Строительные машины и оборудование, справочник





Грейдеры, автогрейдеры

Категория:
   Дорожные машины 2



Грейдеры, автогрейдеры

Грейдерами называют прицепные машинм, работающие в сцепе с гусеничными тракторами или тягачами, автогрейдерами — самоходные грейдеры. Все операции осуществляются с помощью рабочего органа — отвала с ножом, располагающегося между колесной базой машины. Отвал может иметь различные установки в плане и вертикальной плоскости, а также значительный вынос в сторону, что позволяет выполнять самые разнообразные работы по резанию и перемещению грунта, а также сыпучих материалов (песка, гравия, снега и др.).

Грейдеры классифицируют по ходовому оборудованию и типу управления. По ходовому оборудованию различают грейдеры на металлических колесах и на колесах с пневмошинами. По типу управления рабочими органами выделяют грейдеры с механическим или гидравлическим управлением.

Автогрейдеры классифицируют по массе (главному параметру), числу колесных осей и типу колесной схемы, системе управления рабочими органами, типу трансмиссии и управления поворотом колес.

По массе машины различают легкие, средние и тяжелые автогрейдеры. Принятая для ходовой части колесная схема определяется в зависимости от колесной формулы А X Б X В, где А — число осей с управляемыми колесами, Б — число ведущих осей, В — общее число осей. Легкие авто грейдеры могут иметь колесную формулу 1×2×3 и 1×2×2; средние — 1 X 2 х 3 и 2×2×2, тяжелые —1×2×3, 1×3×3 и 3×3×3. Наибольшее распространение получили автогрейдеры всех типоразмеров с колесной формулой 1×2×3.

Привод механизмов управления отвалом с ножом может быть механическим или гидравлическим. По типу трансмиссии различают автогрейдеры с механической и гидромеханической трансмиссией. Для осуществления поворота управляемых колес на автогрейдерах устанавливают либо гидравлическое, либо механическое рулевое управление. Механическое управление часто снабжается гидравлическим или пневматическим усилителем.

Таблица 1
Техническая характеристика грейдеров

Примечания:
1. На базе модели ДЗ-99-1 могут выпускаться модификации с ручным управлением ДЗ-99-1-4, с системами автоматики «Профиль 1» ДЗ-99-1-2 и «Профиль 2» ДЗ-99-1-1, с двигателем мощностью 60 л. с. ДЗ-99-22 в аналогичном исполнении, с гидромеханической трансмиссией ДЗ-99А-1-4.
2. На базе модели ДЗ-31-1 могут ввгаускаться модификации с гидромеханической трансмиссией (ДЗ-31-2).
3. На базе модели ДЗ-98 могут выпускаться модификации ДЗ-98-1 с двигателем мощностью 165 л. с.

Прицепные грейдеры для работы с тракторами должны изготовляться двух типов: I — рассчитанные на работу с тяговым усилием 3—4 тс при скорости 2—4 км/ч; II — рассчитанные на работу с тяговым усилием 10—12 тс при скорости 2—3,5 км/ч. Серийно выпускаются тяжелый грейдер ДЗ-1 (Д-20БМ) и легкий ДЗ-б (Д-241А).

ГОСТ 9420—69 предусматривает три типа автогрейдеров: легкий — массой Эти мощностью 75—90 л. с. для патрульных и планировочных работ; средний — массой 13 т и мощностью 120— 150 л. с. для профилировки, реконструкции дорог и смешения материалов на месте; тяжелый — массой 19 т и мощностью 250 — 300 л. с. для строительства дорог и земляных работ.

В настоящее время серийно выпускаются:
— легкий автогрейдер ДЗ-99 (Д-710Б) в различных модификациях, в том числе с двигателем мощностью 90 л. с; с ручным управлением (ДЗ-99-1-4) с системой автоматики «Профиль 1» (ДЗ-99-1-2), с системой автоматики «Профиль 2» (ДЗ-99-1-2);
— с двигателем мощностью 60 л. с: с системой автоматики «Профиль 1» (ДЗ-99-2-2), с ручным управлением (ДЗ-99-2-4), а также модификация с двигателем мощностью 90 л. с. с гидромеханической трансмиссией (ДЗ-99А-1-4);
средний автогрейдер ДЗ-31-1 (Д-557-1) и его модификация с гидромеханической трансмиссией (ДЗ-31-2);
— тяжелый автогрейдер ДЗ-98 (Д-395В) и его модификация с двигателем мощностью 165 л. с. (ДЗ-98-1).

Осваивается производство средних (ДЗ-122) и тяжелых автогрейдеров с гидромеханической трансмиссией (ДЗ-105).

Краткая техническая характеристика грейдеров и автогрейдеров приведена в табл. 1.

Автогрейдеры — самоходные машины, оборудованные высокоподвижным отвалом, что определило их широкое применение для профилирования и отделки земляного полотна, возведения невысоких насыпей (до 0,6 м) с подачей грунта из боковых резервов, выполнения планировочных и других работ.

В зависимости от мощности установленного двигателя и массы машины автогрейдеры подразделяются на четыре типа: легкие (63 л. е., 7—9 т), средние (100 л. е., 10—12 т), тяжелые (160 л. е., 13—15 т) и особо тяжелые (250 л. с. и более, 17—23 т).1

Автогрейдеры различают и по колесной схеме (формуле) ходового оборудования, обозначаемой А X Б X В (А — число осей с управляемыми колесами; Б — число осей с ведущими колесами: В — общее число осей машины). Наиболее распространена схема 1 X 2 X 3, но применяются также и схемы: для легких автогрейдеров 1×2×2, средних 2×2×2, тяжелых 1 х 3 X 3 и особо тяжелых 3×3×3.

На автогрейдерах применяются механическая и гидравлическая системы управления. Наиболее распространена гидравлическая система. Кроме основного рабочего оборудования — отвала, на автогрейдеры устанавливают дополнительное оборудование (удлинители отвала, откосники, кирковщики), а также сменные рабочие органы (бульдозерный отвал, снегоочиститель, дорожную фрезу и т. д.)

Легкие автогрейдеры используются в основном для ремонта и содержания дорог, средние — для строительства дорог в легких и средних грунтах и среднего ремонта дорог, тяжелые — при больших объемах дорожных работ, для планирования больших площадок и работы на тяжелых грунтах.

Автогрейдеры выпускаются с единой конструктивной схемой и состоят (рис. 136) из основной рамы, тяговой рамы, поворотного круга с отвалом, двигателя, ходового оборудования и системы управления.

Основная рама оснащена трехточечной подвеской и состоит из передней части, изготовленной из стальной трубы, и задней части, состоящей из двух соединенных между собой продольных лонжеронов.

К трубе рамы приварены кронштейны крепления гидроцилиндров подъема и выноса отвала. Спереди смонтированы передний мост , тяговая рама, отвал бульдозера и гидроцилиндры управления.

На лонжеронах рамы закреплены двигатель, кабина управления, кронштейн блока трансмиссии и балансиры заднего моста.

Рабочие органы автогрейдера приводятся в действие следующим образом. От двигателя через муфту сцепления движение передается на коробку передач, а от нее через главную передачу и бортовые редукторы — на ходовые колеса.

Трехточечная подвеска рамы, отсутствие дифференциала в механизме привода колес и объединение их в балансирные тележки обеспечивают автогрейдеру плавность движения на неровностях, высокую проходимость и хорошие тяговые возможности.

Тяговая рама автогрейдера ДЗ-40 соединена с передней головкой основной рамы шаровым шарниром и подвешена к подъемным гидроцилиндрам на шаровых цапфах, что обеспечивает ей подвижность в двух плоскостях. Разнонаправленным включением подъемных гидроцилиндров поворачивают тяговую раму с отвалом в пределах до 90°. Тяговую раму в горизонтальной плоскости перемещают (вынос отвала в сторону) гидроцилиндром, соединяемым (в зависимости от направления выноса) с одной из шаровых цапф.

Поворотный круг с зубчатым венцом подвешен к тяговой раме при помощи трех поддерживающих башмаков. Он центрируется регулировочными болтами 18. Гидромотором через червячный редуктор поворотный круг с отвалом можно повернуть в плане на 360°.

Отвал автогрейдера изготовлен из листовой стали. К нижней и боковым кромкам его рабочей стороны прикреплены съемные ножи, а к тыльной стороне — трубчатые штанги, обхватываемые направляющими кронштейнов поворотного круга и зубчатых гребенок.

Рис. 1. Автогрейдер ДЗ-61А с гидравлическим управлением рабочими органами

Рис. 2. Кинематическая схема автогрейдера Д3-31

Рис. 3. Рабочее оборудование автогрейдера ДЗ-40

Включением гидроцилиндра, соединенного с шаровой цапфой, отвал перемещен поперек тяговой рамы, что увеличивает его вынос в сторону.

Перестановкой шаровой цапфы на отвале вынос можно увеличить.

Угол резания в пределах 30—70° регулируют перестановкой зубчатой гребенки.

Прикрепленный к кронштейнам поворотного круга кирковщик, предназначенный для предварительного рыхления плотных и тяжелых грунтов, фиксируется в-транспортном положении пальцами.

Для увеличения боковой устойчивости .ведомые оси автогрейдеров оснащаются обычно механизмом наклона колес в вертикальной плоскости.

Для работы в тяжелых условиях (сложный профиль, глинистые влажные грунты, и т. д.) продолжают использовать прицепляемые к гусеничным тракторам грейдеры, оборудуемые гидравлическим управлением рабочими органами.


Читать далее:

Категория: - Дорожные машины 2





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины