Строительные машины и оборудование, справочник






Хранение трактора


Категория:
   Тракторы Кировец


Хранение трактора

Трактор хранят на открытых площадках и в закрытых помещениях.

Срок хранения может быть кратковременным — от 10 дней до двух месяцев и длительным — более двух месяцев.

Трактор ставят на хранение сразу после окончания работ и технически исправный.



Консервация трактора и агрегатов.

После установки трактора на место хранения следует консервировать двигатель в таком порядке:
1) промывать систему охлаждения сжатым воздухом, пропущенным через масловлагоотделитель, до тех пор, пока из открытого крана выпуска воздуха (на водяной трубе) не пойдет воздух без капель пассивирующего раствора;
2) сливать масло из поддона, топливного насоса высокого давления и регулятора частоты вращения коленчатого вала;
3) залить через отверстия под указатели уровня масла топливного насоса и регулятора консервационное масло температурой 70…100°С в следующих количествах:
в регулятор и топливный насос высокого давления двигателя ЯМЭ-238НБ по 300 мл, двигателя ЯМЗ-240Б – 300 и 800 мл соответственно;
4) залить в поддон консервационное масло температурой 70… 100°С в следующих количествах:
– двигатель ЯМЭ-238НБ – 35…40 л,
– двигатель ЯМЗ-240Б — 50…55 л;
5) на двигатель ЯМЗ-238НБ к топливоподкачивающему насосу и на двигателе ЯМЗ-240Б к фильтру грубой очистки топлива в месте подвода к ним топлива присоединить специальный заборник. Погрузить его в емкость с хорошо профильтрованной смесью дизельного топлива с присадкой АКОР-1 температурой 70…100 °С и прокачать вручную топливоподкачивающим насосом систему питания до тех пор, пока из наконечников сливной трубки не пойдет чистая консервационная смесь;
6) отвернуть пробки во впускных коллекторах и через специальные отверстия залить в каждый цилиндр 60…70 мл консервацион-ного масла температурой 70…100 °С;
7) прокрутить коленчатый вал по часовой стрелке электродвигателем частотой вращения 25…30 об/мин в течение 7 мин. Скоба регулятора должна находиться в положении выключенной подачи;
8) слить консервационное масло из поддона двигателя топливного насоса высокого давления и регулятора частоты вращения коленчатого вала. Слить масло из фильтра турбокомпрессора и консервационную смесь из фильтров грубой и тонкой очистки;
9) законсервировать сливную магистраль форсунок. Для этого необходимо выполнить следующие операции. Подсоединить к наконечнику М10 сливной трубки форсунок шланг со специального насоса, к которому присоединить заборник и погрузить в емкость с хорошо профильтрованной смесью дизельного топлива с присадкой АКОР-1 температурой 70…100°С. Снять крышки головок цилиндров и отвернуть на 1…2 оборота болты крепления трубки к форсункам двигателя ЯМЗ-2Э8НБ 4-го и 5-го цилиндров, у двигателя ЯМЗ-240Б — 1-го и 7-го цилиндров. Прокачивать специальным насосом сливную магистраль форсунок до тех пор, пока из-под отвернутых болтов крепления трубок не пойдет консервационная смесь (без пузырьков воздуха). Завернуть болты, поставить на место крышки головок цилиндров. После консервации сливной магистрали форсунок запрещается прокручивать коленчатый вал. Допускается, как исключение, поворот не более чем на один оборот;
10) все резьбовые отверстия двигателя, трансмиссии и других агрегатов, шкивы для привода агрегатов на двигателе и шарниры тяг навесного устройства смазать консервационным маслом или смазками ПВК или ЗЭС;
11) закрыть сливные краны на котле предпускового обогрева, водяной трубе двигателя, на трубе, идущей к водяному насосу (двигатель ЯМЗ-240Б), кран отопителя кабины, закрыть наружные отверстия полиэтиленовой пленкой или липкой лентой. В случае попадания смазки на резиновые или дюритовые детали необходимо их тщательно протереть сухой ветошью;
12) окрасить поврежденные места на тракторе и агрегатах;
13) в случае длительного хранения трактора на открытом воздухе с него необходимо снять и подготовить для хранения на складе стеклоочистители, генератор, стартер, фары, фонари, реле-регулятор, приводные ремни, нагнетатель системы предпускового обогрева, вентилятор на щитке приборов. Все снятые агрегаты и сборочные единицы должны быть исправны, законсервированы, обернуты в парафинированную бумагу и обвязаны шпагатом;
14) давление в шинах должно быть 0,13…0,14 МПа (1,3… 1,4 кгс/см2). Поверхности шин, гидропневмошлангов покрыты светозащитным составом.

Расконсервация трактора и агрегатов. При расконсервации трактора удаляют с наружных поверхностей полиэтиленовую пленку, липкую ленту, парафинированную бумагу, обвязочный шпагат, заглушки и т. п.

Удаляют консервационные смазки со всех наружных поверхностей при помощи салфеток и ветоши, смоченной в уайт-спирите или в чистом бензине, и вытирают насухо.

Заливают рабочее масло в картер двигателя, топливный насос высокого давления, регулятор, коробку передач, ведущие мосты, бак гидросистем рулевого управления и навесного устройства, промежуточную опору.

Все материалы, применяемые для подготовительных операций и консервации, следует предварительно подвергать лабораторному анализу на соответствие техническим условиям или ГОСТ и применять только при наличии паспорта и данных проверок.

Деревянные заглушки, пробки, планки, применяемые при консервации, должны быть пропитаны консервирующим маслом при температуре Ю5…120°С до прекращения ценообразования.

Сроки защитного действия консервационных материалов приведены в таблице 23.

Для приготовления консервационного масла необходимо выполнить следующие операции:
1) отмерить требуемое количество дизельного масла и нагреть его до 70…100 °С;
2) отмерить требуемое количество присадки АКОР-1 (из расчета 10% от приготовляемого количества консервационного масла);
3) добавить к дизельному маслу нагретую до 60…70 °С присадку и интенсивно перемешивать масло до получения однородной смеси.

В однородной смеси не должно быть черных или темно-ко-ричневых разводов на струе масла, стекающей с мешалки, и осадков или сгустков на дне и стенках емкости.

Масло и присадки нагревают в печи для обезвоживания масел или на водяном баке.

При приготовлении смеси необходимо следить, чтобы все отмеренное количество присадки было залито в масло.

Запрещается присадку и консервационное масло заливать непосредственно в агрегаты трактора, так как в этом случае из-за большой прилипаемости и вязкости присадка остается на стенках картеров и не смешивается с маслом.

Приготовление консервацноииой смеси дизельного топлива с присадкой АКОР-1. Отмеряют требуемое количество дизельного топлива и присадки АКОР-1 (из расчета 15% от приготовляемого количества смеси). К дизельному топливу, нагретому до 60…70 °С, добавляют присадку и интенсивно перемешивают топливо до получения однородной смеси. Затем смесь нагревают до 70…100 °С.

Приготовление пассивирующего раствора. Состав раствора: глицерина — 25…35 г/л, кальцинированной соды — 3…7 г/л, калиевого хромпика – 0,3…0,7 г/л»

Для приготовления раствора взвешивают предварительно измельченные сухие компоненты и растворяют их в отдельной емкости в небольшом объеме воды, нагретой до 40…50 °С.

После полного растворения .компонентов переливают раствор в ванну, вводят в него отвешенное количество глицерина, доливают воду до нужного объема и перемешивают раствор.

При повторном использовании раствор следует профильтровать, отделив от шлама.

Каждое хозяйство должно обеспечить правильное хранение и сохранность тракторов.

Хранение включает мероприятия, обеспечивающие сохранность, предупреждение разрушений и повреждений агрегатов, механизмов, деталей и трактора в целом. Оно должно производиться на специально оборудованных площадках, под навесами и в закрытых помещениях в соответствии с ГОСТом 7751—71.

Хранение подразделяют на кратковременное и длительное.

Кратковременное хранение организуют в период работ для машин, временно не используемых по различным причинам.

Кратковременное хранение организуют с момента наступления временного перерыва в работе трактора и осуществляют на центральной усадьбе хозяйства, на станах бригад, отделений, ферм, на площадках около мастерских (в случае ожидания ремонта).

На длительное хранение тракторы устанавливают на постоянных местах их хранения непосредственно после окончания сезона использования, а также в период, когда перерывы в их работе более 2 мес.

Работы, связанные с подготовкой, установкой на хранение и снятием тракторов с хранения, выполняют лица, за которыми они закреплены, под руководством бригадира, механика бригады, отделения, фермы, заведующего и механика гаража, ремонтной мастерской, заведующего машинным двором.

Перед установкой на хранение трактор очищают от грязи, пыли, технологических остатков, подтеканий нефтепродуктов и т. п. Очистка машины является важной операцией технического обслуживания как при ее эксплуатации, так и при подготовке к хранению и расконсервации. Загрязнение деталей трактора способствует задержанию на них влаги и созданию благоприятных условий для возникновения коррозии. Нанесение защитной смазки на неочищенные поверхности деталей недопустимо, так как коррозия может возникать под слоем смазки.

Операции по замене масел и смазок, проводимые при подготовке к длительному хранению, промывку полостей, в которых они нахо-дились, и заполнение полостей свежими маслами и смазками можно производить при помощи механизированных заправочных агрегатов M3-3904, M3-3905T и агрегатов технических уходов АТУ-А, АТУ-П, АТУ-С и др. Удаление отработавших масел лучше производить сразу после остановки трактора.

Площадки для хранения машин должны быть расположены на сухих незатапливаемых местах и иметь ровную уплотненную поверхность. Территорию площадок при необходимости оборудуют ветрозащитными и снегозадерживающими устройствами и водоотводными канавами.

При всех способах хранения машины располагают так, чтобы обеспечить удобное проведение осмотров, обслуживания, свободный въезд и выезд каждого трактора.

Хранить тракторы «Кировец» К-700 в хозяйствах можно на специально оборудованных открытых площадках под навесами или в закрытых помещениях.

Для подготовки к хранению в закрытых помещениях выполняют следующие операции.
1. Очищают трактор от пыли, грязи, растительных и топливных остатков.
2. Сливают масло из картеров двигателя коробки передач, главных и конечных передач ведущих мостов, промежуточной опоры, бака гидросистем навесного оборудования и управления поворотом и заливают свежее масло.
3. Промывают масляные фильтры двигателя, основные фильтры гидравлических систем коробки передач, навесного оборудования и управления поворотом.
4. Сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения, очищают систему от накипи и промывают ее.
5. Сливают топливо из бака и фильтров.
6. Смазывают солидолом узлы трактора согласно таблице смазки.
7. Производят наружную консервацию трактора следующим образом: протирают насухо все наружные детали и агрегаты электрооборудования; удаляют коррозию, появившуюся на деталях, подкрашивают или покрывают консервирующей смазкой поврежденные места; покрывают консервирующей смазкой наружные резьбовые соединения и рабочие поверхности механизма навески, выступающие части штоков гидроцилиндров подъема и поворота, контакты электростартера и датчики; протирают насухо ремни генератора, компрессора, насоса системы охлаждения, шланги и рукава до полного удаления попавших на них топлива и масел; ослабляют натяжение ремней; оборачивают парафинированной бумагой или полиэтиленовой пленкой и обвязывают шпагатом отверстия всасывающей и выхлопной труб.
8. Ставят трактор на подставки.
9. Снимают колеса с трактора, разбирают, тщательно очищают и просушивают покрышки и камеры. Камеры и внутренние поверхности покрышек припудривают и монтируют колеса. Накачивают камеры до давления 1,2 кгс/см2 (120 кПа), закрывают вентиль колпачком й устанавливают собранные колеса на трактор.

При хранении тракторов под навесом и на открытых площадках дополнительно выполняют следующие операции.
1. Снимают с трактора аккумуляторные батареи и сдают их на хранение. Хранение аккумуляторных батарей производят согласно инструкции. Они должны быть в состоянии полной заряженности. Ежемесячно контролируют плотность электролита. Батареи после хранения заряжают непосредственно перед пуском в эксплуатацию. В период хранения зарядку батарей производят только в тех случаях, когда выявлено падение плотности электролита против плотности заряженной до хранения батареи более чем на 0,05 г/см3.
2. Снимают с трактора и сдают на склад для хранения генератор, стартер, электродвигатели отопителя и нагнетателя системы предпускового обогрева, фары, приводные ремни генератора, компрессора и насоса системы охлаждения. На каждом комплекте прикрепляют бирку с хозяйственным номером трактора.
3. Полностью заполняют топливную систему топливом.
4. Колеса с шинами снимают и хранят в сухом помещении в подвешенном состоянии.

При снятии трактора с хранения проводят такие операции: удаляют смазку с наружных законсервированных поверхностей; снимают трактор с подставок; удаляют парафинированную бумагу или полиэтиленовую пленку; устанавливают снятые узлы и детали; заправляют системы питания и охлаждения; производят смазку всех узлов трактора в соответствии с таблицей смазки; проводят ТО-2.

В качестве консервирующих смазок рекомендуется применять смазки НГ-203, НГ-204 и ОХ К.

Эксплуатационные материалы

Охлаждающая жидкость. Для обеспечения надежной и экономичной работы двигателя охлаждающая жидкость должна иметь высокую теплоемкость, малый коэффициент объемного расширения, так как ее температура может колебаться в широких пределах. Она не должна вызывать коррозию деталей двигателя и разрушать резиновые уплотнения, образовывать шлам и накипь, что резко ухудшает теплоотдачу металлических стенок двигателя. Температура кипения охлаждающей жидкости должна быть на 15—25 °С выше возможной температуры ее в системе во избежание испарения и образования воздушных пробок. Температура замерзания должна быть на 5—10 °С ниже минимально возможной температуры наружного воздуха.

Помимо этого, жидкость должна быть дешевой и безопасной в пожарном отношении и для здоровья людей.

В качестве охлаждающей жидкости для системы охлаждения трактора наиболее часто используется вода. Вода, однако, не удовлетворяет всем вышеуказанным требованиям. Самым нежелательным ее свойством является жесткость, которая способствует образованию в системе шлама и накипи. Во избежание этого следует систему охлаждения заполнять мягкой, очищенной от механических примесей водой. Если вода жесткая, ее необходимо умягчать. Известно несколько способов умягчения воды.

Наиболее распространенным является кипячение воды в течение 20—30 мин. При этом основная масса солей выпадает в осадок. Воду умягчают также добавлением в нее солей тринатрийфосфата в количестве 2 г на 1 л воды с последующим отстаиванием и фильтрацией.

В качестве всесезонной охлаждающей жидкости для системы охлаждения трактора рекомендуется применять антифриз марки «То-сол А-40». Это прозрачная, слабоокрашенная жидкость, температура замерзания—40 °С, плотность 1,075—1,085 г/см3. Антифриз предназначен для круглогодичного использования в системе охлаждения в течений двух лет с последующей заменой.

Антифриз имеет больший, чем вода, коэффициент объемного расширения, поэтому его заливают в систему охлаждения двигателя на 1,5 л меньше указанной заправочной вместимости. Перед заправкой промывают систему охлаждения, очищают паровоздушный клапан, проверяют и подтягивают все соединения. В случае ремонта узлов системы охлаждения охлаждающую жидкость сливают, а потом вновь используют до выработки установленного срока службы (два года): В случае понижения уровня из-за утечек или испарения дозаправку производят только антифризом «Тосол А-40». Смешивание охлаждающих жидкостей разных марок запрещается. Не рекомендуется дозаправка водой из-за снижения плотности антифриза и, как следствие, повышения температуры его замерзания.

При сезонном обслуживании проверяют плотность охлаждающей жидкости «Тосол А-40». В случае необходимости повышают ее до нормы добавлением концентрированного антифриза марки «Тосол А». При использовании антифриза следует помнить, что он ядовит, и строго соблюдать правила работы с ним.

Топливо. Надежность и экономичность работы тракторов «Киро-вец» во многом зависят от организации и технического оснащения хозяйств заправочными средствами.

Резервуары и тара, предназначенные для хранения топлива, должны быть исправными. Автоцистерны заполняют топливом до уровня тарировочного указателя. Цистерны или тара, не имеющие указателей, должны быть заполнены не более чем на 95—98%.

Заправочное оборудование должно обеспечивать заправку трактора без потерь и загрязнения топлива при минимальных затратах времени. При заправке следует оберегать горловину топливного бака от попадания в нее влаги и пыли.

Вода и сернистые соединения, содержащиеся в топливе, оказывают сильное корродирующее действие на детали топливной системы. Кроме того, вода при низких температурах замерзает и нарушает подачу топлива.

Учитывая, что в настоящее время топливо_ для быстроходных дизелей получают в оснозном из сернистой нефти, борьба с этим видом коррозии имеет большое значение. Проверялись различные способы — использование кислотоупорных и износостойких материалов, хромирование гильз и другие, однако наиболее реальным способом является применение масел со специальными щелочными присадками.

Сернистые сорта топлив вызывают повышенное нагарообразование в форсунках, на клапанах, днищах поршней, в выхлопной системе. Повышенное нагарообразование способствует усиленному износу деталей поршневой группы, пригоранию клапанов, поршневых колец, ухудшает распыл топлива форсунками. Из-за ухудшения отвода тепла происходит перегрев двигателя, уменьшается его мощность и увеличивается расход топлива.

Заправку производят только предварительно отстоенным и профильтрованным дизельным топливом.

Качество отстоя в значительной мере зависит от вязкости и смолистости топлива и размеров механических частиц, находящихся в нем. В более вязком топливе с высоким содержанием смолистых веществ процесс осаждения происходит значительно медленнее, особенно при низкой температуре окружающего воздуха. Поэтому рекомендуется отстаивать топливо не менее 96 ч. Отбор топлива производят из верхних, наиболее чистых слоев при помощи специального плавающего топливоприемника. Для предварительной тонкой очистки дизельного топлива во время заправки рекомендуется фильтр ФДГ-ЗОТ.

Из малосернистой нефти выпускается топливо: дизельное летнее ДЛ, дизельное зимнее ДЗ, дизельное арктическое ДА и дизельное специальное ДС (ГОСТ 4749—73); из сернистой нефти — четыре сорта (ГОСТ 305—73) — летнее Л, зимнее 3, арктическое А и специальное С. Сортами ДС и С сельское хозяйство не снабжается. Топливо марок ДЛ и Л предназначено для работы при температурах выше 0 °С, марок ДЗ и 3 — при температурах от 0 до —30 °С, а топливо марок ДА и А — при температурах ниже —30 °С.

При низкой температуре из топлива выделяются кристаллы парафина, которые забивают топливные фильтры и систему питания двигателя. Не допускается смешивание зимних и летних сортов топлив.’ Даже если смесь содержит значительное количество зимнего топлива, она непригодна для работы при отрицательных температурах из-за резкого увеличения вязкости. Повышение вязкости вызывает увеличение сопротивления прокачиванию топлива через систему, а также отрицательно влияет на процессы распыливания и смесеобразования. Для понижения температуры застывания дизельного топлива в него добавляют до 30% керосина. Это понижает температуру его застывания на 7—10° С. Увеличение количества керосина в смеси (более 30%) не рекомендуется, так как при этом повышается жесткость работы двигателя.

Смазочные материалы. Выбор смазочного материала производят в зависимости от условий работы трущихся поверхностей. Смазочные материалы делятся на минеральные, органические и синтетические.

Более 90% минеральных масел нефтяные. Их получают из мазутов, являющихся остатками первичной переработки нефти. Часть масел получают при переработке смол каменного угля, сланцев, торфа. Это так называемые смоляные масла.

Смазочные материалы бывают растительные и животные.

Органические растительные масла получают при переработке семян растений. Наиболее распространенными органическими маслами являются горчичное, сурепное, касторовое, хлопковое. Органические масла обладают высокой маслянистостью, и их часто смешивают с минеральными для улучшения смазочных свойств последних. Получаемые масла называют компаундированными.

Синтетические смазочные материалы обладают хорошей химической и термической стойкостью, имеют низкие температуры замерзания. Вязкость этих масел в меньшей степени зависит от окружающей температуры. Однако стоимость выработки таких масел пока значительно выше нефтяных.

Тип масла, применяемого для того или другого узла, зависит от особенностей конструкции узла, условий работы и технического состояния.

Основным параметром, характеризующим масло, является его вязкость. При повышении температуры вязкость уменьшается, при понижении — увеличивается. Интенсивность изменения вязкости зависит от углеводородного состава масла. Зимой применяют масла меньшей вязкости, летом — большей.

Большинство масел маркируют по их вязкости. При установлении марки вязкость определяют при тех температурах, при которых работают узлы трения, например индустриальные масла маркируют по кинематической вязкости в сСт при 50 °С, а масла для двигателей внутреннего сгорания — по кинематической вязкости в сСт при 100 °С.

Для улучшения эксплуатационных качеств смазочных масел к ним добавляют различные присадки в количестве от сотых долей до 10—15%.

Маркировка присадки обычно соответствует названию института, в котором она разработана, например ЦИАТИМ-339 — Центральным институтом авиамоторных топлив и масел, ВНИИНП-360 — Всесоюзным научно-исследовательским институтом нефтяной промышленности и т. д.

Присадки бывают индивидуальные, улучшающие одно из свойств масла, и многофункциональные, улучшающие несколько свойств. Из индивидуальных присадок наибольшее распространение имеют следующие: вязкостные, депрессаторы, антикоррозийные и антиокислительные, моющие, противоизносные, противозадирные и антипенные.

Вязкостные присадки вводятся в небольших количествах. Они значительно повышают вязкость масла при рабочих температурах и незначительно при низких температурах.

Депрессаторы добавляют в масло для понижения температуры застывания. При понижении температуры масла без депрессатора в нем образуются кристаллы парафина, имеющие форму удлиненных пластинок. Эти пластинки, соединяясь между собой, препятствуют продвижению масла, т. е. масло застывает. При добавлении в масло депрес-саторов образуются мелкие кристаллы парафина, которые между собой не соединяются. Масло сохраняет хорошую подвижность.

Антикоррозийные присадки служат для предохранения деталей от коррозии. Их добавляют в моторные масла для двигателей, работающих на сернистых топливах. Эти присадки бывают двух типов. Одни создают на поверхности деталей защитные пленки, другие нейтрализуют агрессивные продукты, образующиеся в процессе сгорания сернистого топлива.

Антиокислительные присадки повышают устойчивость масел к окислению. Их вводят в масло в небольших количествах, равных долям процента. Некоторые из этих присадок замедляют процесс окисления масла и повышают его антикоррозийные свойства.

Моющие присадки служат для предотвращения отложения нагара и лаков на деталях поршневой группы двигателя. Действие этих присадок основано на переводе во взвешенное состояние нерастворимых в масле продуктов окисления, которые отфильтровываются фильтрами тонкой очистки масла.

Противоизносные присадки применяются в особо тяжелых условиях работы масла и при необходимости получения прочной масляной пленки на трущихся поверхностях деталей.

Антипенные присадки применяются для снижения ценообразования при перемешивании масла с воздухом. Механизм действия этих присадок основан на снижении ими поверхностного натяжения масла. Антипенные присадки добавляют в масло в тысячных долях процента.

Содержание многофункциональных присадок в маслах достигает 5—7%, а для форсированных двигателей — до 11%.

В соответствии с ГОСТом 17479—72 моторные масла классифицируются на группы (А—Е) в зависимости от напряженности режима работы двигателя.

Масла группы А предназначены для нефорсированных двигателей и почти не применяются. Они или не имеют присадок, или содержат незначительное количество антиокислительной присадки и депрессатора.

Масла группы Б предназначены для смазки малофорсированных двигателей. Наиболее распространенными в сельском хозяйстве являются масла группы В, предназначенные для среднефорсированных двигателей. Для высокофорсированных двигателей применяют масла группы Г, а для работающих в тяжелых условиях — группы Д.

Масла группы Е применяются для тепловозных двигателей. В сельском хозяйстве эти масла не используются.

Масла групп Б—Е имеют присадки, обеспечивающие защиту деталей двигателя от износа, коррозии, нагара и отложений. Эти масла нейтрализуют действие окислов серы, обладают хорошими противо-задирными свойствами.

Моторные масла обозначают по классам вязкости, группам эксплуатационных свойств и сезонности применения. Например, масло марки М10Г2: буква М означает моторное масло; 10 — вязкость в сСт при 100° С; Г — по эксплуатационным свойствам относится к группе Г (для высокофорсированных двигателей); индекс 2 обозначает, что масло применяется для дизельных двигателей (для карбюраторных—индекс 1).

Моторные масла всех групп можно применять для смазки других узлов тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин.

Для смазки узлов трансмиссии предназначены трансмиссионные масла. Назначение этих масел аналогично моторным маслам (снижение трения, износов, отвод тепла, защита от коррозии). Однако условия работы узлов трансмиссии отличаются наличием больших удельных нагрузок. Скорости скольжения и рабочие температуры обычно ниже, чем в двигателях.

Масла, имеющие высокую вязкость, вызывают повышенные затраты энергии на преодоление внутреннего трения в масле (особенно при низких температурах) и повышенный износ. Последний происходит из-за того, что вязкое масло обволакивает шестерни снаружи и не поступает на рабочие поверхности зубьев.

Маловязкие дизельные масла обладают значительно лучшими противоизносными свойствами, и поэтому они часто применяются в узлах трансмиссий. |

Хорошими показателями обладают всесезонные масла: ТС-Ю-ОТП, ТАп-10 и ТАп-15В.

Индустриальные масла предназначены для смазки подшипников станков, вентиляторов, компрессоров холодильных машин, электромоторов, приборов и других механизмов и оборудования, а также для использования в гидравлических системах.

Наиболее распространенным индустриальным маслом в сельском хозяйстве является ИС-12 (веретенное 2). Буква С означает, что масло прошло селективную очистку. Если за цифрой стоит буква В, то это масло прошло только щелочную очистку, и качество его ниже.

Кроме жидких смазочных материалов, широкое применение имеют консистентные смазки. Они состоят из основы, представляющей собой минеральное масло, и загустителя. Качество консистентной смазки зависит от количества и качества загустителя. В зависимости от назначения смазок в них добавляется канифоль, которая придает фрикционные свойства. Для улучшения противоизносных свойств добавляется графит.

В сельском хозяйстве наибольшее распространение получили универсальные смазки, сочетающие в себе антифрикционные, герметизирующие и защитные свойства.

По температуре плавления универсальные смазки делятся на три группы: Н — низкоплавкие (температура каплепадения до 65 °С); С — среднеплавкие (до 100° С) и Т — тугоплавкие (свыше 100 °С).

Рис. 1. Карта смазки трактора

Низкоплавкие смазки в основном применяются для защиты сельскохозяйственных машин от коррозии. К ним относятся УН—технический вазелин и СХК — консервационная смазка.

Среднеплавкие смазки (УС) — солидолы — нашли широкое применение как антифрикционные материалы для смазки узлов трения автомобилей, тракторов, различных сельскохозяйственных машин и оборудования. Так как в качестве загустителя в солидолах применяют не растворимые в воде кальциевые мыла, то солидолы также могут работать во влажной среде. В настоящее время, кроме жировых, широко используются синтетические солидолы — пресс-солидол С и солидол С. По своим свойствам жировые и синтетические солидолы равноценны и взаимозаменяемы.

Масла группы Б предназначены для смазки малофорсированных двигателей. Наиболее распространенными в сельском хозяйстве являются масла группы В, предназначенные для среднефорсированных двигателей. Для высокофорсированных двигателей применяют масла группы Г, а для работающих в тяжелых условиях — группы Д.

Масла группы Е применяются для тепловозных двигателей. В сельском хозяйстве эти масла не используются.

Масла групп Б—Е имеют присадки, обеспечивающие защиту деталей двигателя от износа, коррозии, нагара и отложений. Эти масла нейтрализуют действие окислов серы, обладают хорошими противо-задирными свойствами.

Моторные масла обозначают по классам вязкости, группам эксплуатационных свойств и сезонности применения. Например, масло марки М10Г2: буква М означает моторное масло; 10 — вязкость в сСт при 100 °С; Г — по эксплуатационным свойствам относится к группе Г (для высокофорсированных двигателей); индекс 2 обозначает, что масло применяется для дизельных двигателей (для карбюраторных—индекс 1).

Моторные масла всех групп можно применять для смазки других узлов тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин.

Для смазки узлов трансмиссии предназначены трансмиссионные масла. Назначение этих масел аналогично моторным маслам (снижение трения, износов, отвод тепла, защита от коррозии). Однако условия работы узлов трансмиссии отличаются наличием больших удельных нагрузок. Скорости скольжения и рабочие температуры обычно ниже, чем в двигателях.

Масла, имеющие высокую вязкость, вызывают повышенные затраты энергии на преодоление внутреннего трения в масле (особенно при низких температурах) и повышенный износ. Последний происходит из-за того, что вязкое масло обволакивает шестерни снаружи и не поступает на рабочие поверхности зубьев.

Маловязкие дизельные масла обладают значительно лучшими противоизносНыми свойствами, и поэтому они часто применяются в узлах трансмиссий.

Хорошими показателями обладают всесезонные масла: ТС-Ю-ОТП, ТАп-10 и ТАп-15В.

Индустриальные масла предназначены для смазки подшипников станков, вентиляторов, компрессоров холодильных машин, электромоторов, приборов и других механизмов и оборудования, а также для использования в гидравлических системах.

Наиболее распространенным индустриальным маслом в сельском хозяйстве является ИС-12 (веретенное 2). Буква С означает, что масло прошло селективную очистку. Если за цифрой стоит буква В, то это масло прошло только щелочную очистку, и качество его ниже.

Кроме жидких смазочных материалов, широкое применение имеют консистентные смазки. Они состоят из основы, представляющей собой минеральное масло, и загустителя. Качество консистентной смазки зависит от количества и качества загустителя. В зависимости от назначения смазок в них добавляется канифоль, которая придает фрикционные свойства. Для улучшения противонзносных свойств добавляется графит.

В сельском хозяйстве наибольшее распространение получили универсальные смазки, сочетающие в себе антифрикционные, герметизирующие и защитные свойства.

Среднеплавкие смазки (УС) — солидолы — нашли широкое применение как антифрикционные материалы для смазки узлов трения автомобилей, тракторов, различных сельскохозяйственных машин и оборудования. Так как в качестве загустителя в солидолах применяют не растворимые в воде кальциевые мыла, то солидолы также могут работать во влажной среде. В настоящее время, кроме жировых, широко используются синтетические солидолы — пресс-солидол С и солидол С. По своим свойствам жировые и синтетические солидолы равноценны и взаимозаменяемы.

Тугоплавкие смазки УТ — консталины — используются в узлах трения, работающих при более высокой температуре. Промышленностью выпускается синтетический консталин. Тугоплавкие смазки не могут применяться в узлах, работающих во влажной среде, так как в их состав входят растворимые натриевые мыла.

С целью экономии масла используются повторно. Для этого производят их регенерацию. В хозяйствах собирают отработавшие масла и сдают на специальные пункты. Сбор масел должен производиться не только по сортам, но и по маркам. Смешивание масел между собой, а также с консистентными смазками значительно усложняет их регенерацию. При сборе и хранении масел для регенерации нельзя допускать их дальнейшего загрязнения или обводнения.

Масла и смазки, используемые для трактора, должны иметь паспорт и соответствовать требованиям ГОСТа или технических условий на данную марку. При отсутствии паспорта проводят контрольный анализ нефтепродукта. Применение заменителей допускается как исключение.

Читать далее:

Категория: - Тракторы Кировец

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины