Строительные машины и оборудование, справочник






Характер современного мира


Категория:
   Транспорт и доставка грузов


Характер современного мира

Мир в настоящее время характеризуют как «сжимающийся», в котором транспорт достиг такого уровня развития, что обеспечивает очень быстрое перемещение грузов и людей из одной части земного шара в другую. Товары, изготовленные в Финляндии или Швеции в понедельник, прибывают в Сан-Франциско на следующее утро в 8.00. Можно выехать из Сеула в Южной Корее в четверг, провести день на Аляске и (с некоторой помощью смены поясов времени) в пятницу быть в Лондоне. Расстояние, которое придется при этом преодолеть, остается неизменным, но время сокращается поразительно.

Основными особенностями этого «сжимающегося» мира, обусловленными транспортом, являются: а) комплексный международный характер торговли;
б) растущее население;
в) увеличивающееся богатство народов;
г) снижение зависимости от транспорта;
д) непрекращающийся поиск путей достижения экономии на транспорте;
е) непрерывно растущие экологические проблемы.

Предварительное рассмотрение этих основных особенностей современного мира приводится ниже, а более детальное будет дано в других главах книги.



Характер торговли

Современный мир состоит из совокупности национальных государств, каждое из которых осуществляет свои суверенные права на своей территории и обеспечивает выполнение законов и административных правил гражданами и управляет экономикой, которая ему подвластна. Хотя конечной целью человечества является создание мирового сообщества, достижение этой цели в ближайшее время нереально. Наоборот, мы наблюдаем тенденцию если не у всех, то у крупнейших стран к объединению в торговые группы. Эти группы, по крайней мере среди стран свободного предпринимательства, не основываются на преобладании одного мощного члена группы, как это было в прошлом. Наоборот, в такие группы стремятся объединиться страны одного масштаба. Их объединяют взаимные интересы, а аналогичные торговые потенциалы побуждают их достигать соглашений, приемлемых для всех. Помимо двух крупнейших стран, которые сами по существу являются объединениями, существует Европейское экономическое сообщество как развивающийся союз стран. Есть также Европейская зона свободной торговли. На несколько более низком уровне стоят такие союзы, как Карибская зона свободной торговли, Центрально-американский общий рынок, Латино-американская зона свободной торговли. Есть также Совет экономической взаимопомощи. Эти и другие союзы, такие, как ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти), представляют на международных конференциях по торговле и транспорту много стран и ведут переговоры в области улучшения международных связей.

Помимо этих группировок, существенной особенностью современного мира в экономическом аспекте является взаимозависимость всех стран. Существо торговли и связанных с ней перевозок состоит в обеспечении их взаимной выгодности. Если это не обеспечивается, страна, оказывающаяся в убытке, должна в конечном счете прекратить торговлю. В настоящее время экономическая мощь является наиболее значимой в современном мире, чем за всю историю человечества. В области транспорта за прошедшие 50 лет это привело к заключению ряда международных соглашений, которые регулируют большинство аспектов международных перевозок. Итоговые соглашения во многом способствовали обеспечению честной конкуренции между отдельными странами и между транспортными предприятиями и клиентурой. Они также много сделали для исключения наиболее неприглядных сторон свободной конкуренции.

Рост населения

Одной из особенностей современного мира, которая влияет на транспорт, является огромный рост населения.

Удобной величиной при рассмотрении изменения численности населения является гигаберс — это 1 млрд. чел. Для описания невероятного роста населения в мире, отмеченного за последние два десятилетия текущего века, используется выражение «кошмарный гигаберс».

Потрясающий рост населения, прогнозируемый на 1980— 2000 гг. (вдвое больше за 20 лет, чем за всю историю человечества до 1830 г.), отражает проблемы, с которыми столкнется транспорт в будущем. Это огромное население нужно не только накормить, одеть и поселить, но и удовлетворить растущие потребности в поездках. В 1972 г. после серьезных неурожаев зерновых в СССР и КНР перевозки зерна из США и Австралии вызвали рост грузовых тарифов до рекордного уровня. Перевозочных мощностей морского флота оказалось недостаточно.

Наибольший прирост населения ожидается именно в тех регионах, где легче всего может случиться голод. Если население развивающихся стран к 2000 г. удвоится, перевозочных мощностей морского флота для своевременного оказания помощи окажется недостаточно. Рост населения требует увеличения перевозок сырья, овощей и зерна, мяса, молока, сыра и других протеинов, промышленных товаров и пассажиров как таковых.

Рост благосостояния населения

Объем перевозок зависит не только от числа людей, которых нужно накормить, одеть и приютить, но и от уровня их благосостояния. Уровень благосостояния в настоящее время растет быстрее, чем когда-либо, не только у отдельных народов, но и у массы населения каждой страны. В современном общества эгалитаризм неизбежен, поскольку неимущим достаточно легко лишить удовольствий состоятельных. Богатая страна, чье богатство принадлежит немногим, слабо участвует в торговле, и товаром в этом случае являются предметы роскоши. Богатеющая страна, имеющая эгалитарную структуру, создает большой объем торговли, поскольку миллионы людей нуждаются в широком наборе товаров и услуг. Местная торговля, общественная торговля в зоне свободной торговли и международная торговля должны неминуемо возрасти и вызвать увеличение потребностей в перевозках всех типов.

В эгалитарных странах растет не только объем грузовых, но и пассажирских перевозок. Народы успешно миновали эру велосипедов и эру мотоциклов и вступили в эру легковых автомобилей. Хорошим показателем благосостояния населения является уровень обеспечения страны массовыми легковыми автомобилями. Другим показателем является объем перевозок пассажиров воздушным транспортом, которые становятся доступными для широких масс только после достижения людьми определенного уровня благосостояния. Огромный рост групповых поездок в отпуск воздушным транспортом является одним из важнейших достижений транспорта Европы в 1960-х годах, отражая несомненный рост благосостояния европейских стран.

Снижение стратегических ограничений на транспорт

Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей, горных цепей, равнин, долин и береговой полосы. Эти особенности представляют основные трудности для всех видов транспорта. Очевидно, большие неудобства создают политические границы и стратегические ограничения доступности, особенно когда естественные или кратчайшие пути к пункту назначения пересекают территорию, которая закрыта для транспорта. Авиация является одним из видов транспорта, который в малой степени зависит от географических условий, но при наличии по маршруту закрытых территорий это его достоинство не может быть использовано.

За последние годы эти стратегические ограничения несколько ослаблены вследствие развития техники космических съемок. Если с помощью искусственных спутников можно наблюдать за наиболее недоступными районами каждые 90 мин, остается очень мало аргументов для запрета полетов авиации по выделенным коридорам. Были открыты кратчайшие воздушные маршруты через территорию СССР сначала в Малайзию и Сингапур, а затем — во Владивосток и Японию. Растущее значение приобретают контейнерные перевозки по Транссибирской железнодорожной магистрали. По сравнению с морскими перевозками ускорение невелико, но значительна экономия затрат.

Поиски путей повышения эффективности транспорта

Одно время концепция эффективности производства в большой мере связывалась с производственными процессами. Генри Форд дал определение массового производства как «концентрации на выполнении принципов производительности, точности, экономичности, системности, непрерывности, скорости и повторяемости», что позволило ему достичь громадной экономии при производстве автомобилей. Его идеи быстро нашли применение не только в автомобильной промышленности, но и в промышленности в целом. В 1950-х годах усилились поиски путей экономии, чтобы взять верх над конкурентами. Естественно, транспортные средства и перевозки попали в сферу исследований, поскольку возросшие масштабы производства неизбежно повлекли за собой удлинение транспортных связей. Результатом стала концентрация внимания на процессе перевозок в целом и продолжение поисков экономии на транспортных операциях. Этот поиск системы, обеспечивающей «наименьшие транспортные затраты», революционизировал транспорт в 1960-х годах.

Наиболее заметные изменения в обеспечении экономии на перевозках следующие:
а) рост перевозок навалочных грузов, особенно морским транспортом, с развитием специализированных транспортных средств для перевозки руды, пшеницы, целлюлозы и других товаров;
б) рост единичной грузоподъемности, главным образом на основе пакетирования, в том числе с помощью поддонов, систем горизонтальной погрузки-выгрузки и пакетирования лесоматериалов;
в) увеличение воздушных перевозок не только легковесных грузов, но и таких, как «сегодня отправил, завтра получил», привлекательных для молодежи, а также для продуктов, стоимость доставки которых может быть минимизирована с помощью авиации, если это оказывает влияние на экономию в других направлениях, таких, как стоимость простоя предприятий, складирования и т. д.;
г) ускорение документооборота с помощью системы «сопряженных документов», в которой множество документов изготовляют на основе одного основного документа;
д) группировка — процесс, посредством которого специалисты фирм собирают грузы нескольких небольших отправителей в одну отправку, для которой они берут на себя ответственность по основным транзитным операциям, распределению грузов по различным пунктам назначения по прибытии в зарубежные порты.

Транспорт и окружающая среда

Чрезвычайное развитие транспорта за последнюю четверть текущего века не обошлось без социальных потерь, и в настоящее время транспорт подвергается массированной критике за неблагоприятные воздействия на окружающую среду. В основном эта критика несправедлива, поскольку транспорт только отражает обычные устремления человечества к повышению уровня жизни. Консерваторы, которые громко протестуют против самолетного шума, сами участвуют в туристских группах, пользующихся воздушным транспортом. Сельские жители, выступающие против циклопических грузовиков, сами покупают в универсамах своего городка бакалейные товары, доставленные этим транспортом.

Несмотря на это непоследовательное поведение критиков транспорта, проблема окружающей среды является одной из тех, которые дают большинству работников транспорта тему для забот. Никто не станет планировать транспортные операции, по крайней мере не подумав о путях минимизации ущерба, который может быть причинен любой предлагаемой новой тралс-портной системой. Представление общества о любой фирме определяется ее системой управления. Это представление подвергается усиленной опасности под воздействием транспорта, неблагоприятно влияющего на окружающую среду.

Читать далее:

Категория: - Транспорт и доставка грузов


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины