Строительные машины и оборудование, справочник





Канатное управление

Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры



Канатное управление

Канатное управление (рис. 15) состоит из системы блоков, полиспастов и однобарабанной или двухбарабанной лебедки, приводимой в действие от вала отбора мощности трактора.

Блок (рис. 16) служит для направления каната. В нем сделан ручей, по которому канат перемещается. Блок вращается на одном роликовом или двух шариковых подшипниках, посаженных на неподвижно закрепленную ось. В оси просверлены отверстия для смазки подшипников и ввинчена масленка.

Усилие, развиваемое лебедкой на барабане и канате, недостаточно для подъема отвала бульдозера или ковша скрепера, и поэтому для увеличения этого усилия применяют полиспасты или дифференциальные барабаны.

Рис. 15. Схема канатного управления:
1,4 — барабаны, 2 — канат, 3, 5 — подвижная н неподвижная обоймы полиспастов

Полиспаст состоит из подвижных и неподвижных блоков и каната. Неподвижный блок изменяет направление действующего усилия. Если через неподвижный блок пропустить канат с грузом в 1 т (рис. 17, а), то для того чтобы поднять этот груз, нужно приложить усилие, равное 1 т. Однако благодаря блоку канат нужно тянуть не вверх, а вниз. Следует отметить, что в действительности потребуется несколько большее усилие, так как необходимо преодолеть силы трения в подшипниках блока, трение проволок каната между со-ои и пр. Усилия трения в хорошо смазанных и исправных подшипниках и канате невелики и составляют для одного блока всего 2—4% от усилия в канате. В целях упрощения изложения Дальнейшем усилия трения нами не учитываются.

Рис. 16. Блок:
1 — канат, 2 — отверстие для масла, 3 — масленка, 4 — ось, 5 — подшипник, 6 — ручей

Если же груз прикрепить к обойме подвижного блока, а конец каната закрепить вверху, как это показано на рис. 17,6, то груз весом 1 г можно поднять усилием в два раза меньшим, т. е. равным 0,5 т. Каждый подвижный блок увеличивает усилие каната в два раза. Для подъема груза весом 6—7 т на высоту 1 м потребуется выбрать канат длиной 2 м.

Чтобы еще больше выиграть в силе, применяют одновременно несколько пар таких подвижных и неподвижных блоков. Подвижные блоки объединяют в одну обойму, а неподвижные — в другую.

Рис. 17. Схемы действия узлов канатного управления:
а, б — схемы действия неподвижного и подвижного блоков, в — схема трехкратного полиспаста; 1, 2— неподвижная и подвижная обоймы блоков, 3,4 — подвижная и неподвижная обоймы полиспастов, 5 — канат

Если каждый подвижный блок увеличивает усилие каната в два раза, то для того чтобы узнать, во сколько раз увеличивает усилие полиспаст, нужно число подвижных блоков в полиспасте умножить на 2.

Трехкратный полиспаст (рис. 17,в) увеличивает усилие, развиваемое в канате лебедкой, в шесть раз. Скорость подъема груза меньше, чем скорость каната, также в шесть раз.

Лебедки применяют для управления прицепным и навесным оборудованием тракторов. Различают однобарабанные и двух-барабанные, продольновальные и поперечновальные лебедки. Их устанавливают на задней стенке картера главной передачи и приводят в движение от вала отбора мощности трактора.

Продольновальные лебедки Д-269 и Д-148В показаны на рис. 18. Лебедка Д-269 имеет один барабан и предназначена для приведения в действие навесного и прицепного оборудования с канатным управлением: бульдозера, корчевателя и др.

Лебедка Д-148В имеет два барабана с независимым управлением и предназначена для управления прицепным скрепером. Барабанами обеих лебедок управляют с места тракториста.

Рис. 18. Лебедки Д-148В и Д-269 (разрез по барабану):
1 — вал, 2 — гайка, 3 — кулак, 4— втулка с резьбой, 5 — шпонка, 6 — подшипник, 7 — корпус, 8 — каркас для крепления флюгерных блоков, 9—большая шестерня барабана. 10 — болт, 11 — ведущий конус муфты, 12 — ведомый конус, 13 — шкив ленточного тормоза, 14 — барабан, 15 — подшипник, 16 — шайба со шлицами, 17 — ось, 18 — сальник, 19 — малая шестерня

Лебедка работает следующим образом. Большая шестерня барабана при помощи конических роликоподшипников вращается на втулке. Втулка и ось имеют однозаходные резьбы различного направления (левую и правую), на которых навернута гайка с соответствующей внутренней резьбой. Втулка удерживается от вращения специальной шпонкой. К гайке приварен кулак, соединенный тягами с рычагом управления.

На оси на конических подшипниках вращается барабан, включаемый конусной муфтой, состоящей из ведущего конуса, укрепленного на большой шестерне болтами, и ведомого конуса. Ведомый конус выполнен заодно с барабаном.

Муфта включается поворотом рычага и гайки. При этом втулка, большая шестерня и ведущий конус перемещаются в сторону барабана. Ведущий внутренний конус муфты входит во внешний ведомый конус, и барабан начинает вращаться вместе с ведомой шестерней. Барабан отключают при помощи рычага управления, поворачивая гайку в обратную сторону. В неподвижном положении барабан и шкив 13 удерживаются ленточным тормозом.

Рис. 19. Лебедка Д-323:
1 —рычаг, 2 —корпус роликов, 3 — ролики, 4, 16, 17 и 18 — шестерни, 5 — Канат, 6 — барабан, 7 — тормозной шкив, 8 — тормозная лента, 9 — шпонка, 10 — регулировочный винт, 11 — ведомый диск, 12 — фрикционная колодка, 13 — упорный подшипник включения муфты, 14 — вал, 15 — втулка ведомого диска, 19 — хомут, 20 — ось хоМУта

Левый барабан устроен также, однако на полуоси-гайке сделана левая резьба.

Однобарабанная лебедка Д-269 однотипна с лебедкой Д-148В.

Поперечновальную лебедку Д-323 (рис. 19) устанавливают на тракторе Т-100М. Она предназначена для управления скрепером. Лебедка имеет два барабана с одинаковой передачей и управлением. Муфтой и тормозом каждого барабана управляют отдельным рычагом, расположенным в кабине трактора.

Механизмы лебедки смонтированы в закрытом корпусе.

Малая коническая шестерня находится в постоянном зацеплении с большой конической шестерней, вал которой вращается в шарикоподшипниках и удерживается от продольного перемещения двумя упорными подшипниками и стопорными гайками. На обоих концах вала на шпонках закреплены ведомые диски муфты сцепления. На валу с обеих сторон свободно насажены ведущие шестерни. На шпонке каждой шестерни насажена втулка, выполненная заодно с ведущим диском муфты. Втулка и диск могут перемещаться вдоль оси с помощью рычагов, тяг и хомута.

При перемещении втулки в сторону ведущего диска двухко-нусная фрикционная накладка ведомого диска входит в паз ведущего диска, включает муфту, шестерня начинает вращаться одновременно с валом и передает движение большой шестерне, которая закреплена на валу при помощи шлицев, гайки и стопорной шайбы. С другого конца вала посредством шпонки, гайки и стопорной шайбы закреплена ступица барабана.

Вал барабана вращается в шарикоподшипниках, закрепленных в корпусе лебедки. При выключенной муфте барабан удерживается от вращения тормозной лентой 8, которая охватывает тормозной шкив, выполненный заодно с барабаном. Тормозную ленту одним концом при помощи планки, коромысла и тяг крепят к корпусу лебедки.

Тяга имеет резьбу и две гайки, посредством которых регулируют натяжение ленты тормоза. Другой конец тормозной ленты соединен планкой и рычагом,.с пружиной, удерживающей ленту в натянутом положении. Тракторист управляет тормозом из кабины рычагом, который соединен с корпусом роликом. При повороте рычага в одну из двух сторон ролики воздействуют на рычаг и пружина растягивается, лента ослабляется, освобождая барабан.

Рычаги управления лебедкой расположены в кабине трактора. Правый рычаг предназначен для управления правым барабаном, левый — для управления левым барабаном. При переводе рычага управления «на себя» включается один из барабанов лебедки, при переводе рычага управления «от себя» барабан растормаживается.

Поперечновальную лебедку Д-499 собирают из деталей и узлов лебедки Д-323. Отличие заключается только в том, что имеется один барабан, ось которого расположена по оси трактора.

Лебедка Д-499 предназначена для управления навесным и прицепным оборудованием трактора Т-100М.

Одновальная лебедка Д-269Б и двухвальная лебедка Д-323А отличаются от лебедок Д-269 и Д-323 пневматическим управлением (включение и выключение конусной фрикционной муфты, оттормаживание ленты и тормоза выполняют с помощью пневматических рабочих камер). Тракторист поворотом крана подает в камеры сжатый воздух, который, воздействуя на диафрагму, включает или выключает механизмы. Пневматическое управление лебедками облегчает работу тракториста, но требует дополнительного оборудования трактора компрессором и другой аппаратурой.


Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Правила безопасной работы при эксплуатации землеройно-транспортных машин
Техника безопасности на рабочем месте землеройно-транспортных машин
Спецодежда и обувь рабочего землеройно-транспортных машин
Нормирование и оплата труда механизаторов
Ремонт землеройно-транспортных машин
Обслуживание землеройно-транспортных машин в зимних условиях
Обкатка и консервация землеройно-транспортных машин
Смазка землеройно-транспортных машин
Уход за шинами
Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес


Остались вопросы по теме:
"Канатное управление"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы