Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Организация машинно-тракторного парка

Публикация:
   Инженерно-техническая служба в хозяйстве

Читать далее:




Инженерно-техническая служба в хозяйстве

Одной из причин неудовлетворительного использования машинно-тракторного парка является отставание роста численности руководящего состава от роста технической фондовооруженности сельскохозяйственных предприятий.

На каждого руководящего специалиста (инженера или техника) в промышленности приходится 7 рабочих, а в сельском хозяйстве—25 механизаторов, или в 3,6 раза больше.

Аналогичная картина с фондовооруженностью: в промышленности на одного инженерно-технического работника приходится активной части основных фондов на 53 тыс. руб., в сельском хозяйстве— 133 тыс. руб., или в 2,5 раза больше. Если учесть, кроме того, что средства производства в сельском хозяйстве рассредоточены на большей площади, а само производство протекает в непрерывно изменяющихся условиях, становится очевидной значительно большая трудность управления работой технических средств в сельском хозяйстве и необходимость развития и укрепления инженерно-технической службы. Без нее не могут быть реализованы и преимущества планово-» предупредительной системы специализированного технического обслуживания,

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


Инженерно-техническая служба — структурное подразделение общей системы управления хозяйства, состоящее из инженерно-технического персонала, который обеспечивает четко регламентированный порядок выполнения комплекса мероприятий, направленных на поддержание машинного парка в надлежащем техническом состоянии и обеспечивающих его высокопроизводительную работу.

Налаженная инженерно-техническая служба предполагает:
Во-первых, наличие материально-технической базы: мастерских, пунктов технического обслуживания, нефтебаз, машинных дворов, площадок и навесов для хранения машин, складов запасных частей и материалов, передвижных средств заправки, технического ухода, в том числе диагностики, текущего ремонта, средств связи.
Во-вторых, четкое разграничение функций, прав и обязанностей всего технического персонала — главного инженера, инженеров по отраслям, инженеров и техников-диагностов, заведующих мастерскими, автогаражом, нефтехозяйством, механиков, мастеров-наладчиков, бригадиров, их помощников, заправщиков, учетчиков, звеньевых механизированных звеньев.
В-третьих, строго налаженный порядок технического обеспечения эксплуатации и управления работой парка: подготовки агрегатов, заправки машин, технического ухода, приемки-сдачи машин, диагностики технического состояния машин, их постановки на ремонт, выдачи запасных частей и материалов, выдачи нарядов на работу, контроля качества и приемки выполненных работ, оформления соответствующих документов.

В четвертых, четко налаженную систему планирования и учета выполнения работы, расхода запасных частей и материалов, затрат труда, расхода денежных средств.

При организации инженерно-технической службы в сельском хозяйстве необходимо считаться с тремя его важнейшими особенностями:
1) пространственной протяженностью,
2) необходимостью выполнения работ в строго определенные календарные сроки,
3) специфическими транспортными условиями. Эти особенности, как известно, варьируют в широком диапазоне и зависят от природных и производственных условий различных сельскохозяйственных зон.

Поэтому структура инженерно-технической службы, сохраняя общие принципы построения, изменяется применительно к отдельным сельскохозяйственным зонам соответственно масштабам производства, специализации хозяйства, организации территории и климатическим условиям.

Общие принципы построения инженерно-технической службы вытекают из отраслевой структуры хозяйства и основных функций руководства и управления механизированным производством, в том числе эксплуатации машинно-тракторного парка, ремонта машин и оборудования, снабжения и сбыта, охраны труда и противопожарных мероприятий.

В зависимости от развития отдельных отраслей и масштабов производства в общей структуре инженерно-технической службы может быть до семи специализированных служб (отделов).

Служба эксплуатации организует использование машин в земледелии и на перевозке грузов, планово-предупредительное техническое обслуживание, хранение техники в нерабочий период. Выполнение этих функций осуществляют под руководством инженера-механика по эксплуатации мастера-наладчики-диагносты, техники-механики, слесари-ремонтники, кузнецы-сварщики, инженер (техник) по эксплуатации автопарка, диспетчер, автомеханик, автослесарь.

Служба капитального и текущего ремонта машин организует ремонт техники в хозяйстве. Функции этой службы связаны с работой центральной ремонтной мастерской, ремонтных предприятий «Сельхозтехники» и выполняются под руководством заведующего центральной ремонтной мастерской следующим персоналом: инженером-механиком, контролером, техником-механиком, зав. центральным машинным двором, техником-нормировщиком, слесарями-ремонтниками, кузнецами-сварщиками и другим обслуживающим персоналом центральной ремонтной мастерской.

Служба эксплуатации машин и оборудования в животноводстве организуется в хозяйствах с-развитым животноводством. Она выполняет монтаж нового и использование установленного оборудования, плановое техническое обслуживание машин и оборудования на фермах. Служба функционирует в составе двух групп: монтажной и эксплуатационной под руководством инженера-механика по механизации животноводства в составе техника-монтажника, слесарей-монтажников, техника-механика, мастеров-наладчиков, слесарей-ремонтников и электромонтера.

Служба эксплуатации и ремонта электроэнергетического хозяйства организует эффективное использование и ремонт электрических установок и оборудования. Ее возглавляет инженер (техник), электрик-энергетик. В его подчинении находятся техники-электрики, электромонтеры, слесари-электрики, шофер-электрик.

Служба эксплуатации нефтехозяйства организует своевременный завоз, правильное хранение, отстой топлива, доставку и заправку топливом работающих агрегатов, техническое обслуживание оборудования нефтебазы, нефтескладов, стационарных и передвижных заправочных средств.

Служба снабжения и сбыта обслуживает все отрасли хозяйства. Ее функции — организация бесперебойного снабжения хозяйства всеми необходимыми материалами, деталями, агрегатами, машинами, инструментом, оборудованием, а также сбыта продукции. Поскольку характер работы требует хорошей технической подготовки, службу должен возглавлять инженер-механик. В его подчинении экспедиторы и учетчики-кладовщики.

Важным вопросом является правильное нормирование управленческого труда, что достигается применением обоснованных норм времени, управляемости, обслуживания и нормативов численности. Нормативы времени представляют затраты времени для выполнения управленческих работ. Они применяются главным образом для нормирования наиболее простых, но часто повторяющихся и регламентированных видов управленческих работ.

Нормативы управляемости применяются для более сложных видов управленческих работ, нормы времени для которых не установлены. Определяются они оптимальным числом работников, непосредственно подчиненных одному руководителю. Например, для руководителя хозяйства — чис’лом непосредственно подчиненных ему главных специалистов (начальников цехов), руководителей служб и подразделений; для управляющего отделением — числом непосредственно подчиненных ему бригадиров, специалистов и других работников отделения; для бригадиров — числом непосредственно подчиненных ему звеньев, старших рабочих, рабочих.

Критерием оптимизации при установлении нормативов управляемости служит наибольшая экономическая эффективность работы руководителя. Норма управляемости определяется потенциальными возможностями руководителя осуществлять эффективное руководство.

Нормы обслуживания устанавливаются для технических исполнителей и измеряются числом обслуживаемых машин (агрегатов) или гектаров обрабатываемой площади.

Численность аппарата управления устанавливается с учетом фактически сложившихся нормативов управляемости, эффективности управления и экономичности аппарата, использования времени и организации управленческого труда.

Основными показателями для определения численности аппарата управления служат:
— для инженеров и техников по тракторам и сельскохозяйственным машинам и для бригадиров тракторных бригад— число тракторов и самоходных агрегатов, балансовая стоимость техники, число отработанных человеко-дней трактористами-машинистами;
— для работников автогаража — число автомобилей, отработанных за год машино-дней, выработка в тонно-километрах за год;
— для работников ремонтной мастерской — выполнение работ за год (в тыс. руб.), отработанных за год человеко-дней в мастерской;
— для работников диспетчерской службы — среднесписочная численность работников в хозяйстве, валовая продукция;
— для работников снабженческо-бытовой службы — товарная продукция, валовая продукция, среднесписочная численность работников хозяйства.

Нормативы численности управленческого аппарата систематически уточняются и находят отражение в утвержденных штатах.

Организация инженерно-технической службы, как показывает опыт, дает значительный экономический эффект: повышается производительность машинно-тракторного парка, снижается потребность в запасных частях и затраты на ремонт.

Расчет штатного персонала инженерно-технической службы по приведенным нормативам дает несколько заниженное число инженерно-технических работников для более крупных хозяйств. Кроме того, не выдерживается соотношение между числом инженеров и техников, которое, как правило, должно быть 1 : 3.

Нормативы поэтому требуют дальнейшего уточнения. Всероссийский научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства предлагает устанавливать общую потребность в инженерно-технических работниках из расчета 0,5 инженера и 1,5 техника на 100 тыс. руб. основных средств механизации с увеличением численности инженерно-технических работников в хозяйстве представляется возможность все в большей степени специализировать их труд и ограничивать круг их функциональных обязанностей, что способствует четкой организации соответствующих служб и повышению производительности управленческого труда.

В хозяйствах небольших размеров и с соответствующими техническими фондами из-за ограниченного числа инженерно-технических работников круг функциональных обязанностей каждого из них увеличивается. Это затрудняет специализацию, четкое разграничение функций и, по-видимому, в конечном счете ведет к текучести кадров. В таблице 18 приведены данные о численности инженерно-технических работников по отдельным краям и областям.

Правильное установление численности инженерно-технических работников позволит улучшить организацию инженерно-технической службы в хозяйствах.

Хорошо организована инженерно-техническая служба в колхозе «Советская Россия» Павловского района Краснодарского края. Это крупное хозяйство, оно имеет 20 503 га пашни, 150 тракторов (227 в 15-сильном исчислении), 42 зерновых комбайна, 69 автомобилей и более 1000 различных сельскохозяйственных машин, орудий и механизмов. Технику обслуживают более 300 механизаторов, из них 263 заняты в растениеводстве.

Руководит инженерной службой главный инженер колхоза. Его помощниками являются руководители специализированных служб: инженер по производственной эксплуатации машинно-тракторного парка и механизированного транспорта, инженер по технической эксплуатации машинно-тракторного парка и транспорта, инженер по механизации животноводческих ферм и подсобных предприятий, инженер-энергетик, инженер по техническому снабжению и сбыту, инженер по охране труда и технике безопасности.

В обязанности службы производственной эксплуатации машинно-тракторного и транспортного парка входит планирование работ и определение потребности в технике, расчет плановых затрат на эксплуатацию техники, контроль за расходом и размещением техники, организация, учет и контроль за эксплуатацией агрегатов и транспортных средств, определение и анализ показателей работы машинно-тракторного и транспортного парка.

Служба технической эксплуатации организует прием и обкатку новых машин, совместно с работниками службы производственной эксплуатации планирует проведение ремонтов и технических уходов, следит за их качеством, рассчитывает и контролирует нормы затрат на содержание техники, организует ее хранение.

Служба механизации животноводства и подсобных предприятий обеспечивает планирование, учет, организацию и контроль работы механизмов на фермах и подсобных предприятиях.

Служба инженера-энергетика планирует и организует работу, определяет потребность в энергетических средствах, рассчитывает лимиты, анализирует использование энергетических ресурсов, осуществляет техническое обслуживание энергетических установок.

Служба охраны труда и техники безопасности планирует соответствующие мероприятия, проводит инструктаж по технике безопасности, осуществляет контроль за состоянием техники безопасности.

Четкое функционирование инженерной службы в хозяйстве поднимает производственную дисциплину, повышает уровень эксплуатационной надежности и технической готовности парка, дает значительную экономию средств на ремонт и содержание парка. В первые три года освоения инженерно-технической службы расход на приобретение запасных частей по хозяйству ежегодно снижался на 12—18 тыс. руб.

1 В хозяйствах, не располагающих достаточной материально-технической базой и квалифицированными инженерно-техническими кадрами, целесообразно организовать функционирование инженерно-технической службы на договорных началах совместными усилиями и средствами хозяйств и районных объединений «Сельхозтехники». Опыт такой организации имеется в Богодуховском районе Харьковской области и Еланецком районе Николаевской области.

Внедрение четкой планово-предупредительной системы технического обслуживания в Еланецком районе начали с наведения порядка на полевых станах, в тракторных бригадах, приступили к строительству и оснащению пунктов технического обслуживания в хозяйствах, организации Диспетчерской службы. Было сочтено целесообразным ликвидировать бригадные склады запасных частей, где на

хозяйств имелось в резерве деталей и узлов только для тракторов на сумму 272 тыс. руб., и вместо них организовать районный технический обменный пункт.

Общими усилиями колхозов, совхозов, районного управления сельского хозяйства и объединения «Сельхозтехника» за короткий срок в хозяйствах сооружено и оборудовано 10 машинных дворов с бытовыми комплексами и необходимым технологическим оснащением, 5 ремонтных мастерских, 30 пунктов технического обслуживания, 28 бригадных нефтебаз с устройствами для отстоя и фильтрации топлива, раздаточными колонками. Введено в эксплуатацию 24 автозаправочных агрегата для полевой заправки тракторов закрытым способом.

32 тракторные бригады 14 хозяйств района разбиты на 13 производственных участков, каждый из них обслуживается инженером-технологом «Сельхозтехники».

Взаимоотношения хозяйств и «Сельхозтехники» регулируются Положением о службе по техническому обслуживанию и договорами, которые утверждены на районном техническом совете.

Инженерно-техническая служба при районном объединении «Сельхозтехника» работает на принципах хозяйственного расчета. В ее состав входят заместитель управляющего по техническому обслуживанию, 13 старших инжене-ров-технологов производственных участков, 2 инженера-диагноста, 3 инженера-комплектовщика обменного пункта, 4 инженера диспетчерской связи, старший бухгалтер, экономист, всего 25 человек.

В хозяйствах созданы и расширены функции специализированных звеньев, которые выполняют работы по техническому обслуживанию машин и тракторов, подготовке агрегатов к работе, отладке и обслуживанию оборудования животноводческих ферм.

В составе звена мастер-наладчик и слесари. .Мастер-наладчик получает 80% заработной платы бригадира тракторной бригады, слесарь 70% заработка мастера-наладчика, а также все положенные доплаты. Таким образом, рабочие специализированных звеньев непосредственно заинтересованы в результатах работы тракторной бригады и стремятся так подготовить машины, чтобы они работали бесперебойно.

Возглавляет специализированное звено инженер-технолог производственного участка, в распоряжении которого имеется автопередвижная мастерская, обслуживающая участок.

Своевременную поставку деталей, узлов и агрегатов по заявкам специализированных звеньев хозяйств обеспечивает служба, так называемая «центродоставка», со своего технического обменного пункта и складов при районном объединении «Сельхозтехника». Она располагает необходимыми транспортными средствами.

Служба технической диагностики (ее возглавляет инженер-диагност) имеет передвижную и стационарную диагностические установки. Она обеспечивает комплексное диагностирование тракторов при технических обслуживаниях № 3, сезонных обслуживаниях и перед ремонтами. Первичную (эксплуатационную) диагностику выполняют мастера-наладчики при технических обслуживаниях № 1 и 2, пользуясь комплектами необходимых контрольно-измерительных приборов.

Диспетчерская служба бесперебойной радио и телефонной связью обеспечивает своевременное выполнение всех работ в установленные сроки.

За услуги по техническому обслуживанию хозяйства в соответствии с заключенным договором отчисляют объединению «Сельхозтехника» по 12—14 коп. за 1 га условной пахоты выполненных механизированных работ.

Влияние «Сельхозтехники» сказывается на всей организации обслуживания и использования машинно-тракторного парка, воспитывает у механизаторов стремление к индустриальной культуре, порядку, строгой дисциплине.

Создание инженерно-технической службы и организация на ее основе четкого функционирования специализированного технического обслуживания машинно-тракторного парка, как показывает практика, требует определенной последовательности проведения целенаправленных мероприятий: анализа состояния машинно-тракторного парка, подготовки исходных данных для проектирования, в том числе расчета объема работ, трудоемкости, потребности в оборудовании, инженерно-технических кадрах, рабочей силе; выбора проектов сооружений, реконструкции существующих сооружений; привязки к местности; организации финансирования, строительства, монтажа; определения организационной структуры служб; уточнения функциональных обязанностей служб и отдельных работников; комплектования кадров специализированных служб; организации подготовки и повышения квалификации кадров; подготовки документации; организации управления и окончательной отладки функционирования.

Разработанный общий план реализуется последовательно этапами с учетом финансовых, материальных и других возможностей хозяйства. Существенную помощь в решении этих вопросов могут оказать предприятия «Сельхозтехники». Обычно на организацию инженерно-технической службы до нормального ее функционирования требуется около трех лет.

По мере освоения специализированного обслуживания наблюдается последовательное улучшение экономических показателей, повышение эффективности механизированного производства: рост наработки, снижение объема ремонта, потребности в запасных частях, сокращение сроков сельскохозяйственных работ, повышение урожайности. Это! подтверждает опыт хозяйств, имеющих инженерно-техническую службу и специализированное техническое обслуживание машинно-тракторного парка. Так, в колхозе имени Кирова Зерноградского района Ростовской области после организации инженерно-технической службы, начатой в 1967 г., последовательно повышалась эффективность использования машинно-тракторного парка.

В хозяйствах Еланецкого района Николаевской области,

где с помощью районного объединения «Сельхозтехника» организована централизованная инженерно-техническая служба, в течение трех лет достигнут значительный производственный и экономический эффект. Среднесменная наработка на трактор Т-74 возросла с 5,2 до 7,9 га условной пахоты, по тракторам МТЗ — с 4 до 4,45 га. Расход топлива на 1 га условной пахоты снизился с 9,35 до 8,30 кг. Себестоимость 1 га снизилась с 3,72 до 3,57 руб. Затраты на техническое обслуживание и ремонт составляют 0,69—0,78 руб. на 1 га условной пахоты.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Организация машинно-тракторного парка

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Инженерно-техническая служба в хозяйстве"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства