Строительные машины и оборудование, справочник







Классификация бульдозеров

Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры


Классификация бульдозеров

Бульдозер представляет собой универсальную землеройно-транспортную машину, состоящую из гусеничного или пневмоколесного трактора, оснащенного навесным оборудованием и органами управления. Навес­ное бульдозерное оборудование состоит из: отвала с ножами; толкаю­щей рамы с подкосами, к которым крепится отвал; привода, обеспечи­вающего подъем и опускание отвала во время работы, а в отдельных мо­делях бульдозеров также и изменение положения отвала в плане.

На дорожно-строительных работах преимущественное распростра­нение имеют бульдозеры на базе тракторов: ДТ-75М, Т-4АП2, Т100МЗГС, Т-100МЗГП, Т-130.1-Г-1, Т-150, Т-150К, ДЭТ-250М, Т-330, Т-500, имею­щие соответственно классы тяги: 3 (30), 4 (40), 6 (60), 10 (100) и 25 (250) кгс (кН).

Современной тенденцией развития бульдозеров являются расшире­ние их типоразмеров и увеличение единичной мощности, что обеспечи­вает повышение производительности и снижение себестоимости работ. Перспективный типаж бульдозеров на гусеничных тракторах по тяговым классам составляет 1, 4, 6, 10, 15, 25,35, 50, 75,100, 150.

Тракторы как базовые машины снабжаются гидроприводами управ­ления навесным бульдозерным и рыхлительным оборудованием потреб­ляемой мощностью до 60% от общей мощности тракторного двигателя при давлении в гидросистемах 16—20 МПа, что обеспечивает возмож­ность значительно заглублять отвал или зубья рыхлителя, а также разра­батывать прочные грунты. Для независимого управления подъемом и перекосом отвала в современных бульдозерах предусматриваются раз­дельные гидроприводы.

Рабочий процесс бульдозера складывается из резания грунта и транс­портирования его на относительно небольшие расстояния, не более 100 м.
Бульдозерами можно выполнять расчистку полосы отвода с удалени­ем кустарника, деревьев, крупных камней, растительного слоя, снега и т. п.; планировку различных строительных площадок, включая объек­ты дорожного строительства; перемещение и разравнивание грунтов в насыпях, отсыпаемых другими машинами; перемещение экскаваторных и скреперных отвалов в кавальеры; разработку профильных выемок в кавальеры, а там, где возможно, и в насыпи; возведение насыпей при пе­ремещении грунтов из боковых резервов; засыпку ям и оврагов; уст­ройство временных дорог и проездов; разработку песчаных и гравийных карьеров; перемещение и погрузку сыпучих материалов (песка, гравия, щебня и др.) в карьерах и на складах.

Работы по подборке и штабелированию строительных материалов на складах предпочтительнее выполнять бульдозерами на иневмоколес- ном ходу, так как бульдозеры на гусеничном ходу гусеницами трактора загрязняют материал.

Бульдозеры — маневренные и высокоэффективные машину, обла­дающие высокой проходимостью. На долю бульдозеров в дорожном строительстве приходится не менее 50 % общего объема земляных работ.

Бульдозеры классифицируются по основным признакам:
по назна­чению, тяговым показателям (тяговому классу базовой машины), типу ходовой части, рабочему органу и виду управления рабочим органом.

По назначению бульдозеры подразделяются на общего назначения и бульдозеры специального назначения. Бульдозеры общего назначения применяют для всех основных видов землеройно-транспортных и вспо­могательных работ преимущественно для разработки грунтов I, II и III категорий. Бульдозеры специального назначения – в особых условиях (к специальным бульдозерам относятся толкачи, бульдозеры для работы в подземных и подводных условиях и т. п.).

По тяговым показателям базовых машин бульдозеры подразделя­ются на сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые.

К сверхлегким относятся класс до 0,9 мощностью 18,5 – 37,0 кВт, к легким – класс 1,4 – 4,0 мощностью 37,0 – 96,0 кВт, к средним – класс 6,0 – 15,0 мощностью 103-154 кВт, к тяжелым – класс 25-35 мощностью 220-405 кВт и к сверхтяжелым – класс свыше 35 мощно­стью 510 кВт и более.

По ходовой части бульдозеры подразделяются на гусеничные и пнев- моколесные; по рабочему органу — с неповоротным и с поворотным от­валами; по виду управления рабочим органом — с механическим, гид­равлическим и пневматическим управлениями.

В настоящее время преимущественное распространение имеет гид­равлический привод, имеющий несравненное преимущество перед меха­ническим.

В табл. 3.1 приведены основные данные по бульдозерам с неповорот- ным отвалом, в табл. 3.2 — с поворотным отвалом, в табл. 3.3 — по ко­лесным бульдозерам.

В связи с возрастающими объемами строительства автомобильных дорог, соответственно значительного объема земляных работ, выполняе­мых бульдозерами, перспективный выпуск бульдозеров направлен на увеличение единичной их мощности, а также на сочетание использования базисных тракторов двумя видами оборудования — бульдозерным и бульдозерно-рыхлительным.

Таблица 3.1

Таблица 3.2

Таблица 3.3

Единичная мощность выпускаемых в настоящее время отечественной промышленностью гусеничных тракторов, на которых монтируется буль­дозерное и рыхлительное оборудование, достигает 368 кВт, а в ближай­шем перспективном плане эта мощность будет достигать 1178 кВт.

Бульдозерно-рыхлительный агрегат предназначен для разрушения плотных и мерзлых грунтов, отделяя их от общего массива в виде раз­личной величины глыб и кусков с последующим рыхлением. Бульдо­зерно-рыхлительный агрегат монтируется на задней части базисного трак­тора, передняя часть которого оснащена основным бульдозерным обору­дованием.

В табл. 3.4 приведены основные данные по бульдозерно-рыхлитель- ным агрегатам, применяемым в дорожном строительстве.

Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалами. Отличитель­ной особенностью бульдозеров является неизменяемое или изменяемое положение их рабочих органов. В первом случае (рис. 3.1 ,а) положениеотвала бульдозера как рабочего органа не может быть изменено в плане (вправо или влево); во втором случае (рис. 3.1, б) отвал бульдозера (как рабочий орган) может быть повернут в плане (вправо или влево) на угол до 35° в каждую сторону.

Рис. 3.1. Бульдозеры:

а — с механическим приводом; б — с гидравлическим приводом; 1 — базовый трак­тор; 2 — передняя стойка; 3 — полиспаст канатно-блочной системы; 4 — козырек от вала; 5 — отвал; 6 — ножи; 7 — подкосы; 8 — толкатели; 9 — универсальная толкающая рама; 10 — опорные шарниры крепления толкающей рамы к раме трак­тора; 11 — опоры; 12 — приводная однобарабанная лебедка; 13 — гидроцилиндры управления отвалом; 14 — шаровое соединение отвала с универсальной толкающей рамой

Рис. 3.2. Отвал бульдозера ДЗ-54:
1 — вертикальные ножи; 2 — лобовой лист; 3, 4, 5 — болты, шайбы, гайки; 6 — основной нож; 7— боковые ножи; 8 — боковые щеки; 9 — кронштейн для крепле­ния отвала

Рабочее оборудование бульдозеров — отвал (рабочий орган), наве­шиваемый спереди базового трактора и управляемый посредством ка- натно-блочной системы однобарабанной фрикционной лебедки или гид­равлической системы, состоящей из одного или нескольких насосов, трубопроводов и исполнительных гидроцилиндров.

К бульдозерному оборудованию относятся отвал как основное рабо­чее оборудование; толкающее устройство (рама); система управления отвалом.
Отвал представляет собой сварную конструкцию, состоящую из ло­бового листа криволинейного очертания, козырька, нижней и верхней коробок жесткости, вертикальных ребер жесткости и боковых стенок. Тыльная часть отвалов у бульдозеров с неповоротным отвалом (рис. 3.2) по боковой их части снабжена проушинами для соединения отвала с толкающими брусьями и раскосам? У бульдозеров с поворот­ным отвалом (рис. 3.3) тыльная часть отвалов в средней их части снабже­на шаровым гнездом для соединения отвала с толкающей рамой, имею­щей шаровую пяту.

Лобовой лист сварен из двух продольных частей, одна, нижняя, име­ет плоское очертание, а другая, верхняя — криволинейное очертание.

Торцы отвала у большинства бульдозеров закрыты боковыми ще­ками, к которым приварены вертикальные ножи. На щеках предусмот­рены отверстия для крепления уширителей отвала. В большинстве слу­чаев верхняя часть отвалов снабжается козырьком, препятствующим потере перемещаемого грунта через отвал.

Рис. 3.3. Отвал бульдозера ДЗ-17:
1 – вертикальная связь; 2 – козырек; 3 – крышка; 4 — гнездо; 5,7 — крайние ножи; 6 — средний нож; 8 — уголок верхней коробки жесткости; 9 – про­ушина; 10 — пальцы крепления раскоса и толкателя; 11 — лобовой лист; 12 — нижняя коробка жесткости

Нижняя сварная коробка, к которой крепится нижняя часть отвала, в поперечном сечении имеет вид трехгранной призмы. Верхняя коробка также сварная, к которой “крепится верхняя часть отвала, представляет собой балку квадратного сечения.

Соединение отвала с толкающими брусьями и раскосами (при непо- эоротных отвалах) осуществляется проушинами и пальцами; соединение отвала с толкающей рамой (при поворотных отвалах) — посредством шарового гнезда, шаровой пяты и запорной пластины.

Толкающие устройства для бульдозеров с неповоротным отвалом состоят из брусьев коробчатого или трубчатого сечения (рис. 3.4, а) и винтовых раскосов (рис. 3.4, б), как правило, трубчатого сечения. На каждый бульдозер требуется по два бруса и по два раскоса — по одному брусу и раскосу на каждую сторону. Брусья толкающего устройства крепятся с одной стороны к основной раме базового трактора, с дру­гой — к отвалу; соединение обеспечивается посредством опор, проушин, крестовин и пальцев. Для бульдозеров с поворотным отвалом эти устройства представляют собой универсальную раму подковообразной формы, состоящую из двух одинаковых сваренных в середине половин (рис. 3.5). В соединении половин рамы спереди вварена шаровая пята, а с противоположной стороны (внутри рамы) приварена распорная пла­стина, обеспечивающая дополнительную жесткость универсальной раме. На верхней полке каждой полурамы приварены по три опорных кронш­тейна с проушинами, предназначенные для крепления толкателей (рис. 3.6), что обеспечивает возможность установки отвала в плане (в одну или в другую сторону) под различными углами. На универсаль­ной раме по обе стороны от шаровой пяты приварены два кронштейна для крепления к ним штоков гидроцилиндров подъема – опускания отвала.

Рис. 3.4. Толкающие устройства в бульдозерах с неповоротным отвалом: а — толкающее устройство: 1 – кронштейн; 2 — толкающий брус; 3 — опора; 6 — раскос: 4 — подшипник; 5 — винт раскоса; 6 — труба (раскос) ; 7 — патрубок; 8 — проушина раскоса; 9 — стопор

Рис. 3.5. Универсальная толкающая рама:
1 и 5 — балки коробчатого сечения; 2, 3 и 6 – проушины с пальцами для крепле­ния толкателей и раскосов; 4 — шарооб­разная головка рамы; 7 — проушины для присоединения толкателей; 8 — раз­резные проушины для присоединения рамы к трактору; 9 — опоры тележек тракторов

Рис. 3.6. Толкатель бульдозера:
1, 12 и 14 — крестовины для присоединения раскосов и толкателей к отвалу; 2 — разъемные вкладыши; 3 — винтовая нарезка раскосов; 4 — рукоять с винтовой нарезкой для изменения длины раскосов; 5 — раскосы; 6 — проушины; 7 — винто­вая нарезка для изменения длины толкателей при повороте отвала; 8 — шкворень; 9 — вилка; 10 — толкающее устройство; 11 – узел крепления; 13 — пальцы

К нижнему листу отвала болтами с потайными головками крепятся сменные ножи — один средний и два боковых. Ножи имеют двусторон­нюю заточку, главным образом боковые, для того чтобы при затуплении их можно было переставлять.

Изменение положения отвала бульдозера (перестановка в плане и в поперечной плоскости) выполняется вручную при полной остановке ма­шины. В последнее время ВНИИстройдормашем разработана конструк­ция для изменения положения отвала бульдозера за счет оснащения этой машины гидрофицированным устройством перекоса отвала, управление которым при изменении положения отвала выполняется непосредствен­но с рабочего места машиниста, не выходя из кабины трактора, что не только сокращает время на перестановку и регулировку отвала, но и обеспечивает разработку грунтов повышенной прочности.

К перспективной технике относится созданный Челябинским заво­дом дорожных машин сверхмощный трактор Т-800 с двигателем 600 кВт, оснащенный мощным бульдозерным оборудованием.

Бульдозер, созданный на тракторе Т-800, не только обеспечивает высокую производительность (в 3—4 раза превышающую производи­тельность бульдозера на тракторе ДЭТ-250М), но дает также возмож­ность разрабатывать и скальные грунты.

Рис. 3.7. Бульдозерно-рыхлительный агрегат:
1 – отвал; 2 — гидрораскос; 3 — трактор; 4 – прицепная серьга; 5 – опорная рама; 6 – верхняя тяга; 7- рама; 8 – рабочая балка; 9 – зуб; 10 – гидроцилиндр

Рабочее оборудование бульдозерно-рыхлительных агрегатов. Основ­ное оборудование — рама и рыхлительные зубья, навешиваемые сзади базового трактора и управляемые посредством гидравлической систе­мы (рис. 3.7).

По конструктивным особенностям бульдозерно-рыхлительное обо­рудование подразделяется на однозубные и многозубные рыхлители.

Рис. 3.8. Навесное рыхлительное оборудование:
1 — верхняя тяга; 2 — опорная рама; 3 — гидроцилиндры заглубления; 4 — нижняя рама; 5 — зуб; б — рабочая балка; 7— рама рыхлителя

По способу навески этот вид оборудования навешивается либо к корпусу заднего моста (наиболее распространенный сйособ), либо к ра­ме заднего моста; по креплению рыхлительных зубьев может быть с жестким и шарнирным креплением.

Бульдозерно-рыхлительное оборудование (рис. 3.8) применяют для предварительной разработки (рыхления) более прочных, особо проч­ных, мерзлых, а в отдельных случаях и скальных грунтов и пород, осо­бенно при мощных базовых тракторах.

Рабочим органом рыхлительного оборудования является зуб, со­стоящий из стойки с посадочным хвостовиком, наконечника, защитной накладки и элементов крепления.

В современных рыхлителях применяют стойки (как несущий эле­мент бульдозерно-рыхлительного оборудования) 3 типов — изогнутые, прямые, с малым изгибом. Наибольшее применение получили изогнутые стойки, так как в процессе рыхления грунтов имеют меньшую напря­женность в сравнении с прямыми, хотя изогнутые стойки при работе нередко заклиниваются глыбами средних и тяжелых трещиноватых скальных и мерзлых грунтов и пород. Поэтому чаще всего применяют малоизогнутые стойки.


Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Правила безопасной работы при эксплуатации землеройно-транспортных машин
Техника безопасности на рабочем месте землеройно-транспортных машин
Спецодежда и обувь рабочего землеройно-транспортных машин
Нормирование и оплата труда механизаторов
Ремонт землеройно-транспортных машин
Обслуживание землеройно-транспортных машин в зимних условиях
Обкатка и консервация землеройно-транспортных машин
Смазка землеройно-транспортных машин
Уход за шинами
Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес


Остались вопросы по теме:
"Классификация бульдозеров"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы