Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автобусы и специальные автомобили

Публикация:
   Городской автобус ЗИЛ-158в

Читать далее:




Городской автобус ЗИЛ-158в

Выпускаемый Ликинским автобусным заводом автобус ЗИЛ-158В предназначен для городских пассажирских перевозок; общая вместимость автобуса 60 мест, из них 32 места для сидения.

Рис. 1. Общая компоновка и размещение механизмов автобуса ЗИЛ-158В: 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 — карданная передача; 5 — задний ведущий мост; 6 — задняя рессорная подвеска; 7 — промежуточная опора карданной передачи; 8 — передняя рессорная подвеска; 9 — балка передней оси; 10 — рулевое колесо

Кузов вагонного типа цельнометаллический, несущий, собранный на жестком основании, заменяющем собой раму. Кузов имеет большую остекленную поверхность. Потолок снабжен тремя люками для вентиляции в летнее время. В автобусе использованы ряд механизмов и агрегатов грузовых автомобилей ЗИЛ.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:






Расположение двигателя и механизмов шасси на автобусе показано на рис. 1.

Двигатель размещен в передней части кузова в кабине водителя с правой стороны. На автобусе установлен шестицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-158B мощностью 110 л. е., развиваемой при числе оборотов 2800 в минуту.

Конструкция двигателя аналогична конструкции двигателя ЗИЛ-157К, но имеет некоторые отличия. Изменена форма поддона картера, что связано с условиями размещения двигателя в кузове над передней осью. В системе охлаждения изменена конструкция соединительных патрубков радиатора. Заливная горловина радиатора выведена к люку на правой стенке кузова.

К системе охлаждения двигателя присоединена отопительная система кузова. Отопительная система состоит из радиатора-отопителя, соединенного с радиатором двигателя, вентилятора, приводимого в действие от двигателя, и коробчатого воздухопровода, проходящего вдоль левого борта кузова. Регулировка отопительной системы осуществляется заслонкой воздухопровода. Для выключения системы имеется магистральный вентиль на верхнем патрубке основного радиатора. Все части отопительной системы расположены с правой стороны двигателя.

На двигатель установлен карбюратор типа К-84М без ограничителя числа оборотов, воздухоочиститель ВМ-15 и бензиновый диафрагменный насос типа Б-9.

Топливный бак емкостью 150 л крепится на кронштейнах с левой стороны основания кузова автобуса.

В электрооборудование ввиду значительного количества потребителей на автобусе включен генератор Г-2Б повышенной мощности (750 в) переменного тока. Применение генератора такого типа позволило при сравнительно небольших его размерах и весе обеспечить необходимую мощность. Для получения постоянного тока, необходимого для зарядки аккумуляторной батареи, применен селеновый выпрямитель РС-300. Регулировка работы генератора осуществляется с помощью реле-регулятора РР-5, в который входят реле включения, ограничитель тока и два регулятора напряжения.

Параллельно с генератором в сеть включена аккумуляторная батарея, состоящая из двух секций, соединенных параллельно. В каждой секции поставлены две шестивольтовые батареи 3-СТ-84-ПД, соединенные между собой последовательно. Напряжение в системе электрооборудования 12 в.

Аккумуляторная батарея, кроме питания потребителей, питает также обмотки возбуждения генератора, намотанные на его роторе. В группу источников тока включены также предохранители и амперметр.

Схема соединения всех частей группы источников тока показана на рис. 468.

Включение всей установки переменного тока к аккумуляторной батарее производится при включении зажигания с помощью замка зажигания и реле включения.

Генератор переменного тока Г-2Б является трехфазным, синхронным, с электромагнитным возбуждением, питаемым от аккумуляторной батареи.

Рис. 2. Схема соединения частей группы источников тока электрооборудования автобуса ЗИЛ-158В: 1 — генератор переменного тока; 2 — обмотки статора; 3 — обмотки ротора; 4 — выпрямитель тока; 6 — реле-регулятор;

Генератор состоит из статора с катушками, ротора с обмотками возбуждения и вала.

Статор имеет две крышки, между которыми закреплены железные сердечники. Обе крышки стягиваются шпильками. На сердечниках статора намотано катушек, объединенных в три секции, по шесть катушек в секции. Каждая секция образует фазу. Все три фазы соединены параллельно в звезду, т. е. начала всех обмоток соединены вместе, а выводы от каждой секции присоединены к трем отдельным клеммам на статоре. Ротор состоит из двух половин, закрепленных на валу; каждая половина имеет шесть полюсов клювообразной формы. Клювы одной половины входят в промежутки между клювами другой половины, образуя всего полюсов, вращающихся между сердечниками катушек статора. Между обеими половинами на роторе расположены две обмотки возбуждения, намагничивающие полюсы. Общее начало обеих обмоток возбуждения и концы катушек присоединены к трем коллекторным-кольцам, закрепленным изолированно на валу ротора.

Рис. 3. Генератор переменного тока Г-2Б автобуса ЗИЛ-158В: а — конструкция; б — схема включения обмоток статора и ротора

Рис. 4. Реле-регулятор РР-5 электрооборудования автобуса ЗИЛ-158В

Рис. 5. Схема электрооборудования автобусов

Вал установлен в крышках статора на шарикоподшипниках. К подшипникам в крышках проходят смазочные каналы. К коллекторным кольцам прижимаются щетки, установленные в щеткодержателях, расположенных в малой крышке. Щеткодержатели снабжены выводными клеммами. Щетка, которая через кольцо соединена с общим концом обмоток возбуждения, соединяется с массой.

На другом конце вала закреплен приводной шкив с крыльчаткой, обеспечивающей проточную вентиляцию генератора. Электрическая схема генератора приведена на рис. 3, б.

Генератор крепится на кронштейне двигателя и приводится в действие через ременную передачу.

Генератор переменного тока рассмотренной конструкции по сравнению с генераторами постоянного тока имеет значительно меньший вес и размеры, обеспечивает отдачу тока при меньших числах оборотов двигателя, создавая лучшие условия для работы аккумуляторной батареи, и обладает большей надежностью действия.

Селеновый выпрямитель типа РС-300 собран по трехфазной схеме и состоит из 18 элементов. Элементы соединены в шесть плеч по два плеча на фазу. В каждом плече установлено по три элемента.

Каждый элемент представляет собой алюминиевую квадратную пластину. На одну сторону пластины нанесен тонкий слой селена, который, в свою очередь, покрыт тонким слоем специального легкоплавкого металла. К обеим поверхностям пластины присоединены токо-снимающие латунные шайбы лепестковой и круглой формы. Токоснимающие шайбы отдельных элементов соединены проводниками.

Селеновый слой, нанесенный на пластины, обладает тем свойством, что он пропускает ток только в одном направлении; поэтому, если подвести к одной поверхности такой пластины переменный ток, с другой ее поверхности будет сниматься постоянный ток.

На выводном щитке выпрямителя расположены три токоподводящие клеммы, соединенные проводами с соответствующими тремя клеммами статора генератора, и две выводные клеммы постоянного тока. Клемма со знаком минус соединяется на массу автомобиля, а клемма со знаком плюс присоединяется к клемме Я реле-регулятора и через него с внешней сетью и потребителями. Селеновый выпрямитель установлен на

автобусе на вертикальной панели под арматурным щитом. Предусмотрен принудительный обдув выпрямителя воздухом с помощью вентилятора системы охлаждения двигателя.

Реле-регулятор типа РР-5 малогабаритный, представляет собой основание, на котором на изоляционных прокладках закреплены реле включения, ограничитель тока и два регулятора напряжения. На корпусе расположены пять выводных клемм, имеющих буквенные обозначения; Б, 3, Я, Ш1 и Ш.2 (две клеммы). Сверху все приборы закрыты крышкой. На нижней части корпуса расположены добавочные сопротивления.

На сердечнике реЛе включения РВ намотана обмотка. Один конец обмотки присоединен на массу, а другой — к клемме. К клемме присоединен провод от замка зажигания, а к клемме Б — от батареи и внешней сети. При включении зажигания по обмотке реле проходит ток и его контакты 8 замыкаются, включая генератор с выпрямителем в сеть.

Ограничитель тока ОТ имеет две обмотки: основную, через которую проходит ток нагрузки генератора, и ускоряющую обмотку 10. Один конец основной обмотки соединен с неподвижным контактом реле включения РВ, а другой — с клеммой, соединенной проводом с плюсовой клеммой выпрямителя. Ограничитель предохраняет генератор от перегрузки, ограничивая предельный ток генератора в пределах 55—65 а.

Каждый регулятор напряжения (РНх и РН2) имеет две обмотки: намагничивающую и выравнивающую. Ярмо каждого регулятора напряжения и подвижный его контакт соединены через выравнивающую обмотку с клеммой Ш, соединенной проводом с клеммой щеткц генератора. Неподвижный контакт регулятора напряжения соединен проводом через добавочное сопротивление с основной обмоткой ограничителя тока И при замкнутом реле включения — с батареей, от которой осуществляется питание обмоток возбуждения генератора. Каждый регулятор уста: навливает необходимый ток в соответствующей секции обмотки возбуждения ротора генератора, включая в цепь обмотки добавочные сопротивления и поддерживая напряжение генератора на постоянном уровне в пределах около 14—15 в при переменном числе оборотов генератора.

Для пуска двигателя служит стартер СТ-15 с электромагнитным дистанционным включением.

Система освещения автобуса значительно усложнена и включает наружное и внутреннее освещение кузова с большим количеством световых точек, переключателей и предохранителей.

В силовой передаче автобуса использованы агрегаты автомобиля ЗИЛ-130 с некоторыми изменениями. Изменена конструкция привода сцепления вследствие бокового расположения двигателя и конструкция механизма переключения передач. Так как двигатель расположен сбоку, рычаг переключения передач установлен отдельно от коробки передач и с помощью тяги и карданного шарнира соединен с переключающим механизмом коробки. На крышке картера коробки передач прикреплен кронштейн. В кронштейне установлен подвижный валик, на внутреннем конце которого закреплен рычаг. Конец рычага входит в пазы кареток переключающих вилок. С наружным концом вадика соединен карданный шарнир, связанный с тягой рычага переключения передач.

Карданная передача включает три карданных вала. Первый и второй карданные валы подвешены на промежуточных опорах, закрепленных на поперечных балках основания кузова. Каждая опора выполнена в виде шарикоподшипника, снабженного по бокам уплотнениями и установленного на резиновой подушке в кронштейне (типа ЗИЛ-130).

Передаточное число главной передачи заднего ведущего моста увеличено и равно 7,63.

В ходовой части передняя ось со ступицами колес имеет такую же конструкцию, как передняя ось со ступицами колес автомобиля ЗИЛ-130. Опорный подшипник поворотного кулака роликовый конический. Передняя и задняя подвески автобуса выполнены в виде четырех продольных рессор. Передний конец каждой рессоры при помощи пальца присоединен к кронштейну, закрепленному на балках основания кузова, а задний конец — при помощи серьги с двумя пальцами. Все пальцы резьбовые одинаковой конструкции, установлены в резьбовых втулках. Рессоры в средней части присоединены снизу к площадкам балок переднего и заднего мостов при помощи стремянок.

Рис. 6. Механизм дистанционного переключения коробкп передач автобуса ЗИЛ-158В

В переднюю и заднюю подвески входят гидравлические амортизаторы двустороннего действия.

На автобусе установлены шины размером 11,00—20. Давление в шинах передних колес 5 кГ/см2, задних колес — 3,5 кГ/см2.

К механизмам управления относятся рулевое управление и тормозная ситема. Конструкция рулевого управления аналогична конструкции рулевого управления автомобиля ЗИЛ-164А. Ввиду того что рулевой механизм расположен перед передней осью автомобиля, продольная рулевая тяга от рулевой сошки идет назад к рулевому рычагу левой поворотной цапфй.

Тормозная система имеет нояшой тормоз с пневматическим приводом и ручной барабанно-колодочный центральный тормоз. Барабан центрального тормоза укреплен на заднем конце вторичного вала коробки передач. Конструкция – устройств тормозной системы в основном такая же, как конструкция устройств тормозной системы автомобиля ЗИЛ-130. Тормозной кран одинарный.

Рис. 7. Схема пневматического оборудования автобуса ЗИЛ-158В

Рис. 8. Органы управления и контрольные приборы автобуса ЗИЛ-158В: 1 — манометр двухстрелочный; 2 — контрольная лампа стоп-сигнала; 3 — амперметр; 4 — сигнальная лампа указателей поворота; 5 — указатель температуры воды системы охлаждения двигателя; 6 — сигнальная лампа «Дверь открыта»; 7 — спидометр; 8 — переключатель указателей поворота; 9 — включатели стеклоочистителей; 10 — биметаллический кнопочный предохранитель на 70 а; 11 — биметаллический кнопочный предохранитель на 20 а цепи сигналов; 12 — включатель зажигания; 13 — главный переключатель света; 14 — блоки включателей; 15 — включатель электродвигателя отопителя; 16 — включатель стартера; 17 — биметаллический кнопочный предохранитель на 30 а цепи электродвигателя отопителя; 18 — кнопка ручного управления воздушной заслонкой карбюратора; 19 — штепсельная розетка переносной лампы; 20 — рычаг переключения передач; 21 — педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора; 22 — педаль тормоза; 23 — рычаг ручного тормоза; 24 — кран управления дверями; 25 — ножной переключатель света; 26 — педаль сцепления; 27 — рулевое колесо; 28 — кнопка сигнала

В систему пневматического оборудования, кроме тормозной системы, включены механизмы открывания дверей.

В пневматическое оборудование входят: механизм открывания задних дверей; тормозные камеры задних колес; воздухопроводы; тормозной кран; тормозные камеры передних колес; кран управления дверьми от водителя; манометр; воздушний компрессор; регулятор давления; механизм открывания передних дверей; кран отбора воздуха; воздушные баллоны; сливной кран; предохранительный клапан; кран управления дверьми от кондуктора.

Расположение органов управления автобусом и контрольных приборов в кабине водителя показано на рис. 8.

На Ликинском заводе начато производство городского автобуса ЛИАЗ-677, имеющего 77 мест для сиденья и общую вместимость до 108 человек. На автобусе установлен V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-375 мощностью 180 л. с.

В трансмиссии применена гидромеханическая передача, значительно облегчающая работу водителя.

Рулевое управление снабжено гидроусилителем. Тормозная система имеет пневмогидравлический привод. В подвеске автомобиля применены пневматические упругие элементы.

Рекламные предложения:







Читать далее:

Категория: - Автобусы и специальные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Городской автобус ЗИЛ-158в"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника