Строительные машины и оборудование, справочник





Качество и показатели экономической эффективности


Категория:
   Козловые краны


Качество и показатели экономической эффективности

Общие положения. Для комплексной оценки качества, например, при аттестации продукции, используют методы экспертной оценки, что, в частности, предусмотрено и нормативами Минтяжмаш СССР уровня качества изделий подъемно-транспортного машиностроения (РТМ 24.090—75). Вместе с тем при решении вопроса о постановке изделий на производство экономическая эффективность является определяющим показателем.

Для кранов, используемых регулярно на перегрузочных работах, при оценке экономического эффекта исходят из производительности, а для кранов, используемых эпизодически на перегрузочных, монтажных и других работах, — из стоимости ма-шино-смены. Общую методику расчета экономической эффективности новой техники регламентируют соответствующие нормативные документы; основные указания по применению этой методики для оценки эффективности подъемно-транспортных машин даны в разработанной ВНИИПТМАШ отраслевой инструкции.

Определение некоторых показателей (производительности, массы, размеров, надежности, себестоимости и трудоемкости изготовления, затрат на ремонт и установку, а также некоторых экономических показателей) козловых кранов имеет свои особенности. Ниже приведены указания по оценке показателей козловых кранов. Рассмотрена взаимосвязь некоторых из них с конструкцией отдельных узлов, а также комплексные и удельные показатели, используемые для экономической и для качественной оценки конструкций.



Следует иметь в виду, что в ряде случаев приходится учитывать дополнительные потери времени, связанные с особенностями как перерабатываемого груза, так и подъемных кранов. Например, при перегрузке крупнотоннажных контейнеров крюковыйн кранами тратится значительное время на центровку контейнеров.

Показатели компактности. В этой группе наибольшее значение имеет ширина (боковой габарит) ходовой части, непосредственно сказывающаяся на полезную ширину обслуживаемой краном площадки. При заданной вместимости склада уменьшение полезной ширины площадки приводит к необходимости соответствующего увеличения длины подкрановых путей.

Все приведенные усредненные ориентировочные показатели относятся к кранам обычного исполнения: редукторы с чугунными корпусами и нешлифованными зубьями, с открытыми передачами в механизмах передвижения, точностью установки ходовых колес в пределах 1/500 и т. п. При повышении качества узлов крана значения этих показателей могут улучшиться на 30 … 50%. При использовании узлов небольшой износостойкости (монорельсовых ездовых балок, грузовых полиспастов при стационарном расположении грузовой лебедки и др.) значения показателей следует уменьшить.

Показатели технологичности. Нормативная и плановая трудоемкости изготовления могут быть рассчитаны только при наличии разработанного технологического процесса изготовления крана, что практически невыполнимо не только на стадиях предварительных вариантных проработок, но и технического проектирования. Для предварительной оценки трудоемкости изготовления приходится использовать данные, которые получают путем анализа и обобщения отчетных материалов предприятий. Следует учесть, что трудоемкость изготовления козловых кранов одного и того же типа на разных предприятиях может быть различной не только из-за серийности выпуска и длительности нахождения машины в производстве, но и вследствие особенностей планиро-

вания, размещения цехов и других факторов. Предприятия, специализированные на изготовлении только козловых кранов, отсутствуют. Поэтому на трудоемкость изготовления козловых кранов влияет также и тип всего производства.

Помимо затрат труда (в нормо-часах) для оценки затрат на изготовление используют такие показатели, как массу наплавленного металла, число деталей металлической конструкции и др.

При предварительном определении себестоимости изготовления часто используют приближенные зависимости между себестоимостью и массой крана. Эти зависимости могут быть получены, например, при анализе прейскурантных цен с учетом обычных нормативных значений рентабельности (13 … 15%) и транс-портно-складских за рат.

Ниже приведены ориентировочные значения себестоимости в рублях, отнесенные к 1 т конструктивной массы крана (при серийности 80… 150 кранов в год):

Затраты на приобретение материала обычно составляют 20 … 30% общей стоимости, такой же порядок имеет стоимость покупных изделий.

К показателям технологичности часто относят и металлоемкость. Металлоемкость характеризует расход металла на изготовление крана. Для козловых кранов с учетом коэффициента использования металла она по абсолютной величине близка к конструктивной массе крана. Для козловых кранов коэффициент использования металла обычно колеблется в пределах 0,80 … 0,93 (соответственно листовые конструкции с элементами сложной конфигурации и решетчатые конструкции из профильной стали).

Систематизированные данные о трудоемкости монтажа козловых кранов в настоящее время отсутствуют. При оценке качества кранов можно использовать сведения о затратах на монтаж; здесь учтены затраты не только непосредственно на оплату рабочих, занятых на монтаже, но, что не менее существенно, и на оплату стреловых кранов и другого монтажного оборудования.

При определении расчетной стоимости монтажа механической части козловых кранов часто принимают стоимость монтажа 1 т конструкций козлового крана, около 60 руб/т. Этот норматив рассчитан для несамоподъемных кранов, монтируют которые с помощью монтажных мачт или тяжелых стреловых самоходных кранов. Для самоподъемных кранов стоимость монтажа 1 т конструкции равна 40 … 50 руб/т. В тех случаях, когда краны проходят контрольную сборку на заводе-изготовителе (например, краны К-6Б, КС-12,5), удельную стоимость монтажа принимают равной 30 руб/т. При предварительных расчетах учитываемая отдельно стоимость монтажа электрооборудования с прокладкой проводки в стальных трубах и с монтажом оборудования кабины может быть принята: для козловых кранов с элекроталями грузоподъемностью 3,2 …5т — 250—300 р., для кранов с грузовыми тележками грузоподъемностью 10 … 12,5 т — 600 … 800 р. и грузоподъемностью 20 … 32 т — 1000 … 1300 р.

Комплексные и удельные показатели. Для кранов, регулярно используемых на перегрузочных работах, основным показателем, характеризующим их эффективность, следует считать удельную стоимость перегрузки — затраты на перегрузку единицы массы груза, определенные в сопоставимых условиях. Эти затраты определяют как отношение суммарных годовых расходов на эксплуатацию крана к единице массы переработанного груза. Для рассматриваемых кранов затраты на перегрузку 1000 т груза составляют 30 … .150 р. Использование этого показателя дает возможность наиболее наглядно сопоставлять эффективность применения кранов различных параметров и исполнений.

Можно использовать и другие показатели, например, удельную годовую производительность, отнесенную к массе крана.

Читать далее:

Категория: - Козловые краны

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины