Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Трактор Т-150

Публикация:
   Карданные передачи ведущих мостов трактора Т-150

Читать далее:




Карданные передачи ведущих мостов трактора Т-150

Карданные передачи служат для передачи крутящего момента от валов раздаточной коробки к ведущим валам переднего и заднего мостов, взаимосмещенных и перемещающихся в пространстве.

Карданная передача переднего моста представляет собой привод, состоящий из двух пространственных шарниров и валов с телескопическим шлицевым соединением.

Привод заднего моста состоит из двух карданов — промежуточного и заднего, а также промежуточной опоры, вал которой расположен на оси вращения горизонтального шарнира. Промежуточный и задний карданы состоят каждый из двух шарниров, объединенных в двойной вилке.

Карданная передача переднего моста включает два шарнира и телескопическое шлицевое соединение, предназначенное для компенсации при работе изменения расстояния между шарнирами.

К фланцу, установленному на шлицах ведущей конической шестерни переднего моста, и к фланцу вала привода переднего моста, установленному в раздаточной коробке, прикреплены одинаковые вилки-фланцы (см. рис. 96), каждая четырьмя специальными болтами с гайками и пружинными стопорными шайбами.

Каждая вилка-фланец охватывает пару шипов крестовины (рис. 97). В расточки вилок-фланцев и вилки запрессованы игольчатые подшипники, надетые на шипы крестовины. С торцов подшипники удерживаются опорными пластинами, каждая из которых прикреплена к проушинам вилок-фланцев двумя болтами, с пружинными стопорными шайбами. Выступы опорных пластин входят в пазы на торцевых поверхностях игольчатых подшипников и удерживают их от проворачивания в гнездах проушин.

Рис. 1. Карданная 1 — передний кардан; 2 — промежуточный кардан; 3 — промежуточная опора;

Шипы крестовин охватывают попарно проушинами вилок-фланцев. В проушинах этих вилок-фланцев подшипники установлены и закреплены как и в вилке. Наружные поверхности шипов, являющиеся беговыми дорожками для игл подшипников, закалены до высокой твердости.

В каждой крестовине предусмотрена система сверлений для смазки, соединяющая резьбовое отверстие для пресс-масленки с торцами шипов, а также с центральным каналом, заканчивающимся резьбовым отверстием, в которое ввернут клапан, предназначенный для выпуска воздуха и излишней смазки при заполнении крестовины и подшипников и предотвращающий повышение давления внутри крестовины при нагревании ее во время работы. Клапан срабатывает при давлении, близком к 3,5 кгс/см2. На торцах шипов крестовин выполнены канавки, предназначенные для подвода смазки от центрального отверстия в шипе к иглам подшипников.

Игольчатые подшипники и шипы крестовин уплотняются самоподвижными двухкромочными сальниками, выполненными из специальной стойкой и долговечной резины на основе фторкаучука, установленным по одному в каждом игольчатом подшипнике.

Для предохранения рабочих кромок сальников от пыли на каждый шип надета обрезиненная обойма, в которой установлено пропитанное маслом поропластовое кольцо, прижатое к торцу штампованной обоймы сальника. Под болты, крепящие опорные пластины в, прокладывают балансировочные пластины. Все шарниры карданных передач переднего и заднего мостов имеют одинаковую конструкцию.

Телескопическое шлицевое соединение составлено из шлицевой муфты и шлицевого хвостовика вилки. Для смазки шлицевого соединения в резьбовое отверстие в вилке-фланце ввернута пресс-масленка. На хвостовике муфты нарезана резьба, на которую навернута штампованная обойма. В резьбовой обойме зажаты фасонные резиновое и фетровое кольца, входящие своими выступами во впадины шлицев и уплотняющие телескопическое соединение.

На тракторах ранних выпусков телескопические шлицевые соединения уплотнялись с помощью резинового гофрированного чехла, надетого на муфту и хвостовик и обтянутого на муфте хомутиком.

Передний карданный вал расположен таким образом, что егс более тяжелая часть, включая телескопическое шлицевое соединение, прикреплена к валу привода переднего моста раздаточной коробки, не имеющему перемещений относительно остова трактора, а другая часть с вилкой прикреплена к ведущей конической шестерне заднего моста.

На тракторах ранних выпусков, где передний кардан устанавливался наоборот, при ремонтах или техническом обслуживании его следует переставить в такое положение, как описано выше.

Карданная передача заднего моста состоит из двух двойных шарниров с двойными вилками одинаковой конструкции и промежуточной опоры.

Передний двойной шарнир соединяет вал привода заднего моста раздаточной коробки с передним хвостовиком вала промежуточной опоры, а задний — ведущую шестерню главной передачи заднего моста с задним хвостовиком вала промежуточной опоры.

Рис. 2. Передний кардан: 1 — клапан; 2, 10 — пресс-масленка: 3 — обойма; 4 — кольцо; 5 — сальник; 6 — опорная пластина; 7 — крестовина: 8 — стопорная шайба; 9 — подшипник; 11 — вилка-фланец; 12 — муфта-фланец; 13 — обойма; 14, 15 — кольцо уплотнительное; 16 — вилка; 17 — пластина балансировочная.

Рис. 3. Двойная вилка: 1, 3—вилка-фланец; 2 — вилка двойная; 4 — пресс-масленка; 5 — муфта-фланец; 6—крестовина.

Передний двойной шарнир расположен таким образом, что его середина находится против оси вертикального шарнира рамы, такое конструктивное решение позволяет при поворотах трактора сохранять равномерность вращения карданной передачи.

Подшипники, крестовины и другие части карданных шарниров привода заднего моста не отличаются от частей шарниров кардана привода переднего моста, описанных выше.

Двойная вилка переднего шарнира, откованная из стали, охватывает своими проушинами шипы крестовин.

Другая пара шипов передней крестовины охвачена проушинами вил-ки-фланца, прикрепленной к фланцу вала привода заднего моста раздаточной коробки, а шипы задней крестовины охвачены проушинами вилки-фланца, прикрепленной к муфте, шлицы которой надеты на шлицы переднего хвостовика вала промежуточной опоры. Муфта не отличается от муфты кардана переднего моста. Муфта с валом промежуточной опоры образует телескопическое соединение, компенсирующее изменение длины карданной передачи, при повороте трактора и допуски изготовления. Шлицы телескопического соединения смазывают через пресс-масленку, ввернутую в резьбовое отверстие в вилке-фланце.

Уплотнение шлицевых телескопических соединений переднего и заднего шарниров состоит, как и в уплотнении шлицев кардана привода переднего моста, из штампованной обоймы и фасонных резинового и фетрового колец. Вилки-фланцы кардана соединяются с фланцем вала раздаточной коробки, установленном на валу ведущей конической шестерни моста, и с фланцами муфт специальными болтами с гайками и пружинными шайбами аналогично соединению вилок-флан-цев переднего моста.

Задний двойной шарнир по устройству не отличается от переднего.

Промежуточная опора представляет собой подшипниковый узел, в котором вращается вал с двумя шлицевыми хвостовиками.

Промежуточная опора расположена в трубе горизонтального шарнира рамы и соосна с ней.

В расточках литого корпуса промежуточной опоры установлены наружные обоймы конических подшипников. Упором наружной обоймы переднего подшипника служит торец центрирующего бурта стакана. Другой бурт этого же стакана является центрирующим при установке промежуточной опоры в трубе горизонтального шарнира.

Промежуточная опора крепится к фланцу трубы горизонтального шарнира восемью шпильками с гайками и пружинными шайбами. Эти шпильки стягивают фланцы корпуса промежуточной опоры и стакана.

Между фланцами установлена уплотнительная прокладка. Упором наружной обоймы заднего подшипника является торец центрирующего бурта стакана, который прикреплен к корпусу промежуточной опоры четырьмя болтами.

Между фланцами корпуса 6 промежуточной опоры и стакана зажаты регулировочные прокладки, число которых подбирают таким образом, чтобы обеспечить необходимый зазор в конических подшипниках.

Соединение стакана с корпусом промежуточной опоры уплотняют резиновым кольцом, установленным в кольцевой канавке стакана.

Вал промежуточной опоры вращается в роликовых конических подшипниках. Наружные обоймы подшипников установлены на шейках вала и упираются в бурты, расположенные на валу. Внутренняя полость промежуточной опоры уплотняется двумя самоподжимными каркасными сальниками и двумя войлочными пыльниками, заключенными в штампованные обоймы. Сальники с пыльниками, попарно запрессованные в стаканах, уплотняют шейки вращающегося вала. Три специальные болта, крепящие стакан к корпусу промежуточной опоры, выполнены трубчатыми с резьбовыми отверстиями, а четвертый болт —- обычный. Все болты стопорятся пружинными шайбами. Отверстия под болты в корпусе промежуточной опоры выполнены сквозными.

Рис. 4. Промежуточная опора кардана: 1 — вал; 2 —шпилька; 3, 12 — стакан; 4 — прокладка уплотнительная; 5, 7 — подшипник; 6 — корпус; 8 — кольцо уплотнительное; 9— прокладка регулировочная; 10 — пробка; 11 —штуцер; 13 — пресс-масленка; 14 — обойма; 15 — пыльник войлочный; 16 — болт специальный; 17 — сальник; 18 — болт; 19 — сапун.

В специальный болт, расположенный слева, ввернута угловая пресс-масленка. В правый специальный болт ввернут угловой штуцер, заглушённый резьбовой пробкой, а в верхний специальный болт ввернут сапун .

При смазывании промежуточной опоры консистентная смазка нагнетается шприцем через пресс-масленку а воздух и старая смазка выдавливаются через отверстие в угловом штуцере под пробку, которую необходимо предварительно вывернуть.

Сапун служит для поддержания нормального давления в полости промежуточной опоры при работе.

Техническое обслуживание карданной передачи

Обслуживание карданной передачи заключается в смазывании в соответствии с таблицей смазки, подтягивании резьбовых соединений, наблюдении за нагревом и состоянием подшипников, а также в своевременной регулировке.

В карданных передачах тракторов Т-150К установлены игольчатые подшипники с сальниками повышенного срока службы из резины на основе фторкаучука и обрезиленные обоймы поропластовых пыльников, что обеспечивает длительное сохранение смазки в подшипниках.

Внимание!

Категорически запрещается при проведении технического обслуживания и других работах проворачивать карданы ломиком или монтировкой, вставляя их в шарниры между вилками и крестовинами. Это приводит к неизбежному выходу из строя игольчатых подшипников, масленок и клапанов.

Через каждые 960 ч работы нужно проверить регулировку подшипников промежуточной опоры и дозаправить ее солидолом.

Для проверки регулировки подшипников нужно сразу же после остановки трактора, при разогретой промежуточной опоре, снять обе двойные вилки и подтянуть гайки шпилек крепления промежуточной опоры к трубе горизонтального шарнира рамы. Затем, перемещая вал промежуточной опоры вперед и назад, проверить индикатором осевой люфт вала, который должен быть в пределах 0,10—0,35 мм.

Если осевой люфт, который равен зазору в подшипниках, окажется больше указанного, необходимо снять задний стакан и удалить соответствующее число регулировочных прокладок. Затем нужно поставить корпус сальника на место и снова определить осевой зазор, после чего проверить от руки, свободно ли вал проворачивается в опорах.

При установке заднего стакана на место следует правильно расположить угловую масленку, угловой штуцер с пробкой при заворачивании их в специальные трубчатые болты.

При первоначальной заправке на заводе или после разборки в промежуточную опору закладывают 1,3 кг солидола, при этом густо смазывают конические роликоподшипники.

Для замены смазки нужно вывернуть контрольную пробку из углового штуцера и через масленку нагнетать шприцем солидол до появления свежей смазки из отверстия углового штуцера.

Для поддержания работоспособности карданного привода заднего моста необходимо во всех случаях замены заднего кардана, при креплении заднего моста после демонтажа, при подтяжке болтов бугелей крепления заднего моста, а также через каждые 960 ч работы проверять и правильно устанавливать угол наклона корпуса заднего моста, который должен составлять по оси ведущей шестерни 12°±10’.

Для приблизительного определения правильности установки заднего моста на тракторах набиваются метки Л и £ на кронштейне задней полурамы и на рукаве корпуса заднего моста.

Метки А и Б должны совпадать, что свидетельствует о правильности расположения заднего моста.

Положение корпуса заднего моста проверяют с помощью специального приспособления; описание приводится в разделе «Ведущие мосты».

Некоторые рекомендации по разработке и сборке карданных передач

Карданная передача привода переднего моста трактора Т-150К отбалансирована динамически с помощью балансировочных пластин 17 (см. рис. 97), установленных под болты крепления крышек игольчатых подшипников.

Во избежание нарушения балансировки при разборке и сборке карданных шарниров нужно следить, чтобы пакеты балансировочных пластин были установлены на те же проушины вилок, на которых они были установлены первоначально. Для этого перед разборкой на верхние пластины пакетов и проушин вилок нужно нанести отличительные метки.

Нельзя раскомплектовывать пакеты балансировочных пластин! При замене крестовин и игольчатых подшипников балансировка изменяется незначительно и поэтому пакеты балансировочных пластин нужно оставлять на местах.

При замене вилок-фланцев, муфты-вилки с хвостовиком передний кардан нужно отбалансировать на специальном станке.

Шлицевое телескопическое соединение следует собирать таким образом, чтобы продольные стрелки, набитые на вилке со шлицевым хвостовиком и шлицевой муфте, находились на одной линии.

При разборке шарниров игольчатые подшипники выпрессовывают специальным съемником. Если съемника нет, подшипники можно выбить, при этом нужно ударять медной выколоткой по вилкам вблизи проушин под подшипники, удерживая кардан на весу.

При сборке шарниров необходимо следить за правильным совмещением пазов на донышках подшипников с выступами на опорных пластинах, иначе возможно заклинивание крестовин с торца. Перед сборкой каждый игольчатый подшипник следует наполнить смазкой 158 2/3 его объема.

После сборки карданных шарниров нун^но проверить, покачивая вилки на шипах крестовин, легкость и отсутствие заеданий при повороте на подшипниках.

Неравномерность сопротивления при качании вокруг шарнира, тугое проворачивание свидетельствуют о неправильности сборки или применении дефектных деталей. Необходимо выявить и устранить причину заедания или тугого проворачивания.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Трактор Т-150

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Карданные передачи ведущих мостов трактора Т-150"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства