Строительные машины и оборудование, справочник





Износ и старение строительных машин

Категория:
   Ремонтирование строительных машин



Износ и старение строительных машин

На поверхности деталей нетрудно обнаружить в каждом конкретном случае определенные следы изнашивания: на одних —едва заметные трещины, на других — отслаивание тонких пленок металла, на третьих — как бы вырванные участки поверхности и т. д.

Рис. 1. Классификация видов изнашивания

Рис. 2. Схема абразивного изнашивания

Многообразие видов разрушения поверхностей и их вызывающих причин затрудняет классификацию видов изнашивания. В настоящее время получила распространение классификация, включающая три основных вида изнашивания (рис. 1).

Механическое изнашивание происходит в результате взаимодействия поверхностей деталей при трении. В свою очередь, это изнашивание подразделяют: на абразивное, возникающее в результате режущего или царапающего действия твердых тел. Абразивные частицы, скользя по детали, срезают небольшие стружки и деформируют поверхностный слой (рис. 2). Интенсивность абразивного изнашивания определяется прежде всего соотношением микротвердостей зерен абразива и металла, а также скоростью скольжения и величиной давления при трении.

Этот вид износа характерен для рабочих органов строительных машин, работающих в абразивной среде (щеки и бронеплиты камнедробилок, винты шнеков, – барабаны бетоносмесителей), и деталей, соприкасающихся с грунтом (звенья гусеничного хода, ковши экскаваторов, ножи отвалов бульдозеров и т. п.); – гидроабразивное, вызываемое воздействием твердых тел или частиц, увлекаемых потоком жидкости; – газоабразивное, возникающее при действии твердых тел или частиц, увлекаемых потоком газа; – усталостное, возникающее при повторном деформировании поверхности, приводящем к появлению трещин и отделению частиц. Выход деталей из строя вследствие усталостного изнашивания часто проявляется в виде мгновенного нарушения работоспособности (отказа), вызванного местным перенапряжением металла; – кавитационное изнашивание, вызываемое сильными ударами жидкости в виде кумулятивных струй. Эти струи возникают при захлопывании каверн, образующихся на поверхности деталей вследствие вибрации или разрыва потока жидкости. Многократные удары струй ведут к местному разрушению или образованию углублений в деталях.

Молекулярно-механическое изнашивание проявляется при одновременном воздействии на материал механических и атомарных или молекулярных сил трения. ГОСТ 23.002—87 предусматривает только один подвид этого изнашивания — изнашивание при заедании, возникающее за счет схватывания поверхностей, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности на другую.

Схватывание металлов при трении подразделяется на два рода. Схватывание первого рода происходит при малых, а второго рода — при больших относительных скоростях трения.

Коррозионно-механическое изнашивание характеризуется одновременным протеканием пластической деформации поверхностного слоя детали и его физико-химическим воздействием со средой при трении. Это изнашивание подразделяют на: окислительное, происходящее в присутствии на поверхности трения пленок оксидов, которые образовались в результате взаимодействия деформированного поверхностного слоя с кислородом воздуха или смазки. Возможны две формы окислительного изнашивания: первая характеризуется образованием твердых растворов в эвтектик на поверхности трения; вторая — образованием оксидов и эвтектик. Окислительное изнашивание возникает при трении качения и скольжения и имеет наиболее широкое распространение.

Например, оно.характерно для стенок цилиндров двигателей внутреннего сгорания. Интенсивность окислительного изнашивания меньшая, чем при других видах;
изнашивание вследствие фретинг-коррозии при малых колебательных перемещениях деталей, в результате чего на поверхностях вначале возникают оксиды металла, играющие впоследствии роль абразивных частиц при перемещении деталей. Так, в частности, изнашиваются отверстия под подшипником в корпусах коробок перемены передач.

Применяя новые высокопрочные материалы, внедряя прогрессивные методы обработки деталей, улучшая условия работы строительных машин, можно продлить срок их службы, однако это не означает, что надо стремиться к созданию вечных машин. Даже полностью работоспособная машина может морально устареть (или морально износиться).

Моральный износ может быть вызван появлением машины такого же типа, но более дешевой или более производительной, по сравнению с которой эксплуатируемая машина становится экономически невыгодной. Если физический износ машины ограничивается оптимальным экономически целесообразным сроком службы, то моральный износ вносит коррективы в этот срок обычно в сторону уменьшения.


Читать далее:

Категория: - Ремонтирование строительных машин





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины