Строительные машины и оборудование, справочник






Грунтование


Категория:
   Ремонтное окрашивание автомобиля


Грунтование

Грунтование — нанесение слоя лакокрасочного материала, непосредственно контактирующего с подложкой. Целью грунтования является улучшение сцепления основного покрытия с подложкой, а также придание покрытиям дополнительных противокоррозионных свойств.

Для грунтования применяют лакокрасочные материалы, называемые грунтовками. По составу они отличаются от эмалей повышенным содержанием пигментов и тем, что пигменты в них применяются преимущественно противокоррозионные.

Основные требования к грунтовкам: хорошая адгезия к металлу и вышележащим слоям покрытия (эмалям и шпатлевкам) и высокие противокоррозионные свойства.



Защитные свойства грунтовок основаны прежде всего на пассивирующем действии противокоррозионных пигментов, входящих в их состав. Адгезионная прочность грунтовочных слоев обратно пропорциональна их толщине, поэтому грунтовки наносят тонким слоем, хотя при большей толщине они имели бы гораздо лучшие защитные свойства.

Перед употреблением грунтовку нужно тщательно перемешать, так как при хранении возможно оседание пигментов и в случае необходимости развести растворителем до рабочей вязкости. Готовую грунтовку следует профильтровать через 2-3 слоя марли или капроновой сетки. Если в грунтовку для ускорения высыхания требуется ввести сиккатив, то его нужно добавить непосредственно перед применением грунтовки.

Не подлежащие длительному хранению (обычно многоупаковочные) грунтовки составляют на месте их применения. К ним относятся протекторные, фосфатирующие, некоторые эпоксидные и полиуретановые грунтовки.

Для двухупаковочных эпоксидных грунтовок в качестве отвердителя чаще всего применяют 50%-ный раствор гек-саметилендиамина в спирте (отвердитель № 1) или полиэти-ленполиамины, которые вводят в количестве 8-10%.

Отвердителями в полиуретановых грунтовках служат обычно толуилендиизоцианат (продукт 102 т) и ДГУ. Учитывая малый срок хранения грунтовок с отвердителями, их рекомендуется приготовлять в небольших количествах, чтобы успеть использовать до загустевания.

Грунтовки нужно наносить на предварительно подготовленную и очищенную от ржавчины и чповых загрязнений поверхность слоями толщиной 20-25 мкс

Различают следующие основные виды грунтовок.

Грунтовки с инертными пигментами. Пигменты в этих грунтовках не реагируют с пленкообразующей основой и не влияют на коррозионный процесс. К ним относятся, например, грунтовки ГФ-021, ФЛ-03К, ФЛ-03КК, НЦ-081.

Пассивирующие грунтовки содержат пассивирующие пигменты: цинковые крона, хроматы и др. К грунтовкам этого типа относятся ГФ-017, ФЛ-03Ж, КФ-030. К ним же относится свинцово-суричная грунтовка, которую часто используют для защиты днища и крыльев автомобилей. Ее приготавливают перед употреблением, смешивая сухой свинцовый сурик с натуральной олифой или олифой “Оксоль” в соотношении 2:1 по массе. Эту грунтовку наносят только кистью. Вязкость грунтовки должна быть такая, чтобы после ее нанесения риски от кисти исчезали в течение 30-60 с. При использовании натуральной олифы рекомендуется добавлять в грунтовку 5—8 % (не более) уайт-спирита или скипидара для уменьшения вязкости.

Готовую свинцово-суричную грунтовку можно хранить при температуре до 10 °С – не более 14 сут, от 11 до 20 °С не более 7 сут, при более высокой температуре не более 3 сут. После этого срока грунтовка становится непригодной для применения. Расход 160-180 г/м2.

Протекторные грунтовки содержат металлический порошок с более отрицательным потенциалом, чем железо, обеспечивающий катодную защиту. К ним относятся грунтовки ПС-1 иЭП-057.

Грунтовка ЭП-057 предназначена для защиты от коррозии частей автомобиля, эксплуатируемых в самых жестких условиях: днище, нижняя поверхность крыльев и др. Представляет собой суспензию цинкового порошка в растворе эпоксидной смолы Э-41. За 30 мин до нанесения необходимо добавить на 100 массовых частей основы грунтовки 7 массовых частей отвердителя № 3. После введения отвердителя грунтовку нужно использовать в течение 6—8 ч.

Грунтовку ПС-1 приготавливают непосредственно перед употреблением, смешивая цинковую пыль с 10%-ным раствором полистирола в ксилоле из расчета 1,5 массовой части цинковой пыли на 1 массовую часть раствора.

Специально для защиты днища и крыльев автомобилей предназначена протекторная “Автогрунтовка цинконаполнен-ная”. Ее наносят как подслой под битумные, сланцевые и другие противокоррозионные составы для защиты днища.

Протекторные грунтовки обеспечивают длительную защиту в жестких коррозионных условиях и позволяют сваривать грунтованный металл.

Фосфатирующие грунтовки, применяемые по стали, цинку, меди, алюминию и его сплавам, магниевым сплавам, олову и другим металлам, представляют собой двухкомпо-нентные составы. Основной компонент – это суспензия пигментов в поливинилбутиральном спиртовом лаке, второй (кислотный разбавитель) — водно-спиртовой раствор орто-фосфорной кислоты. Перед применением грунтовки комно-

После этого срока грунтовка становится непригодной к употреблению, даже если она не загустела.

По слою фосфатирующей грунтовки нужно обязательно нанести второй слой грунтовки ГФ-021, ФЛ-ОЗК или другой.

Оптимальная толщина слоя фосфатирующих грунтовок 8-12 мкм. Более тонкие слои не обеспечивают фосфатирования, а более толстые имеют худшие защитные свойства. Необходимо помнить, что фосфатирующие грунтовки эффективны только при нанесении на чистый металл.

Фосфатирующие грунтовки можно применять как прослойку для лучшего сцепления покрытий из меламиноад-кидных эмалей с нитроэмалью. В этом случае кислотный разбавитель не добавляют.

В литературе имеются сведения, что добавление в грунтовку ВЛ-02 алюминиевой пудры в количестве 10 % по массе позволяет увеличить толщину покрытия без ухудшения адгезии и исключить нанесение второго слоя грунтовки.

Грунтовки-преобразователи ржавчины содержат в своем составе реакционно-способные компоненты, взаимодействующие с гидратированными оксидами железа с образованием нерастворимых соединений.

Грунтовки-преобразователи ржавчины (Э-ВА-01 ГИСИ, Э-ВА-0112, Э-ВА-013 ЖТ и др.) это, обычно, водные дисперсии полимеров (например, поливинилацетата), содержащие в качестве активного компонента кислоты (фосфорную, щавелевую) , танин, либо другие вещества, способные переводить ржавчину в неактивное в коррозионном отношении состояние. Эти грунтовки наносят на поверхность при температуре не ниже 15 °С распылением или кистью в 1—2 слоя. По высушенному слою грунтовки-преобразователя обязательно нужно нанести обычную грунтовку, например, ГФ-021.

Грунтовка-модификатор Э-ВА-01 ГИСИ предназначена для нанесения на ржавые стальные поверхности. Эта грунтовка является двухкомпонентной, состоящей из основы и 70%-ной ортофосфорной кислоты, которые перед нанесением нужно смешать в соотношении на 100 массовых частей основы 5—7 массовых частей кислоты. После смешивания компонентов грунтовку необходимо использовать в течение 18 ч.

Грунтовку Э-ВА-01 ГИСИ следует наносить на обезжиренную поверхность при температуре воздуха не ниже +10 °С (оптимальная температура 15-25 °С). Допускается нанесение грунтовки на влажную поверхность. После высыхания грунтовка Э-ВА-01 ГИСИ, нанесенная на ржавую поверхность, образует гладкую, без морщин пленку от зеленого до темно-синего цвета. В исходном состоянии грунтовка (основа) имеет вязкость 100-240 с.

Грунтовка Э-ВА-0112 может быть использована при OKpat шивании поверхностей со слоем ржавчины толщиной не более 100 мкм. Рекомендуется для грунтования изделий, эксплуатируемых в атмосферных условиях. Перед применением основу грунтовки нужно смешать с ортофосфорной кислотой из расчета на 100 массовых частей основы 3 массовые части 85%-ной ортофосфорной кислоты или 4 массовые чао-ти 70%-ной ортофосфорной кислоты. Перед нанесением смесь необходимо выдержать при 18-22 °С в тетение 1 ч. Срок хранения грунтовки после добавления кислоты не более 24 ч.

Автосредство “Феран” на алкидно-стирольной основе, может применяться не только для обработки ржавых поверхностей перед нанесением защитных составов, но и в качестве временного самостоятельного покрытия. Состав высыхает при комнатной температуре за 1,5-2 ч. При загустевании его разбавляют растворителями РС-2 или № 651. Расход 110— 130 г/м2.

Эффективность действия грунтовок-преобразователей определяется равномерностью распределения продуктов коррозии и однородностью их природы. Максимальная толщина слоя ржавчины, по которому можно наносить грунтовки 100 мкм. Грунтовки не пригодны для нанесения на поверхности, покрытые окалиной.

Покрытия, полученные с использованием этих грунтовок, по защитным свойствам обычно уступают покрытиям, нанесенным на очищенную от окислов железа поверхность.

Автолюбители при проведении ремонтного окрашивания чаще всего используют грунтовку ГФ-021. Она предназначена для грунтования металлических поверхностей под покрытия различными эмалями. Ее используют также в качестве промежуточного слоя для улучшения адгезии меламиноалкидных и нитроэмалей к эпоксидным шпатлевкам. По технологичности нанесения и сушки, а также по защитным свойствам грунтовка ГФ-021 соответствует требованиям, предъявляемым к матфналам для восстановительной окраски автомобилей. Наносить ее можно как краскораспылителем, так и кистью.

Грунтовка ГФ-021 имеет хорошую адгезию к металлу, шпатлевкам и покровным эмалям, хорошо шлифуется шкуркой, стойка к перепаду температур от -40 до +60 °С. Нитроэмали не вызывают сморщивания и растрескивания хорошо просушенной пленки грунтовки.

Грунтовку ГФ-021 под нитроэмали рекомендуется сушить при температуре 100-110 °С, так как в этом случае она устойчива к растворителям № 646, 647. Если возможности высушить грунтовку ГФ-021 при повышенной температуре нет, то продолжительность ее сушки до нанесения нитроэмали должна быть не менее 48 ч при 18—22 °С. Если грунтовка ГФ-021 недостаточно хорошо высушена, то пленка нитроэмали на ней будет сморщиваться. Покрытие, нанесенное по грунтовке после горячей сушки, будет иметь лучшие защитные свойства, чем после холодной сушки.

Читать далее:

Категория: - Ремонтное окрашивание автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины