Строительные машины и оборудование, справочник






Грузозахватные устройства


Категория:
   Основные элементы грузоподъемных машин


Грузозахватные устройства

Крюки и крюковые обоймы. В грузоподъемных машинах и устройствах для захватывания грузов применяют крюки, стандартизованные ГОСТ 2105 — 75, 6627 — 74, 6628 — 73, 12840 — 73, 6619 — 65.

Однорогие крюки выпускают для подъема грузов массой от 2,5 до 750 тыс. кг, двурогие крюки — для грузов от 50 тыс. кг и выше. Крюки изготавливают только ковкой или штамповкой из мягкой стали 20 по ГОСТ 1050 — 74 или стали ВМСТЗ по ГОСТ 380 — 71*. На хвостовике крюка имеется резьба (треугольная при нагрузке на крюк до 100 тыс. кг и трапецевидная при нагрузке более 100 тыс. кг) для гайки, крепящей крюк в траверсе блочной обоймы. Расчетная схема напряжений, возникающих в крюке, представлена на рис. 1, б. Если крюк крепится к канату, хвостовик делают с проушиной. Для нагрузок более 500 тыс. кг крюки изготовляются составными, пластинчатыми.

Стропы (чалки).



Важным фактором повышения производительности крюка является применение рациональных захватных приспособлений, которые должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать форме, размерам, массе и прочности поднимаемых грузов;
- обеспечивать быстрый захват и отдачу груза;
- удовлетворять требованиям техники безопасности;
- предохранять груз от повреждения;
- иметь возможно меньший вес при необходимой прочности;
- иметь простое устройство и быть удобным в эксплуатации.

Стропы отвечают этим требованиям и применяются для присоединения грузов к крюкам грузоподъемных машин. На рис. 2 приведены различные виды стропов: кольцевые, с петлей и крюком, с двумя крюками, многоветвевые, с траверсой.

Для подъема кирпичей и других материалов применяют поддоны с футлярами или контейнеры. Для перемещения сыпучих (песка, гравия, щебня, мела и др.) и жидких (растворов, бетона) материалов применяются бадьи. Опрокинутая бадья имеет следующее устройство. Короб подвешен к траверсе, надеваемой на крюк крана. Порожний короб благодаря выгодному расположению центра тяжести удерживается упором, а центр тяжести груженого короба находится левее и выше поворотных цапф. Во время транспортировки груженый короб удерживается рычагом, который при разгрузке выдергивается, и момент опрокидывающих сил поворачивает короб на выгрузку. В исходное положение короб возвращается автоматически. Бадья с открывающимся днищем закрывается створками, которые удерживаются запорными рычагами, переведенными за мертвую точку оси. Створки раскрывают и закрывают рычагом.

За последние годы на строительстве широкое распространение получила поворотная бадья. При загрузке бетона бадья находится в горизонтальном положении. Самосвал выгружает смесь бетона в бадью, после чего кран поднимает ее, в момент подъема бадья поворачивается в вертикальное положение. С помощью рычага бадья открывается, и бетон через зев поступает к месту укладки. Основные требования правильной эксплуатации бадей — систематическая промывка струями воды под давлением во избежание образования на них корки затвердевшего бетона.

Грейферы. Для экскавации грунта, перегрузки сыпучих и мелкокусковых материалов (песка, щебня, гравия и др.), погрузки труб, бревен и других длинномерных грузов, а также для захватывания крупнокусковых материалов, дров, металлической стружки и т. д. применяют грейферы.

Рис. 3. Бадьи:
а — опрокидная; б — с раскрывающимся днищем

Рис. 4. Грейферы:
а – двухчелюстный для сыпучих материалов; б — двухчелюстный для круглых длинномерных грузов (бревен, труб); в — многочелюстный для кусковых и других материалов

Рис. 5. Двухканатный грейфер:
а — опускание с раскрытыми челюстями;

По принципу действия различают грейферы одно- и двух-канатные и моторные. Двухканатный грейфер получил большое распространение в строительстве для погрузки сыпучих материалов. Он может работать только при наличии двухбарабанной или двух однобарабанных лебедок на подъемном (поддерживающем) и замыкающем канатах.

Поддерживающий канат закреплен на верхней головке, к которой с помощью тяг присоединены челюсти ковшовой формы. Внутренние концы челюстей связаны между собой с корпусом нижней блочной обоймой, к которой одним концом крепится тяговый канат, а вторым концом он крепится к барабану грузоподъемной лебедки. Когда грейфер висит на поддерживающем канате, а замыкающий канат освобожден, под действием собственной массы и массы нижней обоймы челюсти раскрываются и опускаются на захватываемый материал. При натяжении замыкающего каната челюсти грейфера сближаются и захватывают груз. После зачерпывания груза и полного замыкания челюстей оба каната движутся в одном направлении с одинаковой скоростью, одновременно поднимая закрытый грейфер с грузом. При застопоренном замыкающем канате происходит опорожнение грейфера. Внедрение челюстей в материал является сложным процессом и зависит от физико-механических свойств материала, массы грейфера, профиля режущей кромки и геометрической формы челюстей. Масса является преобладающей, так как предварительное внедрение в сыпучие материалы происходит за счет кинетической энергии падающего грейфера.

Крюковый грейфер получил малое распространение по следующим причинам: отсутствие автоматической разгрузки на любой высоте, сложности эксплуатации механизма сцепления подвижной траверсы с нижней головкой, небольшого усилия на кромках челюстей. В моторном грейфере челюсти приводятся в движение электролебедкой, помещенной в верхней головке грейфера, что позволяет производить безударное опускание его на материал. Моторные грейферы удобны в эксплуатации, но область их применения ограниченна: они могут работать только в кранах с электроприводом и только на перегрузке сыпучих мелкокусковых материалов.

Изготовляемые заводами «Сельхозтехники» грузозахватные устройства ориентированы на работу в сочетании с козловыми кранами.

К основному грузозахватному оборудованию относятся: стропы четырехветвевые типа «паук», захваты двухпетельные, а также захваты для подъема барабанов с кабелем, тракторов, ящиков, листовой стали.

Строп четырехветвевой типа «паук» и стропы двухпетельные показаны на рисунке 6.

Захват для подъема барабанов с кабелем и тросом грузоподъемностью 5 т состоит из кольца, к которому прикреплены цепи с изогнутыми штырями, вводимые в центральные отверстия барабана.

Захват для подъема тракторов состоит из траверсы, навешиваемой на крюк крана, и двух цепей, подводимых под переднюю и заднюю части гусениц трактора.

Захват для подъема ящиков представляет собой трос, прикрепленный обоими концами к кольцу, которое навешивается на крюк крана. Трос охватывает два зажима. При наложении обоих зажимов на верхние края ящика они при подъеме троса с большой силой стягиваются к центру и поднимают ящик. Для надежности сцепления с ящиком боковые зажимы оснащены изнутри шипами. Данным захватом можно поднимать ящики массой до 200 кг и длиной одной стороны от 400 до 1000 мм.

Захват для подъема листовой стали состоит из траверсы, навешиваемой на крюк козлового крана, и четырех цепей, к концам которых присоединены эксцентриковые зажимы.

Подвеской для стали можно поднимать пакеты листов толщиной до 50 мм или массой до 3 т.

При подъеме под лист или пачку листов подводят с четырех сторон с помощью ломов клинообразные лапы-зажимы. Поднимающийся крюк натягивает цепи, которые, воздействуя на эксцентриковые рычаги, заставляют их с силой зажимать транспортируемые листы, предотвращая возможность выскальзывания.

Рис. 6. Строп типа «паук» для подъема грузов.

Рис. 7. Захват для подъема барабана.

Рис. 8. Захват для подъема тракторов.

Рис. 9. Захваты для подъема ящиков (а) и листовой стали (б).

Съемные грузозахватные устройства служат для навески и закрепления поднимаемых грузов на грузоподъемном органе кране. Эти устройства разделяются на три группы: стропы, траверсы, тара.

Стропы. Стропами поднимают штучные грузы, а также пачки или пакеты материалов, бункера, контейнеры и другую тару. В зависимости от назначения и характера грузов стропы имеют различную конструкцию.

Универсальный кольцевой строп используют для подъема длинных грузов (балок, труб, бревен, пачек досок).

Этот строп представляет собой отрезок стального каната, концы которого соединены с помощью заплетки. Используют строп В виде петли-удавки, охватывающей поднимаемый груз.

Облегченные стропы состоят из отрезка стального каната с вплетенными по концам коушами или крюками. Применяют эти стропы для подъема штучных и особенно длинномерных грузов. Используют их как двойную или простую удавку.

Автоматические и полуавтоматические стропы позволяют быстро зацеплять и отцеплять грузы.

Иногда пауки имеют шесть стропов, два из которых имеют большую длину. Эти стропы используют для подъема в наклонном положении и установки лестничных маршей. Для этой же цели применяют и четырех-ветвевые стропы с карабинами и удлинителями. Карабины закрепляют за отверстия в тетиве марша. Аналогичную пауку конструкцию имеют двухветвевые стропы-длинномеры. Существуют стропы, предназначенные для подъема определенных деталей, например блочный — для подъема панелей перекрытий домов серии 11-57. Блоки позволяют равномерно распределить нагрузку между стропами.

Траверсы. Траверса состоит из распорной или несущей балки, к которой крепятся канатные стропы. На рис. 12 показана траверса для разгрузки и подачи контейнеров с кирпичом. Этой траверсой можно поднимать одновременно три или четыре контейнера. Крючки поддонов контейнеров захватываются пбтлями траверс. Комплект состоит из двух траверс, поэтому траверса называется парной. Траверсу цепляют к крюку крана с помощью четырехветвевого стропа.

Рис. 10. Стропы с несколькими ветвями:
а — четырехветвевой (паук), б — использование паука с удлинителями для подъема лестничных маршей; 1 — серьга, 2 — строп, 3, 5 — удлинители, 4 — карабин

Траверса для подъема стеновых панелей (рис. 135) оснащена не крюками, а карабинами с предохранительными втулками 8.

Тара. Для подъема сыпучих, жидких и пластичных материалов (бетона, раствора, песка, керамзита) применяют бункера, ящики, лотки. Ящик-контейнер для раствора выполнен из листового стального кожуха с усилениями и проушинами. При строительстве из монолитного бетона используют бункера, позволяющие высыпать бетон порциями через секторный затвор.

Рис. 11. Строп для подъема панелей перекрытий домов серии П-57: 1 — строп, 2 — блок

Рис. 12. Траверса для контейнеров с кирпичом:
а — зэцепка четырех контейнеров, б — то же, трех; 1 — крючки, 2 — поддон,, 3 — канатные стропы, 4 — балка траверсы, 5 — стропы паука

Рис. 13. Траверса для подъема стеновых панелей:
1 — растяжка, 2 — скоба, 3 — балка, 4 — ролик, 5 — канаты-стропы; 6 —блоки, 7 — карабин, 8 — предохранительная втулка

Рис. 14. Тара для жидких пластичных и сыпучих материалов:
а – ящик-контейнер, б, в — бункера; 1 — кожух, 2 — каркас ящика, 3 — скоба для зацепки, 4 — затвор

Читать далее:

Категория: - Основные элементы грузоподъемных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины