Строительные машины и оборудование, справочник





Качество поверхности деталей строительных машин

Категория:
   Ремонтирование строительных машин



Качество поверхности деталей строительных машин

На интенсивность изнашивания большое влияние оказывает качество поверхности детали, которое характеризуется следующими параметрами: макрогеометрией— отклонение действительной формы детали от номинальной (бочкообразность, седлообразность, конусность, овальность, огранка и т.д.); волнистостью — регулярно повторяющиеся и близкие по размерам неровности, расположенные друг от друга на значительном расстоянии; шероховатостью (микронеровности) — выступы и впадины, отстоящие друг от друга на небольшом расстоянии (1…3 мкм).

Точность геометрической формы с незначительными отклонениями при механической обработке детали зависит от жесткости конструкции и режима работы системы станок— приспособление — инструмент — деталь (система СПИД).

В результате проведенных исследований влияния шероховатости поверхностей трущихся деталей на их износостойкость был выявлен следующий механизм изнашивания:
1) в начальной стадии работы фактическая поверхность соприкосновения трущихся деталей составляет лишь небольшой процент, так как контакт происходит лишь по вершинам шероховатостей, в местах контакта развиваются большие удельные давления, превышающие предел текучести и даже предел прочности трущихся материалов;
2) в местах фактического контакта трущихся поверхностей под действием высокого удельного давления происходит упругое сжатие или пластическая деформация-смятие поверхностей, а при взаимном перемещении поверхностей— деформация среза, отколы и пластический сдвиг вершин шероховатостей, приводящие к так называемому начальному износу, вследствие которого происходит быстрое увеличение зазора между трущимися поверхностями. Начальный износ может также повышаться от возникновения в точках контакта мгновенных высоких температур и срыва окисной пленки, покрывающей металлы, что сопровождается молекулярным сцеплением трущихся металлов и образованием узлов схватывания;
3) в период начального изнашивания деталей, работающих в легких и средних условиях нагрузки, высота шероховатостей уменьшается на 60…70%. Одновременно происходит увеличение площади фактического кон-.такта поверхностей деталей, а следовательно, и снижение удельного давления в точках соприкосновения трущихся пар, что способствует снижению интенсивности начального изнашивания;
4) во время начального изнашивания, протекающего в период приработки, происходит не только разрушение шероховатостей поверхности, но также изменение их форм и направления. При этом высота шероховатостей изменяется до оптимальной величины, различной для разных условий. Если оптимальную высоту шероховатости для данных условий трения удается создать в процессе механической обработки, то она не изменится в процессе изнашивания, а время приработки и износ окажутся минимальными. Увеличение высоты шероховатостей по сравнению с оптимальной повышает износ из-за возрастания механического сцепления, схватывания и среза шероховатостей поверхности. Уменьшение высоты против оптимального значения приводит к резкому возрастанию износа из-за возникновения молекулярного сцепления и заедания плотно соприкасающихся поверхностей, имеющих повышенную гладкость. Этому способствуют также выдавливание смазки и плохая смачиваемость смазкой зеркально чистых поверхностей, что встречается в деталях гидросистем и двигателей внутреннею сгорания строительных машин;
5) влияние направления шероховатостей на величину износа неодинаково для различных видов изнашивания и разной высоты шероховатостей. При жидкостном трении, при малых шероховатостях направление следов обработки не имеет значения, в то время как при увеличении шероховатостей меньший износ наблюдается, когда -направление следов обработки параллельно движению при трении.. Такое положение объясняется тем, что на пути трения не встречаются препятствия в виде шероховатостей другого направления, а схватывание металлов предотвращается обильной смазкой. При граничном трении в зоне малых шероховатостей при условии, если следы обработки имеют параллельное направление, возникает схватывание и износ оказывается больше, чем при перпендикулярном направлении. В зоне больших шероховатостей схватывание невозможно, и параллельному направлению следов обработки соответствует минимальный износ.

Из изложенного следует, что шероховатость поверхности и направление штрихов обработки оказывают существенное влияние на износостойкость деталей.


Читать далее:

Категория: - Ремонтирование строительных машин





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины