Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Портовые подъемно-транспортные машины

Публикация:
   Канаты подъемно-транспортных машин

Читать далее:




Канаты подъемно-транспортных машин

Наибольшее распространение в кранах в качестве гибких подъемных органов получили стальные проволочные канаты.

Обычно применяют канаты двойной свивки с одним центральным сердечником.

Свивка каната может быть крестовая и односторонняя; в первом случае проволоки в пряди и пряди в канате имеют разное направление свивки, а во втором случае — одинаковое. Канаты односторонней свивки более гибки, менее подвержены истиранию на блоках. Однако они имеют стремление к кручению под действием растягивающих сил, поэтому их рационально применять только в тех случаях, когда груз движется в заданном направлении (например, подъемный канат лифтов, тяговый канат тележек и крановых стрел) и когда канат завивается на барабаны с винтовой канавкой. Если же груз подвешен свободно, крановые подъемные канаты выбираются исключительно крестовой свивки.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:






Рис. 1. Рекомендуемые направления свивки каната при работе на гладких барабанах

Как крестовая, так и односторонняя свивки могут быть правой и левой. Когда применяется барабан с винтовой канавкой, направление свивки значения не имеет. При навивке же каната на гладкий барабан для создания плотной укладки витков рекомендуется выбирать направление свивки в зависимости от принятой кинематической схемы лебедки.

В кранах применяют шестипрядные канаты. Канаты типа ТК с прядями, состоящими из 19, 37 и 61 проволок одинакового диаметра, имеют точечный контакт проволок; канаты типа ЛК состоят из проволок разных диаметров с линейным контактом проволок.

Канаты типа ЛК вследствие более плотного заполнения сечения проволоками имеют значительное преимущество перед канатами с точечным контактом типа ТК- обладая большими гибкостью, разрывным усилием и долговечностью. Кроме того, вследствие соприкосновения всех смежных проволок по всей длине свивки значительно снижаются контактные напряжения при огибании блоков и барабанов, а также уменьшается проникновение влаги и грязи внутрь каната.

В качестве грузовых канатов применять ка,наты типа ТК не рекомендуется.

Срок службы канатов в значительной степени зависит от правильной их эксплуатации. Опыт эксплуатации показывает, что на долговечность каната влияют различные факторы, но основное ‘значение имеют величина отношения диаметра блока к диаметру каната и напряжение растяжения. Долговечность каната возрастает с увеличением относительного значения — (где D — диаметр блока, d — диаметр каната) и уменьшением напряжения, причем влияние — сказывается сильнее. Разрывы проволок в канате происходят главным образом вследствие усталости материала проволок при многократных перегибах каната на блоках полиспастов.

Сильно снижает долговечность каната коррозия, поэтому его надо регулярно смазывать. Смазка производится при навеске его на кран и в дальнейшем при эксплуатации не реже двух раз в месяц. Перед смазкой канат очищают смоченной в керосине тряпкой. Металлическими щетками канат очищать нельзя.

Во время эксплуатации отдельные проволоки каната изнашиваются и рвутся. Пригодность каната к эксплуатации ограничивается Нормами Госгортехнадзора, предельным числом обрывов наружных проволок на длине одного шага свивки.

Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо пряди наносят метку (точка а), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, шесть в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди

(в данном случае на седьмой) наносят вторую метку. Расстояние между метками (точками а и б) принимается за шаг свивки. У многопрядных тросов (например, у каната 18X19 = 342) проволоки с одним органическим сердечником имеется шесть прядей во внутреннем слое и 12 —в наружном (отсчет прядей производят, исходя из числа их в наружном слое).

При износе или коррозии, достигающих 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибают конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Замер оставшейся толщины проволоки производится после предварительного удаления с нее грязи и ржавчины.

Если в канате оборвана прядь, канат должен быть забракован.

Перед запасовкой каната на кран его следует размотать из бухты и на всю длину растянуть по прямой на земле таким образом, чтобы он был свободен от скручивающих напряжений. При разматывании необходимо избегать образования петель, которые приводят к расслаиванию каната и снижению его прочности.

При запасовке на кран конец каната последовательно проводят через все блоки и после этого закрепляют на барабане.

Рис. 3. Шаг свивки стального каната

При больших диаметрах каната произвести запасовку вручную трудно. В этом случае можно воспользоваться тонким стальным или пеньковым канатом, который заводится последовательно через все блоки; один конец его закрепляют на барабан, а другой — к навешиваемому канату. Выбирая вспомогательный канат на барабан с помощью самой лебедки крана, автоматически заводят в блоки рабочий канат. Когда конец рабочего каната подойдет к барабану, вспомогательный канат стравливают, а рабочий — закрепляют на барабане.

Крепление каната на барабане

Узел крепления каната к барабану является весьма ответственым с точки зрения безопасности работы. Наиболее распространенный способ крепления —это крепление с помощью нажимных планок (рис. 4, а). На рис. 4, б показано крепление каната с помощью двух планок, накладываемых поверх намотанных на барабан витков каната. На рис. 4, в изображен способ крепления, когда канат пропускают через отверстие в стенке барабана, делают один-два витка на его ступице и затем прикрепляют к диску посредством прижимной планки. Для ослабления нагрузки крепления необходимо, чтобы на барабане всегда оставалось 1,5—2 запасных витка.

Рис. 4. Способы крепления каната на барабане лебедки:
а — прижимной планкой; б — двумя планками; а— посредством намотки на ступицу н вспомогательной планкой

Надо следить, чтобы болты крепления всегда были подтянуты, так как ослабление их приводит к аварии.

Заделка концов каната

Заделка каната осуществляется различными способами. Приведем те, которые часто применяются в портах.

1. На коуше с заплеткой. Пробивки: для канатов диаметром до 15 мм— три полных и одна половинная; для канатов до 28 мм — четыре полных и одна половинная; для канатов до 60 мм — пять полных и одна половинная.

Рис. 5. Способы заделки концов каната:
а — на коуше с заплеткой;, 6 — на коуше с винтовыми зажимами; в — в клиновой втулке; г — в конусной втулке

2. На коуше с винтовыми зажимами. Число зажимов для канатов принимается следующее:

Диаметр каната, мм 12—18; 19—24; 25-31; 32—34; 35—37; 38—44 Число зажимов 3 4 5 6 7 8

3. В клиновой втулке.

4. В конусной втулке.

Для удобства присоединения к навешенным на кран канатам грейфера или крюковой подвески, а также для быстрой замены одного грейфера другим применяются специальные канатные замки. Канатный замок состоит из муфты, промежуточных звеньев и соединительного звена. Заделка каната в муфту замка производится следующим образом: муфту надевают на канат; на расстоянии 150 мм от конца каната накладывают из проволоки марку; пряди конца каната разводят веником, а сердцевину вырезают; канат затягивают в муфту и заливают расплавленным цинком.

Рис. 6. Канатный замок:
1 — муфта; 2 — промежуточные звенья; 3 — соединительное звено; 4 — марка

Рекламные предложения:







Читать далее:

Категория: - Портовые подъемно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Канаты подъемно-транспортных машин"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.



RSS
Морская техника