Строительные машины и оборудование, справочник





Канаты, барабаны и блоки

Категория:
   Эксплуатация и ремонт погрузочночных машин



Канаты, барабаны и блоки

В соответствии с правилами Котлонадзора МПС на каждый грузоподъемный и стрелоподъемный канат, установленный на кранах или других погрузочно-разгрузочных машинах, необхо­димо иметь сертификат завода-изготовителя или акт испытания, подтверждающий пригодность его к эксплуатации. Канаты, не имеющие документов о проведенных испытаниях, использовать запрещается.

Для предохранения каната от преждевременного износа сле­дует после запасовки и крепления проверить его работу на хо­лостом ходу машины, обратив особое внимание на правильность укладки витков на барабан. На барабан канат должен наматы­ваться ровными плотными рядами без перегибов, как правило, в один слой. При прохождении каната через блоки нельзя допу­скать соскакивания с ручьев и заклинивания его ветвей между блоком и обоймой.

Периодически в установленные сроки канаты необходимо сма­зывать. Для смазки стальных канатов следует использовать ка­натную смазку 39У, которая согласно техническим требованиям рекомендуется к применению при температуре от —25 до 50 °С. Смазка, предохраняющая стальные канаты от коррозии, не должна содержать абразивных механических примесей, а также кислот и щелочей. Разрешается смазывать канаты техническим вазе­лином, смешанным с графитом.

Перед нанесением смазочного материала поверхность каната очищают от грязи металлической щеткой и промывают керосином. Смазочный материал наносят на канат деревянной лопаточкой или кистью. Для лучшего сцепления с поверхностью каната сма­зочный материал рекомендуется подогревать. Правильно нане­сенная смазка не должна отслаиваться и отшелушиваться.

Разо­вый расход смазочного материала на 1 м каната в зависимости от диаметра для первичной пропитки и поверхностного смазывания приведен в табл. 8.

Таблица 8

Стальные канаты, имеющие значительные повреждения, бра­куют. Канат также бракуют, если утрачены его равномерная свивка или круглое сечение, оборвалась хотя бы одна из прядей, обнажился пеньковый сердечник, поверхность подверглась силь­ной коррозии или число обрывов проволок на шаге свивки пре­высило допускаемую норму (табл. 9).

Если канат имеет поверхностный износ или коррозию про­волок, то число обрывов проволок на шаге свивки при браковке

Таблица 9

При износе или коррозии, достигших 40% и более перво­начального диаметра проволок, канат бракуют. Повреждение каната от износа или коррозии определяют микрометром или другим мерительным инструментом. При измерении отгибают конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. После очистки поверхности проволоки от грязи и коррозии изме­ряют диаметр.

Если число обрывов проволок на шаге свивки, величина износа или коррозии не превышают допустимой нормы, то в те­чение дальнейшей эксплуатации каната необходимо тщательно наблюдать за его состоянием и записывать результаты осмотров в журнал.

Техническое обслуживание барабанов и блоков заключается в периодическом контроле состояния их поверхностей и выпол­нении смазочных операций. Смазывают оси блоков и барабанов универсальной среднеплавкой смазкой под давлением. Барабаны и блоки, имеющие трещины или отколы, заменяют. Форма канавки блоков или барабанов должна обеспечивать хорошее прилегание каната без заклинивания и больших зазоров. Блоки со следами износа на рабочих поверхностях необходимо периодически пере­тачивать. Переточка допускается в пределах 30% толщины обода.

Блоки, установленные на погрузочно-разгрузочной машине, не должны иметь радиального биения, превышающего 0,2 мм. При окружной скорости свыше 1 м/с они подлежат статической балансировке.

—-

С целью предохранения каната от преждевременного изнашивания следует после запасовки и крепления проверить его работу на холостом ходу машины, обратив особое внимание на правильность укладки витков на барабан.

Канат на барабан должен наматываться ровными плотными рядами без перегибов, как правило, в один слой. При прохождении каната через блоки нельзя допускать соскакивания с ручьев и заклинивания его ветвей между блоком и обоймой.

При выполнении технического обслуживания в установленные сроки канаты необходимо смазывать. Для смазки стальных канатов следует использовать универсальную графитную смазку УС-А, которую согласно техническим требованиям рекомендуется применять в интервале температур от —25 до 50 °С. Смазка для канатов не должна содержать абразивных механических примесей, а также кислот и щелочей. Разрешается смазывать канаты техническим вазелином, смешанным с графитом.

Перед нанесением смазки поверхность каната очищают от грязи металлической щеткой и промывают керосином. Смазку наносят на канат деревянной лопаточкой или кистью. Для лучшего сцепления с поверхностью каната смазку рекомендуется подогревать. Правильно нанесенная смазка не должна отслаиваться и отшелушиваться.

Стальные канаты, имеющие значительные повреждения, заменяют. Канат бракуют, если утрачены его равномерная свивка или круглое сечение, оборвалась хотя бы одна из прядей, обнажился пеньковый сердечник, поверхность подверглась сильной коррозии или число обрывов проволочек на шаге свивки превысило допускаемую норму.

Для определения шага свивки на поверхности каната между прядями наносят метку и от нее вдоль оси каната отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в сечении. Полученная длина и является шагом свивки.

Если канат имеет поверхностный износ или коррозию проволочек, то число обрывов проволочек на шаге свивки при браковке должно быть уменьшено в соответствии со следующими требованиями.

При износе или коррозии, достигших 40% и более от первоначального диаметра проволок, канат бракуют. Повреждение каната от износа или коррозии определяют микрометром или другим мерительным инструментом достаточной точности. Для измерения отгибают конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. После очистки поверхности проволоки от грязи и коррозии измеряют диаметр.

Если число обрывов проволок на шаге свивки, износ или коррозия не превышают допустимой нормы, то при дальнейшей эксплуатации каната необходимо тщательно наблюдать за его состоянием и записывать результаты осмотров в журнал.

Техническое обслуживание барабанов и блоков заключается в периодическом контроле состояния их поверхностей и выполнении смазки. Смазывают оси блоков и барабанов универсальной сред-неплавкой смазкой под давлением. Барабаны и блоки, имеющие трещины или отколы, заменяют. Форма канавки блоков или барабанов должна обеспечивать хорошее прилегание каната без заклинивания и излишних зазоров. Блоки со следами износа на рабочих поверхностях необходимо периодически перетачивать. Переточка допускается в пределах 30%. толщины обода. Блоки, установленные на погрузочно-разгрузочной машине, не должны иметь радиального биения, превышающего 0,2 мм. При окружной скорости свыше 1 м/с они подлежат статической балансировке.


Читать далее:

Категория: - Эксплуатация и ремонт погрузочночных машин





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины