недостатками двухступенчатой схемы являются повышенный расход электроэнергии, утяжеление земснаряда и снижение его надежности из-за наличия и взаимодействия двух насосных агрегатов. При этом необходимо отметить, что, согласно проведенному ВНИИГСом исследованию, специфическим производственным условиям на строительных объектах Мин-монтажспецстроя в 75% случаев соответствуют дальность транспортирования до 1500 м и высота подъема пульпы менее 10 м, то есть в этих условиях применения вспомогательного насоса как источника дополнительного напора не требуется. Поэтому здесь имеются перспективы для внедрения земснаряда с одноступенчатой гидротранспортной установкой погружного типа для разработки грунтов I—IV категорий с глубины до 25 м.

Такого типа земснаряд имеется в Ульяновском СУ. На его раме установлен серийный грунтовый насос ГРУ-2000/63, в качестве привода использован электродвигатель АКН-2-15—69-10У4 мощностью 800 кВт с частотой вращения 590 мин-1, смонтированный в верхней части рамы земснаряда. Трансмиссия включает промежуточный вал с двумя опорами на подшипниках качения и два карданных звена от автомобиля БелАЗ-640А, соединяющих промежуточный вал с грунтовым насосом и электродвигателем. При предельном заглублении 25 м ось насоса оказывается на глубине 6,1 м, а электродвигатель остается над водой.

Грунтоприемное устройство земснаряда оборудовано эжектором конструкции ВНИИНеруда, к которому подается вода насосом марки 300—Д90. Применение эжектирования обусловлено необходимостью освобождения рамы при завале ее грунтом обрушившегося забоя. В нормальных условиях вода к эжектору не подается и его роль сводится к защите всасывающей трубы от попадания в нее крупногабаритных включений.

В системе Минстройматериалов СССР внедрены установки по схеме (рис. 1.4, а). Проведена опытно-промышленная эксплуатация моноблочного агрегата грунтового насоса 16ГрУТ-8М с погружным электродвигателем марки АНСК-16-60-12 мощностью 1000 кВт и частотой вращения 500 мин., разработанного ЦПКТБ КЭМ Минэлектротехпрома.


Читать далее:

Категория: - Непрерывный транпорт





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Технико-экономические показатели непрерывного транспорта
Перспективы применения канатно-подвесного транспорта
Развитие канатно-подвесного транспорта в промышленности строительных материалов
Опыт проектирования и эксплуатации канатно-подвесного транспорта
Расчет и выбор параметров грузовых подвесных канатных дорог
Устройство и схемы кольцевых ГПКД
Основные параметры и схемы канатно-подвесного транспорта
Перспективы развития конвейерного транспорта
Мероприятия по улучшению эксплуатации конвейерных лент
Нормирование расхода конвейерных лент


Остались вопросы по теме:
"Гидротранспортные системы земснарядов по добыче нерудных материалов из глубоких месторождений"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы