Строительные машины и оборудование, справочник







Классификация автомобилей и тракторов

Категория:
   Автомобили и трактора


Классификация автомобилей и тракторов

Автомобилем называется колесная безрельсовая транспортная машина с автономным двигателем (т. е. с запасом энергии, находящемся на самом автомобиле).

Современные автомобили в зависимости от назначения, конструктивного выполнения и приспособляемости к дорожным условиям можно классифицировать по различным признакам.

По назначению автомобили подразделяются на транспортные и специальные.

Транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров и в зависимости от выполняемых перевозок могут быть грузовые и пассажирские.

Грузовые автомобили разделяются на автомобили общего назначения и специализированные; первые имеют платформу с бортами, а вторые оборудованы специальным кузовом для перевозки строительных материалов, продуктов питания, жидкости и др. Основным показателем грузовых автомобилей является их номинальная грузоподъемность.

По грузоподъемности грузовые автомобили разделяются на классы: особо малый — до 0,5 т; малый — от 0,5 до т, средний — от до т; большой — от до т; особо большой — свыше т.

Автомобили, приспособленные для буксирования прицепов и полуприцепов, называются автомобилями-тягачами. Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль вместе с одним или несколькими прицепами образует автопоезд,

В зависимости от приспособляемости к дорожным условиям различают автомобили нормальной (обычной) и повышенной проходимости. Первые имеют привод на одну ось, вторые — на две или три оси, что позволяет им преодолевать бездорожье или плохие участки дороги.

По типу двигателя наибольшее распространение получили автомобили с карбюраторными и дизельными двигателями внутреннего сгорания.

По типу несущего элемента автомобили можно разделить на рамные (грузовые автомобили) и безрамные (ряд легковых автомобилей и автобусов).

Модель отечественного автомобиля состоит из марки (букв, обозначающих завод-изготовитель) и цифр, присваиваемых каждой модели. Например, Горьковский автомобильный завод—-ГАЗ, Минский автомобильный завод — МАЗ и т. д.

Когда на автомобильном заводе выпускают несколько автомобилей, собираемых в основном из одинаковых агрегатов, то модель автомобиля, выпускаемая в наибольшем количестве, называется базовой. Другие модели, отличающиеся от базовой установкой специальных кузовов, а иногда и величиной базы (расстоянием между осями колес), называются модификациями. Модификациям дается свое обозначение.

В обозначении базовой модели первая цифра указывает класс автомобиля, вторая— его тип, а третья и четвертая — порядковый номер. Например, КамАЭ-5320 означает: — автомобиль большой грузоподъемности; — бортовой грузовой автомобиль; 20 — порядковый номер модели.

Для обозначения модификаций применяются пяти- и шестизначные цифры. Например, модификация грузового автомобиля КамАЗ-5320 обозначается КамАЗ-53202.

Трактором называется колесная или гусеничная самоходная машина, Предназначенная для передвижения и совместной работы с прицепными или навесными дорожными, сельскохозяйственными и другими машинами и орудиями.

Тракторы эксплуатируются во всех отраслях народного хозяйства, выполняя самые разнообразные работы в различных условиях. Универсальные машины, одинаково хорошо и экономично работающие во всех многообразных условиях, создать практически невозможно. Поэтому в нашей стране создан типаж тракторов.

Типажом называется совокупность типов и моделей с указанием их основных качественных показателей. Типаж тракторного парка страны включает все модели тракторов, находящиеся в эксплуатации и выпускаемые заводами.

Классом в типаже называют совокупность моделей, имеющих одинаковые основные классификационные параметры. Моделью принято называть конкретную конструкцию трактора. Базовой моделью называют наиболее распространенный вид трактора в данном классе. Модификация — модель, относящаяся к тому же классу, что и базовая машина, и полностью унифицированная с ней. Модификация имеет отличающуюся от базовой машины компоновку или оснащается дополнительными механизмами.

В типаже тракторного парка каждый класс трактора представлен обычно не менее чем двумя моделями: одной — выпускаемой и второй — уже снятой с производства, но еще эксплуатирующейся в народном хозяйстве.

В настоящее время в СССР и странах СЭВ за основной классификационный параметр принято номинальное тяговое усилие на крюке. Кроме того, классификация проводится и по другим признакам: назначению, конструкции ходовой части, типам остова, двигателя и трансмиссии. По величине номинального тягового усилия (выраженного в тоннах) тракторы делятся на классов: 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 15, 25 и 35 т и ряд модификаций.

В процессе реализации типажа были поставлены на производство и подготовлены к выпуску новые модели тракторов, соответствующие мировому уровню развития техники и применяемые в строительстве и эксплуатации шоссейных дорог: колесные МТЗ-80 и его модификации класса 1,4 тс, Т-150К класса тс, К-701 класса тс и др.; гусеничные— ДТ-75М, Т-150 и их модификации класса тс; Т-100М и Т-130 класса тс; ДЭТ-250М класса 25 тс и др.

По назначению тракторы можно разделить на сельскохозяйственные, промышленные, транспортные и специального назначения.

Сельскохозяйственные тракторы в зависимости от особенностей выполняемых сельскохозяйственных работ подразделяются на пахотные (Т-4М, ДТ-75М, Т-130 и др.) и универсально-пропашные (Т-40М, МТЗ-80, МТЗ-82, ДТ-2 и др.). К группе промышленных относятся тракторы, предназначенные для выполнения тяжелых землеройных, дорожно-строительных, мелиоративных и других работ (ДЭТ-250, Т-130М, Т-180 и др.).‘Транспортные тракторы предназначены для транспортировки грузов главным образом по бездорожью и грунтовым дорогам. Скорость движения таких тракторов и мощность их двигателей колеблются в довольно широких пределах. Тракторы специального назначения предназначены для выполнения специальных работ, вследствие чего имеют дополнительное оборудование: лебедки, захваты, подъемники и т. д. (ТТ-4, ТДТ-55, ЛХТ-55М и др.). Тракторы МТЗ-80, ДТ-75М, Т-130 и др. широко применяются как в сельском хозяйстве, так и в строительстве.

По конструкции ходовой части тракторы бывают колесными и гусеничными. Гусеничные тракторы характеризуются пониженным удельным давлением на грунт, что повышает их проходимость. Однако они тяжелее колесных, сложнее и дороже в изготовлении и эксплуатации.

По типу остова тракторы делятся на рамные, полурамные и безрамные. Остов рамных тракторов представляет собой клепаную или сварную раму, на которой устанавливаются и крепятся все агрегаты и механизмы трактора (ДТ-75М и др.). Остов полурамных тракторов имеет две продольные балки, привернутые или приваренные к картеру заднего моста и поперечины, соединяющей балки в передней части (МТЗ-80, Т-130 и др.). Остов безрамных тракторов образуется соединением между собой картеров агрегатов (Т-25А и др.).

Подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на транспортный (грузовой и пассажирский) и специального назначения (пожарные, автокраны, коммунальные, санитарные и другие автомобили).

Транспортные грузовые автомобили и автопоезда подразделяются на универсальные (с кузовом бортовая платформа) и специализированные, приспособленные для перевозки одного или нескольких определенных видов грузов (самосвалы, фургоны, цистерны, панелевозы, фермовозы и др.). Антопоезд может состоять из автомобиля с прицепом или седельного тягача с полуприцепом.

Пассажирские автомобили — это автобусы и легковые автомобили. По назначению автобусы подразделяются на городские, пригородные, междугородные, местного сообщения, туристские, экскурсионные, школьные. Вместимость автобусов характеризуется их длиной: до 5 м (особо малые), 6—7,5 м (малые), 8—9,5 м (средние), 10—12 м (большие), 16,5—24 м (особо большие). В зависимости от назначения вместимость одинаковых по длине автобусов может быть различной.

Легковые автомобили различаются по рабочему объему цилиндров (литражу) двигателя: до 1,2 л (особо малые), 1,2—1,8 л (малые), 1,8—3,5 л (средние) и более 3,5 л (большие).

В нашей стране легковые автомобили выпускают запорожский автомобильный завод «Коммунар» (ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 «Запорожец»), волжский автомобильный завод имени 50-летия СССР (ВАЗ-2101 и BA3-2103 «Жигули»), московский автомобильный завод имени Ленинского Комсомола и Ижевский автомобильный завод («Москвич-412») Горьковский автомобильный завод (ГАЗ-24 «Волга»),

Автобусы выпускают Рижский, Курганский, павловский имени А- А. Жданова, Львовский и Ликинский (Московская обл.) автобусные заводы.

Автомобили грузоподъемностью 0,8—1,0 т выпускают ульяновский имени В. И. Ленина и Ереванский автомобильные заводы.

Автомобили-фургоны (0,25—0,4 т) на базе автомобиля «Москвич» изготовляют московский завод имени Ленинского Комсомола и Ижевский автомобильный завод.

Грузовые автомобили средней грузоподъемности выпускают Горьковский автомобильный завод и московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева. Основными моделями являются ГАЗ-БЗА (груз0.. подъемность 4 т) и ЗИЛ-130 (грузоподъемность 5 т). Саранский завод автосамосвалов на базе автомобиля ГАЭ-53А изготовляет самосвалы ГАЭ-53Б (3,5 т).

На базе автомобиля ЗИЛ-130 автозавод имени И. А. Лихачева изготовляет седельный тягач ЭИЛ-130В1 и автомобиль ЗИЛ-130Г для перевозки длинномерных грузов, а Мытищинский машиностроительный завод — самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555 (4,5 т) и сельскохозяйственный ЗИЛ-ММЗ-554 (4 т).

Седельные тягачи КАЗ-608 «Колхида» выпускает также кутаисский автомобильный завод имени Г. К. Орджоникидзе. Закончены заводские испытания новой модели седельного тягача KA3-4430 грузоподъемностью т.

Автомобили большой и особо большой грузоподъемности выпускают Уральский (г. Миасс), Минский, кременчугский имени 50-летия Советской Украины, могилевский имени С. М. Кирова и Белорусский автомобильные заводы.

Базовые модели автомобилей используются также для создания специализированных автомобилей и автомобилей повышенной проходимости. Так, Горьковский автомобильный завод выпускает автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-66 (2 т), московский автозавод имени И. А. Лихачева — трехосный автомобиль ЗИЛ-131 (3,5—5,0 т), ульяновский автомобильный завод имени В. И. Ленина — автомобиль УАЗ-469Б, рассчитанный на перевозку 600 кг груза и 2 человек или 7 человек и 100 кг груза, Луцкий автомобильный завод — легковой автомобиль ЛуАЗ-969В «Волынянка», предназначенный для эксплуатации в сельской местности.

Подвижной состав автомобильного транспорта подразделяется на грузовой, пассажирский и специальный (пожарные, уборочные, санитарные автомобили, автокраны и др.).

К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы. По устройству кузовов грузовой подвижной состав подразделяется на подвижной состав общего назначения, имеющий бортовую платформу, и специализированный, кузова которого приспособлены для перевозки определенных видов грузов (самосвалы, фургоны, цистерны и др.).

По грузоподъемности грузовые автомобили классифицируют на автомобили особой малой (грузоподъемность до 1 тс), малой (свыше 1 до 3 тс), средней (свыше 3 до 5 тс), большой (свыше 5 до 15 тс) и особо большой (свыше 15 тс) грузоподъемности. Грузовые автомобили особо большой грузоподъемности называются внедорожными.

Пассажирские автомобили делятся на легковые автомобили и автобусы.

Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя подразделяются на особо малые (рабочий объем до 1,2 л), малые (1,2—1,8 л), средние (1,8—3,5 л) и большие (свыше 3,5 л).

Автобусы делят на классы по пределам габаритной длины.

Различают автобусы особо малые (габаритная длина до 5 м), малые (6—7,5 м), средние (8—9,5 м), большие (10,5—12 м) и особо большие (16,5—24 м). В последний класс входят двух- и трехзвенные сочлененные автобусы.

Автомобили со всеми ведущими мостами называются автомобилями повышенной проходимости. Они предназначены для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях по бездорожью.

Модели отечественных автомобилей. Автомобили грузоподъемностью 0,8—1,0 тс выпускают Ульяновский имени

В. И. Ленина и Ереванский автозаводы. Горь-ковский автозавод производит автомобили ГАЗ-52-04 (2,5 тс)* и ГАЗ-5ЭА (4 тс), а также автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-66-02 (2 тс). Московский автозавод имени И. А. Лихачева выпускает автомобиль ЗИЛ-130 (6 тс) и автомобили повышенной проходимости ЗИЛ-157К (2,5—4,5 тс) и ЗИЛ-131 (3,5—5,0 тс)1.

Автомобили большой и особо большой грузоподъемности выпускают Уральский (Урал-377, Урал-375), Московский (ЗИЛ-133), Минский (МАЗ-500А, МАЗ-514, МАЗ-516Б), Камский (КамАЭ-5320, КамАЗ-5410), Кременчугский имени 50-летия Советской Украины (КрАЗ-257, КрАЗ-256Б, КрАЗ-255Б) и Белорусский (БелАЗ-540А, 548А и 549А) автозаводы.

Автобусы выпускают Ликинский (Московской обл.), Львовский имени 50-летия СССР, Павловский имени А. А. Жданова, Курганский и Елгавский автобусные заводы, а легковые автомобили — Запорожский автозавод «Коммунар», Волжский автозавод имени 50-летия СССР, Московский автозавод имени Ленинского Комсомола, Ижевский автозавод, Горь-ковский автозавод и Московский автозавод имени И. А. Лихачева. Легковые автомобили повышенной проходимости выпускают автозаводы: Луцкий (ЛуАЗ-969М), Ульяновский (УАЗ-469 и УАЗ-469Б) и Волжский (ВАЗ-2121 «Нива»), автобусы “повышенной проходимости выпускает Павловский автобусный завод (ПАЗ-3201) и Ульяновский автозавод имени В. И. Ленина (УАЗ-452В).

Группы механизмов: трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления.

Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя ведущим колесам и позволяет изменить величину и направление крутящего момента. Трансмиссия двухосного автомобиля с передним расположением двигателя и приводом на задние колеса включает следующие механизмы: сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси. Главная передача, дифференциал и полуоси расположены в картере заднего ведущего моста. Двухосный автомобиль может иметь два, а трехосный автомобиль три ведущих моста.

Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, переднего и заднего мостов, подвески (рессор и амортизаторов) и колес. В легковых автомобилях и автобусах рама может отсутствовать. В этом случае все агрегаты автомобиля крепятся к кузову.

Механизмы управления включают рулевое управление, необходимое для обеспечения движения автомобиля по заданному водителем направлению, и тормозную систему.

Кузов автомобиля предназначен для размещения грузов, водителя и пассажиров.У грузового автомобиля кузов включает кабину водителя, размещаемую за двигателем (ГАЗ-53А, ЗИЛ-130) или над двигателем (ГАЗ-66, МАЗ-500А, КамАЗ).

У большинства автомобилей от двигателя, расположенного впереди, крутящий момент передается на задние ведущие колеса. На автомобилях «Запорожец» и автобусах ЛАЗ двигатель расположен сзади и ведущими являются задние колеса. В этом случае нет продольно расположенного карданного вала, поэтому можно опустить пол кузова и снизить центр тяжести автомобиля. Увеличивается также и площадь пассажирского помещения. Однако в таких автомобилях сложно управление двигателем и трансмиссией с места водителя и трудно достигнуть благоприятного распределения массы между передним и задним мостами.

Некоторые зарубежные фирмы выпускают автомобили с передним расположением двигателя и передними ведущими колесами. Такие автомобили отличаются хорошей устойчивостью при движении с высокой скоростью. Их недостатком является снижение сцепления ведущих колес с дорогой при движении на подъеме.

Рис. 1. Двигатель и шасси грузового автомобиля

Рис. 2. Легковой автомобиль: 1 — двигатель, 2 — рулевое управление, 3 — кузов, 4 — топливный бак, 5 и 10 — колеса, 6 — рессора, 7 — задний ведущий мост, 8 — карданная передача, 9 — коробка передач, 11—сцепление

Рис. 3. Схемы автомобилей повышенной проходимости: а—с двумя ведущими мостами (ГАЗ-66), б — с тремя ведущими мостами (ЗИЛ-131, Урал-375Д); 1—двигатель, 2 — коробка передач, 3 — промежуточный карданный вал, 4 — раздаточная коробка, 5 — карданный вал привода заднего ведущего моста, 6 — задний ведущий мост, 7— карданный вал привода переднего ведущего моста, 8 — передний ведущий мост, 9 — средний ведущий мост, 10 — карданный вал привода среднего ведущего моста

В автомобилях повышенной проходимости (рис. 3) крутящий момент от двигателя передается череа сцепление, коробку передач и промежуточный карданный вал к раздаточной коробке. Последняя распределяет крутящий момент между ведущими мостами.

По назначению автомобили бывают пассажирские, грузовые и специальные (автокраны, пожарные и др.). Грузовые автомобили различают по грузоподъемности (малой, средней и большой). В зависимости от устройства кузова их подразделяют на машины общего назначения и специализированные. У первых кузов состоит из открытой платформы с откидными бортами, а у вторых он приспособлен для перевозки определенных грузов. Если автомобиль предназначен для перевозки сыпучих или вязких грузов, кузов его может наклоняться (опрокидываться). Автомобили с такими кузовами называют самосвалами. Машины, используемые для буксировки прицепов или полуприцепов, называют автомобилями-тягачами.

К специализированным относятся также автоцистерны, продуктовые фургоны и т. п.

По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили нормальной проходимости (для движения по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам) и повышенной проходимости, способные работать на неблагоустроенных дорогах и в условиях бездорожья.

По типу двигателя грузовые автомобили подразделяют на машины с карбюраторным, газовым двигателем или дизелем.

Классификация автомобилей

Автомобильный транспорт, выпускаемый промышленностью СССР, подразделяется на три группы.

Группа А — автомобили и автопоезда дорожного типа, предназначенные для использования на дорогах высших технических категорий с ровным усовершенствованным покрытием, допускающие осевые нагрузки до 10 т от одиночной оси или 18 т от двух спаренных. Это грузовые автомобили, выпускаемые Минским и Кременчугским заводами, и многоместные автобусы.

Группа Б — автомобили и автопоезда дорожного типа, разрешенные к эксплуатации на всей сети дорог общего пользования, допускающие осевые нагрузки до 6 т от одиночной оси или 11 т от двух спаренных. Это грузовые автомобили Горьковского завода, завода имени Лихачева, автобусы Львовского и Ликинского (средней вместимости) и других заводов, а также все грузовые автомобили и автобусы малых размеров и все легковые автомобили.

Внедорожные автомобили — это автомобили особо большой грузоподъемности. Они предназначены для эксплуатации по специально построенным карьерным, лесовозным или другим дорогам, а также вне сети дорог. Это автомобили и автопоезда, у которых осевая нагрузка от одиночной оси превышает 10 т. К ним относятся карьерные автомобили-самосвалы Белорусского автомобильного завода — БелАЗ и другие.

Все виды автомобилей разделяют на транспортные, используемые для перевозок грузов или пассажиров, и специального назначения. Это автокраны, автомашины коммунального обслуживания и пожарные. К транспортным автомобилям относятся пассажирские (автобусы и легковые автомобили) и грузовые.

В свою очередь, по конструктивной схеме грузовые автомобили подразделяются на одиночные, автопоезда-тягачи с прицепом и седельные тягачи с полуприцепом; автобусы — на одиночные, сочлененные и автопоезда (автобус с прицепом); легковые автомобили (по типу и устройству кузова) — на седан, купе, универсал, лимузин, фастбек и другие.

Грузовые автомобили по грузоподъемности классифицируют на автомобили особо малой грузоподъемности (до 0,5 т), малой (0,5—2 т), средней (2,0—5 т), большой (5—15 т) и особо большой (свыше 15 т). По пределам габаритной длины различают автобусы особо малой длины (до 5 м), малые (6—7,5 м), средние (8—9,5 м), большие (10—12 м) и особо большие (16,5 и более).

Легковые автомобили по рабочим объемам цилиндров двигателя подразделяют на особо малые (до 1,2 л), малые (1,2—1,8 л), средние (1,8—3,5 л) и большие (более 3,5 л).

В зависимости от назначения (вида перевозок) определяется тип кузова. Грузовые автомобили по устройству кузовов разделены на две группы: универсальные многоцелевого назначения с бортовой платформой и специализированные (самосвалы, фургоны, цистерны, панелевозы и другие). В свою очередь, универсальные автомобили (одиночные и автопоезда) бывают двух видов—для местных перевозок на расстояние до 50 км и дальних междугородных.

Автобусы по назначению подразделяются на городские, пригородные, междугородные, местных сообщений, туристские, экскурсионные, школьные, а легковые автомобили — на автомобили личного пользования, ведомственные, такси, прокатные.

Кроме указанных основных классификационных групп, автомобили могут различаться по конструктивным признакам, виду и расположению двигателя, колесной формуле и т. д. Краткие технические характеристики автомобилей приводятся в нижеследующих таблицах.


Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины