Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Сельскохозяйственная техника

Публикация:
   Картофелеуборочные комбайны

Читать далее:




Картофелеуборочные комбайны

Общее устройство и рабочий процесс картофелеуборочного комбайна. Основная машина — комбайн ККУ-2 «Дружба» предназначена для уборки картофеля на легких и средних почвах с двух рядков с междурядьями 60, 70 и 90 см (при монтаже приспособления). В отличие от простых картофелекопателей комбайн за один проход (прямое комбайнирование) подкапывает рядки, отделяет почву и ботву и собирает чистые клубни в бункер.

Вкомбайне элеваторной модификации основные узлы и механизмы следующие: лемеха с качающимися боковинами, основной элеватор (элеваторная модификация), комкодавитель, двух-решетный грохот, ботвоудаляющее устройство, барабанный транспортер, горка, транспортер-переборщик, транспортер примесей, бункер, загрузочный транспортер, площадка комбайнера, механизмы передачи движения и управления, рама и ходовые колеса.

В комбайне грохотной модификации вместо основного пруткового элеватора установлен двух-решетный грохот, колеблющийся вместе с лемехом, как у копателя КВН-2М. Остальные рабочие органы такие же, как у комбайна элеваторной модификации.

Рабочий процесс комбайна протекает следующим образом. Рядки картофеля, подкопанные лемехами, подаются на прутковый элеватор, верхняя ветвь которого совершает встряхивающие движения. На элеваторе частицы почвы просеиваются сквозь просветы прутков, а оставшаяся масса клубней ботвы и почвы пропускается между баллонами комкодавителя. В комбайне грохотной модификации первичная сепарация почвы и других примесей происходит на первом грохоте.

Рис. 1. Картофелеуборочный комбайн ККУ-2 «Дружба»: а — общий вид; б — схема; 1— опорное колесо; 2 — лемэхи; 3 — основной элеватор; 4 — рама; 5— грохот; 6 — ходовое колесо; 7 —барабанный транспортер; 8 — транспортер-переборщик; 9 — транспортер примесей; 10 —бункер; 11 — транспортер чистых клубней; 12 — площадка комбайнера; 13 — штурвал; 14 — карданная передача: 15 — прижимной транспортер; 16 — прутковый транспортер; 17 — комкодавнтель; 18 — горка; 19 — первый грохот комбайна (грохотная модификация).

После дополнительного разрушения комков почвы комкодавителями клубненосная масса (клубни,.ботва, частицы почвы и другие примеси) обрабатывается на грохоте. Здесь продолжается отделение почвы и других примесей, которые проваливаются сквозь просветы решет на поверхность поля. Оставшаяся масса с грохота поступает в барабанный транспортер. При этом ботва нависает на прутках транспортера и защемляется при дальнейшем движении между прутками и полотном прижимного транспортера. Оба транспортера образуют ботвоудалитель. Клубни, висящие на ботве, отрываются с помощью отбойных прутков и падают в барабанный транспортер, а ботва сбрасывается на поверхность поля.

Барабанный транспортер поднимает массу клубней с остатками почвы и примесей и сбрасывает их на полотно горки. Здесь клубни скатываются на нижнюю часть транспортера-переборщика, а примеси (растительные остатки) сбрасываются на верхнюю часть этого же транспортера. С транспортера-переборщика клубни загрузочным транспортером подаются в бункер. По мере наполнения бункера картофель выгружается в транспортные средства. На площадке транспортера-переборщика располагаются 4—6 рабочих, которые отделяют примеси из потока клубней. Примеси с переборщика боковым транспортером выносятся на поверхность поля.

Комбайн полунавесной и агрегатируется с тракторами МТЗ-50/52, МТЗ-50ПЛ, Т-74, ДТ-75 и ДТ-54А, оборудованными ходоуменьшителями. Рабочая скорость движения 2,5 км/ч. Рабочие органы комбайна приводятся в действие от вала отбора мощности трактора через карданную передачу и разветвленную систему передаточных механизмов.

Устройство основных рабочих органов и узлов комбайна. Рассмотрим вначале элеваторную модификацию, а затем отличия грохотной модификации от элеваторной.

Лемеха и основной элеватор. Узел лемехов и основного элеватора унифицирован с таким же узлом универсального копателя-валкообразователя УКВ-2. Лемеха (рис. 2) плоские с активными боковинами и откидными пальцами. Кронштейн лемехов укреплен болтами на раме элеватора, а боковины связаны с рамой шарнирно, на подвесках. Элеваторные комбайны, выпускаемые с конца 1972 г., оборудуются активными универсальными лемехами, состоящими из плоского активного лемеха с боковинами и сменных (правого и левого) лемехов с боковинами для. прямого комбайнирования. В комплект лемеха включены также боковины для уборки картофеля раздельным и комбинированным способами. Активный лемех приводится в колебательное движение клиноременной передачей от шкива правого редуктора, так же как первый грохот в комбайне грохотной модификации. Основной элеватор собран из прутков в бесконечную цепь, надетую на ведомые и ведущие звездочки. Верхняя ветвь элеватора поддерживается роликами, совершающими колебательное (встряхивающее) движение. Механизм встряхивания состоит из эксцентрика, шатуна и кривошипа. Диск эксцентрика насажен на вал основного элеватора, головка шатуна надета на палец эксцентрика, а свободный его конец присоединен к кривошипу, который посажен на конец валика роликов. При вращении эксцентрика кривошип колеблется с частотой вращения вала основного элеватора, а ролики встряхивают верхнее полотно элеватора. Амплитуду колебаний кривошипа можно изменять перестановкой болта в отверстия диска эксцентрика. При совмещении оси головки шатуна с центром диска эксцентрика амплитуда колебаний равна нулю, и ролики не будут встряхиваться, а только поддерживать верхнюю ветвь элеватора. Нижняя ветвь элеватора поддерживается звездочками.

Рис. 2. Основной элеватор комбайна ККУ-2 с лемехами: 1 — лемех: 2 —откидные пальцы; 3 — прутки; 4 — ведущая звездочка; 5 — эксцентрик; 6 —шатун; 7 — поддерживающие звездочки; 8 — кривошип; 9 —ролики; 11 — ведомая звездочка.

Ведущий вал основного элеватора получает вращение цепной передачей от вала промежуточной передачи.

Комкодавитель и грохот. Устройство комко-давителя и грохота такое же, как у машины УКВ-2. Нижний (рис. 3) и верхний баллоны комко-давителя смонтированы в подшипниках, корпуса которых закреплены на раме комбайна.

В кронштейнах имеются продолговатые отверстия для перемещения корпусов подшипников верхнего баллона. Оба баллона устроены одинаково,

но вращаются с различной скоростью. На валу нижнего баллона установлена звездочка 6 с 2=22, а на валу верхнего баллона — звездочка 5 с 2=25. Поэтому частота вращения нижнего баллона (172 об/мин) несколько больше частоты вращения верхнего (152 об/мин), что способствует лучшему разрушению почвенных комков.

Оба баллона вращаются цепью, связанной со звездочкой на валу основного элеватора.

Грохот комбайна отличается от грохота копателя УКВ-2 лишь тем, что в нем нет удлинителя.

Ботвоудаляющее устройство состоит из прижимного полотенного (рис. 96) и пруткового транспортеров, а также двух клубнеотбойных прутков, т. е. отличается от ботвоудалителя машины УКВ-2.

Прижимной транспортер представляет собой бесконечное прорезиненное полотно, огибающее три барабана — ведущий, передний и верхний. Верхний барабан кронштейнами соединен с верхними концами пружин. Нижние концы пружин связаны с регулировочными винтайи, укрепленными на кронштейнах рамы. Передний барабан транспортера также смонтирован на пружинных подвесках. Подпружиненная подвеска транспортера способствует плотному прилеганию нижней ветви полотна к верхней ветви пруткового транспортера и обеспечивает надежный захват ботвы при отрыве от нее клубней.

Прутковый транспортер выполнен в виде двух бесконечных роликовых цепей, соединенных стальными прутками диаметром 16 мм. Прутки расставлены редко, с шагом 165,2 мм. Верхняя ветвь транспортера имеет два изгиба, профиль которых облегает нижнюю ветвь прижимного транспортера. Транспортерная прутковая цепь огибает двенадцать звездочек, из которых две посажены на ведущем валу, а остальные — на’осях.

Рис. 3. Комкодавитель: 1 и 2—баллоны; 3 — цепь передачи; 4— кронштейн; 5 и 6 —звездочки.

Под верхней ветвыо пруткового транспортера расположены клубнеотбойные прутки, которые отрывают клубни от ботвы. Внутри транспортера установлены две решетки, по которым оторванные клубни скатываются в барабанный транспортер. На прутки решеток надеты полиэтиленовые трубки, предотвращающие залипание решетки. Транспортеры ботвоудаляющего устройства получают движение цепью от звездочки на выходном валу конического редуктора.

Рис. 4. Ботвоудаляющее устройство комбайна ККУ-2:

Барабанный транспортер игорка. Транспортер выполнен в виде барабана, который поднимает клубни с остатками примесей и сбрасывает их на полотно горки. Одновременно на барабане отделяются мелкие примеси. Каркас барабанного транспортера (рис. 4) сварен из труб круглого сечения. Решетчатая поверхность барабана образована витками стального троса диаметром 3 мм с полиэтиленовым покрытием. Сквозь просветы в 20 мм между витками проходят мелкие примеси, а клубни с более крупными примесями поднимаются барабаном. Для подъема массы клубней внутри барабана закреплены жестко лопасти. Они расположены равномерно по окружности барабана и под небольшим углом к его диаметру, образуя карманы. Чтобы препятствовать выкатыванию клубней из карманов, внутри барабана установлен щиток. В средней части по окружности барабана имеется цевочная дорожка, которая опирается в нижней части на поддерживающие катки и звездочку ведущего вала привода барабана. Дорожка образована двумя кольцами из уголков, соединенных пальцами и болтами, на которые надеты ролики. Сверху барабан фиксируется двумя подпружиненными звездочками с опорными катками.

Внутри барабана в верхней его части расположена горка, представляющая собой бесконечное полотно (рис. 97), надетое на ведомый и ведущий валы. Полотно из прорезиненной ленты шириной 800 мм. Угол наклона горки можно изменять рычагом. В установленном положении рычаг фиксируется собачкой с храповиком, жестко закрепленным на раме горки. Для натяжения полотна предусмотрены обычные винтовые натяжники.

Транспортер-переборщик представляет собой бесконечное полотно из прорезиненной ленты толщиной 6 мм, надетое на ведомый и ведущий валы. Полотно закреплено на двух втулочно-роликовых цепях специальными лапками. Рама транспортера сварная из круглых труб. К поперечным трубам рамы прикреплены полозки, по которым скользит верхняя ветвь полотна. Для натяжения полотна у ведомого вала имеются винтовые натяжники.

Рис. 5. Горка комбайна ККУ-2: 1 — храповик; 2 — рама горки; 3 — полотно; 4 — рычаг.

В средней части над полотном установлен делитель, отделяющий поток клубней от примесей. Делитель закреплен шарнирно так, что его положение относительно продольной оси транспортёра можно изменять в зависимости от соотношения масс клубней и примесей.

Для натяжения полотна ведомый вал оборудован специальными винтами.

С обеих сторон транспортера смонтированы площадки для рабочих, которые отбирают примеси.

Загрузочный транспортер принимает чистые клубни с нижней части транспортера-переборщика. Он представляет собой бесконечную цепь, собранную из стальных прутков с полиэтиленовыми трубками. Концы прутков соединены с втулочно-роликовыми цепями. К пруткам транспортера прикреплены лопасти с шагом 192 мм. Каждая лопасть закреплена на двух прутках. Прутковая цепь надета на звездочки верхней ведущего вала, поддерживающие и натяжные (нижние) звездочки.

Транспортер примесей устроен так же, как горка, и служит для приема примесей с верхней части транспортера-переборщика. Особенность транспортера примесей заключается в реверсивном приводе. При перегрузках, когда на транспортер вместе с примесями поступают клубни, комбайнер изменяет направление движения ленты транспортера и направляет массу на повторную сепарацию.

Бункер и площадка комбайнера. С загрузочного транспортера чистые клубни поступают в бункер, состоящий из двух частей,, образующих копиль-ник с подвижным дном в виде полотенного транспортера.

Управление подвижным дном бункера — с площадки комбайнера. Для возможности выгрузки в транспортные средства различной высоты бункер снабжен гидравлическим механизмом подъема. Управляет им тракторист.

В передней части комбайна расположена площадка для комбайнера с сиденьем. На площадку выведены рычаги управления транспортером примесей и включения подвижного дна бункера, штурвал регулировки положения опорных колес, по высоте (регулировка глубины хода лемехов) и рычаг реверсивного привода транспортера примесей. На площадке смонтирована также звуковая сигнализация для двухсторонней связи комбайнера с трактористом.

Механизмы передачи движения. Отвала отбора мощности трактора движение всем рабочим органам комбайна передается через карданную передачу, главный конический редуктор и систему цепных, карданных и клиноременных передач. В систему передач включен ряд редукторов (с коническими и цилиндрическими зубчатыми колесами). Для предотвращения поломок система передач оборудована предохранительными муфтами. Они смонтированы на главном валу карданной передачи, ведущем валу основного элеватора, на валу передачи к ботвоудаляющему устройству, ведущем валу барабанного транспортера, валу передачи на транспор-тер-переборщик, на карданных валах передачи к загрузочному транспортеру и подвижному дну бункера.

Рама и колеса. Все узлы и механизмы комбайна смонтированы на сварной раме из круглых труб. Средняя часть рамы опирается на два ходовых пневматических колеса, а передняя часть при работе — на опорные колеса. В транспортном положении опорные колеса приподняты, и третьей точкой опоры служит скоба трактора.

Пневматические ходовые колеса оборудованы гидравлическими тормозами. Управляет ими тракторист. Конструкция колес предусматривает изменение их колеи выдвижением полуосей из ступицы бруса.

Опорные колеса металлические. Траверса колес шар-нирно соединена с рамой комбайна для приспособления их к поперечному профилю поля. Положение колес по высоте относительно подкапывающих лемехов изменяют винтовым механизмом, штурвал которого выведен на площадку комбайнера.

В комбайне грохотной модификации, как уже отмечалось выше, основной элеватор заменен грохотом, выполненным заодно со сплошным лемехом (как в копателе КВН-2М). Таким образом, для подкапывания пласта и сепарации почвы в этом комбайне используется система, состоящая из первого грохота с лемехом, комкодавителя и второго грохота. Первый грохот также двухрешетный, причем в передней части первого решета по всей его ширине закреплен лемех. Каждое решето подвешено к раме комбайна на четырех подвесках.

‘ Грохот приводится в движение шатунами от эксцентрикового вала. Частоту колебаний грохота можно изменять вариатором в зависимости от условий уборки. Остальные узлы и механизмы аналогичны узлам и механизмам элеваторной модификации.

Подготовка картофелеуборочного комбайна к работе и основные регулировки. Агрегат готовят к работе тракторист и комбайнер под руководством бригадира.

Общий осмотр и контроль состояния комбайна. У полностью собранного нового или отремонтированного комбайна необходимо тщательно проверить техническое состояние всех узлов и механизмов. Осмотр проводят последовательно, начиная с узла лемехов и кончая бункером и площадкой управления. При осмотре проверяют все крепления и при необходимости подтягивают гайки и стопорные болты, а также разводят шплинты и замки гаек. Особое внимание обращают на крепление корпусов подшипников сильно нагруженных и быстроходных валов. Проверяют натяжение приводных ремней и цепей всей системы передач. Прогиб клиновидных ремней в средней части передачи должен быть около 30 мм при усилии 100 Н. При таком же усилии прогиб цепи должен составлять 25 мм, если расстояние между осями звездочек передачи будет 1 м. При других расстояних между звездочками прогиб пропорционально меняется.

Проверяют герметичность баллонов комкодавителя и положение их щитков. Давление в баллонах должно быть в пределах 0,01—0,02 МПа, а зазор между баллонами и щитками 10—15 мм.

Проверяют натяжение всех транспортерных полотен, обращая внимание на параллельность осей ведущих и ведомых валов.

Контролируют состояние гидросистемы комбайна, а также проверяют, во всех ли подшипниках и редукторах есть смазка, установлены ли защитные устройства и т. д. После проверки всех узлов и механизмов настраивают комбайн и его рабочие органы на заданные условия работы. Производительность и качество работы комбайна зависят от влажности почвы и* урожайности картофеля, состояния ботвы, качества междурядной обработки. Поэтому перед настройкой комбайна надо осмотреть поле и состояние картофеля.

Основные настройки и регулировки комбайна элеваторной модификации следующие: расстановка ходовых колес на заданную ширину междурядий; установка глубины хода лемехов и амплитуды колебания верхней ветви основного элеватора; регулировка зазора и давления в баллонах комкодавителя; регулировка усилия прижима верхнего транспортера ботвоудалителя к прутковому транспортеру; установка наклона горки; натяжение полотен всех транспортеров и пружин предохранительных муфт.

Комбайн может убирать картофель, посаженный с междурядьями 60 и 70 см. При ширине междурядий 60 см расстояние между серединами ходовых колес должно быть 2430 мм, а при ширине 70 см — 2800 мм.

Глубину хода лемехов устанавливают в борозде штурвалом с площадки комбайнера на первом проходе. Лемеха должны идти несколько ниже глубины залегания нижних клубней в гнезде картофельного куста. Амплитуду встряхивания верхней ветви основного элеватора можно устанавливать в пределах 0—65 мм перестановкой обоймы на диске эксцентрика. При уборке картофеля на влажных суглинистых почвах амплитуду увеличивают, а на песчаных и супесчаных уменьшают. Если на легких почвах она хорошо просеивается, то во избежание излишних повреждений клубней механизм встряхивания отключают.

Баллоны комкодавителя на легких почвах устанавливают с зазором 4—6 мм, давление 0,01 МПа. В более тяжелых условиях работы, когда почва изобилует большим количеством комков, зазор уменьшают, а давление повышают до 0,015 МПа.

Усилие прижима полотна прижимного транспортера ботвоудаляющего устройства к прутковому транспортеру а также наклон горки регулируют в зависимости от количества ботвы, поступающей на транспортер-пере-борщик и горку. Если с ботвоудаляющего устройств» на поверхность поля сбрасываются клубни с оторванной ботвой, а на транспортер-переборщик поступает много ботвы, то подтягивают пружины транспортера ботвоудаляющего устройства (рис. 96). Одновременно при поступлении излишнего количества ботвы и растительных остатков наклон горки увеличивают.

Пружины предохранительных муфт подтягивают при обнаружении пробуксовки в процессе работы. При этом не следует затягивать пружину муфты до соприкосновения витков.

У комбайна грохотной модификации дополнительно предусмотрена регулировка частоты колебаний первого грохота.

Подготовка тра’ктора МТЗ к работес комбайном заключается в расстановке колес на ширину колеи в зависимости от ширины междурядья, блокировке нижних тяг, установке правильного положения раскосов навески и ограничительных цепей, а также в установке шарнира на вал отбора мощности.

При агрегатировании комбайна с гусеничными тракторами (ДТ-54А, Т-74, ДТ-75) съемную часть телескопического вала шарнирной передачи разбирают и заменяют короткие трубы и валы на трубу и квадратный вал, прилагаемые к комплекту деталей комбайна.

После соединения комбайна и трактора подключают шланги гидромеханизма подъема бункера к гидросистеме трактора, проверяют тормозную систему комбайна и подключают звуковую сигнализацию двусторонней связи комбайнера и тракториста.

Обкатка —заключительный этап подготовки картофелеуборочного агрегата к работе. Перед обкаткой проворачивают вручную рабочие органы комбайна ломиком или воротком, вставленным в вилку карданной передачи. Если комбайн собран и отрегулирован правильно, то все рабочие органы и механизмы легко приводятся в действие одним человеком. После проверки включают передачу на малой частоте вращения и обкатывают комбайн 5—10 мин,- Если никаких неисправностей не обнаружено, доводят частоту вращения до нормальной и обкатывают комбайн 25—30 мин. После обкатки тщательно осматривают все узлы и механизмы, подтягивают крепления и устраняют замеченные неисправности.

Оценка и контроль качества уборки. Качество работы картофелеуборочного комбайна оценивается чистотой клубней в бункере (не менее 95%) и их потерями (до 3%), количеством поврежденных и резаных клубней (минимальные).

Для определения показателей качества работы комбайна рекомендуется взять пробу 7—8 кг из массы, поступающей в бункер из загрузочного транспортера. Эту пробу разбирают и отделяют чистые клубни от примесей. Отношение массы чистых клубней к массе всей пробы в процентах определяет чистоту клубней в бункере. Далее чистые клубни разделяют на три фракции — поврежденные, неповрежденные и резаные (мелкие клубни, массой до 30 г, не учитывают). К поврежденным относят клубни с содранной кожицей (более половины поверхности), с вырывами мякоти, с трещинами, раздавленные и резаные. Количество поврежденных клубней определяют также в процентах к общей массе клубней в пробе.

Потери на поверхности поля определяют контрольным сбором клубней, оставленных после прохода комбайна по длине гона, но не менее чем на 100 м. При этом мелкие клубни, массой до 20 г, не учитываются.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Сельскохозяйственная техника

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Картофелеуборочные комбайны"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства