Строительные машины и оборудование, справочник





Карданная передача КрАЗ

Категория:
   Автомобили КрАЗ


Карданная передача КрАЗ

Карданная передача состоит из четырех карданных валов и промежуточной опоры. Все карданные валы, кроме основного, расположенного между коробкой передач и раздаточной коробкой, одинаковы по конструкции и отличаются один от другого длиной труб.

Изменение рабочей длины карданного вала при движении автомобиля обеспечивается шлицами, выполненными на скользящей вилке и шлицевом конце вала. Удержание смазки в шлицевом соединении достигается уплотнительным кольцом, которое прижимается к торцу вилки обоймой.

Все шарнирные соединения карданных валов одинаковы по конструкции, каждый вал состоит из скользящей или приварной вилки, фланца-вилки и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.



Уплотнение подшипников шарниров обеспечивается сальником и дополнительным торцовым уплотнением.

Промежуточная опора предназначена для подвески карданного вала заднего моста и состоит из вала (установленного на двух подшипниках) и фланцев. К фланцам промежуточной опоры приварены отражатели, предохраняющие от проникновения грязи через сальники внутрь опоры.

Уход за карданной передачей

Согласно карте смазки необходимо производить дозаправку смазки в шлицевые и шарнирные соединения, а также смену смазки в промежуточной опоре.

Дозаправка смазки в шлицевые и шарнирные соединения карданных валов производится через пресс-масленки, установленные на крестовинах и скользящих вилках.

В промежуточную опору масло заливается через верхнее отверстие до появления его из контрольного отверстия, расположенного сбоку картера. Слив масла производится через отверстие, находящееся в нижней части картера.

Проверять крепления фланцев карданной передачи на шлицевых концах выходных валов агрегатов трансмиссии рекомендуется в следующем порядке:
– установить автомобиль на смотровой яме или эстакаде и подложить упоры под колеса;
– отпустить стояночный тормоз, установить рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение и разблокировать межосевой дифференциал;
– усилиями обеих рук покачивать за фланец в продольном и поперечном направлениях. При наличии ощутимого люфта следует подтянуть гайки крепления фланцев, для чего отсоединить соответствующий конец карданного вала, расшплинтовать гайку крепления фланца и затянуть ее до отказа, затем вновь зашплинтовать. Отпускать гайку для совмещения прорези с отверстием в валу не допускается.

Рис. 15. Карданная передача:
1 — сапун крестовины; 2 — пресс-масленка; 3 — вилка скользящая; 4 — вал карданный (сварка); 5— фланец-вилка; 6 — пробки заливного и сливного отверстий; 7 — вал опоры; 8 — кронштейн опоры; 9 — крышка опоры; 10 — фланец с отражателем в сборе; 11 — обойма сальника; 12 — шайба сальника; 13 — кольцо уплотнительное; 14 — конец шлицевой вала; 15 — шплинт; 16 — крестовина; 17 — крышка подшипника; IS — игольчатый подшипник с сальником; 19 — вилка неподвижная; 20 — стопорная пластина; 21 — торцовое уплотнение подшипника: 22 — сальник; а — вал карданный привода среднего и заднего мостов: 6 — вал карданный основной; в — опора промежуточного карданного вала привода заднего моста.

При разборке шарнира карданного вала необходимо после снятия подшипников аккуратно спрессовать с двух смежных шипов крестовины обоймы торцового уплотнения и снять их через отверстия в вилках. Смещая крестовину в отверстиях вилок, вначале вывести шипы с напрессованными обоймами, а затем вынуть крестовину. При сборке шарнира завести крестовину в отверстия вилок, после чего установить снятые обоймы с уплотнениями и собрать шарнир.

Карданные валы нужно собирать таким образом, чтобы их неподвижные и скользящие вилки располагались в одной плоскости, для чего на трубах карданных валов и на теле скользящих вилок выбиты стрелки. Необходимо, чтобы эти стрелки были совмещены и находились на одной линии. При переборках карданных валов во избежание их разбалансировки не рекомендуется изменять взаимное положение фланцев-вилок относительно приварной и скользящей вилок, для чего необходимо обозначить их первоначальное положение.

Для надежного уплотнения шлицевого соединения после установки карданного вала на автомобиль следует навернуть обойму на вилку до контакта с уплотнением, после чего дополнительно завернуть ее на 1/2—% оборота. Слишком большое поджатие уплот-нительного кольца может привести к быстрому выходу его из строя.

При монтаже фланцев карданной передачи тарельчатые пружины устанавливать выпуклой стороной к гайке.

—-

Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к раздаточной коробке, а от нее к среднему, заднему и переднему мостам автомобиля. Наличие карданных шарниров обеспечивает кинематическую гибкую и силовую связь между раздаточной коробкой, жестко закрепленной на раме, и мостами, эластично подвешенными на рессорах.

Карданная передача автомобиля (рис. 62) состоит из пяти карданных валов и промежуточной опоры. Все карданные валы — открытого типа, одинаковы по конструкции, кроме основного промежуточного вала, различаются только длиной труб.

Карданный вал (рис. 63, а) изготовлен из тонкостенной стальной трубы, в которую запрессованы, а затем приварены с одной стороны вилка шарнира и с противоположной — наконечник со шлицами. На шлицы наконечника надета скользящая вилка. Длина шлиц вилки больше длины шлиц наконечника. Шлицевое соединение смазывается графитной смазкой.

Карданный вал привода переднего ведущего моста имеет удлиненный шлицевой конец, что снижает удельную нагрузку на поверхность шлиц и повышает их долговечность. В отверстие вилки под масленку установлена пробка-заглушка, а смена смазки в соединении вилки и шлицевого конца производится при разборке соединения. Для защиты шлицевого соединения от попадания грязи и удержания смазки к скользящей вилке приварена заглушка из листового металла.

На цилиндрическом конце скользящей вилки установлено специальное уплотнение, состоящее из штампованной обоймы, шайбы и войлочного кольца, пропитанного трансмиссионным маслом. При сборке вала со скользящей вилкой 3 нужно следить за тем, чтобы стрелки, выбитые на их поверхностях, лежали на одной прямой.

Все шарниры карданной передачи конструктивно одинаковы. Каждый из них состоит из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках 11. Для удержания смазки и предохранения от загрязнения подшипники имеют резиноармированные сальники. Внутренним кольцом подшипника является цапфа крестовины. Крестовины, изготавливаются из стали 15ХГНТА, их цапфы термообрабатываются до твердости HRC 58—62. В связи с тем, что радиальное перемещение крестовины под действием центробежных сил ограничивается донышками подшипников, а размер по торцам цапф крестовин установлен 147 мм, размер по торцам вилки под установку крышек составляет 155 мм. Крышки подшипников крепятся к вилкам болтами М10Х16, которые стопорятся отгибкой усиков стопорной пластины.

Все валы в собранном виде подвергают динамической балансировке путем приварки балансировочных пластин к трубе вала и поворота скользящей вилки на 180°. После балансировки дисбаланс валов не должен превышать 150 г-см.

Основной промежуточный карданный вал имеет небольшую длину. Шлицы нарезаны по всей его длине. Передняя вилка кардана от продольных перемещений на шлицах фиксируется шплинтом 8X100 мм. Задняя вилка свободно перемещается вдоль шлиц вала. Так как основной промежуточный вал установлен между коробкой передач и раздаточной коробкой, расстояние между которыми во время движения автомобиля не изменяется, то неподвижное шлицевое соединение вала и вилки не нуждается в пылезащите. Вал компенсирует погрешности установки осей и торцов фланцев коробки передач и раздаточной коробки, возникающие при монтаже коробок на раму автомобиля.

Промежуточная опора (см. рис. 63, в) карданного вала заднего моста установлена на балке среднего моста и закреплена на ней шестью шпильками. Опора состоит из литого стального кронштейна, в отверстиях которого диаметром 120 мм на двух одинаковых шариковых подшипниках установлен вал. Вал изготовлен из стали. Передний подшипник фиксируется в кронштейне крышкой, прикрепленной шестью болтами Ml0X25. Между крышкой и корпусом установлена уплотнительная картонная прокладка. В крышку запрессован резиноармированный двухкро-мочный сальник.

Рис. 62. Карданная передача:

Аналогичная крышка установлена со стороны заднего подшипника опоры. Между торцом задней крышки и наружным кольцом подшипника остается зазор. На шлицевые концы вала надеты фланцы, изготовленные из стали. Шейка фланца под сальник диаметром 75 мм окончательно обрабатывается методом пластического деформирования (накаткой), что обеспечивает чистоту поверхности 9-го класса, высокую износостойкость и надежность работы сальникового уплотнения. На фланец установлен отражатель, штампованный из листового металла. Чашки отражателя образуют совместно с торцом крышки подшипника лабиринт, защищающий сальниковое уплотнение от попадания грязи.

Фланцы закреплены на валу при помощи шайб и корончатых гаек. Отворачивание гаек предупреждают шплинты размером 6×60. В кронштейне опоры предусмотрены две пробки для заливки и слива масла. В отверстие кронштейна промежуточной опоры ввернут сапун.

Техническое обслуживание карданной передачи заключается в периодической проверке крепления фланцев карданных валов и промежуточной опоры, а также в смазке подшипников шарниров. Игольчатые подшипники шарниров смазывают через пресс-масленку. В центре крестовины установлен предохранительный клапан, срабатывающий при давлении 3,5 кгс/см2.

Рекомендуется следующий порядок проверки крепления фланцев карданной передачи на шлицевых концах выходных валов: – установить автомобиль на смотровой яме или эстакаде и подложить упоры под колеса; – отпустить ручной тормоз, установить рычаги коробки передач и раздаточной коробки в нейтральное положение, включить передний ведущий мост и заблокировать межосевой дифференциал; – усилиями обеих рук покачивать фланец в продольном и поперечном направлениях; при наличии ощутимого люфта подтянуть гайки крепления фланцев, для чего отсоединить соответствующий конец карданного вала и расшплинтовать гайку крепления фланца, затянуть ее моментом 40—56 кгс-м и вновь зашплинтовать (отпускать гайку для совмещения ее прорези с отверстием под шплинт не допускается).

Рис. 63. Карданные валы и промежуточная опора: а — карданный вал привода переднего, среднего и заднего мостов; б — основной карданный вал; в — опора промежуточного карданного вала заднего моста; 1 — предохранительный клапан; 2— пресс-масленка; 3 — скользящая внлка; 4— карданный вал; 5 — фланец-вилка; 6 — обойма сальника; 7 —шайба сальника; 8 — сальник скользящей вилки; 9 — крестовина; 10— крышка подшипника; 11 — игольчатый подшипник; 12 — торцовый сальник подшипника; 13 — неподвижная вилка; 14 и 27— шплинты; 15 — шлице вой конец вала; 16 — сколь зящая вилка; 17 — сапун 18 — подшипник; 19 — саль ник; 20 — фланец; 21 — крыш ка опоры; 22 — вал опоры 23 — пробка; 24 — кронштейн опоры; 25 — пылеотражатель 26 — гайка; 28 — шайба

Гайки крепления фланцев и фланцев-вилок карданов необходимо подтягивать моментом 3—3,5 кгс-м. Болты крепления фланцев и фланцев-вилок термообработаны, поэтому их нельзя заменять «сырыми» болтами. Момент затяжки гаек крепления промежуточной опоры к среднему мосту 12—14 кгс-м.

Читать далее:

Категория: - Автомобили КрАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины