Строительные машины и оборудование, справочник







Источники электроэнергии и пуска двигателя автогрейдера

Категория:
   Электрооборудование автогрейдеров


Источники электроэнергии и пуска двигателя автогрейдера

Аккумуляторные батареи. Устанавливают на автогрейдерах для питания электрическим током стартера при пусках двигателя, а также другого электрооборудования при неработающем двигателе. На автогрейдерах применяют 12-вольтные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи различной емкости (в ампер-часах). При необходимости увеличить емкость аккумуляторные батареи соединяют в группу параллельно. На тяжелых автогрейдерах используется электропитание напряжением 24 В. В этом случае две аккумуляторные батареи по 12 вольт соединяют последовательно. Для увеличения емкости к ним параллельно подсоединяется еще такая же группа аккумуляторов.

Каждая аккумуляторная батарея (рис. 9.3) состоит из эбонитового или пластмассового бака, разделенного перегородками на шесть отсеков, и вставленных в отсеки шести последовательно соединенных элементов. В отсеки бака запрессованы тонкостенные кислотостойкие вставки из пластмассы, предохраняющие бак от разъедания кислотой. Каждый из шести элементов включает несколько положительно и отрицательно заряженных пластин специальной конструкции. Каждая пластина представляет собой отлитую из свинца с сурьмой (для прочности) решетку, в которую впрессована так называемая активная масса, т. е. смесь порошкообразного свинца или его окислов (свинцового сурика или свинцового глёта) с серной кислотой. После изготовления такие пластины подвергают многократным процессам зарядки и разрядки. Все пластины с одним зарядом соединяются в полублок общей свинцовой перемычкой с выводным штырем. Таким образом, в каждом отсеке бака располагаются два полублока из положительных и отрицательных пластин с таким расчетом, чтобы положительные пластины были закрыты с двух сторон отрицательными (поэтому отрицательных на одну больше). Это препятствует короблению положительных пластин при большом разрядном токе. В отсеки заливается электролит, которым является раствор серной кислоты плотностью 1,24…1,31 г/см3.

Рис. 9.3. Аккумуляторная батарея:
1 — бак; 2 — защитный щиток; 3,7 — отрицательный и положительный штыри; 4 — пробка; 5 — перемычка; в — крышка; 8 — элемент

От соприкосновения соседних пластин или замыкания их выпадающей активной массы предохраняют пористые прокладки (сепараторы), через которые легко проходит электролит. Их изготавливают из эбонита, пластмассы и др. Элементы в сборе снизу в отсеках бака устанавливаются не на дно, а на выступы дна, что предохраняет их от замыкания при выпадании на дно активной массы. Сверху каждый элемент перекрыт пластмассовым Щитком с многочисленными отверстиями для пропуска электролита при его заливе. Щиток предохраняет пластины от механических повреждений. Каждый отсек сверху закрыт крышкой, снабженной отверстием с пробкой. Для герметичности места соединения крышки с баком замазаны кислотоупорной мастикой. Через крышки выведены штыри блока пластин. У соседних элементов штыри соединены между собой перемычками. Крайние выступающие штыри аккумуляторной батареи служат для подсоединения проводов от внешней электрической сети. Через отверстия в крышках производится заливка электролита и проверка его уровня, а через отверстия в пробках выходят газы из отсеков батареи. Новые аккумуляторные батареи поставляются в сухом (без электролита) виде. Для приведения батареи в работоспособное состояние необходимо залить электролит и зарядить. Напряжение в одном заряженном элементе независимо от количества пластин всегда равно примерно 2 В (при полной разрядке допустимо напряжение 1,7 В). При последовательном соединении элементов пропорционально растет только напряжение батареи, но не ее емкость. Все данные по аккумуляторной батарее заложены в ее маркировке. Например, марка 6СТ-68ЭМЗ обозначает последовательно: 6 — число элементов, СТ — стартерного типа, 68 — емкость в ампер-часах, Э — эбонитовый бак, М — мипластовый сепаратор, 3 — заряженная сухая.

Генераторы. Предназначены для питания электрооборудования и зарядки аккумуляторной батареи во время работы двигателя. Принцип их работы рассмотрен в § 2.3. Хотя они могут быть переменного и постоянного тока, чаще всего применяются генераторы переменного тока, отличающиеся простотой и надежностью. Такие генераторы (рис. 9.4) состоят из статора, собранного из электротехнической стали с надетыми на выступы статора девятью катушками трехфазной обмотки, стального ротора, имеющего форму шестилучевой звезды с обмотками возбуждения, двух крышек с опорными подшипниками качения для вала ротора, полупроводникового выпрямителя на кремниевых диодах, установленного на передней крышке генератора и предназначенного для преобразования переменного трехфазного тока, и приводного шкива, служащего для привода генератора от двигателя автогрейдера с помощью кли- ноременной передачи. На шкиве закреплена крыльчатка вентилятора для создания потока воздуха с целью охлаждения выпрямителя и генератора. Выпрямитель в свою очередь состоит из алюминиевого корпуса с тремя запрессованными в него кремниевыми диодами с отрицательным потенциалом и изолированного теплоотво- да с запрессованными диодами с положительным потенциалом. Схему подключения генератора и выпрямителя см. на рис. 9.1.

Рис. 9.4. Генератор:
1 — обмотка возбуждения ротора; 2 — ротор; 3— обмотка статора; 4 статор; 5, 11— крышки; 6, 8 — кремниевые вентили; 7 — корпус выпрямителя; 9 — крыльчатка; Ю — шкив

Генераторы должны работать с реле-регуляторами, обеспечивающими автоматическое поддержание напряжения в заданных пределах, а также нормальных режимов зарядки аккумуляторной батареи. Для этого реле-регуляторы содержат: регулятор напряжения, поддерживающий величину напряжения при изменении оборотов двигателя и генератора; ограничитель силы тока, предупреждающий перегрузку генератора при одновременном питании аккумуляторной батареи и электрооборудования; реле обратного тока, автоматически включающее аккумуляторную батарею, когда ЭДС генератора выше ЭДС батареи, и, наоборот, выключающего аккумуляторную батарею, когда ЭДС батареи выше ЭДС генератора, чтобы исключить прохождение через генератор разрядного тока и тем самым защитить генератор от повреждений, а аккумуляторную батарею от бесполезной разрядки.

Стартеры. Предназначены для проворачивания коленчатого вала двигателя при его пуске. В зависимости от напряжения в электрической системе автогрейдера применяют стартеры с напряжением в цепи 12 и 24 В. Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, питаемый непосредственно от аккумуляторной батареи, снабженной выключателем и механизмом включения ведущей шестерни.

Рис. 9.5. Схема стартера с механическим включением и дистанционным управлением:
1 — пусковая кнопка; 2 — добавочное реле; 3—контакты добавочного реле; 4, 5 — обмотки сцепного реле; 6 — якорь; 7—рычаг; 8— обгонная муфта; 9 — ведущая шестерня; 10 — пластина; 11 — зубчатый венец маховика; 12 — стартер; 13 — аккумуляторная батарея

Так как этот электродвигатель имеет последовательное или смешанное возбуждение, он обладает способностью развивать возрастающий крутящий момент при увеличении сопротивления на якоре, что и требуется для пуска холодного двигателя автогрейдера. Крутящий момент достигает наибольшей величины при полном торможении якоря и при питании от полностью заряженной аккумуляторной батареи, когда сила тока в цепи стартера достигает максимальной величины (до 800 А). Наиболее употребительны стартеры с механическим включением шестерни и дистанционным управлением. Схема устройства и питания такого стартера от аккумулятора показана на рис. 9.5. Стартер оснащен сцепным реле, имеющим две обмотки с расположенным внутри якорем, воздействующим через двуплечий рычаг на обгонную муфту с ведущей шестерней для ввода ее в зацепление с зубчатым венцом маховика. При включении пусковой кнопки срабатывает добавочное реле, которое замыкает контакты в цепи сцепного реле и вводит его в действие. В его обе обмотки попадает ток, создавая магнитное поле, втягивающее якорь, ас ним вместе рычаг, который перемещает обгонную муфту и шестерню в направлении маховика. При этом толкатель якоря своей торцовой пластиной замкнет цепь стартера, приводя его в действие, и отключит цепь одной из обмоток якоря (что позволит увеличить силу тока в электродвигателе и соответственно крутящий момент на его валу). После пуска двигателя автогрейдера ведущая шестерня стартера становится ведомой и срабатывает обгонная роликовая муфта, предотвращая ее воздействие на вал. Из зацепления с зубчатым венцом маховика шестерню выводит после остановки стартера возвратная пружина.


Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автогрейдеров





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины