Строительные машины и оборудование, справочник







Кабина, двери кабины, противовес, подвески кабины и противовеса

Категория:
   Эксплуатация лифтов


Кабина, двери кабины, противовес, подвески кабины и противовеса

1. Каково назначение и устройство кабины лифта?

Кабина представляет собой закрытую объемную конструкцию, в которой перемещаются пассажиры и грузы. Кабинами оборудуют все лифты, за исключением лифтов специального назначения. Кабины лифтов должны отвечать требованиям ПУБЭЛ. На рис. 1 показана кабина обычного пассажирского лифта с автоматическими раздвижными дверями. Кабина состоит из каркаса и купе. Каркас представляет собой металлическую раму. Купе изготовляют обычно из металлических листов толщиной не менее 1,4 мм, древесно-стружечных плит или пластика достаточной прочности.

Кабина лифтов (кроме малых грузовых) должна быть ограждена на всю высоту и иметь потолочное перекрытие. Нижнюю и верхнюю горизонтальные балки каркаса кабины выполняют из швеллеров, соединенных стояками, изготовленными из угловой стали. Как правило, балки изготовляют из двух швеллеров, сваренных стальным листом толщиной 10—12 мм. Нижняя балка рассчитана для посадки на буфер. К нижней балке болтами крепят стальную раму неподвижного пола, на которой собирают купе кабины. На нижней и верхней балках устанавливают башмаки кабины, с помощью которых она перемещается по направляющим. На верхней балке располагают механизм включения ловителей, к ней же крепят подвеску кабины. Купе кабины представляет собой разборную конструкцию, состоящую из пола, стенок, потолка и дверей. Крыша кабины должна выдерживать в любом месте сосредоточенную нагрузку величиной не менее 100 кгс, а также общую нагрузку от нахождения на ней одновременно не менее трех человек.

Рис. 1. Кабина пассажирского лифта
1 — купе; 2 —башмак; 3 — подвеска; 4 — привод дверей кабины; 5—дверь кабины

Рис. 2. Схемы распашных дверей кабины
а — одностворчатая: б — двухстворчатая; б — четырехстворча-тая

На передней части крыши кабины установлен механизм открывания и закрывания дверей. Кабину оборудуют приборами управления и освещения, сигнализации и блокировочными устройствами. В кабинах предусматривают вентиляционные отверстия. В необходимых условиях кабины снабжают принудительной вентиляцией.

2. Применяемые типы дверей кабины и их устройство?

Кабины лифтов пассажирских, грузопассажирских, больничных и грузовых с проводником должны быть оборудованы дверями. Двери кабины могут быть р а с п а ш-ные или раздвижные, открываемые и закрываемые вручную или с помощью привода. Кабины лифтов грузового без проводника и малого грузового можно не оборудовать дверями при наличии устройства, удерживающего груз от смещения. Распашные двери кабин представляют собой створки, изготовленные в основном из дерева или древесно-стру-жечных плит и фанерованные под разные породы древесины. Схема распашной одностворчатой двери показана на рис. 2, а, а на рис. 2,б — схема распашной двухстворчатой двери, широко применяемой в кабинах, так как двери занимают сравнительно небольшое пространство кабины. Схема распашной четырехстворчатой двери, которая занимает в кабине меньше места, чем другие распашные двери, показана на рис. 2, в. Распашные двери открываются только внутрь кабины и поэтому не позволяют пассажирам использовать всю площадь ее пола, что является существенным недостатком. Распашные двери кабины приводятся в действие только вручную.

Современные пассажирские лифты оборудуют преимущественно раздвижными автоматическими дверями с приводом для открывания и закрывания.

Раздвижные автоматические двери кабины состоят из несущей балки с установленным на ней оборудованием, створок и порога. Устроены раздвижные автоматические двери кабины следующим образом: две створки дверей подвешены к кареткам, которые движутся на роликах по линейке, закрепленной на верхней балке кабины. На верхней балке установлен привод дверей, который состоит из асинхронного двигателя, клиноременной передачи и червячного редуктора.

Для пассажирского лифта грузоподъемностью 500 кг (модели 1967 г.) тип клинового ремня привода дверей кабины — ОВНШ, длина 800 мм; для пассажирского лифта грузоподъемностью 320 кг (модели 1964 г.) тип ремня привода дверей кабины 0-500Ш, длина 500 мм. Двери открываются при включении электродвигателя, который через клиновой ремень передает вращение на редуктор. На тихоходном валу редуктора установлены: фасонная шайба для воздействия на двуплечий рычаг замка двери кабины; водило (кривошип), с помощью которого вращательное движение выходного вала редуктора переходит в поступательное движение створки дверей; две кулачковые шайбы, воздействующие на контакты ВК.0 и ВКЗ — для отключения привода в крайних положениях (ВКО — выключатель конечный открывания створок, ВКЗ — выключатель конечный закрывания створок), пружина, с помощью которой закрываются двери кабины.

Конструкция автоматических раздвижных дверей кабины пассажирского лифта показана на рис. 3. Двери шахты закрываются, двигаясь по наклонным линейкам, связанным со створками дверей кабины с помощью тросика диаметром 3,3 мм. Электродвигатель привода дверей с вертикально расположенным валом установлен на вертикальной плите. Для обеспечения открывания и закрывания дверей кабины и шахты на каретках дверей кабины установлены отводки, а на каретках дверей шахты — рычаги с роликами. Червячный редуктор с вертикальным входным и горизонтальным выходным валами установлен на кронштейне. Для уменьшения вибраций, передаваемых на кабину, и для уменьшения шума при работе механизма под лапы редуктора подложены резиновые амортизаторы. На выходном валу редуктора насажен кривошип с фасонной ступицей, имеющей втулку с наружной резьбой. На ступице установлены и жестко закреплены кулачки, которые при работе привода взаимодействуют с блокировочными контактами. На конце кривошипа закреплена втулка, внутри которой помещен шток с головкой, а снаружи установлен свободно вращающийся ролик.

Элементы привода дверей в исходном положении расположены в следующем порядке: ролик, находящийся на конце кривошипа, расположен в створе с малой полкой кронштейна; шток отжат криволинейным рычагом в крайнее положение и перекрывает внешнюю плоскость полосы, приваренной на кронштейне; поскольку полоса в этом положении ролика не имеет скоса, то дверь не может быть открыта, так как кронштейн боковой поверхностью полосы упирается в шток.

Существует четыре цикла работы привода открывания дверей:
1) отпирание замка дверей кабины;
2) движение створок дверей кабины и отпирание замка створок дверей шахты;
3) совместное открывание створок дверей кабины и шахты;
4) отключение привода.

Рис. 3. Конструкция автоматических дверей кабины пассажирского лифта
1 — блок: 2 — линейка; 3, 13 — кронштейн: 4, 34 — пружина; 5 —отводка; 6 — канатик; 7 —каретка; 8 — контрролик; 9 — балочка; 10— призма; 11, 20, 31 — ролики; 12, 19 — контактные устройства; 14 — кривошип; 15 — кулачок; 16 — микропереключатель- 11 — площадка; 18 — рычаг микропереключателя; 21 — амортизатор; 22 — несущая балка; 23 — шпилька; 24— створка; 25 — башмачок; 26 — электродвигатель; 27 — клиноременная передача; 28 — редуктор; 29 — уголок порога; 30 — шток; 32— втулка; 33 — рычаг

Редуктор привода дверей работает при подаче напряжения на электродвигатель. В начале вращения тихоходного вала редуктора поворачиваются фасонная шайба, водило и кулачковые шайбы. Фасонная шайба, поворачиваясь вокруг оси, действует на ролик двухпле-чего рычага замка дверей кабины. Рычаг выходит из зацепления с упором каретки и дверь отпирается. Зазор между регулировочным болтом замка и упором каретки должен быть 1—2 мм. Допустимый зазор между роликом и упором каретки не более 5 мм. С помощью водила приводятся в движение створки дверей кабины. Двери шахты этажа, на котором стоит кабина, взаимодействуют с дверями кабины с помощью отводок, установленных на каждой двери кабины. В паз отводок входят ролики автоматических замков. После открывания створок на 8 мм отводками отпираются защелки замка створок дверей шахты; при дальнейшем воздействии водила на упор каретки открываются створки дверей кабины и шахты. При открывании дверей кабины пружина закрывания растягивается, последняя закреплена одним концом на каретке правой створки, а другим — на балке дверей кабины. Кулачковая шайба в конце хода створок воздействует на контакт ВКО и двигатель отключается. В этом состоянии двери лифта открыты.

У пассажирских лифтов с неподвижным полом упор каретки заменен скобой, в которую входит ролик водила, и, следовательно, водило служит запором двери кабины. Привод дверей снабжен микропереключателем с рычагом. Механизм реверсирования привода предназначен для изменения направления движения створок дверей кабины, если при их закрывании они встретят препятствие. Механизм реверсирования привода состоит из микропереключателя, толкателя реверса и рычага реверса, который установлен шарнирно в пазу водила. Микропереключатель имеет два контакта: размыкающий и замыкающий. При встрече створки двери кабины с препятствием в момент закрывания толкатель реверса, касаясь скоса на скобе, передает усилие через рычаг реверса на контакт микропереключателя. После чего размыкается контакт в цепи катушки закрывания дверей. Электродвигатель привода дверей отключается, а в цепи катушки открывания дверей контакт микропереключателя включает реле открывания дверей и двери открываются.

4. Назовите типы полов кабин и предъявляемые к ним требования.

Рис. 4. Замок автоматической раздвижной двери пассажирского лифта
1 — ролик замка: 2 — дверь шахты; 3 — линейка двери? 4 — каретка; 5 — кронштейн; 6 — контакт ДЗ; 7—заделка замка; 8— ось; 9 — эксцентрик

Рис. 5. Устройство с креплением пола кабины на петлях
1 — верхний упор пружины; 2 — кронштейн; 3 — пол; 4 — обвязка; 5 — жидкий упор пружины; 6 — подпольный контакт; 7 — башмак каркаса кабины; 8 — стояк

Полы в кабинах делают двух типов: подвижные (с воздействием на подпольные контакты) и неподвижные. Подвижный пол служит для переключения из кабины системы управления лифтом с наружной на внутреннюю. При появлении в кабине пассажиров пол под их тяжестью опускается на 5—10 мм и воздействует на контактную систему, включая управление из кабины. Освобожденный от нагрузки пол под действием пружин возвращается в исходное положение, включая наружную систему управления лифтом. Подвижный пол может быть с крепленцем на петлях и с параллельным перемещением щита. Первый крепится к неподвижной раме шарнирно, на петлях, поэтому для проверки воздействия на подпольные контакты груз массой 15 кг следует установить на расстоянии не более 300 мм от порога. Вертикальный ход пола допускается 10—20 мм. Пол с параллельным перемещением щита крепится на кронштейнах механизма подвижного пола и не связан с неподвижными конструкциями кабины. Зазоры между стенками купе и подвижным полом составляют 3—5 мм, а со стороны задней стенки — 5—10 мм. Под действием груза пол перемещается только в вертикальной плоскости, затем возвращается в исходное положение пружиной или специальным грузом.

Согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов «Госгортехнадзора СССР, подвижный пол кабины должен быть выполнен из одного щита. Размеры щита должны быть такими, чтобы ширина неподвижной части пола (рамки) с боковых и задней сторон кабины не превышала 25 мм. Щит должен иметь ход не более 20 мм и полностью перекрывать порог двери кабины по всей ее ширине. У кабин, оборудованных подвижным полом, при раздвижных дверях и системе управления, предусматривающей движение кабины только с закрытыми дверями, порог (нижние направляющие дверей) пола допускается выполнять неподвижным. Под порогом кабины лифтов (кроме грузовых малых) во всю ширину двери должен быть установлен вертикальный щит заподлицо с передней кромкой порога или подвижного пола. Высота щита должна быть не менее 150 мм, а у лифтов с дверями шахты, открываемыми посредством привода до полной остановки кабины, — не менее 300 мм.

Рис. 6. Устройство плавающего пола кабины с параллельным перемещением щита

Рис. 7. Общий вид противовеса
1 — подвеска; 2 — направляющий башмак; 3 —каркас; 4 — контрольный башмак; 5 — груз

5. Для чего предназначен противовес лифта и какова его конструкция?

Противовес предназначен для уравновешивания массы кабины и частично массы перемещаемого груза, что позволяет уменьшить мощность приводного электродвигателя. У лебедок с канатоведущими шкивами противовесы обеспечивают необходимое соотношение усилий в ветвях канатов со стороны кабины и противовеса, создавая требуемые силы трения между канатами и ручьями канатоведущих шкивов. Система (без учета массы подъемных канатов) считается полностью уравновешенной, если масса кабины с грузом равна массе противовеса. В этом случае при установившемся движении лифта электродвигатель затрачивает энергию только на преодоление сил трения, что весьма экономично. Массу противовеса принимают равной массе кабины плюс 0,42— 0,5 массы полезного груза. Верхний предел (0,5) принимают при частой работе лифта с полной нагрузкой. В пассажирских лифтах для жилых домов массу противовеса целесообразно принимать равной массе кабины плюс 0,42—0,45 массы полезного груза.

Противовес состоит из металлического каркаса, заполненного чугунными или железобетонными грузами. Противовес, состоящий из нескольких грузов, должен быть выполнен так, чтобы возможное смещение каждого груза в сторону не уменьшало зазоры в шахте, регламентированные ПУБЭЛ. Противовес снабжен направляющими башмаками. При оборудовании противовеса роликовыми башмаками должны быть предусмотрены жестие контрольные башмаки. В тех случаях, когда противовес входит в машинное помещение лифта или расположен вне шахты, его ограждают со всех сторон и на всю высоту машинного помещения. Для ограждения противовеса в этих случаях используют тот же материал, что и для ограждения шахты лифта. Ограждение должно иметь смотровые люки с дверками для ремонта и технического обслуживания противовеса. Все дверки смотровых люков, за исключением дверок, расположенных в машинном помещении, должны быть снабжены замками.

6. Каково назначение и устройство подвесок кабины и противовеса?

Подвески служат для крепления тяговых канатов к кабине и противовесу. По числу канатов подвески бывают одно-, двух-, трех и многоканатные. По конструкции подвески делятся на баланс ирные (рычажные), пружинные и полиспастные. Подвески предназначены для выравнивания нагрузок в каждом из канатов, на которых подвешены кабина и противовес. Неравномерность нагрузок возникает при неравномерной выработке ручьев канатоведущего шкива, неточном их изготовлении или отклонений в диаметрах отдельных канатов. Возможны условия, при которых одни канаты перестают нести нагрузку, в то время как другие перегружаются. Это, в свою очередь, приводит к дальнейшему неравномерному изнашиванию ручьев шкива. Сила натяжения во всех канатах должна быть одинаковой. Из этого условия принимаются соответствующие размеры плеч рычагов. Например, при равенстве усилий в канатах плечи двухканатной баланснрной подвески должны быть одинаковыми.

Рис. 8. Конструкция трехкаиатной баланснрной подвесим кабины лифта
1 — стяжное кольцо; 2— зажим; 3 — клин; 4 — нижний балансир; 5—ушковый болт; в —верхний балансир; 7 — палец; 8 — шайба; 9 — патрон

Рис. 9. Конструкция четырехванат-ной баланснрной подвески кабины лифта модели ЭЖИЗ
1 — верхний балансир; 2 — канат; 3 — нижний балансир; 4 — палец; 5 — шплинт; 6 — несущая плита; 7 — вружива

Рис. 10. Конструкция пружинной подвески противовеса
1 — болт зажима; 2 — зажим; 3 – канат; 4 — патрон; 5 — палец; 6 – шайба; 7 — гайка; 8 — контргайка; 9 — болт ушковый; 10 — шплинт; 11 — пружина; 12 — верхняя балка противовеса

Кабина пассажирского лифта с лебедкой, оборудованной канатоведущим шкивом, подвешивается не менее чем на трех канатах. При трехканатной подвеске к концам верхнего балансира, имеющего одинаковые плечи, прикреплены два каната, а нижний балансир на одном конце имеет тягу, передающую усилия от двух канатов верхнего балансира, а к другому — прикреплен третий канат. Соотношение плеч нижнего балансира 1 : 2. При равномерной нагрузке на все канаты система подвески будет уравновешена и все рычаги будут находиться в горизонтальном положении.

Так как все соединения в баланснрной подвеске выполнены в виде шарниров, то при обрыве или ослаблении одного из канатов равновесие нижнего балансира нарушится, он повернется, нажмет на подпружиненный рычаг, выполненный в виде рамки. Рамка передаст усилие на ролик блокировочного контакта, который разомкнет цепь управления лифта. Расстояние между балансиром и рамкой должно быть не менее 20 мм.

Четырехканатная балансирная подвеска аналогична трехканатной, но с той лишь разницей, что вместо каната на конце нижнего балансира прикреплена такая же тяга, соединяющаяся с верхним балансиром, а плечи нижнего балансира выполнены одинаковыми. Недостаток балансирных подвесок состоит: в их значительных габаритных размерах, в больших расстояниях между канатами на подвеске, что затрудняет укладку канатов в ручьи шкива. Для более компактного размещения канатов над подвеской предусматривают устройства, сближающие ветви канатов. Например, применяют стяжное кольцо, охватывающее канаты и уменьшающее расстояние между ними.

Пружинные подвески обычно применяют для подвешивания противовеса. Крепят канаты к ушковым болтам, пропускаемым через верхнюю балку противовеса. На болтах устанавливают пружины, которые гасят вибрации, возникающие при движении, пуске и остановке противовеса. Ушковый болт имеет гайку и контргайку, которые служат для регулировки длийы пружин при удлинении канатов в процессе эксплуатации. Полиспастные подвески чаще всего применяют в грузовых лифтах, а также в тех случаях, когда нагрузка со стороны кабины и противовеса настолько велика, что без полиспастной подвески возникает необходимость применения канатов большого диаметра или большого числа канатов. Такое конструктивное решение значительно увеличивает расходы на изготовление и эксплуатацию лифта. Поэтому полиспастная подвеска является весьма экономичной.


Читать далее:

Категория: - Эксплуатация лифтов





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины