Строительные машины и оборудование, справочник







Коленчатый вал

Категория:
   Эксплуатация и ремонт погрузочночных машин


Коленчатый вал

Восстанавливают коленчатые валы двигателей обычно при на­личии следующих неисправностей: прогиба по длине, естественного износа поверхностей коренных и шатунных втулок, царапин и местных повреждений на шейках, износа отверстий под болты маховика.

Прогиб вала оценивается по наибольшему биению средней ко­ренной шейки. Для этого вал устанавливают на призмах, разме­щенных на контрольной плите, или в центрах токарного станка. К средней коренной шейке подводится ножка индикатора, ко­торый фиксирует возможные отклонения вследствие биения при вращении коленчатого вала. Если биение коленчатого вала пре­вышает 0,05 мм, то его правят в холодном состоянии с помощью пресса. В этом случае вал укладывают на призмы и через медную или латунную пластинку со стороны, противоположной прогибу, передают усилие. Вследствие остаточной деформации металла ко­ленчатый вал выправляют и после замера биения решают вопрос о дальнейшей правке или устранении других неисправностей.

Износ коренных и шатунных шеек характеризуется оваль­ностью и конусностью, которые определяют результатами замеров микрометром в трех сечениях I, II и III шеек: у галтелей на рас­стоянии 6—8 мм и посередине. В каждом из сечений выполняют по два замера, располагая инструмент в двух взаимно перпендикуляр­ных плоскостях: по оси кривошипа ББ и перпендикулярно к ней АА (рис. 113).

Рис. 113. Схема замеров износа шейки коленчатого вала

Ремонтный размер, под который необходимо шлифовать шейку, принимают с учетом наименьшего диаметра, полученного после измерения и припуска на шлифование, составляющего 0,1 —0,15 мм. При этом все шатунные шейки следует обрабатывать под один ре­монтный размер.

Аналогичное требование должно быть выдержано в отношении коренных шеек.

Шлифование шеек коленча­того вала выполняют на кругло- шлифовальном или токарном станке с использованием суппортно-шлифовального приспо­собления. Коренные шейки шлифуют при установке вала в центрах.

При шлифовании шатунных шеек вал закрепляют в центросместителе, установленном на станке. После включения станка ось вращения вала должна совпадать с осью вращения крайних шеек. В этом положении обрабатываются крайние шейки. Затем колен­чатый вал переставляют в центросместителе таким образом, чтобы ось вращения совпадала с осью средних шатунных шеек, которые при этом положении вала подлежат шлифованию. Меняя положе­ние коленчатого вала в центросместителе, попарно обрабатывают все шейки коленчатого вала.

Обычно шлифуют шейки вала в среде охлажденной жидкости, содержащей 500 г кальцинированной соды на 12 л воды. Вода подается в то место, где шлифовальный круг касается коленчатого вала. Качество шлифования шеек контролируют по овальности и конусности, которые допускаются не более 0,01—0,02 мм. От­клонение между диаметрами шеек одного вала должно быть не более 0,03—0,05 мм. На отшлифованных шейках зенкеруют кромки отверстий каналов для смазки, а шейки затем полируют абразив­ными пастами ГОИ. При полировании пасту наносят на фетровые или кожаные ленты хомутов, которыми зажимают шейки вала, вращающиеся со скоростью 40—70 м/мин.

Обработанные таким образом шейки не должны иметь на поверхности рисок и задиров.

Восстановление коленчатых валов, не поддающихся ремонту шлифованием вследствие значительного износа шеек, выполняется металлизацией или электроимпульсной наплавкой. Перед метал­лизацией поверхности вала обезжиривают в щелочном растворе при температуре 80—90 °С и промывают в чистой горячей воде. По­верхностный закаленный слой металла отпускают и на коренных и шатунных шейках нарезают рваную резьбу на глубину до 0,5 мм. С целью увеличения контактной поверхности рваные вершины резь­бы несколько деформируют (сминают). Наносят расплавленный металл на шейку с помощью электрического или газового метал- лизатора. При этом частота вращения вала, установленного на токарном станке, составляет 80—90 об/мин. Металл расплавлен­ной проволоки наносят на поверхность шейки. Продольная подача струи металла составляет 4 мм/об при расстоянии между шейками и соплом металлизатора 12—15 мм. Поверхности коленчатого вала от попадания расплавленного металла защищают кожухами. После нанесения покрытия шейки шлифуют под номинальный размер. Полирование металлизированных шеек не допускается с, целью предотвращения загрязнения пор.

Перед электроимпульсной наплавкой коленчатый вал прове­ряют на соосность коренных шеек. Валы с биением более 0,15 мм подлежат правке, так как наплавляемый слой металла может по­лучиться различной толщины. Наплавляют металл на очищенные коренные и шатунные шейки, смазочные отверстия которых за­крывают медными пробками. Сначала наплавляют все шатунные шейки и после проверки вала на соосность удаляют медные пробки. Затем аналогичные операции проделывают с коренными шейками.

После окончания наплавки шейки шлифуют и полируют.


Читать далее:

Категория: - Эксплуатация и ремонт погрузочночных машин





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины