Строительные машины и оборудование, справочник







Хозяйственный расчет — сквозной поточный бригадный подряд

Категория:
   Механизация земляных работ


Хозяйственный расчет — сквозной поточный бригадный подряд

Сущность новой формы бригадного хозрасчета (бригадного подряда) на механизированных земляных работах заключается в том, что объединенные в одной бригаде рабочие разных профессий, включая автотранспортников, выполняют комплекс взаимосвязанных работ. Их труд оплачивается по сдельно-премиальной системе за весь объем комплекса, определяемый по геодезическому замеру, и материально поощряется за достигнутую экономию от снижения расчетной стоимости работ и сокращения сроков их выполнения.

Создание комплексных хозрасчетных бригад для выполнения земляных работ осуществляется руководством специализированной (УМ, ПМК и др.) и автотранспортной организации по взаимному согласованию.

Хозяйственный расчет и его новая форма — бригадный подряд на земляных работах, выполняемых механизированным способом, является одним из эффективных путей повышения производительности труда, создает условия развития творческой инициативы каждого рабочего, способствует непосредственной заинтересованности в повышении выработки машин и экономии материалов.

Например, в Киевском тресте по механизации земляных работ Минтрансстроя бригада скреперистов из 12 человек, работавшая по методу бригадного подряда скреперами с объемом ковша 15 м3, за год выполнила земляных работ на строительстве подъездных путей сметной стоимостью 735 тыс. руб., при этом выработка на один скрепер составила 101 тыс. м3, сократив сроки строительства на 75 дней, сэкономив расчетную стоимость на 18,7 тыс. руб., дизельного топлива 10,4 т, снизив затраты труда на 1122 чел. дня.

В тресте «Днепроэкскавация» за 1981—1985 гг. выработка передовых хозрасчетных скреперных бригад, работавших по методу бригадного подряда, возросла на 13… 20% и составила 410…430 тыс. м3 грунта в год на бригаду из 4 скреперов объемом ковша 8 м3, т. е. 12,5… 13,4 тыс. м3 в год на 1 м3 ковша скрепера. Фактические затраты по сравнению с расчетной стоимостью снизились на 3 … 13%, а оплата труда скреперных бригад увеличилась на 8… 12%.

Бригадный подряд как следующая ступень к новой форме развития хозяйственного расчета — сквозному поточному бригадному подряду, получил широкое распространение во всех строительно-монтажных организациях, выполняющих комплексно-механизированными бригадами, колоннами, звеньями земляные работы на промышленных площадках при возведении гидротехнических сооружений и на строительстве насыпей железных и автомобильных дорог. Так, трест «Уралстроймеханизация» начал внедрять бригадный подряд в 1965 г. и опыт первого же года подтвердил рациональность этой формы в условиях сооружения земляного полотна железных и автомобильных дорог. Этот же трест с 1978 г. начал внедрять сквозной поточный подряд на строительстве дорог Крайнего Севера. Трест «Камэнергострой» в 1979 г. на строительстве Камского автомобильного комбината приступил к опыту внедрения сквозного поточного подряда. В 1980 г. Ждановский строительный трест на строительстве комплекса объектов стана «3000» металлургического завода имени Ильича внедрил метод сквозного поточного подряда. Также по этому методу велось строительство электросталеплавильного цеха Орско-Халиловского металлургического комбината, очередных комплексов по добыче и переработке руды в объединении «Апатиты». Опыт этих и ряда других крупных строек показал, что для достижения высоких показателей целесообразно переводить все бригады, занятые на строительстве того или другого объекта — как генподрядной, так и субподрядных организаций, на работу по методу сквозного поточного подряда.

В 1983 г. Госстрой СССР, обобщив опыт строек, разработал и опубликовал Положение о сквозном поточном бригадном подряде.

Сквозной поточный бригадный подряд, как высшая стадия развития бригадного подряда базируется на поточном методе строительства и предусматривает равномерную и постоянную загрузку хозрасчетных бригад различных звеньев строительного конвейера — «завод — комплектация — транспорт — стройка» по согласованным графикам, разработанным с учетом ввода в действие производственных мощностей и объектов строительства в установленные сроки.

Во всех случаях перевода на бригадный подряд и в вариантах строительного конвейера бригады рабочих и администрация организаций, в состав которых входят эти бригады, заключают между собой договоры бригадного подряда. Договоры заключаются на весь период строительства и ежегодно уточняются.
Обязательным условием применения сквозного поточного бригадного подряда должен быть перевод на бригадный подряд всех бригад, занятых в едином технологическом процессе обеспечения и сооружения стройки, пускового комплекса, отдельного объекта строительства или его очереди.

Вопрос о внедрении сквозного поточного бригадного подряда на конкретном объекте (объектах) решается ген-подрядной строительно-монтажной организацией по согласованию с субподрядными организациями, заказчиком, УПТК, предприятиями по производству строительных конструкций и деталей, предприятиями автомобильного транспорта. Это решение оформляется совместным приказом руководителей указанных организаций.

Для обеспечения успешного применения сквозного поточного бригадного подряда организуется социалистическое соревнование хозрасчетных бригад строительного конвейера по принципу «рабочей эстафеты» под девизом «от взаимных претензий — к взаимной помощи». При этом бригады принимают на себя обязательства по своевременному и качественному выполнению порученных работ, рациональному использованию сырьевых, материально-технических и топливно-энергетических ресурсов, повышению производительности труда, а также организацию помощи и поддержки бригадам-смежникам.

При внедрении сквозного поточного бригадного подряда основными документами, регулирующими работу хозрасчетных бригад организаций и предприятий различных звеньев строительного конвейера, являются утвержденные генподрядчиком проекты производства работ (ППР), график поточного строительства объектов, разработанный с учетом обеспечения установленных сроков ввода их в действие, графики комплектации объектов строительства материалами, и конструкциями, графики загрузки хозрасчетных бригад.

При сооружении линейных объектов и при производстве земляных работ на сквозной поточный бригадный подряд переводятся комплексные механизированные бригады, объединяющие звенья механизаторов, водителей транспортных средств и рабочих других профессий одной или нескольких организаций.

Механизированным комплексам выдаются аккордные наряды и расчеты плановых затрат по каждому объекту.

Бригадный подряд способствует наиболее эффективному использованию комплекса землеройных машин, повышению их производительности. Так, например, в тресте «Союз-тяжэкскавация» в сравнении с индивидуальной работой механизаторов производительность экскаваторов и автомобилей-самосвалов в комплексных бригадах, работающих на подряде, повысилась на 25…30%. Одна из комплексных подрядных бригад выполняла вертикальную планировку базы «Электрометаллургстрой» в объеме 283,1 тыс. м3, сметной стоимостью 279,3 тыс. руб., расчетной стоимостью 183 тыс. руб. При нормативной продолжительности работ в 129 рабочих дней комплексная механизированная бригада выполнила весь объем работ за 60 рабочих дней, снизив расчетную стоимость на 82,3 тыс. руб. Выработка на одного рабочего в месяц повысилась до 226,6%.

Членам бригады начислена премия: за сокращение нормативного времени по аккордному наряду — 8725 руб.; за достигнутую экономию от снижения расчетной стоимости — 3544 руб.

В Киевском тресте по механизации земляных работ Минтрансстроя методом бригадного подряда выполняется свыше 80% всех земляных работ. Производительность труда возросла на 4,7%, в том числе сверх плана на 1,1%.

В тресте «Уралстроймеханизация» методом сквозного поточного бригадного подряда выполняется 84,2% всего объема строительно-монтажных работ. При строительстве земляного полотна железных и автомобильных дорог в условиях Крайнего Севера были объединены звенья механизаторов, водителей автомобилей-самосвалов, рабочие по техобслуживанию (ТО) и ремонту строительных машин, рабочие по отделке земляного полотна, по строительству водопропускных труб и рабочие других профессий. При общем объеме строительно-монтажных работ 52 282,6 тыс. руб. бригады, работающие по методу сквозного поточного подряда, добились экономии от плановой стоимости работ 1056,3 тыс. руб., сократили сроки по сравнению с графиками производства работ на 201 день.

В тресте «Донбассэкскавация» по методу бригадного подряда работает 90% механизаторов. По методу сквозного поточного подряда на строительстве стана «3000» на металлургическом заводе имени Ильича в г. Жданове работало четыре комплексных механизированных бригады, у которых было 12 экскаваторов и 5 бульдозеров. Комплекс работ включал в себя свыше 70 объектов основного, энергетического, транспортного и подсобного производств с общим объемом земляных работ 22,8 млн. м3. При выполнении этого объема работ бригады добились экономии расчетной стоимости в 77 тыс. руб., сроки строительства против графика сокращены на 63 дня. Начислено премии за сокращение сроков строительства и экономию расчетной стоимости 27,2 тыс. руб.


Читать далее:

Категория: - Механизация земляных работ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины