Строительные машины и оборудование, справочник






Качество транспортного обслуживания населения автобусными перевозками


Категория:
   Справочник водителя автобуса


Качество транспортного обслуживания населения автобусными перевозками

В Отчетном докладе XXV съезду КПСС, говоря о сфере обслуживания, Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев подчеркнул: «От вас, от вашего труда во многом зависит и благосостояние, и настроение советских людей. Помните об этом. Работайте лучше и инициативнее, равняйтесь на передовиков. К этому призывает вас, этого ждет от вас партия».

В этой связи основное внимание работников пассажирского автотранспорта должно быть направлено на повышение качества обслуживания пассажиров автобусным транспортом.

На первый план на современном этапе все более выдвигаются, наряду с количественными, качественные факторы оценки деятельности пассажирского транспорта.



Пассажиры указывают на необходимость более вежливого, культурного и внимательного отношения к ним со стороны обслуживающего персонала, более широкой информации в автобусах, в том числе информации о местах, по которым пролегает маршрут; недопустимость переполнения автобусов и нарушения правил перевозок; обеспечение нормальных условий при посадке в автобусы; продажа в автобусах литературы (газет, журналов), прохладительных напитков; повышения технического и санитарного состояния автобусов.

Справедливы также нарекания со стороны пассажиров о нарушениях транспортной и финансовой дисциплины водителями автобусов. Срыв каждого рейса автобуса приводит к тому, что десятки людей опаздывают на работу, затрачивают много лишнего времени на переезды.

Поездки на работу и с работы приходятся на часы пик, вызывая «транспортную усталость» населения, приводящую к потере производительности труда, нервным напряжениям, сокращению свободного времени трудящихся. А это требует улучшения обслуживания пассажиров.

Автобусный транспорт призван удовлетворить потребности населения в быстром, комфортабельном и безопасном передвижении к местам работы, быта и отдыха. Качество транспортного обслуживания пассажиров заключается в обеспечении и выполнении должным образом указанных элементов перевозочного процесса.

Совершенствование перевозочного процесса в направлении качественного развития осуществляется как в общегосударственном масштабе, так и выявлением и реализацией внутренних резервов в системе автобусного транспорта. В масштабах страны оно направлено на определение потребности и производство подвижного состава, отвечающего специфике перевозок с обеспечением максимально возможных удобств и комфорта; строительство и реконструкцию дорог и обустройств к ним (автовокзалов, автопавильонов и т. д.); совершенство средств связи; строительство специализированных автотранспортных предприятий; научные разработки. Реализация внутренних резервов системы — это внедрение нормативов качества, повышение уровня технической готовности и выпуска подвижного состава на линию, особенно в часы пик, повышение эксплуатационной скорости, оснащение конечных и промежуточных контрольных пунктов связью, повышение регулярности движения, повсеместное внедрение форм организации транспортного процесса на основе достижений науки и техники, обеспечение надежности перевозочного процесса, зависящей от квалификации водителей, организации их труда и выполнения расписания движения.

Степень наполнения подвижного состава согласно нормативам, предусмотренным ГОСТом, определяет максимальное наполнение городских автобусов в часы пик по количеству пассажиров на 1 м2 свободной площади пола салона, которое не должно превышать в 1976— 1980 гг. 4 человека. Также нормативами предусмотрено ограничить время, затрачиваемое на поездку в одном направлении: в средних и больших городах оно должно составлять 30 минут, в крупных (свыше 1 млн. чел.) — 40 минут. Соблюдение нормативов достигается хорошей организацией перевозок, рациональным построением маршрутной сети на основе обследования пассажиропотоков, введением рассредоточенного графика начала и окончания работы предприятий и организаций города, организацией специальных рейсов для доставки рабочих и служащих на работу и с работы, координацией работы с другими видами транспорта, рациональным распределением автобусов различной вместимости по маршрутам, организацией предварительной продажи проездных билетов, эффективным контролем и удовлетворением автобусами на маршрутах.

Придавая большое значение культуре обслуживания пассажиров, автотранспортные предприятия оборудуют фирменные автобусы. В таких автобусах имеются всегда свежие газеты и журналы, холодная минеральная вода, предметы ухода за обувью и одеждой, телевизор, магнитофон. В поездке экипаж знакомит пассажиров с историческими и памятными местами.

Неудовлетворительная организация перевозок, особенно в часы пик, приводит к потере значительной части доходов ввиду сложности сбора выручки и контроля. Чрезмерная перегрузка подвижного состава вызывает частые поломки и сходы с линии, удлинение простоя в ремонте.

Качество транспортного обслуживания неразрывно связано с выполнением водителями автобусов своих прямых обязанностей — графика (расписания) движения, культурного обслуживания пассажиров и обеспечения безопасности перевозок. Уровень теоретических и практических знаний, которыми должен обладать водитель автобуса, определяет его профессиональную готовность к работе, качественному ее выполнению.

Каждый водитель должен знать назначение, устройство, принцип действия, работы и обслуживания агрегатов, механизмов и приборов автобуса; способы обнаружения и устранения неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автобусов; правила технической эксплуатации и ухода; действующие на автомобильном транспорте правила и инструкции, особенности различных видов перевозок; уметь рационально организовать труд на своем рабочем месте, при бригадной форме работы знать организацию труда своей бригады; нормы расхода топлива и масла, пробега шин и пути их экономичного расходования; требования, предъявляемые к качеству выполняемой работы; безопасные и санитарно-гигиенические нормы и методы труда; приемы предупреждения и тушения пожаров при работе на линии, а также оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; роль социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к ТРУДУ (в успешном выполнении планов).

Таким образом, требования одновременного обеспечения высокого качества автобусных перевозок и высокой эффективности труда зависят от комплекса факторов.

Ниже остановимся на действиях водителей автобусов, влияющих на качество перевозок и их улучшение.

Соблюдение нормального режима труда и отдыха каждым водителем — залог надежной работы на протяжении многих лет.

В настоящее время управление автомобилем определяется не силой мышц, а ясностью сознания, уровнем бодрости и психологической активностью организма, социально-этическим развитием личности. Необходимое условие успешной высококачественной и безопасной работы водителя —это положительные социально-этические свойства личности: дисциплинированность, чувство долга и ответственности. Социально-этические пороки (разгильдяйство, недисциплинированность, пренебрежение правилами общежития, законами дороги, нормами морали, пьянство) сводят на нет качества личности.

Обязательным условием на пассажирском транспорте является ношение форменной одежды. Форма дисциплинирует, а это в немалой степени влияет на качество работы. Водитель в форме всегда чувствует себя при исполнении служебных обязанностей, он является объектом внимания окружающих и не позволяет себе нарушать общепринятые нормы поведения.

Очень серьезное внимание надо обращать на экипировку автобуса, его внешний и внутренний вид, санитарное состояние, устранять обнаруженные неполадки. Нормативами в оборудовании автобусов для создания пассажирам удобств определено, что автобусы всех сообщений должны иметь лобовой и боковой указатели (трафареты). На лобовом указателе номер маршрута и название начального и конечного пунктов маршрута. На автобусах, выполняющих немаршрутные перевозки, устанавливаются указатели, соответствующие назначению перевозки («Заказной», «Школьный», «Туристский» и т. д.).

На боковом указателе обозначаются номер маршрута, конечные пункты маршрута и главные остановочные пункты. На заднем указателе, установленном в правом по ходу автобуса нижнем углу заднего окна, обозначается номер маршрута. Над дверьми соответственно назначению наносятся надписи или указывается на табличках «Вход» или «Нет входа». В правом нижнем углу лобового стекла по ходу автобуса указан инвентарный (гаражный) номер автобуса.

Внутри автобуса должны быть таблицы стоимости проезда, схема маршрута, основные правила перевозки пассажиров, табличка с фамилиями водителя и кондуктора; в автобусах междугородных сообщений места для сидений должны быть пронумерованы.

Указатели и таблички имеют установленные размеры и размещаются в определенных местах автобуса.

Выпуск автобусов на линию определяет уровень организации всего производственного процесса автотранспортного предприятия. Низкий коэффициент выпуска приводит к высокому коэффициенту наполнения, что в свою очередь снижает комфорт пассажиров.

Основным документом, регламентирующим режим движения автобусов, является график (расписание) движения, который должен при его соблюдении обеспечить наилучшие условия и удобства передвижения пассажиров при минимальных затратах времени на поездку, регулярность движения на протяжении всего маршрута, нормальные условия труда водителей при безусловном обеспечении безопасности движения. Водитель не имеет права увеличивать или уменьшать установленное коли-личество рейсов и изменять режим движения.

Большое значение для улучшения качества транспортного обслуживания имеет регулярность движения автобусов на маршрутах. Опыт работы передовых предприятий, обеспечивающих высокую регулярность движения автобусов, показывает, что это достигается правильной организацией труда водителей и четко действующим контролем за движением автобусов.

Важными показателями качества обслуживания являются повышение скорости доставки пассажиров к месту назначения, выделение в часы пик обособленных полос движения только для автобусов и введение различных видов движения (экспрессные, укороченные маршруты). Экспрессные рейсы не только способствуют уменьшению времени на проезд к месту работы и обратно, но и значительно снижают наполнение автобусов обычных маршрутов в часы пик.

Работа на маршруте — самый ответственный момент для любого водителя. Иногда влияние пассажиров на водителя может быть отрицательным, да и сами водители, используя возможность, идут на нарушение действующих инструкций, финансовой дисциплины и т. д.

Обязанность водителя быть внимательным, доброжелательным и предупредительным в обращении с пассажирами.

Невнимательность и поспешность водителя при подъездах к остановкам, при посадке и высадке пассажиров может привести к тяжелым последствиям. Посадка и высадка пассажиров производятся только на остановках, предусмотренных расписанием движения.

Первоочередным правом входа в автобусы пользуются пассажиры с детьмы дошкольного возраста, беременные женщины, инвалиды с явными признаками инвалидности и престарелые люди.

Водитель должен быть готов к быстрому восприятию любых осложнений обстановки и предвидеть возможную ситуацию. В условиях городского движения особо опасными местами являются перекрестки, места массовых скоплений людей, на дорогах внегородского сообщения — мосты, узкая проезжая часть дороги при встречных разъездах, а в населенных пунктах — дети, играющие на дорогах.

Водитель отвечает за качество обслуживания, поддержание порядка и чистоты в салоне автобуса, регулярную смену цифрового шифра в компостерах, выполнение правил перевозки.

При вынужденной остановке по технической неисправности водитель обеспечивает пересадку пассажиров на другие автобусы, следующие по этому же маршруту, и немедленно докладывает диспетчеру о вынужденной остановке.

За качественным выполнением транспортного процесса, кроме водителя, осуществляют контроль и оперативное руководство диспетчерский аппарат с помощью технических средств (штамп-часы, радиотелефонная, телетайпная, индуктивная связь) и непосредственным наблюдением на линии.

Автоматизированные системы диспетчерского управления автобусами (АСДУ-А) призваны обеспечить организацию движения на маршрутах. Они осуществляют контроль и обеспечивают регулярность движения автобусов на маршруте через контрольные пункты на конечных и промежуточных остановках. Отчетные данные, выдаваемые системой, позволяют дифференцировать начисление премии водителям в зависимости от регулярности движения на всем маршруте.

Основной формой организации труда на пассажирском транспорте является работа по бригадному методу. На автотранспортных предприятиях много бригад, отлично обслуживающих маршруты, они совершенствуют бригадный метод работы, передают свой опыт другим. Между бригадами и водителями автобусов широко развернулось социалистическое соревнование.

Бригадный метод работы, социалистическое соревнование, как показывает практика, значительно укрепляют дисциплину, ответственность и в конечном итоге улучшают обслуживание пассажиров.

Несмотря на большое внимание к обеспечению безопасности движения на пассажирском транспорте, проблема безопасной перевозки пассажиров еще полностью не решена. По данным ВНИИБД МВД СССР, свыше 45% дорожно-транспортных происшествий случаются из-за неправильных действий водителей автобусов, около 42% — по вине пешеходов и 4—5% из-за технических неисправностей автобусов.

К основным причинам дорожно-транспортных происшествий, случившихся по вине водителей автобусов, можно отнести следующие: превышение установленной скорости движения, нарушение правил обгона, проезда перекрестков и разъездов при встречном движении. Водители городских автобусов часто нарушают правила посадки и высадки пассажиров: начинают движение с остановки, не закрыв двери, открывают двери до момента полной остановки автобуса.

На автобусный транспорт приходят молодые водители. За время обучения они не успевают приобрести необходимых навыков вождения автобусов, теряются и не могут выбрать оптимальный режим движения и управления в сложной дорожной обстановке при неблагоприятных погодных, суточных и других условиях.

Надо отметить, что неблагоприятные погодные условия — не очень грозные виновники дорожно-транспортных происшествий. Влияние погодных условий на общее количество дорожных происшествий распределилось таким образом: при ясной погоде — 50%, в пасмурную — 25%, в дождь— 10%, в облачную— 10%, в туман и другие сложные погодные условия — 5%.

Управление автобусом — напряженный труд, поэтому ослабление внимания, потеря профессиональной бдительности приводят к аварийным ситуациям.

Иногда не только молодые водители, но и водители, имеющие достаточный опыт вождения, не могут или не хотят соизмерять скорость движения с конкретными дорожными условиями. Такие водители представляют опасную категорию, являясь сознательными нарушителями Правил дорожного движения.

По данным исследований, напряжение внимания у водителей городского транспорта загружается примерно на 60%, а за городом — на 35%. Езда в городе в условиях современного движения увеличивает нагрузку, которую испытывает водитель: частота пульса у большинства водителей возрастает на 25—30%, а кровяное давление в критических ситуациях — на 30%.

Сложность городской езды подтверждается статистикой количества дорожно-транспортных происшествий, которое в городах в несколько раз больше, чем на загородных дорогах.

В обеспечении безопасности движения большое значение имеет знание водителем маршрута движения, расположения дорожных знаков, режима работы светофоров, мест скопления людей и наиболее опасных участков, требующих повышенного внимания.

Относительно частые перекрестки, что характерно для городов (через каждые 200—300 м), создают дополнительную сложность. Не надо стремиться проскочить перекресток резким увеличением скорости, так как движение, вызванное ситуацией смены сигнала светофора, создает реальные предпосылки для столкновения, а резкое торможение может привести к наезду сзади. Необходимо научиться пользоваться зеркалом заднего вида перед выполнением любых маневров, при любом торможении. Никогда нельзя надеяться на преимущественное право проезда, не оценив обстановку; ведь другие участники движения по не зависящим от них причинам могут допустить нарушение.

Водитель должен помнить, что включенный указатель поворотов не дает преимущественного права проезда; он только предупреждает окружающих о намерениях выполнить маневр. Начиная движение от автобусной остановки или приближаясь к ней, водитель должен не только включить указатель поворота, но и убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств. Недопустимы лихие подъезды к автобусным остановкам.

Наибольшую опасность представляет пешеход, внезапно появляющийся из-за стоящего транспортного средства или перебегающий дорогу в неустановленном месте. Хотя принимаются меры к нарушителям-пешеходам, все же такие ситуации стали типичным явлением. Их можно и нужно заранее предвидеть, особенно в местах скопления людей, на длинных перегонах улиц, около школ. Наблюдая за пешеходами, идущими по тротуару или обочине, можно по характерному движению головы, туловища, жесту предвидеть намерение пешехода выйти на проездную часть дороги.

При следовании в потоке транспортных средств соблюдение дистанции является обязательным условием безопасности движения. Выбор дистанции в метрах ориентировочно можно принять равным больше половины величины скорости движения транспортного потока. Однако надо помнить, что при следовании за легковыми автомобилями моделей ВАЗ дистанция должна быть еще больше, так как эффективность действия тормозов при экстренном торможении у этих автомобилей лучше, чем у автобусов. В результате при недостаточной дистанции наезд будет неизбежен.

Неумение правильно определить расстояние до впереди идущего автомобиля, а также встречного — основной недостаток водителей со стажем работы до трех лет. Водитель должен уметь достаточно точно определить расстояние от 10 до 60 м. Для этого необходимо развивать глазомер, тогда не потребуется дополнительного напряжения внимания при определении расстояния. Тренировать глазомер можно по признаку изменения угловой величины заднего номерного знака впереди идущего автомобиля. Тренировка заключается в запоминании эталонных расстояний или тренировке в их определении. Так как величина номерного знака является стандартной и не зависит от марки автомобиля, это облегчает использование номерного знака для обучения определению расстояний.

Критерием квалификации водителя надо считать плавность движения и хода автобуса. Резкие движения, дергание автобуса дают возможность судить о непра-сильных действиях водителя, непрофессиональном «почерке вождения».

Движение автобуса по скользкой дороге должно производиться со скоростью, зависящей от конкретной дорожной обстановки и возможности остановить автобус в этих условиях.

Скользкая дорога бывает не только тогда, когда она покрыта льдом, снегом, в дождь, айв периоды весенне-осенней распутицы; в жаркие летние дни на асфальтобетонной дороге появляется вяжущее вещество; ранним утром, когда на покрытии дороги оседают капельки тумана; во время осеннего листопада влажные листья снижают эффективность торможения.

Небольшой дождь не успевает смыть дорожную пыль и превращает ее на асфальтном покрытии в своеобразную смазку, снижая сцепление с дорогой. Мокрая булыжная мостовая остается скользкой все время при аналогичных условиях. Вождение автобуса в таких условиях требует повышенной осторожности и умения.

Трогание с места на скользком дорожном покрытии, что характерно на городских маршрутах с частыми остановками, достигается постепенным увеличением подачи топлива и плавным включением сцепления при включенной второй или, если автобус не загружен, третьей передаче.

Водители автобусов, оборудованных гидромеханической коробкой передач, при трогании устанавливают контролер в положение «ПП».

Для предотвращения заноса автобуса не рекомендуются резкое торможение, движение на поворотах с повышенной скоростью, изменение направления движения резким поворотом рулевого колеса. Начавшийся занос предотвращается поворотом передних колес в сторону заноса; почувствовав эффект от поворота руля, нужно начинать обратное его вращение, не допуская заноса в другую сторону. Пользоваться тормозами при заносе надо умело; опасно одновременно тормозить и поворачивать колеса, так как изменение положения некатя-щихся колес не может изменить движение заноса. Торможение надо производить прерывистым способом, то есть нажать на педаль тормоза, затем быстро отпустить ее, не допуская блокировки колес. Следующие нажимы на педаль тормоза необходимо производить с меньшей силой до полной ликвидации заноса или остановки автобуса.

Вождение автобуса в осенне-зимний период связано с более сложными метеорологическими условиями и значительным сокращением светлого времени суток; при этом уменьшается видимость, возникает перенапряжение зрения. Из-за ухудшения дорожных условий управ-! ление автобусом в это время года является наиболее ответственным и напряженным.

Особое внимание надо уделить подготовке и экипировке автобуса к эксплуатации в зимних условиях, а водителю психологически настроиться на работу в сложных дорожных условиях с частыми изменениями погоды. Значительно усложняется, а порой и совсем не выдерживается регулярность движения на маршрутах, увеличиваются интервалы движения, пассажиры любой ценой хотят сесть в автобус, забывая об опасности. Водитель должен следить за наполнением автобуса и не допускать его перегрузки, так как вероятность аварийных ситуаций в осенне-зимний период увеличивается.

Наличие на проезжей части дороги влаги, грязи, гололеда, укатанного снега при резком торможении или повороте рулевого колеса приводит к заносу автобуса и даже к опрокидыванию. Экстренное торможение нужно производить частыми отрывистыми нажатиями на педаль тормоза и использовать, торможение двигателем. На автобусах с гидромеханической передачей торможение на скользкой дороге осуществляется включением автоматической блокировки без нажатия на педаль управления подачей топлива.

При езде в темное время суток по заснеженной и грязной дороге водитель должен периодически на промежуточных и конечных остановочных пунктах протирать фары и загрязненные стекла. Когда ветровое стекло автобуса забрызгано грязью, видимость дороги ухудшается примерно в 2 раза. В дождь и снегопад надо включать обязательно оба стеклоочистителя; работа с одним стеклоочистителем ухудшает обзорность.

Не рекомендуется применять прием, которым зачастую пользуются водители,— разгон—накат, так как это приводит к снижению устойчивости автобуса во время торможения и не обеспечивает полной готовности водителя к изменению скорости движения.

Водители автобусов, осуществляющие перевозки пассажиров в сельской местности, ездят по грунтовым дорогам. Грунтовые дороги — это дороги, улучшенные и укрепленные песком, гравием и т. д. или не укреплен-» ные, состоящие из естественного грунта данной местности ( профилированные или непрофилированные). Методы вождения по таким дорогам имеют некоторые особенности. В весеннюю и осеннюю пору под действием воды проезжая часть дороги разрушается, образуются выбоины, ухабы, колея. Во время сельскохозяйственных работ транспортные средства наносят на дороги грязь, увеличивается интенсивность движения. Наличие на дороге грязи приводит к загрязнению стекол, значительно понижает сцепление колес с дорогой, что создает опасность при езде на большой скорости, торможении, обгонах. Зачастую в местах примыкания грунтовых дорог к магистральным на их проезжей части образуются поперечные неровности («гребенка») или небольшие углубления. Поэтому, поворачивая с магистральных дорог на такие дороги, нужно обязательно снижать скорость и особенно в дождливую погоду, когда вероятность заноса увеличивается.

В сухую погоду даже на хорошо укатанной спрофилированной дороге нельзя расслабляться. Наличие мелкого песка и пыли снижает коэффициент сцепления шин с дорогой, увеличивая тормозной путь и занос на поворотах. Большую опасность представляет пылевое облако, оставляемое автомобилем, оно ухудшает видимость. Если есть возможность, лучше не въезжать в «хвост» поднятой пыли, пока не отнесет ее ветром. Если пыль не сносит ветром (в безветренную погоду), необходимо снизить скорость до пределов видимости (следует включить габаритные фонари или фары даже днем) или совсем остановиться, пока пыль не осядет.

Когда на дороге имеются неглубокие ямы, выбоины, нужно выбрать такой путь, чтобы в выбоину не попадали одновременно оба колеса одной оси. Если этого сделать н-ельзя, необходимо на тормозах осторожно скатить колеса в яму и за мгновение перед тем, как колеса коснутся дна, отпустить тормоза и плавно прибавить подачу топлива. Таким же способом провести и задние колеса.

Особую осторожность надо проявлять при подъезде и проезде мостов, железнодорожных переездов. Во избежание непредвиденных ситуаций проезжать мосты нужно на малой скорости, избегая рывков, торможений и остановок, прочно удерживая в руках рулевое колесо.

На горных дорогах в силу специфических дорожных условий работа водителей на автобусах связана с повышенной опасностью для движения. Помимо этого при движении по горным дорогам происходит интенсивный износ деталей тормозной системы, рулевого управления, ходовой части автобуса, шин, что ведет к ухудшению их надежности.

Горные условия характеризуются дорогами, имеющими затяжные спуски и подъемы, частые и крутые повороты с ограниченной видимостью. К горным автобусным маршрутам относятся маршруты, на которых видимость поверхности дороги составляет менее 60 м, встречного транспортного средства — менее 120 м, с радиусами в продольном профиле для выпуклых кривых менее 1500 м и вогнутых — менее 1200 м, уклонами более 4%, протяженностью более 300—400 м.

Водители, не прошедшие предварительную стажировку, даже если они являются водителями первого класса и не имеют достаточного опыта вождения автобусов по горным дорогам, к работе на горных маршрутах не допускаются. Для работы на горных маршрутах водители должны пройти стажировку в течение 6 дней, после рассмотрения комиссией общественного контроля за безопасностью движения утверждаются приказом руководителя автотранспортного предприятия.

Перед выездом водитель должен убедиться в готовности автобуса к работе на горных дорогах и приравненных к ним местностям, изучить дорожные условия на маршруте, опасные участки (закрытые повороты, крутые спуски, подъемы, обрывы, перевалы и т. д.), где необходимо принять соответствующие меры предосторожности.

При движении по горным дорогам с увеличением высоты над уровнем моря на каждые 1000 м эффективная мощность двигателя падает на 10—13%, а удельный расход топлива увеличивается на 10—11%. На больших высотах (более 2500 м) наблюдается разряжение воздуха, вследствие чего уменьшается температура кипения воды, понижается производительность работы вентилятора, ухудшается работа системы охлаждения. Недостаток кислорода в горах (на каждые 1000 м высоты содержание кислорода снижается на 30 г/м3) у водителя и пассажиров может вызвать кислородное голодание, что сопровождается головной болью и быстрой утомляемостью водителей.

Необходимо проявлять особую осторожность при проезде по краю дороги со стороны обрыва, так как кромка дороги под тяжестью автобуса может обрушиться или сползти. На поворотах нужно придерживаться строго правой стороны; нельзя допускать резкого торможения, что может вызвать боковой занос.

Вынужденные остановки нужно делать в тех местах, где дорога хорошо просматривается, а ширина проезжей части допускает свободный объезд и разъезд; если нельзя найти такое место, надо принять меры предосторожности. При остановке на подъеме нужно установить знак аварийной остановки, подложить под задние колеса противооткатные башмаки, предварительно включив первую или заднюю скорость и затянув ручной тормоз. Если дорога не просматривается, надо послать пассажиров в оба конца дороги на расстояние не менее 100 м, которые должны предупредить водителей приближающихся транспортных средств о препятствии.

Значительную трудность и опасность представляет движение на спусках; скорость движения должна быть пониженной и приблизительно такой, как при подъеме на данном участке дороги. В условиях движения на спусках наиболее интенсивно работает тормозная система. В связи с этим повышается температура фрикционной пары (тормозные накладки —тормозные барабаны), а это может вызвать испарение легких фракций тормозной жидкости в гидравлической системе тормозов. Не рекомендуется при длительном спуске после частого пользования тормозами делать кратковременную остановку, так как при этом температура тормозной жидкости достигает более 80 °С и повышается через 10 минут после остановки на 10—15°С в результате перераспределения тепла от чрезмерно нагретых (более 200 °С) тормозных накладок.

На автобусах с пневматическими тормозами интенсивность пользования ими не должна приводить к расходу воздуха, превышающему производительность компрессора. Давлениё воздуха в системе должно быть не ниже 4,5 кг/см2 во избежание потери эффективности торможения.

В тех местах горных дорог, где встречный разъезд затруднен, не имеет значения преимущество водителя, движущегося по свободной полосе; водители обязаны уступить дорогу любому транспортному средству, движущемуся на подъем.

Вождение автобусов ночью, в тумане и других приравненных к ним условиях (ливень, метель, снегопад, повышенная пыльность и т. д.) характерно ухудшением атмосферной видимости, когда наблюдаемые объекты становятся неразличимы без включенных фар на расстоянии менее 100 м. В условиях постоянно растущей интенсивности движения и средних скоростей на внегородских дорогах все более актуальной становится проблема обеспечения безопасности движения и предупреждения дорожно-транспортных происшествий при ограниченной атмосферной (метеорологической) дальности видимости.

Из-за физиологических особенностей зрения водителю трудно сразу же перейти на другой режим движения. Поэтому в условиях ограниченной метеорологической дальности видимости привычные объекты дорожной обстановки (деревья, опоры линий передач и т. п.) становятся малоконтрастны, а рассеивание света приводит к исчезновению теней и искажению истинных расстояний, при которых встречные автомобили воспринимаются смещенными относительно своего действительного положения; восприятие дороги и способность водителя ориентироваться на местности становятся весьма затруднительными.

Работа в темное время суток и в условиях ограниченной видимости для водителей автобусов в связи со спецификой производства составляет значительную часть рабочей смены, особенно осенью и зимой. Промежуток времени от захода (включая вечерние сумерки— 30 минут до захода) до восхода (включая утренние сумерки— 30 минут после восхода) солнца называется темным временем суток. Оно легко устанавливается по отрывному календарю, где указаны часы захода и восхода солнца.

Безопасность движения в темное время суток всецело зависит от водителей, которые должны, зная особенности своего зрения, правильно выбрать режим движения и умело пользоваться осветительными приборами. В ночное время скорость движения автобусов при встречных разъездах в местах плохой видимости, на поворотах, перед мостами должна быть уменьшена до минимума. Это необходимо для того, чтобы успеть остановить автобус при ослеплении светом фар встречных автомобилей, появлении на проезжей части животных, оставленных без освещения предметов.

Во время движения с включенным дальним светом фар, во избежание ослепления водителей встречных транспортных средств, надо своевременно не менее чем за 150 м переключить свет фар на ближний.

Если дорога имеет наружное освещение, водитель обязан при движении включить ближний свет фар или подфарники (габаритные огни); движение с включенным дальним светом фар по таким дорогам не разрешается. При движении на неосвещенных дорогах предпочтительнее при скорости более 30 км/час включать дальний свет фар, а при скорости менее 30 км/час— ближний свет, так как дорога в непосредственной близости от автобуса лучше освещается, четче виден ее край.

При подъезде в ночное время к участкам с крутыми и закругленными спусками малого радиуса и особенно на горных дорогах дальний свет фар не обеспечивает хорошего освещения, здесь легко можно потерять из виду дорогу и съехать с нее. Чтобы этого не случилось, необходимо применять противотуманные фары, обеспечивающие эффективную величину угла рассеивания света к горизонтальной плоскости и тем самым хорошую видимость проезжей части дороги.

Наибольшую опасность для движения транспортных средств представляет туман, ограничивающий метеорологическую дальность видимости до 500—700 м. Около 15% общего числа дорожно-транспортных происшествий связано с условиями плохой видимости (туман, дождь, изморозь и т. д.), из них до 70% Происшествий происходит в тумане. В тумане все дорожные объекты, встречные транспортные средства кажутся находящимися в 2 раза дальше. Водители, психологически не подготовленные к езде в тумане, попав в условия ограниченной видимости, начинают резко тормозить, что и приводит к наезду на его автомобиль идущего сзади транспортного средства. Наиболее опасными являются первые часы движения в тумане, затем в результате способности водителей адаптироваться к условиям движения несколько увеличивается возможность к принятию эффективных мер предосторожности (снижение скорости, работа с осветительными приборами и звуковой сигнализацией и т. п.).

Кроме снижения дальности видимости, туман и осадки значительно увеличивают опасность дорожного движения из-за уменьшения коэффициента сцепления шин с мокрой или заснеженной дорогой, ухудшают управляемость и устойчивость автобуса. Особенно страдают в таких случаях пешеходы, идущие по обочинам загородных автомобильных дорог, наезды на них составляют около 15—20% всех случаев.

Необходимо учитывать, что туман оказывает воздействие на психофизиологическое состояние водителей— раньше появляется быстро растущая утомляемость, они становятся более раздражительными, а это приводит к снижению скорости реакции и, как следствие,— к ухудшению комфортности поездки.

Около крупных промышленных предприятий на дорогах в результате взаимодействия недостаточно очищенных промышленных выбросов в атмосферу (сажа, копоть, дым и т. п.) и соответствующих метеорологических явлений может образовываться плотный туман. На частицах атмосферной пыли конденсируется влага, и образовавшиеся таким образом капли значительно рассеивают свет. Осаждаясь на ветровом стекле, капельки тумана ухудшают видимость.

При плотном тумане не следует продолжать движение, необходимо его переждать, съехав с проезжей части дороги в безопасное место.

Наличие противотуманных фар на автобусе еще не обеспечивает полную безопасность вождения в условиях ограниченной видимости, необходимо уметь правильно ими пользоваться. Облегчение управления в этих условиях могут дать различные комбинации включения обычных и противотуманных фар. При этом надо учесть, что расположение противотуманных фар имеет большое значение. Устанавливать на автобусе одну фару или две фары ниже 40—50 см над дорожным полотном нецелесообразно. Располагать противотуманные фары надо ниже обычных фар. Как показали исследования, проведенные в нашей стране, цвет излучения не влияет на видимость; все дело заключается в правильной регулировке и светораспределении фар.

При отсутствии возможности точно отрегулировать положение противотуманных фар необходимо использовать простейший прием: наклоняя фару только вниз, надо добиться, чтобы максимальная яркость светового пятна находилась в 20—25 м от автобуса. Неправильно отрегулированные фары действуют ослепляюще, как и дальний свет в обычных фарах, а в тумане образуют пелену.

В дневном тумане любой плотности противотуманные фары не улучшают и не ухудшают видимость, то есть пользование ими не дает нужного эффекта. В тумане очень важно заметить транспортное средство своевременно, поэтому необходимо включать дальний свет обычных фар. В дневном тумане автомобиль без света виден лишь за 30 м, при включенных противотуманных фарах — на расстоянии 50—55 м, при ближнем свете фар — на расстоянии 70—75 м, а при дальнем — около 100 м. При встречных разъездах дальний свет фар необходимо переключать на ближний.

Условия движения в зависимости от видимости определяют применение сочетания световых приборов в темное время суток, а именно:
— в слабый ночной туман, дождь при видимости дороги в дальнем свете, фар не менее чем за 100 м рекомендуется включать дальний свет обычных фар и дополнительно противотуманные фары. Во встречных разъездах противотуманные фары нужно погасить, а в обычных— переключить на ближний свет;
— с увеличением плотности тумана до средней, а также в ливневый дождь рекомендуется включать фары в режиме ближнего света и дополнительно противотуманные фары. При разъездах с встречным транспортом такой же режим освещения;
— при плотном тумане, сильном снегопаде или метели, когда дальность видимости в ближнем свете фар не превышает 10 м, применяются только противотуманные фары. Любой свет обычных фар ухудшает видимость. В последнее время на автомобили стали устанавливать задний противотуманный фонарь красного цвета повышенной яркости. Целесообразность таких фонарей на автобусах, особенно в местностях с частыми туманами, дождями, снегопадами, оправдана, но надо помнить, что неправильное пользование ими может вызвать ослепляющий эффект.

Противотуманные фары в связи с особенностями светового потока нужны и в обычных условиях движения. При этом необходимо их правильно отрегулировать, чтобы не ослеплять водителей встречных автомобилей.

На крутых поворотах дороги в темное время суток, когда действие дальнего света фар не эффективно, рекомендуется включать противотуманные фары вместе с ближним светом обычных фар. Это существенно повышает дальность видимости на закруглениях дороги, не ослепляет встречных участников движения и повышает безопасность движения.

Движение на загородных дорогах, особенно на маршрутах междугородных сообщений, обязывает водителя автобуса быть готовым к работе в различных метеорологических условиях на дорогах различных категорий. На водителя налагается большая ответственность за полное обеспечение безопасности движения, так как водитель большую часть времени находится на самоконтроле.

Длительное движение на участках с однообразным ландшафтом действует на водителя усыпляюще. При наступлении такого состояния необходимо остановить автобус и, выйдя из кабины, сделать разминку.

Подъезжая к населенным пунктам, нужно снижать скорость, чтобы настроить себя на движение по населенному пункту.

В непогоду при сильном боковом ветре необходимо быть очень внимательным и осторожным. На открытых участках дороги, высоких мостах, плотинах сильный боковой ветер при наличии скользкой поверхности может снести автобус с проезжей части.

Особое значение при движении на загородных дорогах имеет один из наиболее сложных маневров — обгон. Обгон с выездом на полосу встречного движения представляет всегда повышенную опасность. Водители автобусов должны начинать обгон только при полной уверенности, что необходимая безопасность будет обеспечена на всем участке обгона от начала до его завершения. Перед тем как принять решение об обгоне, водитель обязан оценить состояние дорожного покрытия, вид обгоняемого транспорта, скорость его движения, метеорологические условия, ширину полосы движения и интенсивность движения на данном участке. Если при обгоне придется заезжать на обочину, такой обгон не следует выполнять, так как состояние обочины может оказаться ненадежным и при большой скорости привести к боковому заносу и опрокидыванию в придорожный кювет или обрыв.

Читать далее:

Категория: - Справочник водителя автобуса

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины