Строительные машины и оборудование, справочник






Кабина и ее оборудование автомобиля


Категория:
   Устройство автомобиля


Кабина и ее оборудование автомобиля

Кабина является рабочим местом водителя. В ней размещаются органы управления автомобилем и контрольные приборы.

У автомобиля ГАЗ-66 кабина металлическая, двухместная, с установкой одного спального места. Кабина расположена над двигателем и откидывается вперед.

В передней части кабина крепится к лонжеронам рамы на двух шарнирах, а в задней опирается на резиновые буфера, установленные на поперечине рамы. Откидывание кабины вперед осуществляется с помощью двух цилиндрических пружин, верхние концы которых крепятся к основанию кабины, а нижние — к раме.



Запорный механизм надежно удерживает кабину в рабочем положении и предотвращает самопроизвольное откидывание ее во время движения. Механизм состоит из запорного и предохранительного крюков, тяги с пружиной, кулачка с осью, рычага с тягой. Для откидывания кабины необходимо переместить рычаг вверх до упора и оттянуть на себя тягу крюков. Кабина откидывается под действием пружин и удерживается в откинутом положении складным упором.

Рис. 1. Запорный механизм кабины автомобиля ГАЗ-66:
1 — кабина: 2 — тяга крюков; 3 — рычаг: 4 — поперечина рамы; 5 — тяга кулачка; 6 — предохранительный и запорный крюки; 8 — пружина; 9 — поводок; 10 — кулачок; 11 — регулировочный палец

Рис. 2. Сиденье автомибиля ГАЗ-66:
1 — спинка; 2 — остов спинки; 3 — остов подушки; 4 —- фиксатор угла наклона спинки; 5 — защелка фиксатора; 6 — подушка; 7 — регулировочная пластина сиденья; 8 — фиксаторы продольной регулировки; 9 — стопорный крюк

Двери кабины двухпанельные, навешены в проемах кабины на двух петлях каждая и уплотняются резиновыми уплотнителями. В закрытом положении и от вертикальных перемещений двери удерживается замком, который крепится к внутренней панели двери. Фиксатор замка закреплен на стойке кабины. Закрывание и открывание дверей осуществляется с помощью внутренних и наружных ручек.

Ветровые стекла и заднее стекло удерживаются в проемах кабины резиновыми уплотнителями и резиновыми замками. Окна дверей разделены стойкой на две части: большую часть занимает опускающееся стекло, меньшую — поворотное стекло. Подъем и опускание стекла двери производится с помощью шестеренчатого стеклоподъемника. Стекла кабины термически обработанные, в случае удара такие стекла разбиваются на мелкие кусочки с тупыми гранями. Ветровые стекла полированные.

Для доступа к двигателю из кабины в ней располагается съемный капот, установленный на двух петлях и закрепляемый двумя пружинными застежками.

В кабине размещены два одноместных унифицированных сиденья — для водителя и старшего машины. Основой сиденья является металлический остов, собранный из двух шарнирно соединенных между собой половин. К остову крепятся спинка и подушка, изготовленные из губчатой резины и обтянутые чехлом из кожзаменителя. Остов спинки поворачивается относительно остова подушки, изменяя угол между ними в пределах 10°. Спинка стопорится фиксатором, приваренным к остову подушки. Для изменения угла наклона необходимо нажать на ручку защелки.

Рис. 3. Отопитель кабины ГАЗ-66:
1 — патрубок для обдува ветрового стекла; 2 — сектор привода; 3 — поводок привода; 4 — заслонка; 5 — вентилятор; 6 — кожух радиатора; 7,8 — шланги; 9 — кран для слива охлаждающей жидкости; 10 — ручка привода заслонки обдува ветрового стекла; 11—ручка привода заслонки воздухопритока; 12 кран на впускной трубе двигателя

Положение водительского сиденья регулируется в продольном направлении в пределах 75 мм. Для этого к остову подушки приварены регулировочные пластины, а впереди — стопорные крюки,

Вентиляция кабины осуществляется через боковые открывающиеся окна и с помощью отопителя.

Принадлежностью кабины являются противосолнечные щитки, наружные зеркала заднего вида, раскладная постель. В кабине имеются также резиновые коврики для пола, поручень для старшего машины, поворотная фара, держатель бачка для питьевой воды, огнетушитель, держатель топора и пилы

Отопитель кабин ы расположен с правой стороны и крепится к передней стенке. Отопитель состоит из радиатора, заключенного, в кожух, вентилятора с электрическим приводом и патрубков для обдува ветрового стекла. Радиатор отопителя включен в систему охлаждения двигателя через кран и шланги. Воздух к радиатору поступает снаружи через жалюзи или из самой кабины. Поступление воздуха регулируется заслонкой, имеющей привод с ручкой. При вытянутой ручке воздух к радиатору поступает только из кабины, при утопленном положении ручки воздух поступает только снаружи. Для равномерного распределения тепла и обдува ветрового стекла со стороны водителя имеется еще один вентилятор, к которому подводится теплый воздух от радиатора по шлангу.

Интенсивность обдува ветровых стекол регулируется заслонками, расположенными в корпусах вентиляторов. Заслонку правого вентилятора перемещают с помощью ручки, расположенной на панели приборов; заслонку левого вентилятора перемещают ручкой, расположенной на поводке.

Наиболее эффективно отопитель работает при нагреве двигателя до температуры воды 80°. Воду из отопителя сливают при откинутой кабине через кран. Зимой после слива воды из системы охлаждения кран следует закрывать. Кран открывается после пуска и прогрева двигателя. В летнее время при недостаточной естественной вентиляции кабины можно пользоваться заслонками отопителя при закрытом кране и открытой заслонке.

Рис. 4. Стеклоочиститель автомобиля ГАЗ-66:
1 — электродвигатель; 2 — предохранитель; 3 — сопротивление; 4 — переключатель; 5 — тяга; 6 — резиновый упор; 7 — щетка; 8 — червячная шестерня редуктора; 9— червяк; 10 — контактный диск

Электродвигатель стеклоочистителя, расположенный под ветровым стеклом, через червяк вращает червячную шестерню. С осью этой шестерни связана рычажная система, через которую щетки получают возвратно-поступательное движение.

Управление стеклоочистителем осуществляется переключателем, расположенным около электродвигателя. При выключении стеклоочистителя его щетки автоматически укладываются около центральной стойки ветрового стекла.

Устройство для обмыва ветрового стекла состоит из диафрагменного насоса с ножным приводом, съемного водяного бачка, резиновых шлангов, двух жиклеров и впускного клапана с фильтром. Насос установлен на наклонной части пола кабины с левой стороны, бачок расположен с правой стороны под панелью приборов, жиклеры закреплены на верхней панели передней части кабины. При нажатии ногой на педаль порция воды от насоса вытекает из отверстий жиклеров на ветровое стекло; при отпускании педали вода из бачка за счет разрежения поступает в камеру насоса. Направление струй регулируется поворотом жиклеров.

Кабина автомобиля ГАЗ-53А металлическая, двухместная, с креплением па раме в четырех точках через резиновые подушки. Сиденье общее для водителя и пассажира, подушка сиденья

Рис. 5. Устройство для обмыва ветровых стекол автомобиля ГАЗ-66:

Отопление кабины осуществляется отопителем, включенным в систему охлаждения двигателя. Воздух к радиатору отопителя поступает снаружи через люк воздухопритока, крышка которого расположена перед ветровым стеклом.

Кабина оборудована электрическим двухщеточным двухско-ростным стеклоочистителем и устройством для обмыва ветрового стекла.

У автомобиля ЗИЛ-131 кабина металлическая, трехместная, расположена за двигателем. Кабина крепится к раме в трех точках: впереди — к кронштейнам лонжеронов рамы через резиновые подушки, а сзади — через качающуюся серьгу и резиновую втулку к опорному кронштейну второй поперечины рамы.

Кабина имеет неоткрывающееся панорамное ветровое стекло, состоящее из двух половин. В крыше кабины имеются два вентиляционных люка с крышками. Двери кабины снабжаются замками, открывающимися снаружи и изнутри. Для открывания кабины необходимо нажать кнопку ручки. Правая дверь может быть заперта снаружи ключом от включателя зажигания. Внутри кабины устанавливаются сиденье для водителя и двухместное сиденье для пассажиров. Положения сиденья водителя регулируются в продольном направлении и по высоте, кроме того, может быть отрегулирован наклон подушки сиденья и угол наклона спинки. Подушка пассажирского сиденья устанавливается на подставку, приваренную к полу кабины, а спинка навешена на ее заднюю стенку.

Вентиляция кабины в летнее время осуществляется за счет опускающихся стекол дверей, открытия верхних вентиляционных люков, а также с помощью поворотных форточек в окнах дверей. Свежий воздух может поступать также через правый вентиляционный канал, расположенный в брызговике крыла. В передней части этого канала имеется заслонка, которая управляется вручную через облицовку радиатора. В зимнее время заслонка вентиляционного канала должна быть закрыта.

Отопитель кабины расположен с правой стороны под панелыо приборов. Ввод воздуха в отопитель регулируется заслонкой, расположенной в нижней части кожуха радиатора. Рукоятка заслонки может занимать три положения. Первое положение вертикальное, воздух к радиатору поступает только из кабины; второе положение наклонное, заслонка открывает вход воздуха из вентиляционного канала и преграждает доступ свежего воздуха в кабину; третье положение горизонтальное, заслонка открывает вход для свежего воздуха в кабину.

Большая часть нагретого воздуха подается вентилятором в воздухораспределительный канал, меньшая часть — в кабину к ногам пассажира. Из воздухораспределительного канала воздух по шлангам поступает к соплам ветрового стекла и через отверстие в конце канала, перекрываемого заслонкой, к ногам водителя. Заслонка управляется рукояткой, расположенной на площадке щитка приборов.

Рис. 6. Отопитель кабины автомобиля ЗИЛ-131.
1 — рукоятка управления заслонкой воздухораспределительного канала; 2 — трос; 3 — заслонка распределительного канала; 4 — сопло обдува ветрового стекла; 5 — кожух распределительного канала; 6 —- водяной кран; 7 — водоподводящий шланг; 8— трубопровод; 9— вентилятор; 10—конденсатор; 11 — электродвигатель; 12 — добавочное сопротивление; 13 — радиатор; 14 — заслонка отопителя; 15 — рукоятка управления заслонкой отопителя; 16 — воздушный шланг

Стеклоочиститель состоит из пневматического двигателя с золотниковым распределителем и механизмом укладки щеток, встроенным в распределитель; двух щеток с рычагами и тяга-ми, крана управления стеклоочистителем. Включается стеклоочиститель поворотом крана против хода часовой стрелки. При вращении головки крана в этом же направлении скорость движения щеток увеличивается. При повороте головки крана вправо до упора стеклоочиститель выключается, при этом щетки автоматически укладываются по нижней кромке ветрового стекла. Если механизм укладки щеток не сработает, необходимо вторично включить и выключить кран.

Устройство для обмыва ветрового стекла такое же, как на автомобиле ГАЗ-66.

На автомобиле ЗИЛ-130 кабина по устройству и оборудованию аналогична кабине автомобиля ЗИЛ-131.

У автомобиля «Урал-375Д» кабина цельнометаллическая, трехместная, с глухим ветровым стеклом. Крепится кабина к раме в четырех точках на резиновых подушках. По устройству и оборудованию эта кабина во многом схожа с кабиной автомобиля ЗИЛ-131. Сиденья водителя и пассажиров раздельные, с амортизирующим элементом из губчатой резины. Положение сиденья водителя можно регулировать, перемещая его вперед или назад.

Кабина обогревается воздухом, нагретым в отопителе, который установлен под панелью приборов в средней части кабины. Воздух к отопителю поступает снаружи через люк, закрываемый крышкой, а из кабины через люк, закрываемый крышкой. Люки управляются рукояткой и приводом воздуха на стекла.

Рис. 7. Стеклоочиститель и устройство для обмыва ветровых стекол автомобиля ЗИЛ-131:

Рис. 8. Отопитель кабины автомобиля «Урал-375Д»:
1 — рукоятка наружного люка; 2 — шланг подачи теплого воздуха для обдува ветровых стекол; 3 — привод внутреннего люка; 4 — электродвигатель вентилятора; 5 — вентилятор; 6 — заслонка обогрева кабины; 7 — крышка внутреннего люка; 8 — радиатор отопителя; 9 — водоотводящая труба; 10 — водоподводящая труба; 11 — краник; 12 — крышка наружного люка; 13 — направляющая поток

Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Основные эксплуатационные показатели автомобиля
Нормы расхода и способы экономии эксплуатационных материалов
Эвакуация автомобильной техники
Ремонт автомобильной техники в Советской Армии
Эксплуатация автомобилей в период обкатки
Техника безопасности на автомобильном транспорте
Устройство парков и внутренняя служба в них
Эксплуатации и технического обслуживания автомобилей в вооруженных силах СССР
Система герметизации автомобиля «Урал-375Д»
Система регулирования давления воздуха в шинах автомобиля


Остались вопросы по теме:
"Кабина и ее оборудование автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы