Строительные машины и оборудование, справочник




Ходовая часть гусеничных тракторов

Категория:
   Тракторы-2



Ходовая часть гусеничных тракторов

Гусеничная ходовая часть должна удовлетворять следующим требованиям:

надежное сцепление гусеничных движителей с опорной поверхностью при минимальных сопротивлениях качению и повороту;

высокая износостойкость и надежность работы всех узлов ходовой части;




плавность движения трактора при работе как на рабочих, так и на транспортных скоростях движения;

удобство эксплуатации и технического обслуживания. Ходовая часть гусеничных тракторов подразделяется по типу подвески на две группы: с полужесткой подвеской и с эластичной подвеской.

При полужесткой подвеске (рис. 1, а) каждый гусеничный движитель имеет самостоятельную раму, к которой крепятся снизу опорные катки, впереди натяжное колесо с амортизирующим натяжным устройством, сверху поддерживающие ролики. Рама и закрепленные на ней детали гусеничного движителя называются тележкой гусеницы.

Тележки гусениц соединяются с остовом трактора шарнирно. Для этого к раме каждой тележки приваривают раскосы с присоединительными кулаками, через которые проходит ось, закрепленная на корпусе заднего моста. Ось качания гусеничных тележек может быть как отдельной деталью, так и совпадать с осью ведущих звездочек.

Передняя часть остова трактора опирается на рамы тележек или через поперечную балансирную листовую рессору, или через торсионную подвеску. Как балансирная рессора, так и торсионная подвеска дают возможность передней части рамы тележки приподниматься или опускаться при копировании микрорельефа местности.

При наезде на неровности пути передняя часть тележки гусеницы приподнимается, изгибая рессору или скручивая торсионный вал. Колебания остова трактора при этом несколько уменьшаются.

Хотя такая конструкция подвески гусеничного движителя проста, надежна и прочна, однако она рассчитана на движение трактора по мягкому грунту с небольшими скоростями. Применяется в основном на мощных гусеничных тракторах.

Рис. 1. Подвески гусеничных тракторов: а — полужесткая; б — эластичная; 1 — натяжное колесо; 2 — опорный каток; 3 — рессора; 4 — крепление рессоры к остову трактора; б — рама; 6 — поддерживающий ролик; 7 — кронштейн; 8 — ведущее колесо; 9 — кулак; 10 — гусеница; 11 — ось задней подвески; 12 и 16 — балансирные рычаги; 13 — цапфа; 14 — ось балансирных рычагов; 15 — ось опорного катка; 17 — пружина

Эластичная подвеска характерна тем, что остов гусеничного трактора опирается на катки через упругие элементы в виде спиральных пружин, листовых рессор или торсионов. Опорные катки при эластичной подвеске могут соединяться с остовом трактора индивидуально или попарно как балансирные каретки. При эластичной подвеске гусеницы хорошо копируют неровности пути, трактор имеет плавный ход, а воспринимаемые гусеничными движителями толчки достаточно эффективно смягчаются.

Эластичная подвеска нашла наиболее широкое применение как на сельскохозяйственных тракторах, так и на быстроходных транспортных гусеничных машинах.

Гусеничный движитель с эластичной подвеской (рис. 1, б) состоит та клее из гусениц, ведущей звездочки, натяжного колеса с амортизирующим натяжным устройством, опорных катков (на схеме они показаны объединенными попарно в балансирные каретки) и поддерживающих роликов.

Схема балансирной каретки показана на рисунке 2. Такая каретка состоит из двух балансиров, соединенных между собой Шарнирко при помощи оси. Вверху между балансирами устанавливаются распорные пружины. Опорные катки монтируются на осях, закрепленных в балансирах. Балансирная каретка присоединяется к раме трактора через ось качания.

При наезде одного из опорных катков каретки на неровность давление от катка передается на балансир и через него на пружины. Нагрузка от остова трактора также воспринимается пружинами и через них передается на опорные катки.

Гусеницы состоят из отдельных звеньев, соединенных между собой шарнирно. По конструкции и технологии изготовления звенья гусениц могут быть цельнолитыми необработанными, составными штампованными или цельноштампованными обработанными.

На рисунке 3, а показана гусеница со стальными цельнолитыми звеньями. На внутренней поверхности звеньев имеются беговые дорожки для опорных катков и направляющие реборды, на наружной — почвозацепы. Друг с другом такие звенья соединяются при помощи проушин и пальцев. С одной стороны пальцы имеют выштампованные головки, с другой стопорятся кольцами и шайбами.

Составное звено (рис. 3, б) состоит из штампованных стальных деталей — звеньев, соединяемых стальными втулками и пальцами, и башмаков, прикрепленных к звеньям болтами.

Гусеницы с цельнолитыми необработанными звеньями просты в изготовлении, сравнительно легкие, удобные для сборки и разборки, однако быстро изнашиваются вследствие незащищенности шарниров.

Гусеницы с составными звеньями имеют лабиринтную защищенность шарниров от попадания грязи и сравнительно небольшие удельные давления в шарнирах (палец опирается на втулку по всей длине), что увеличивает срок их службы. Вместе с тем такие гусеницы сложны в изготовлении, тяжелее, трудно монтируются и значительно дороже других гусениц.

Гусеницы с цельными обработанными звеньями имеют литые или штампованные звенья с обработанными поверхностями сверление в проушинах. Звенья соединяются при помощи закаленных втулок и пальцев, образующих лабиринтное уплотнение шарниров.

Рис. 2. Схема балансирной каретки гусеничного трактора: 1 и 5 — катки; 2 — ось катка; 3 и 6 — балансиры; 4 — пружины; 7 — шарнир присоединения катка к остову (ось качания); 8 — шарнир соединения балансиров

Рис. 3. Типы гусениц: а — с цельнолитыми необработанными звеньями; 1 — беговая дорожка; 2 — палец; 3 — направляющие реборды; 4 — стопорное кольцо; 5 — шайба; б — с составными звеньями; 1 — стальная втулка; 2 — беговая дорожка; 3 и 4 — звенья; 5 — башмак; 5 — палец

Гусеничная цепь может иметь с ведущей звездочкой цевочное или гребневое зацепление. При цевочном зацеплении зубья ведущей звездочки опираются на проушины или втулки (цевки) звеньев гусениц, при гребневом — выступы (гребни) специального профиля на звеньях гусеницы входят в соответствующие впадины на ободе ведущей звездочки.

Для уменьшения износа элементов зацепления число зубьев на ведущих звездочках делают обычно нечетным, а шаг зубьев — в 2 раза меньше шага гусениц. Благодаря этому зубья через один входят в контакт с цевками и через каждый оборот звездочки чередуются в зацеплении с цевками.

Цевочное зацепление получило на гусеничных тракторах преимущественное распространение.

Натяжение гусениц в гусеничном движителе основано на перемещении натяжного колеса. Применяются натяжные приспособления с ползунами и с кривошипами.

Натяжное приспособление с ползунами (рис. 4, а) состоит из натяжного колеса, ось которого закреплена в ползунах, которые могут передвигаться по балкам тележки гусеницы. Ползуны вилкой связаны с регулировочным винтом, который ввертывается в подвижный кронштейн.

Рис. 4. Натяжные приспособления гусеничных движителей: а — с ползунами; б — с кривошипом; 1 — натяжное колесо; 2 — ползуны; 3 — балка; 4 и 13 — вилки; 5 — регулировочный винт; 6 — подвижный кронштейн- 7 — каретка кронштейна; 8 — натяжная пружина; 9 — болт; 10 — неподвижный кронштейн; 11 — регулировочная гайка; 12 — кривошип; 14 — гайка упорной шайбы пружины

С этим же кронштейном связан и болт, который свободно проходит через неподвижный кронштейн. Задний конец болта имеет резьбу, на которую наворачивается гайка. Между кронштейнами в сжатом состоянии устанавливается пружина. Под действием этой пружины подвижный кронштейн и связанные с ним винт, вилка с ползунами и натяжное колесо перемещаются вперед.

Рабочая длина пружины ограничивается упором гайки в неподвижный кронштейн. Перемещение натяжного колеса вперед при натяжении гусеницы осуществляется вывертыванием регулировочного винта из подвижного кронштейна.

При наезде на препятствие гусеница натягивается и натяжное колесо отходит назад, сжимая пружину. В дальнейшем, при ослаблении натяжения гусеницы, пружина вновь распрямляется и натяжное колесо возвращается в исходное переднее положение.

Натяжное приспособление с кривошипом монтируется непосредственно на раме трактора. Оно состоит из кривошипа, внутренний конец которого установлен в опоре рамы, а наружный является цапфой натяжного колеса. Кривошип шарнирно связан с вилкой, через которую свободно проходит стержень болта с ограничительной головкой впереди и с резьбой на заднем конце. Между вилкой и упорной шайбой с гайкой установлена пружина. Задний конец болта опирается на неподвижный кронштейн.

При натяжении гусеницы под воздействием дорожного препятствия натяжное колесо поворачивает кривошип и сжимает пружину.

Натяжение гусеницы регулируют при помощи гайки, которая при навинчивании на болт упирается в неподвижный кронштейн и перемещает болт, вилку и натяжное колесо вперед. Рабочая длина пружины регулируется гайкой.

Натяжное приспособление с ползунами. применяют на гусеничных тракторах с полужесткой подвеской, натяжное приспособление с кривошипом — на гусеничных тракторах с эластичной подвеской.

Гусеницы натягивают при помощи винтовых и гидравлических устройств.

Читать далее:

Категория: - Тракторы-2


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины