Строительные машины и оборудование, справочник





Износ деталей кранов

Категория:
   Организация обслуживания и ремонта


Износ деталей кранов

При эксплуатации кранов многие элементы их механизмов, металлоконструкции и электрооборудование изнашиваются. Различают два вида износа: механический и усталостный.

Механический износ проявляется при трении друг о друга двух соприкасающихся поверхностей, например цапфы и подшипника, зубьев зубчатых колес, червяка и червячного колеса и т. д. Трущиеся детали кранов, как правило, смазывают густой смазкой или заключают в ванну со смазочным маслом. Таким образом они оказываются разделенными тонкой пленкой смазочного вещества, толщина которой обычно измеряется тысячными долями миллиметра.

Взаимный износ трущихся поверхностей происходит вследствие соприкосновения этих неровностей, так как в крановых механизмах почти никогда не удается обеспечить условий, при которых масляная пленка полностью разделяла бы соприкасающиеся поверхности. Скорость износа трущихся деталей уменьшается с повышением чистоты обработки их поверхностей. Интенсивность износа зависит также от свойств смазочного масла, удельного давления (нагрузки, отнесенной к единице площади) на соприкасающиеся поверхности, скорости их перемещения друг относительно друга и т. д. В том случае, если удельное давление настолько велико, что смазка выдавливается из зазора, скорость износа резко возрастает. Это имеет место, например.



Когда вал перекошен отнооительно подшипника и соприкосновение между их поверхностями происходит на сравнительно узкой площадке. Ускоренный износ соприкасающихся поверхностей неизбежен также :и в том случае, если между ними попадает какое-либо абразивное вещество — песок, металлическая стружка и т. д. В некоторых случаях трение соприкасающихся поверхностей происходит почти без смазки; величина износа при этом бывает весьма значительной.

Рис. 151. График износа поверхностей:
I — период приработки трущихся поверхностей в новой машине; II — период нормальной работы машины после приработки деталей; III — период увеличенного износа машины, вызываемого увеличенными зазорами между деталями

Усталостный износ, приводящей к выкрашиванию поверхностей деталей, вызывается значительным числом повторных нагружений деталей. Этот износ в кранах проявляется главным образом в подшипниках качения и ходовых колесах. Интенсивность усталостного износа зависит от величины местных напряжений, возникающих при сжатии соприкасающихся тел, механических свойств материала и числа повторных нагружений (числа нагрузочных циклов) или, что то же самое, от длительности работы под нагрузкой. Усталостный износ не уменьшается от наличия смазки на соприкасающихся поверхностях.

Развитию обоих видов износа (механического и усталостного) способствует коррозия соприкасающихся поверхностей.

Влияние износа на работоспособность крана. Износ деталей и узлов машин сопровождается увеличением зазоров между трущимися частями, изменением размеров и геометрической формы деталей. Износ во многих случаях ухудшает состояние рабочих поверхностей, а уменьшение поперечных размеров деталей, получающееся в результате износа, может привести к уменьшению прочности деталей.

В начальный период работы скорость износа трущихся частей бывает сравнительно велика, при этом они притираются друг к другу и площадь взаимного контакта увеличивается. После окончания приработки износ увеличивается сравнительно медленно, однако через определенное время работы происходит увеличение зазоров (люфтов) и ухудшение состояния трущихся поверхностей, а скорость износа их начинает прогрессивно возрастать (рис. 151).

Увеличение зазоров в соединениях часто вызывает усиление толчков и ударов при пуске механизмов или изменении направления действия нагрузки.

Возникающие при этом дополнительные динамические нагрузки, в свою очередь, вызывают ускоренный износ и представляют опасность для прочности некоторых деталей и узлов крана. Так, например, чрезмерное увеличение зазоров и люфтов в передачах механизма поворота может привести к тому, что при пуске поворотная часть начнет вращаться лишь тогда, когда двигатель за счет зазоров в передачах успеет разогнаться вхолостую до сравнительно больших оборотов. Как показывает опыт, возникающие при этом толчки могут привести к разрушению металлоконструкций крана.

Помимо износа, элементы крана подвержены поломкам. Поломки могут происходить как из-за неправильных действий обслуживающего персонала — подъем чрезмерно большого груза, переход за крайнее положение, работа на неисправных подкрановых путях и т. д., так и из-за дефектов изготовления или сборки крана—некачественной сварки, неудовлетворительной центровки муфт и т. д. В отдельных случаях поломки возникают из-за ошибок, допущенных при конструировании крана, как это происходит, например, в поясах головок крана СБК-1.

Восстановление работоспособности деталей и элементов крановых механизмов производится путем их ремонта.

При эксплуатации строительных башенных кранов приходится сталкиваться со следующими основными видами ремонтов.
1. Устранение незначительных повреждений поверхности детали — опиливание заусенцев, прочистка смазочных канавок, зачистка контактов, шабрение отдельных мест и т. д.
2. Восстановление изношенных поверхностей или поврежденных деталей путем нанесения слоя металла (как с последующей механической обработкой, так и без нее). Методы нанесения слоя металла на изношенную поверхность многочисленны, но при ремонте башенных кранов применяют обварку цапф валов, ободьев ходовых колес и т. д. и электрическую или газовую сварку с последующей проточкой. Реже применяют электролитическое покрытие поверхности деталей слоем хрома толщиной до 0,4—0,6 мм (твердое‘хромирование) или металлизацию — покрытие поверхности детали тонким слоем распыленного расплавленного металла. Металлизация производится специальными аппаратами, в которых присадочная проволока расплавляется кислородно-ацетиленовым пламенем, и расплавленный металл набрызгивается на поверхность наращиваемой детали.
3. Восстановление поломанных деталей путем электрической или газовой сварки, а также соединение поломанных частей на заклепках или болтах (выломанные зубья зубчатых передач, элементы металлоконструкций, имеющие разрывы).
4. Правка деформированных деталей для придания им первоначальной формы. Правка обычно производится винтовыми стяжками или гидравлическими прессами. При необходимости место правки нагревают в горне или сварочной горелкой. Холодную правку (ударами молота) деталей крановых механизмов и элементов металлоконструкций производить запрещается, ее можно производить только гибочными прессами и стяжками.
5. Замена одной из сопряженных износившихся деталей с механической обработкой изношенной поверхности оставшейся детали, чтобы придать ей прежнюю геометрическую форму. Так, при разбалтывании стыкового соединения металлической конструкции, выполненного на чистых болтах, деформировавшиеся отверстия развертывают, а болты заменяют увеличенными.

Читать далее:

Категория: - Организация обслуживания и ремонта

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины