Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство мотоциклов

Публикация:
   Ходовая часть мотоцикла

Читать далее:




Ходовая часть мотоцикла

Основанием для крепления агрегатов мотоцикла служит рама. На раме крепятся задняя подвеска и передняя вилка с колесами, а также боковой прицеп. Все эти агрегаты составляют ходовую часть мотоцикла.

Рама должна быть прочной и легкой. Устройство рамы показано на рис. 1.

Рамы, однако, могут быть и другими. Если передний подкос рамы сделан из двух расходящихся книзу труб, она называется двойной, или дуплексной (рамы тяжелых мотоциклов). Если подкос одинарный, а основание раздвоено — это уже «полудуплекс» (рамы всех «ижей»). Пример, когда рама вообще не имеет переднего подкоса, можно увидеть в конструкции мопедов. Это — открытая рама.

Заднее ведущее колесо мотоцикла закреплено в маятниковой вилке, передняя часть которой шарнирно укреплена на раме. Вертикальные усилия, возникающие при движении мотоцикла по неровностям дороги, воспринимаются колесом и передаются через маятниковую вилку и пружины амортизаторов на раму. Пружины смягчают удары, а гидравлические амортизаторы гасят колебания мотоцикла.

Рис. 1. Рама мотоцикла в сборе:
1 — рулевая колонка; 2 — верхняя основная балка; 3 — опорный кронштейн рамы; 4,6— шарниры задник амортизаторов; 5 — пружинно-гидравлический амортизатор; 7 — проушина для оси колеса; 8 —- маятниковая вилка; 9 — ось маятниковой вилки; 10 — нижняя часть рамы

Устройство пружинно-гидравлического амортизатора задней подвески показано на рис. 2.

Действие амортизатора основано на сопротивлении, оказываемом жидкостью при ее перетекании из одной полости в другую через калиброванные отверстия.

При наезде на препятствия колесо вместе с качающейся вилкой перемещается вверх, пружины сжимаются, корпус амортизатора перемещается также вверх. Амортизаторная жидкость, находящаяся в цилиндре, проходит через отверстия поршня и, приподнимая клапан, заполняет пространство над поршнем. При этом нижний клапан закрыт.

При обратном ходе жидкость, находящаяся в цилиндре над поршнем, прижимает клапан и с усилием выдавливается через кольцевые зазоры между поршнем и цилиндром, штоком и втулкой. За счет этого уменьшается отдача дружины, а следовательно, и колебания заднего колеса. Пространство, освобождающееся под поршнем, заполняется маслом через клапан.

В зависимости от коисаруктивных особенностей в амортизаторы заливаются различные масла, амортизаторные жидкости и смеси масел — трансформаторное, веретенное, турбинное.

Чаще всего применяются смеси из 75% трансформаторного масла и 25% масла АКЗп-10, АКп-10 (для мотоциклов «Иж», «Урал»), чистое веретенное масло АУ (для мотоциклов «Восход», К-175), смесь 50% турбинного и 50% грансформатораого масла (для мотоциклов кД«епр»).

Пружинно-гидравляиес-кие амортизаторы соединены с маятником подвески и рамой через шарнирные соединения, имеющие резиновые втулки.

При эксплуатации в задней подвеске может появиться металлический стук при Движении по неровной дороге. Это свидетельство неисправности. Основными причинами ее могут быть: недостаточное количество или загустевание масла в амортизаторах; большой износ штока, поршня, цилиндра приводящий к уменьшению эффективности гашения колебаний подвески.

Рис. 2. Пружинно-гидравлический амортизатор задней подвески:
1 — резино-металлическая втулка; 2 — верхняя серьга; 3 — нижний кожух; 4 — корпус подвески; 5 — резиновый буфер; 6 — шток; 7 — кожух верхний; 3 — пружина; 9 — гайка сальника; 10 — резиновый сальник: 11 — фетровый сальник; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — втулка; 14 — корпус втулки клапан; поршень; 17 — пружинная шайба; 18 гайка; 19 — цилиндр амортизатора; 20 — нижний клапан

Может появиться также подтекание жидкости из-под кожуха. Причины: отвертывание корпуса штока; износ уплотняющего резинового кольца; износ резинового сальника; слабая затяжка гайки корпуса. Износившиеся сальники, слабые пружины и другие детали заменяются новыми.

Таким образом, устранение неисправностей задней подвески сводится главным образом к обеспечению герметичности между штоком, поршнем и гайкой сальника амортизатора. При разборке амортизаторов, кроме устранения выявленных неисправностей, надо заполнить их жидкостью, подобранной по вязкости с учетом температурных условий.

Передняя вилка, в которой крепится переднее колесо, обеспечивает направление движения мотоцикла, воспринимает на себя нагрузки от неровностей дороги и гасит возникающие колебания с помощью амортизаторов. Передняя вилка крепится к раме при помощи стержня и радиально-упорных подшипников. Каждое из двух перьев вилки состоит из неподвижной и скользящей стальных труб с телескопическим амортизатором внутри каждого пера. Перья скреплены двумя мостиками (траверсами).

Неподвижные трубы верхней конусной частью крепятся в отверстиях верхнего мостика, а в отверстиях нижнего зажимаются болтами. По основным трубам скользят на направляющих втулках нижние подвижные трубы. К ним приварены наконечники для оси переднего колеса.

Внутри подвижной трубы помещается гидравлический амортизатор, служащий для гашения колебаний передней вилки. Он состоит из корпуса и штока с поршнем. Шток ввернут в резьбовую пробку.

Принцип действия амортизатора здесь тот же, что и у амортизатора задней подвески. Да и устройство очень похоже.

В передних вилках мотоциклов «Восход» и М-105, 106 применены телескопические вилки с бесклапанными гндроамортизаторами. Они отличаются только конструкцией гасителя колебаний.

Для предохранения от вытекания масла и защиты от пыли и грязи верхний конец подвижной трубы уплотняется сальником, корпус которого в процессе эксплуатации необходимо регулярно подтягивать.

Герметичность резьбового соединения цилиндра гидроамортизатора с наконечником пера обеспечивается установкой медной прокладки.

Эксплуатационные качества передней вилки зависят от наличия масла в амортизаторе и вязкости этого масла. Поэтому его количество должно быть строго определенным, в соответствии с рекомендациями заводской инструкции.

При эксплуатации мотоцикла в передней гидравлической вилке могут появиться следующие неисправности: стук вилки из-за недостаточного количества жидкости; увеличение кольцевого зазора между штоком и крышкой цилиндра амортизатора вследствие износа; большой люфт в упорных шарикоподшипниках рулевой колонки; вытекание жидкости из-за неплотного крепления гайки корпуса сальника; выход из строя резиновой манжеты сальника; попадание песка или грязи. Чтобы устранить неисправности, надо проверить наличие амортизаторной жидкости, в случае износа заменить шток, крышку корпуса амортизатора и манжету. Если манжета не разорвана, то ее следует только промыть, затянуть корпус сальника и, если все же течь из-под резьбы не прекратится, заменить прокладку. Люфт в рулевой колонке устраняется подтягиванием гаек верхнего мостика.

Рис. 3. Передняя телескопическая вилка:
1 — рукоятка рулевого амортизатора; 2 — пружина; 3 — верхний мостик; 4 — стержень рулевой колонки; 5 — радиально-упорный подшипник; 6 — нижний мостик; 7 — стяжной болт;. 8 — ограничитель поворота; 9 — нажимной диск; 10 — кожух; 11 — впускная пробка; 12 — резьбовая пробка; 13 — несущая трубка; 14 —фетровый сальник; 15 —корпус сальника; 16 — резиновая манжета; 17 — пружина сальника; 18 — верхняя втулка; 19 — шток; 20 — пружина; 21 — наконечник амортизатора; 22 — штифт; 23 — клапан; 24 — поршень штока; 25 — поршень несущем трубы; 26 —стопорное кольцо; 27 — скользящая труба; 28 — стойка гидроамортизатора; 29 — болт

Рис. 4. Передняя вилка мотоцикла «Восход»:
1 — траверса нижняя; 2 — стержень рулевой колонки; 3—траверса верхняя; 4 — труба основная; 5 — гайка стержня верхней траверсы; 6 а» болт стяжной нижней траверсы; 7— втулка основной трубы; 8 — кольцо запорное втулки основной трубы; 9 — поршень трубы гидроамортизатора; 11 — труба гидроамортизатора; 12 — втулка распорная поршня; Л— пружина вилки; 14 = стержень отражателя смеси; 15 — втулка отражателя смеси; 16 — втулка опорная пружины; 17 — шайба основной трубы; 18 — пружина обратного хода; IS — оеь трубы гидроамортизатора; 20 — болт крепления оси колеса; 21 — наконечник нижний с ушком крепления переднего щитка; 22 — втулка подвижной трубы; 23 — корпус сальника; 24 — сальник; 25 — кольцо войлочное; 26 — прокладка; 27— кожух основной трубы; 28 — буфер; 29 — болт стяжной стержня рулевой колонки; 30 — гайка верхняя стержня рулевой колонки; 31 — гайка нижняя стержня рулевой колонки; 32— труба подвижная; 33 — крышка сальника; 34 — кольцо запорное сальника

Рис. 5. Колесо мотоцикла:
1 — ось колеса; 2 — шарикоподшипник; 3 — ступица колеса; 4 — спица; 5 — обод; 6 — сальник

На мотоцикле К-750 применена передняя вилка рычажного типа с короткими рычагами и двумя горизонтальными поршневыми амортизаторами двустороннего действия. Амортизирующими элементами рычажной вилки являются несущие пружины, гидравлические амортизаторы и резиновые буферы.

Смену амортизаторной жидкости с промывкой полости вилки чистым маслом следует производить в соответствии с указаниями заводской инструкции.

Колеса и шины. На мотоциклах устанавливаются колеса с проволочными спицами.

Колесо мотоцикла состоит из ступицы g тормозным барабаном, спиц, обода и покрышки с камерой. Камера с покрышкой образуют пневматическую шину.

Ступица представляет собой втулку, внутри которой находятся два подшипника, закрытые сальниками.

Обод колеса изготовлен из листовой стали с углублением для удобства монтажа шин и закрылками. Он соединен со ступицей при помощи спиц, выполненных из специальной проволоки высокой прочности. На одном конце спицы выштампова – на головка, а на другом нарезана резьба, на которую навинчивается ниппель, вставляемый в отверстие обода. В эксплуатации время от времени спицы приходится подтягивать; делать это следует равномерно. Обычно равномерность проверяют на слух: по звуку при ударе по спицам гаечным ключом. При выверке обода боковое биение должно быть не более 1,5 мм, радиальное — не более 1,0 мм. Через каждые 10 000 км пробега рекомендуется разбирать втулку колеса и заменять смазку.

Рис. 6. Шина и камера с вентилем:
1 — вентиль; 2 — протектор; 3 — обод колеса; 4 — борт; 5 — камера; 6 — ниппель; 7 — спица

Мотоциклетная шина состоит из покрышки и камеры с вентилем.

Пневматическая шина монтируется на ободе колеса. Она предназначена для смягчения и поглощения толчков при езде по неровной дороге и для обеспечения необходимого сцепления с покрытием дороги. Каркас покрышки является основной силовой частью шины. На каркас наложен протектор, рабочая часть которого называется беговой дорожкой. Для лучшего сцепления с дорогой на беговой дорожке нанесен рельефный рисунок. На покрышках указывается размер (первое число — ширина профиля, второе — внутренний диаметр в дюймах или миллиметрах), завод-изготовитель, год и месяц изготовления, номер покрышки.

Камера изготавливается из эластичной резины. Для накачивания и удержания воздуха камера имеет вентиль.

Продолжительность срока службы шины зависит от правильной эксплуатации. Перед каждым выездом следует проверять с помощью манометра давление воздуха в шинах и поддерживать его в пределах, указанных заводом-изготовителем.

Шины с повышенным или пониженным давлением значительно быстрее изнашиваются и повреждаются.

При эксплуатации шины с пониженным давлением, особенно на высоких скоростях, нити корда отслаиваются и в течение непродолжительного времени перетирают камеру. При резком трогании с места или резком торможении слабо накачанная шина проворачивается на ободе и вырывает вентиль. При повышенном давлении воздуха ускоряется износ средней части беговой дорожки шины, ходовой части мотоцикла, водитель устает от жестких толчков. Кроме того, при повышенном давлении (особенно в переднем колесе) на большой скорости мотоцикл начинает подпрыгивать и переднее колесо временами теряет контакт с дорогой, что вызывает потерю управления (мотоцикл плохо «держит дорогу») и может привести к падению.

Также вредны для шин: резкое торможение, неправильный их монтаж и демонтаж, неточное положение обода колеса, пребывание покрышек длительное время в воде, грязи или на солнце, попадание на них бензина, масла.

Для обеспечения равномерного износа шин в процессе эксплуатации рекомендуется через каждые 2000 км пробега менять местами взаимозаменяемые колеса или переставлять шину переднего колеса на заднее и наоборот.

При проколе камеры ее следует снять с обода в следующем порядке: встать обеими ногами на покрышку в наиболее удаленном от вентиля месте и вдавить борт ее в углубление обода. Вблизи вентиля на расстоянии 10—15 см по обе стороны от него поддеть борт покрышки двумя монтажными лопатками и перетянуть его через край обода; передвигая одну из лопаток по краю обода, постепенно перетянуть весь борт покрышки, после чего вынуть камеру.

Камеру в поврежденном месте и заплату перед ее наложением надо промыть чистым бензином и зачистить напильником или наждачной бумагой. Затем дважды смазать резиновым клеем заплату к место наложения ее на камере, при этом каждый раз дать клею просохнуть в течение 10—15 минут. После этого следует наложить гаплату на поврежденное место и плотно ее прижать.

Перед заправкой камеры в покрышку надо посыпать камеру тальком. Если в мотоаптечке имеются специальные заплаты с нанесенным на них слоем клея и специальным защитным полотном или пеллофановой накладкой, необходимо ими воспользоваться, предварительно удалив накладку и наложив заплату на поврежденное место камеры, которое предварительно зачистить, смазать клеем и просушить. На заплату в этом случае клей наносить не обязательно. Следует помнить, что ремонт камеры клеем является временной мерой, так как при нагревании шины заплаты могут отвалиться. Поэтому после поездки камеру необходимо завулканизировать.

Рис. 7. Демонтаж шины

Утечка воздуха может происходить также из-за неисправности волотника. Неисправный золотник необходимо заменить.

При монтаже шин необходимо, слегка накачав камеру воздухом, вложить ее в покрышку, а вентиль вставить в отверстие обода и навернуть гайку. Покрышку необходимо надеть на обод со стороны вентиля и вдавить борт в углубление обода так, чтобы не задеть камеру. Последний участок покрышки следует перетянуть через край обола двумя монтажными лопатками, работая осторожно, чтобы не продавить лопаткой камеру.

После монтажа шины ее нужно немного накачать, несколькими легкими ударами о землю расправить покрышку и камеру на ободе и завернуть гайку вентиля.

На большинстве мотоциклов устанавливается сдвоенное седло (подушка). Упругий элемент седла выполнен из губчатого материала. Он установлен на металлический каркас и обтянут чехлом. На некоторых мотоциклах устанавливают и раздельные седла для водителя и пассажира. Седла установлены на шарнирах и резиновых рессорах, на кронштейне рамы — седло водителя, на заднем щитке мотоцикла — седло пассажира.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство мотоциклов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Ходовая часть мотоцикла"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства