Строительные машины и оборудование, справочник






Художественно-эстетическое оформление машин


Категория:
   Методология конструирования машин


Художественно-эстетическое оформление машин

Развитие технической эстетики налагает свои требования на создаваемые машины. Сочетание удачных технических и художественных решений в конструкциях машин является обязательным условием повышения их конкурентоспособности. Стремление конструкторов придавать создаваемым машинам изящный вид, соответствующий вкусам времени, не является новым, так как красивый внешний вид машины, разумеется, не ухудшающий эксплуатационных качеств, всегда не только облегчал сбыт, но и обеспечивал лучшее обращение с машиной в работе. Кроме того, машина, отвечающая современным требованиям эстетики, как правило, имеет ряд дополнительных преимуществ с точки зрения экономики, безопасности в работе, гигиены труда, так как эти требования обязательно учитывают производственные интересы, вопросы психологии и физиологии, безопасности и т. д. Опыт показывает, что правильное, распределение массы и красивое оформление элементов машины вызывают у машиниста (оператора) успокаивающие, приятные ощущения.

Систематически учитывать требования промышленной эстетики при создании машин начали в середине этого столетия. Современный конструктор-машиностроитель должен иметь хотя бы минимальный багаж знаний в области промышленной эстетики. Требовать, чтобы современный конструктор обладал глубокими знаниями в области промышленной эстетики, имел эстетическое чутье и развитый художественный вкус, практически не имеет смысла. Практика показывает, что успешное сочетание технических и художественных решений в создаваемых конструкция машин удается получить при тесном сотрудничестве .конструкторов и художников-конструкторов (дизайнеров).

Для решения задачи по приданию красивого вида создаваемой яшине невозможно установить единые правила или директивы. Красота машины не может быть обеспечена только совершенством кинематической схемы и технической точностью ее воплощения в металле.



Красивый внешний вид машины может быть достигнут только в результате использования в ходе конструирования определенных художественных принципов или так называемых эстетических элементов, к которым относятся симметрия, ритм, контрастность, членение, пропорциональность и композиция. Применение этих эстетических элементов в каждом конкретном случае относится к компетенции дизайнеров. Общие представления о них необходимы и для конструкторов машин.

Симметрия издавна используется при оформлении внешнего вида машин. С точки зрения эстетического оформления машин симметрия различается на абсолютную, относительную и контрастную. Под абсолютной симметрией понимается повторение конструктивных элементов машины по обеим сторонам выбранной оси симметрии. Относительная симметрия предусматривает, что по обеим сторонам от выбранной оси симметрии уравновешиваются элементы, одинаковые по габаритам, массе или другим признакам. Контрастная симметрия строится по принципу, при котором исходном композиционной форме машины по одну сторону симметрии отвечает другая, резко отличная от нее композиционная форма. Для большей художественной выразительности внешний вид машины может быть оформлен также по принципу частичной симметрии.

Ритмом называют правильное чередование определенных форм или величин во времени или в пространстве. С точки зрения дизайнеров ритм —это повторение определенных элементов конструкции или их форм. Постоянное повторение одних и тех же форм в конструкции машины ведет к созданию скучных, монотонных и утомляющих систем. Поэтому при необходимости такого повторения для создания эстетического впечатления используют различные художественные приемы, позволяющие организовать видимость аритмии. К числу таких приемов относятся различия в расстояниях и положениях элементов конструкции, их утоньше-ние или утолщение, использование контрастирующих элементов, чередование светлых частей с темными, а также чередование красок различных тонов, различных поверхностей, форм, структур и т. д.

Контрастность отдельных частей машины является одним из действенных элементов эстетики, которые усиливают художественные впечатления, производимые этими частями. Можно создавать контрастность массы (тяжелая часть вблизи легкой), формы (острое ребро вблизи закругленного), размера (широкая поверхность вблизи узкой, короткая полоса вблизи длинной), света (светлая поверхность и темная), цвета (белая и черная полосы), направления (горизонтальные и вертикальные полосы, наклон вправо и влево). Обычно выбирают такие контрасты, которые поддаются объединению, гармонизации и уравновешиванию.

Под расчлененностью формы машины понимается имитация разделения ее на составные части с помощью окраски этих частей в разные цвета и тона, нанесения между ними цветных линий, создания канавок, установки ребер, валиков и других элементов, представляющих собой границы между расчлененными частями. Расчлененность формы машины достигается также при выполнении ее конструкции с поверхностями, отличающимися друг от друга по конфигурации или расположению.

Членение формы машины выбирают вертикальным или горизонтальным с таким расчетом, чтобы члененная форма производила впечатление логической и замкнутой целой. Пропорциональность в художественно-эстетическом понятии имеет тот же смысл, в каком ее понимают машиностроители. Размеры отдельных деталей и узлов машины должны соответствовать размерам оператора, других деталей и всей машины. Под композицией в художественно-эстетическом плане понимается распределение и сочетание предметов, форм, линий и красок, осуществленных на машине в соответствии с законами симметрии, контрастности, расчлененности и пропорциональности. При правильно выполненной композиции главная функциональная часть машины должна доминировать над остальными частями.

Особое внимание должно быть уделено правильному размещению органов управления, пультов, приборов и панелей.

Машина, как объект художественного оформления, имеет выразительные элементы, с помощью которых в основном и решаются задачи технической эстетики. К таким элементам относятся: материал, из которого изготовляются детали, качество поверхностей, абсолютная величина машины, величина и форма поверхностей ее отдельных частей, контуры и силуэт машины, число фасонных деталей, цветовая окраска, надписи и т. д. Умелое использование конструкторами элементов выразительности открывает большие возможности в решении эстетических задач при создании машины. Так, использование мягкого матового алюминия и железа вороненой стали, золотистой латуни, блестящего белого никеля, голубоватого хрома, пластмассы и других материалов помогает конструкторам осуществлять творческие замыслы.

Разумеется, конструктор при выборе материалов должен прежде всего руководствоваться соображениями прочности, износостойкости, коррозионной стойкости. Однако эти требования не противоречат требованиям промышленной эстетики. Художественный эффект используемых материалов всегда может быть усилен за счет контрастности цветов, симметричного расположения деталей из одинаковых материалов и других приемов. Эстетический эффект может быть усилен также образованием на поверхностях шероховатостей путем продольного рифления, нанесения узора накаткой или насечкой, обкатки поверхности роликами или шариками, а также путем гальванических покрытий. Необходимо, однако, «читывать, что чрезмерное обилие блестящих поверхностей создает впечатление дешевой красоты.

Разрабатывая основную форму машины, конструктор исходит из соображений наиболее приемлемой компоновки с точки зрения ее конструкции и технологичности. Однако конструктор всегда имеет возможность предложить равноценные варианты, удовлетворяющие требованиям художественного оформления машины. При этом получить красивый внешний вид машины с помощью кожухов, прикрывающих отдельные части и детали, не всегда возможно. Чаше приходится отдельные части машины (двигатели, редукторы, гидравлические, пневматические устройства и т. д.) заменять другими, которые могли бы гармонически дополнять основную форму машины.

Большинство людей психологически воспринимает различные цвета неодинаково. Это восприятие, как правило, субъективно и зависит от возраста, характера, среды и обычаев страны. В раннем возрасте человека на его нервную систему в большей степени воздействует красный цвет, затем желтый, синий и зеленый; с возрастом у человека развивается предпочтение к более уравновешенным, спокойным цветам. В дальнейшем предпочтение тех или иных цветов изменяется в зависимости от психического состояния. В частности, желтый и оранжевый цвета действуют тепло, возбуждающе; синий цвет — это цвет отдыха; светлые синие тона создают легкое, веселое настроение; темные цвета производят холодное впечатление пустоты; зеленый цвет—психологически приятно охлаждает и успокаивает, стимулирует внимательность и ослабляет нервное напряжение; белый цвет создает ощущение свежести и производит отрезвляющее, холодное впечатление; серый цвет является статическим цветом сдержанности и скромности; коричневый цвет—мягкости и уюта.

Широкое внедрение методов художественного конструирования, как эффективного средства повышения качества выпускаемых машин и изделий, имеет огромное значение. Благодаря работам Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), его филиалов, а также многочисленных подразделений и групп различных КБ и предприятий в настоящее время в этом деле уже достигнуты существенные успехи.

Читать далее:

Категория: - Методология конструирования машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Планирование и координация конструкторских работ
Организация рабочего места конструктора-машиностроителя
Профессиональные качества конструктора и психологический климат в коллективе
Организационно-технические принципы работы конструкторского коллектива при разработке проекта машины
Качественный состав и структура конструкторского коллектива при разработке проекта машины
Направления конструкторских работ в основных отраслях машиностроения
Отраслевой состав машиностроения и его конструкторской базы
Особенности разработки конструкторской документации в отдельных отраслях машиностроения
Единая система конструкторской документации (ЕСКД)
Изменения качественного состава проекта при стадиином проектировании


Остались вопросы по теме:
"Художественно-эстетическое оформление машин"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы