Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Техническая эксплуатация автомобилей

Публикация:
   Изнашивание деталей автомобиля

Читать далее:




Изнашивание деталей автомобиля

Под изнашиванием деталей понимают постепенное изменение их размеров, формы и состояния поверхностей вследствие взаимодействия тонких (активных) слоев металла в процессе трения. В тонких слоях (порядка десятка микрон) под воздействием сил трения и внешней среды происходят сложные физико-химические изменения, которыми и определяется скорость изнашивания деталей. Скорость изнашивания любой детали автомобиля зависит от большого числа случайных факторов: от величины нагрузки на поверхности трения, непрерывно изменяющегося зазора между трущимися поверхностями, твердости и чистоты обработки поверхностей, скорости относительного перемещения деталей, от вязкости, температуры и чистоты масла и др. Следовательно, скорость изнашивания детали следует рассматривать как случайную величину, а износ — случайной Функцией времени работы или пробега автомобиля.

Скорость изнашивания трущихся поверхностей в ряде случаев стимулируется расклинивающим действием смазки, попадающей в микротрещины, вибрацией и коррозией деталей, электрическими и другими явлениями.

Еще не создана стройная теория, которая давала бы возможность «управлять» износом машин, устанавливать расчетным путем скорость и характер изнашивания деталей в процессе их эксплуатации. Это объясняется сложностью процессов, происходящих при изнашивании, многообразием условий эксплуатации машин и недостаточной изученностью этого вопроса.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:






Однако на основании теоретических и экспериментальных исследований и обобщений данных практики разработаны эффективные методы повышения долговечности машин путем совершенствования их конструкции и технологии производства, а также путем рациональной эксплуатации.

Несмотря на многообразие форм и видов проявления изнашивания, каждая работающая деталь имеет четко выраженный ведущий вид износа (т. е. протекающий с наибольшей скоростью), которым и определяется срок ее службы. Для продления срока службы машин необходимо определить, какой вид изнашивания является ведущим для данного сопряжения, и применять наиболее эффективные способы его снижения.

В настоящее время еще нет общепринятой классификации видов износа машин, что затрудняет целеустремленную работу по повышению их долговечности.

М. М. Хрущев предложил классификацию видов износа сопряженных деталей на основании изучения типовых условий работы изнашивающихся деталей. Согласно этой классификации разные виды износа, группируются по признаку характера основных. явлений, обусловливающих эффект износа: механические, молекулярно-механические, коррозионно-механические.

К механическим видам изнашивания относятся: абразивный, изнашивание вследствие течения (пластического деформирования), изнашивание при хрупком разрушении.

Абразивное изнашивание характеризуется тем, что металл в тонких поверхностных слоях срезается или исцарапывается твердыми структурными элементами материала другой детали или посторонними абразивными частицами, имеющимися на поверхностях трения. Этот вид изнашивания довольно часто встречается во время работы машин и является наиболее простым видом разрушения поверхностей при трении.

Абразивные частицы могут попадать на трущиеся поверхности вместе с воздухом, топливом, смазкой или могут являться продуктами коррозионно-механического и другого вида износа.

В автомобилях абразивному износу подвергаются цилиндры, поршни и поршневые кольца двигателя, плунжерные пары, пальцы и втулки рессор, шкворни поворотных цапф и др.

Основным мероприятием по борьбе с абразивным изнашиванием является правильный подбор материалов пар трения с высокой твердостью, предохранение трущихся поверхностей от-попадания абразивных частиц, своевременное удаление продуктов износа с трущихся поверхностей.

Изнашивание вследствие течения (пластического формирования) происходит при повышенных нагрузках и температурах, когда деталь интенсивно деформируется и поверхностные слои металла постепенно перемещаются под действием сил трения в направлении скольжения. Изнашивание детали в этом случае может происходить без потери веса, но при существенном изменении ее размеров. Этот вид износа характерен для подшипников, залитых баббитами, втулок верхней головки шатуна, отверстий бобышек поршней и др.

Основные методы уменьшения этого вида изнашивания следующие: ограничение удельных давлений и температур на поверхностях трения, предварительное уплотнение трущихся поверхностей и рациональная смазка.

Изнашивание при хрупком разрушении характеризуется тем, что поверхностный слой одного из трущихся металлов в результате трения и сопутствующих ему пластических деформаций интенсивно наклёпывается и становится хрупким. Нарушение связей поверхностного слоя с основной массой металла приводит к его разрушениям (обнажается лежащий под ним менее хрупкий металл, затем это явление повторяется).

Износу при хрупком разрушении подвергаются кольца шариковых и роликовых подшипников, зубья шестерен, шатунные и коренные подшипники и другие детали.

Основными методами уменьшения этого вида изнашивания являются: правильный подбор пар трения, строгое соблюдение наивыгоднейшей величины зазора и оптимальной величины удельного давления, применение специальной обработки деталей (термохимической, предварительного наклепа деталей и др.).

Характерным видом молекулярно-механического изнашивания является износ схватыванием, при котором на мгновенной поверхности трения вследствие большой пластической деформации поверхностных слоев и разрушения окисных пленок возникают металлические связи между трущимися поверхностями. В результате того, что поверхности находятся в относительном движении, возникшие связи разрушаются. Разрушение связей может произойти по основному металлу или по металлу, образовавшемуся в поверхностных слоях трущихся деталей. При разрыве связей по основному металлу на его поверхности образуются углубления и выступы. При этом удельное давление на поверхности выступающей части достигает большой величины. При интенсивном схватывании металлов происходит процесс наволакивания слоя менее прочного металла на поверхность более прочного.

Износ схватыванием наблюдается в подшипниках, залитых баббитом или свинцовистой бронзой, во втулках валов, в поршнях, цилиндрах и других деталях.

Для эффективной борьбы со схватыванием применяют поверхностное упрочнение деталей или специальное покрытие, обильную смазку, правильно выбирают величины масляных зазоров, ограничивают удельные давления и сонращают время работы сопряжений при перегрузке с малой относительной скоростью перемещения трущихся поверхностей.

Коррозионно-механическое изнашивание характеризуется тем, что пластические деформации в процессе трения сопровождаются химическим или электрохимическим воздействием внешней среды. Взаимодействие кислот, щелочей или отработавших газов с поверхностными слоями металла приводит к образованию новых химических соединений, которые резко изменяют свойства трущихся активных слоев металла. Износ трущихся поверхностей при этом происходит вследствие периодического выкрашивания или быстрого истирания менее прочного слоя.

Коррозионно-механическому изнашиванию подвергаются цилиндры двигателя, вкладыши подшипников из свинцовистой бронзы, шейки коленчатого вала и др.

Для уменьшения этого изнашивания необходимо применять топлива и смазочные материалы, не содержащие щелочей и кислот, защищать поверхности деталей слоем смазки от насыщения их корродирующими веществами, применять антикоррозионные материалы, а также масла и топлива со специальными нейтрализующими присадками.

В зависимости от условий работы одна и та же деталь может подвергаться одновременно воздействию нескольких видов изнашивания, однако один из них будет ведущим, так как он протекает с максимальной скоростью на поверхностях трения. Это объясняется тем, что каждый установившийся вид изнашивания обусловливается определенными параметрами: скоростью перемещения трущихся поверхностей, смазкой, тепловыделением, явлениями диффузии и др. Например, верхняя часть цилиндра автомобильного двигателя подвергается одновременно молекулярно-механическому, абразивному и коррозионно-механическому видам изнашивания. При нормальных условиях работы автомобиля основным видом изнашивания верхней части цилиндра является коррозионно-механический, так как он протекает с максимальной скоростью. При работе двигателя в сильно запыленном воздухе ведущим износом верхней части цилиндра является абразивный, а при работе двигателя с перегрузками при малом числе оборотов коленчатого вала — износ схватыванием. Это указывает на необходимость комплексного решения проблемы повышения долговечности машин с учетом многообразия одновременно действующих факторов.

Рекламные предложения:







Читать далее:

Категория: - Техническая эксплуатация автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Изнашивание деталей автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства