Строительные машины и оборудование, справочник






Главные лебедки экскаватора


Категория:
   Эксплуатация экскаваторов


Главные лебедки экскаватора

Главная лебедка экскаватора осуществляет движения основного рабочего оборудования.

Например, при оборудовании:
– прямая лопата — подъем ковша и вгвдвижение рукояти (у лопат с напорным механизмом) или наклон стрелы (у лопат с маятниковым напором);
– обратная лопата — подтягивание ковша и подъем стрелы;
– драглайн — подтягивание и подъем ковша;
– грейфер — замыкание челюстей и подъем грейфера (ковша) и т. д.

Главная лебедка состоит из двух управляемых независимо один от другого механизмов, которые можно при необходимости подключать к главной трансмиссии экскаватора или останавливать. Эти механизмы могут быть размещены либо на одном валу (одно-вальная лебедка), либо на двух параллельных валах (двухваль-ная лебедка). Лебедками они называются потому, что почти при всех видах рабочего оборудования их используют для наматывания канатов на барабаны. Механизмы главной лебедки включают фрикционами, останавливают тормозами.



На рис. 54 показана конструкция одновальной главной лебедки экскаваторов Э-1251А и Э-1252А и других при оборудовании прямой лопатой. На валу укреплено на шпонке зубчатое колесо, непрерывно вращающееся вместе с валом, крестовиной 8 и двумя фрикционными лентами ленточных фрикционов наружного типа. Одна из лент смонтирована на зубчатом колесе, а вторая лента (на рисунке не показана) — на крестовине. Оба фрикциона открытого типа удерживаются в выключенном положении возвратными пружинами (на рисунке не видны), воздействующими на рычаги. При включении фрикциона гидравлическим цилиндром, шток которого нажимает на рычаг, лента, закрепленная концами на пальцах, затягивается вокруг шкива, свободно вращающегося на валу. При этом шкив начинает вращаться с валом, а вместе с ним вращается и сдвоенная звездочка. От звездочки движение цепью передается напорному механизму. Таким образом выдвигается рукоять ковша.

Напорный механизм останавливают тормозной лентой, закрепленной на поворотной платформе и охватывающей часть шкива находящуюся между фрикционной лентой и звездочкой.

Вал главной лебедки опирается на два сферических подшипника, обоймы которых укреплены в станине.

Барабан, с помощью которого поднимают ковш, свободно вращается на валу. Барабан включают второй фрикционной лентой, смонтированной на крестовине. Барабан тормозят ленточным тормозом, расположенным рядом с фрикционной лентой.

Барабан состоит из двух половин и имеет продольный разъем, благодаря чему может быть легко заменен другим при работе с иным видом рабочего оборудования. К шкиву также может быть прикреплен барабан, для чего внутри шкива сделаны отверстия. Таким образом, главная лебедка может быть легко переоборудована для работы с любым видом сменного рабочего оборудования.

Фрикционы главной лебедки включают через систему рычагов, работающих под воздействием масла, подаваемого под давлением в гидравлические цилиндры 14, один из которых укреплен на зубчатом колесе, а второй — на крестовине. К каждому из этих цилиндров масло подводят через продольное сверление, идущее от ближнего торца вала, а затем по трубке, соединяющей канал вала и полость гидравлического цилиндра. В каналы, расположенные по оси вала, масло подают с обоих торцов вала через вращающиеся соединения, которые позволяют избежать утечек при подводе масла от неподвижной трубки к вращающемуся валу.

Рис. 54. Одновальная главная лебедка:
1 — шкив, 2 — сдвоенная звездочка напорного механизма, 3 —.сменный барабан, 4 — вал, 5 —станина, 6 —- трубка гидравлической системы управления, 7 — вращающееся соединение, 8 — крестовина, 9, 11 — пальцы, 10 — зубчатое колесо, 12 — рычаг, 13 — шток, 14 — гидравлический цилиндр, 15 — лента фрикциона

На рис. 55 показана конструкция двухвальной главной лебедки экскаватора Э-352А. Механизмы этой лебедки смонтированы на двух параллельных валах, приводимых в движение зубчатыми колесами, входящими в состав главной трансмиссии экскаватора. Установленный на валу барабан называется тяговым, так как его используют для навивки тягового каната при работе с обратной лопатой и драглайном. Во время работы прямой лопатой на барабан навивают канат подъема ковша, а во время работы крановым оборудованием — канат подъема груза (грузовой).

Барабан свободно, на подшипниках, вращается на валу. На одном конце барабана установлен тормозной шкив, используемый для затормаживания барабана ленточным тормозом наружного типа (на рисунке тормозная лента не показана). На противоположном конце барабана симметрично расположен шкив, аналогичный тормозному, но используемый в качестве фрикционного — его охватывает фрикционная лента, укрепленная на зубчатом колесе и вращающаяся вместе с ним. Таким образом, при помощи фрикционной ленты и тормозной ленты, охватывающей шкив, можно заставить вращаться барабан вместе с валом или затормозить его. Торможения достаточно при работе прямой и обратной лопатами, драглайном и грейфером. Однако при работе крановым оборудованием необходимо заставить барабан вращаться не только в направлении подъема груза, но и в противоположном. Это может понадобиться в двух случаях: для принудительного опускания крюка, недостаточно тяжелого для спуска под влиянием собственного веса, или для опускания тяжелого груза на режиме двигателя, что более безопасно, чем спуск на тормозе.

Рис. 55. Двухвальная главная лебедка:
1 — червяк, 2 — корпус червячной передачи, 3 — подшипники, 4 — венец червячного колеса, 5 — стрелоподъемный барабан, 6, 23. 28 — тормозные шкивы, 7— подъемный барабан, 8 —- пальцы, 9 — рычаг. 10 — тяга, —рычаг возвратной пружины, 12 — возвратная пружина, 13 — сбегающий конец ленты, 14 и 17 — зубчатые колеса, 15 — шкив сервофрикционного механизма, 16, 22, 27 — валы, 18 — фрикционная лента, 19 — механизм открывания днища ковша, 20 — фрикционный шкив, 21—тяговый барабан, 24 — солнечная шестерня, 25 — игольчатый подшипник, 26 — сателлитная шестерня

Для реверсирования барабана на валу установлен планетарный механизм, состоящий из находящихся в постоянном зацеплении шестерен и венца с внутренними зубьями. Шестерня жестко закреплена на валу; шестерни (сателлитные) свободно вращаются на осях, укрепленных на диске тормозного шкива, установленного на игольчатых подшипниках и свободно вращающегося на валу. Зубчатый венец присоединен к барабану болтами.

Планетарный механизм действует следующим образом. При включенной фрикционной ленте барабан, а следовательно, и зубчатый венец, так же как и шестерня, вращаются совместно с валом. С ними вместе вращаются сателлитные шестерни с тормозным шкивом. Тормозная лента шкива должна быть выключена.

Если выключить фрикционную ленту и затормозить шкив, то шестерня, вращаясь вместе с валом, передаст через сателлитные шестерни, оси которых теперь неподвижны, вращение зубчатому венцу. Венец с барабаном будет вращаться навстречу валу. Так осуществляется реверсирование барабана.

При заторможенном барабане шкив будет свободно вращаться в ту же сторону, что и вал, но с меньшей скоростью, что явится следствием обкатывания сателлитных шестерен по неподвижному венцу барабана. На противоположном конце вала смонтирован механизм открывания днища ковша.

На валу расположен подъемный барабан, предназначенный для навивки подъемного каната при работе обратной лопатой и драглайном, а также каната подъема стрелы во время работы прямой лопатой. На обоих концах барабана аналогично тому, как это сделано на барабане, установлены тормозной шкив и фрикционный шкив. Размеры и конструкции ленточных фрикционов наружного типа для включения барабанов одинаковы. Ленточные тормоза наружного типа также не отличаются один от другого. Набегающие концы фрикционных лент укреплены на пальцах, а сбегающий конец каждой из лент перемещается поворотом рычага, соединенного регулируемой тягой с подвижным концом ленты. Фрикцион выключается возвратной пружиной, действующей на конец рычага.

Лента должна быть затянута со значительным усилием, поэтому ее включают сервофрикционным (усилительным) механизмом, тормозной шкив которого показан на рисунке. Этот механизм иногда цазывают сервофрикционом. Он относится л группе механизмов, используемых в системах управления экскаватором для облегчения управления.

Кроме входящего в состав главной лебедки подъемного барабана, на валу расположен стрелоподъемный барабан, жестко соединенный с червячным венцом и вместе с ним свободно вращающийся на подшипниках.

Стрелоподъемный барабан вращается независимо от вала и барабана и приводится в движение от вала через червяк, находящийся в постоянном зацеплении с червячным венцом. Червячная передача заключена в корпус и находится в масляной ванне.

Вал вращается в обоих направлениях, что позволяет поднимать или опускать стрелу. Тормозной шкив, жестко закрепленный на валу, постоянно притормаживается наружной лентой (не показанной на рисунке) тормоза замкнутого типа. Назначение этого тормоза — предохранять выключенный стрелоподъемный механизм от проворачивания при вибрации машины в работе.

Оба вала опираются на сферические подшипники, закрепленные в станинах поворотной платформы экскаватора. Подшипники смазывают при помощи пресса для густой смазки через пресс-масленки, расположенные в торцах валов. Смазка поступает к подшипникам через сверления в валах.

На современных отечественных универсальных экскаваторах больше всего распространены одновальные главные лебедки.

Читать далее:

Категория: - Эксплуатация экскаваторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины