Строительные машины и оборудование, справочник





Классификация прицепных грейдеров и их устройство

Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры



Классификация прицепных грейдеров и их устройство

Прицепные грейдеры предназначены для: возведения невысоких насыпей; профилирования грунтовых дорог; устройства в земляном полотне корыта под дорожную одежду; разравнивание грунта при от­сыпке насыпей; перемешивания грунта, гравия, щебня и других мате­риалов с вяжущими и добавками; планировки площадей, откосов, насыпей и выемок; устройства канав глубиной до 0,8 м; разравнива­ния песка, гравия, щебня; очистки дорог от снега.

В зависимости от размеров рабочего органа прицепные грейдеры подразделяют на легкие и тяжелые, а по типу привода — с механическим (рычажным) и с гидравлическим управлением. Тяговое усилие грейде­ров в зависимости от базового трактора составляет: для легких грейде­ров 30 кН, для тяжелых грейдеров – 50-100 кН. К легким прицепным грейдерам относится грейдер ДЗ-6 и ДЗ-6А, к тяжелым – ДЗ-1 и ДЗ-58. В качестве базовых машин для указанных грейдеров служат соответ­ственно тракторы ДТ-75Б, Т-100МЗ, Т-100МЗГП.

В настоящее время в качестве тракторов-тягачей для прицепных грейдеров применяют для легких грейдеров трактор ДТ-75М, а для тя­желых грейдеров Т-130 и Т-130.1.Г-1.

Грейдеры с механическим управлением. В дорожном строительстве преимущественное распространение имеют тяжелые грейдеры. Наиболее широко применяется грейдер ДЗ-1. Основная рама грейдера (рис. 5.1) является несущей частью, на которой укреплены тяговая рама, рабочее оборудование, механизм управления, площадка для машиниста грейдера и др. Передняя часть тяговой рамы при помощи шкворня связана с основной рамой, а задняя ее часть посредством двух телескопических тяг подвешена к кривошипам механизма управления. К тяговой раме грейдера прикреплен поворотный круг, к кронштейнам которо­го присоединены отвал с ножом.

В процессе работы грейдера основная его рама воспринимает на себя всю силу тяги трактора. Эта рама соединяется с передней осью в одной точке посредством шарового шарнира, чем достигается возможность по­ворота передней оси относительно вертикальной и горизонтальной осей основной рамы. Шаровая пята крепится к основной раме, а шаровой кронштейн к передней оси. На заднюю ось основная рама опирается так, что имеет возможность перемещаться в обе стороны от продольной оси посредством предусмотренного механизма выноса.

Таблица 5.1

Механизм выноса грейдера состоит из червячной пары, размещенной на основной раме, и зубчатой рейки, укрепленной на балке задней оси. Привод механизма выноса обеспечивается посредством вращения руко­ятки, насаженной на вал червяка червячной пары. Червячная шестерня жестко укреплена на одном валу с цилиндрической шестерней, находя­щейся в зацеплении с зубчатой рейкой. При повороте рукояти цилиндрическая шестерня перемещает рейку, передвигая в ту же сторону и основ­ную раму грейдера.

Рис. 5.1. Прицепной тяжелый грейдер ДЗ-1:
1 — стойка для крепления механизма наклона задних колес; 2 и 6 — карданные валы; 3 — штурвал подъема отвала; 4 — цепи амортизатора; 5 — распределительная коробка управления; 7— кривошипы; 8 — основная рама; 9 — тяга; 10— короб­ка рулевого механизма; 11 — дышло; 12 — тяговая рама; 13 — поворотный круг; 14 — отвал; 15 — гребенка; 16 — кронштейн поворотного круга; 17 — телескопиче­ские тяги механизма подъема тяговой рамы; 18 — штурвал выноса ножа

Рабочее оборудование грейдера (рис. 5.2) состоит из тяговой рамы, поворотного круга и отвала с ножом. Отвал шарнирно прикреплен к кронштейнам поворотного круга. Такое крепление обеспечивает воз можность устанавливать отвал под различными углами резания. Для установки отвала в различных положениях имеется устройство, позво ляющее после установки отвала в требуемое положение фиксировать егс посредством зубьев и упоров. В конструкциях всех типов прицепных грейдеров предусмотрена возможность перестановки отвала в обе сторо ны от оси симметрии поворотного круга. Для этой цели с тыльной сторо­ны отвалов предусмотрены проушины или другие устройства. В частно­сти, у тяжелых грейдеров типа ДЗ-1 для этой цели предусмотрен специ­альный валик, а на концах кронштейнов поворотного круга — передвиж ные проушины, обеспечивающие перемещение валика, соответственно и отвала. После установки отвала в требуемом положении кронштейны поворотного круга закрепляют на валу отвала болтами.

Рис. 5.2. Рабочее оборудование грейде­ра (легкого типа):
1 – штурвал; 2 — карданный вал; 3 — цилиндрические шестерни; 4 — телеско­пический карданный вал; 5 — тяга за­щелки; 6 – коробка конических шесте­рен; 7 — зубчатый конец поворотного круга; 8 — ось поворотного круга; 9 — тяговая рама; 10 — поворотный круг; II — зубчатая планка; 12 — верхняя проушина; 13 — нижние проушины: 14 — палец крепления

Поворотный круг у грейде­ров, как правило, выполняется из уголкового проката, оформлен­ного в виде дуги, концы которой скреплены между собой попере­чиной. Кронштейны отвала явля­ются продолжением поворотного круга и, как правило, привари­ваются к нему. На поперечине укреплена плита с отверстиями для шкворня, на котором вра­щается поворотный круг. Внутри поворотного круга имеется зубчатый венец, который входит в зацепление с цилиндрической шестерней меха­низма поворота отвала в горизонтальной плоскости. В угольнике пово­ротного круга высверлены отверстия для фиксации круга в установлен­ном положении. Положение поворотного круга фиксируется специаль­ной защелкой, посредством управляемой тяги. Тяговая рама соединена с поворотным кругом при помощи шкворня, проходящего через отвер­стия, имеющиеся в опорных плитах. При этом поворотный круг, опира­ясь на кронштейн тяговой рамы, перемещается в нем. Поворотный круг имеет зубчатый венец, соединенйый с передаточной шестерней механиз­ма управления, привод которых обеспечивает изменение угла захвата отвала до 35° в каждую сторону. Отвал грейдера имеет изогнутую фор­му. В нижней части отвал оборудован ножом.

Механизм подъема и опускания рабочего органа (рис. 5.3) пред­назначен для установки ножа отвала на заданную глубину резания, кото­рая для грейдеров колеблется в пределах 300—340 мм. Для подъема и опускания отвала тяжелых грейдеров предусмотрены два симметрично расположенных механизма с приводом от штурвалов. При поворачи­вании штурвалов червяки вращают червячные колеса, а вместе с ни­ми через улитки вращают валы с кривошипами. Посредством этих кривошипов можно перемещать тяги, которые шарнирно связаны с поперечной балкой поворотного круга, на нижних консолях которо­го укреплен отвал. От направления вращения штурвалов зависит подъем или опускание поворотного круга и прикрепленного к нему от­вала. При вращении одного из штурвалов, правого или левого, соответ­ственно поднимается или опускается одна из сторон отвала. При одно­временном вращении обоих штурвалов в противоположные направления одна сторона отвала поднимается, а другая опускается, вызывая его бо­ковой наклон.

Рис. 5.3. Механизм подъема и опускания рабочего органа тяже­лых грейдеров

Предусмотренные в механизме огибающие блоки и пружины предназначены для изменения направления передачи и амортизации си­стемы.

Рис. 5.4. Механизм изменения угла захвата отвала грейдеров в горизонтальной плоскости

Угол резания отвала изменяется гребенками 10, при помощи кото­рых отвал соединяется с поворотным кругом. Для установки угла ре­зания ослабляют болты гребенок, поворачивают отвал на требуемый угол и затягивают болты.

Механизм изменения угла захвата предназначен для изменения по­ложения отвала в горизонтальной плоскости (рис. 5.4). Угол захвата изменяется вращением поворотного круга, на внутренней стороне ко­торого имеется зубчатый сектор. Зубчатый сектор, находящийся в за­цеплении с цилиндрической шестерней, приводится во вращение коническими шестернями. Привод конических шестерен обеспечи­вается путем вращения рукоятки штурвала и механизма передачи, со­стоящего из малых цилиндрических шестерен телескопического карданного вала. Перед изменением положения поворотного круга не­обходимо рукояткой тяги защелки разъединить его с тяговой рамой. Защелка включается под воздействием пружины.

Механизм выноса отвааа в сторону (рис. 5.5) предназначен для уста­новки отвала при срезании и планировке откосов. По одинаковой схеме выполнены механизмы выноса отвала тяжелых и легких грейдеров ДЗ-1 и ДЗ-6.

Посредством штурвала, вала и червяка приводится во враще­ние червячное колесо, с которым на одном валу закреплена цилиндри­ческая шестерня. Эта шестерня находится в постоянном зацеплении с зубчатой рейкой. К основной раме грейдера приварена направляющая балка, по которой перемещается зубчатая рейка, соединенная тягой с основной рамой. Каждый грейдер снабжается двумя такими тяга­ми — короткой и длинной; короткая тяга применяется при установке отвала для срезания откосов, а длинная — при всех других видах работ.

Рис. 5.5. Механизм выноса отвала грей­дера в сторону

Отвал выносится в сторону вращением штурвала от руки, переда­ваемым червячной паре. Поворот червячного колеса приводит в движе­ние зубчатую рейку, которая, передвигаясь вдоль направляющей балки, перемещает тяговую раму с поворотным кругом и отвал с ножом. Макси­мальный вынос ножа в сторону у современных грейдеров достигает 535 и 545 мм.

При срезании и планировке откосов нож устанавливается при помо­щи механизма выноса отвала в сторону и механизма подъема и опуска­ния ножа. Для этой цели отвал переставляют на кронштейнах поворот­ного круга в одно из крайних положений в зависимости от того, с какой стороны по ходу грейдера должны срезаться косогоры. После этого от­вал опускают на грунт и регулируют длину телескопических тяг: тягу со стороны срезки укорачивают до отказа, а с противоположной сторо­ны раздвигают до предела. Затем поворотом штурвалов отвал подни­мают над грунтом, после чего один конец его со стороны срезки косого­ра поднимают на требуемую высоту, а другой конец опускают.

Вращением штурвала механизма выноса отвал выносят в сторону, длинную тягу механизма заменяют короткой. Вынос отвала продолжа­ют до тех пор, пока он не будет вынесен за раму под требуемым углом к горизонту. Отвал при этом выносится настолько, чтобы нижний конец ножа был на одной линии с задним колесом грейдера. Верхний конец вынесенного в сторону отвала посредством цепи или каната прикреп­ляется к раме машины.

Механизм наклона задних колес (рис. 5.6) предназначен для обеспе­чения устойчивости грейдера при работе на откосах и косогорах. Колеса грейдера могут быть установлены с наклоном в одну или в другую сто­рону под углом до 36°. Наклон колес обеспечивается шарнирным меха­низмом (шарнирным параллелограммом), управление которым выне­сено на рабочую площадку машиниста. Механизм наклона задних колес состоит из рукояти, закрепленной на валике малой конической шестер­ни, находящейся в постоянном зацеплении с большой конической ше­стерней. Обе шестерни размещены в коробке, которая закреплена на кронштейне. На балке оси задних колес укреплена коробка чер­вячной передачи, в которой размещены червяк и червячная шестерня. Вал червяка соединен с валом большой конической шестерни кардан­ным телескопическим валом.

Червячное колесо жестко закреплено на общем валу с цилиндрической шестерней, находящейся в зацепле­нии с зубчатым сектором, укрепленным на угольнике 10 шарнирного параллелограмма. Вращая рукоять привода в одну или в другую сто­рону, угольник шарнирного параллелограмма отходит от нейтрального положения, из-за чего кривошипы, на консолях которых враща­ются колеса, наклоняются вместе с последними в требуемую сторону.

Механизмы наклона передних колес у тяжелых грейдеров немно­гим отличаются от механизма наклона задних. Угол наклона передних колес может достигать 20° в каждую сторону. Легкие грейдеры устрой­ства для наклона передних колес не имеют.

Рис. 5.6. Механизм наклона задних колес у прицепных грейдеров

Ходовая часть прицепных грейдеров состоит из переднего и заднего мостов с колесами и дышла. Установленная на балке переднего моста шаровая пята обеспечивает ему возможность наклона: в продольной плоскости – до 10° в каждую сторону, в поперечной — до 40° также в обе стороны. Это дает возможность грейдеру двигаться за базовым трак­тором по неровностям пути без перекосов основной рамы. Грейдеры комплектуются двумя видами колес: металлическими с плоскими ши­нами или пневматическими. Передний мост соединяется с дышлом, а дышло — с базовым трактором. Задний мост грейдера по принципиаль­ной схеме напоминает передний мост, но без дышла и шаровой пяты, так как нет необходимости иметь балансирные подвески.

Дополнительное рабочее оборудование грейдеров предназначается для увеличения производительности этих машин и увеличения вида вы­полняемых работ. К такому оборудованию относятся удлинитель, откос­ник, планировщик и др.

Удлинитель служит для увеличения ширины захвата при выполнении планировочных работ; устанавливается, как правило, со стороны левого конца основного отвала. К отвалу удлинитель крепится болтами с потай­ной головкой, а к основной раме грейдера — цепной или канатной рас­тяжкой.

Откосник предназначен для нарезки канав, планировки наружных откосов и дна канав, а также откосов неглубоких выемок. Крепится от­косник к отвалу грейдера шарнирно посредством специального, болта и соединяется с поворотным кругом телескопической тягой и с основной рамой — цепью переменной длины.

Планировщик предназначен для планировки откосов при движении грейдера по бровке земляного полотна. Крепится планировщик к право­му концу отвала и может опускаться до 45° к горизонтальной плоско­сти. Грунт при разравнивании перемещается только вниз.

Грейдеры с гидравлическим управлением. Особенностью прицепных грейдеров с гидравлическим управлением является наличие гидросисте­мы и рычагов управления вместо штурвальной системы. Управление этими, грейдерами осуществляется рычагами гидрораспределителя с семью секциями, расположенными в кабине перед машинистом. Каж­дая секция гидрораспределителя имеет три положения — “верхнее”, “нижнее” и “заперто” (нейтральное). Посредством рычагов от, каждой из секций гидрораспределителя машинист направляет рабочую жидкость в соответствующие полости гидроцилиндров.

Гидравлическая система грейдера ДЗ-58 (рис. 5.7) предусматривает выполнение следующих операций: подъем и опускание отвала; поворот отвала; вынос основной рамы; вынос тяговой рамы; наклон передних колес; наклон задних колес.

Гидроагрегат, установленный на базисном тракторе, состоит из: бака для рабочей жидкости, пластинчатого фильтра, крана, шестеренча­того насоса, переливных золотников с предохранительным клапаном, распределителя, рабочих гидроцилиндров; подъема и опускания отвала, поворота отвала 8, выноса тяговой рамы; наклона пе­редних колес, выноса основной рамы, наклона задних колес.

Рис. 5.7- Схема гидравлической системы прицепного тяжелого грейдера ДЗ-58

В связи с тем что обороты вала механизма отбора мощности тракто­ра не соответствуют оборотам шестеренчатого насоса гидросистемы, в си­стему введен ускоряющий редуктор, представляющий собой одноступен­чатую зубчатую пару. Ведущий вал редуктора соединен с валом отбора мощности через промежуточную шлицевую муфту К ведомому валу посредством шлицевого соединения присоединяют вал шестеренчатого насоса гидроагрегата. Для отключения насоса при работающем двигате­ле трактора шестерни ведомого вала выводят из зацепления с шестерней ведущего вала. Насос агрегата включается при неработающем двигателе.

От перегрузки гидросистему предохраняет клапан с переливным золотником. Клапан отрегулирован на давление 9,0-10,0 МПа. В случае превышения давления рабочая жидкость сливается в бак. На сливной магистрали установлен пластинчатый фильтр, предназначенный для очи­стки рабочей жидкости, а на линии всасывания — муфтовый кран, пред­отвращающий вытекание рабочей жидкости из бака при снятом насосе. Рабочие гидроцилиндры двойного действия обеспечивают подъем и пово­рот отвала грейдера, вынос его тяговой и основной рам, наклон колес — операции, отличающиеся друг от друга только величиной ходов поршней и креплением корпусов цилиндров и штоков.

При работе шестеренчатого насоса гидроагрегата, установленного на базисном тракторе, рабочая жидкость по трубопроводам нагнетается в распределитель, размещенный на грейдере. Нейтральное (“заперто”) по­ложение рычагов распределителя соответствует сливу рабочей жидкости в бак. При включении рычага в рабочее положение рабочая жидкость направляется в соответствующую полость того или другого цилиндра, подключенного к данной секции распределителя, а из другой полости — в бак.

Давление в гидросистеме поддерживается предохранительным кла­паном, встроенным в распределитель. В случае превышения давления рабочая жидкость сливается в бак, тем самым разгружается гидросисте­ма. Если почему-либо отсоединяется разрывная муфта, то срабатывает предохранительный клапан с переливным золотником, установленным на гидроагрегате. В этом случае рабочая жидкость направляется на слив в бак, предохраняя от перегрузки всю систему, расположенную до раз­рывной муфты.

Поворотный круг грейдера ДЗ-58 с гидроприводом в требуемом для работы положении фиксируется защелкой (рис. 5.8), управляемой пе­далью и связанной с тормозным цилиндром. При подаче рабочей жид­кости из тормозного цилиндра в рабочую полость цилиндра (одностороннего действия) поворотный круг освобождается и может повора­чиваться. Возврат запирающей защелки в прежнее положение обеспечи­вается пружиной тормозного цилиндра.

Рис. 5.8. Схема управления за­щелкой поворотного круга грей­дера с гидравлическим управле­нием


Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Правила безопасной работы при эксплуатации землеройно-транспортных машин
Техника безопасности на рабочем месте землеройно-транспортных машин
Спецодежда и обувь рабочего землеройно-транспортных машин
Нормирование и оплата труда механизаторов
Ремонт землеройно-транспортных машин
Обслуживание землеройно-транспортных машин в зимних условиях
Обкатка и консервация землеройно-транспортных машин
Смазка землеройно-транспортных машин
Уход за шинами
Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес


Остались вопросы по теме:
"Классификация прицепных грейдеров и их устройство"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы