Строительные машины и оборудование, справочник





Колеса и шины автобусов

Категория:
   Автобусы

Колеса и шины автобусов

Маркировка шин. По принятому международному стандарту размеры шин обозначаются в дюймах, миллиметрах и дюймах или только в миллиметрах. Основными параметрами, характеризующими шину (рис. 1), являются: D — наружный диаметр; d — посадочный диаметр; В — ширина профиля; Н — высота профиля шины. Размеры шин, устанавливаемых на автобусах, обозначаются двумя числами, где первое обозначает ширину профиля (в дюймах — с двумя знаками после запятой, в миллиметрах — трехзначными числами), второе число — внутренний диаметр шины. Радиальные шины имеют дополнительную букву Р, например 260— 508 Р.

На боковинах каждой шины, кроме обозначения размеров, указываются товарный знак завода-изготовителя, дата изготовления, серийный номер шины. Например, обозначение шины МХИ 77 2681574 означает: М — сокращенное обозначение завода-изготовителя (Московский), XII — месяц изготовления, 77 — год изготовления, 2681574 — серийный номер покрышки. На автобусах применяются шины с дорожным и универсальным рисунком протектора.

Правильная эксплуатация шин способствует их безотказной продолжительной работе.



Правильная эксплуатация шин способствует их безотказной продолжительной работе.

Рис. 1. Основные размеры автомобильной пневматической шины

Рис. 2. Схема перестановки шин автобусов: а) РАФ-2203 и УАЗ-452В; б) КАВЗ-685; в) ПАЗ-672, ЛИАЗ-677 и ЛАЗ: г) Икарус-250, -255, -260, -280

Одним из условий правильной эксплуатации шин является поддержание в них давления, предусмотренного технической характеристикой. Проверять давление в шинах следует ежедневно перед выездом на линию, в пути контроль за давлением производится внешним осмотром. Во время движения не рекомендуется без надобности производить резкое торможение, а также следует избегать задевания бордюров тротуаров боковыми поверхностями покрышек, так как при этом сильно изнашивается протектор покрышек. В течение всего периода эксплуатации автобуса необходимо обращать особое внимание на равномерность износа шин по ширине беговой дорожки протектора; неравномерный износ беговой дорожки свидетельствует о неправильно отрегулированном угле схождения передних колес. При ТО-2 рекомендуется для более равномерного износа шин производить перестановку шин в последовательности.

При замене шин не следует устанавливать шины с различным рисунком протектора. При необходимости такой установки шины должны быть поставлены в качестве внутренних или наружных шин заднего моста.

Рис. 3. Ремонт поврежденного места покрышки при помощи резинового грибка

Монтаж шины на обод, имеющий повреждения или деформацию, запрещается.

Ежедневно после окончания работы необходимо производить внешний осмотр шин, поврежденные шины нужно заменить. При стоянке более 7—10 дней рекомендуется произвести разгрузку шин автобуса путем вывешивания переднего и заднего мостов. Эксплуатация шин с остаточной глубиной рисунка протектора по центру беговой дорожки менее 2 мм запрещается.

Уход за колесами заключается в проверке затяжки гаек колес и периодическом осмотре колес. Для более плотного прилегания диска колеса к фланцу ступицы гайки необходимо затягивать равномерно крест-накрест. Гайки крепления внутренних колес затягиваются при отвернутых на 2—3 оборта гайках наружного колеса. Применение дисков колес с разработанными крепежными отверстиями запрещается.

Ремонт шин и камер в пути. При выходе из строя одного из колес автобуса в пути необходимо произвести его замену на запасное. При отсутствии запасного колеса или при вторичной замене колеса ремонт камеры производится методом горячей вулканизации при помощи специальных брикетов со струбцинами или с помощью дорожного вулканизационного пресса. Перед вулканизацией повреждения необходимо тщательно зачистить металлической щеткой или рашпилем ремонтируемую поверхность. Заплата из сырой резины подбирается так, чтобы она перекрывала поврежденное место со всех сторон на 15—20 мм. Результат произведенного ремонта можно определить, накачав камеру воздухом и погрузив ее в воду.

Шины в пути ремонтируются холодным способом при помощи манжет, грибков и пластырей, приклеиваемых к зачищенному поврежденному месту резиновым клеем. Для временной заделки пробоя или прокола используются резиновые грибки или манжеты. Резиновый грибок вставляется в поврежденное место с помощью приспособления, указанного на рисунке 33. Манжеты вкладываются внутрь покрышки против поврежденного места; эксплуатация покрышки со вставленной манжетой допускается только в крайних случаях на колесах заднего моста в течение короткого периода до замены исправной покрышкой.

На автобусе ПАЭ-3205 диск колеса штампованный, соединен с ободом сваркой. На ободе монтируется покрышка с камерой и ободной лентой. Бортовое кольцо разрезное, одновременно выполняет функции замочного кольца. Передние колеса одинарные, задние — сдвоенные. На автобусах ЛиАЗ-677М установлены бездисковые колеса со съемными бортовым и замочным кольцами. На ободе находятся покрышка, камера и ободная лента. Между ободами двойных задних колес устанавливают проставочное кольцо. Бездисковые колеса (автобус ЛиАЗ-677М) устанавливают на конические посадочные поверхности ступицы передних колес с последующим креплением прижимами. Болты и гайки крепления колес имеют правую резьбу как для правой, так и левой стороны. Кольцо задних колес крепят к ступице гайками на двенадцати шпильках. Шпильки правой ступицы имеют правую, а шпильки левой ступицы — левую резьбу. На автобусах Икарус-260, -280 устанавливают бездисковые колеса с поперечно-разборным ободом. Обод колеса состоит из детали с двумя проушинами и двух деталей. На автобусе ЛиАЗ-5256 применяют дисковые колеса. Обод бескамерных шин не имеет съемных деталей — бортового и замочного колец. Посадочные места обода имеют наклон, что обеспечивает герметичность прилегания бортов шин.

Рис. 4. Колесо с шиной в сборе

Рис. 5. Бездисковые колеса

Для повышения устойчивости (стабилизации) передних колес в среднем положении и для облегчения управления автобусом передние колеса имеют развал в вертикальной плоскости и схождение в горизонтальной. Развал колес определяют в градусах, сходимость — в миллиметрах. Установка шкворня выполнена не строго вертикально, а с некоторыми продольным и поперечным наклонами. Углы развала и наклона шкворня автобусов с зависимой передней подвеской при эксплуатации не регулируют. Эти углы могут разрушиться при прогибе передней балки, при износе подшипников шкворня. Сходимость колес при эксплуатации автобуса регулируют изменение длины поперечной тяги. Срок службы шин зависит от правильной эксплуатации автобуса, правильного и внимательного ухода за шинами, поддержания нормального давления.

Перед выездом на линию водитель проверяет техническое состояние шин. Во время эксплуатации применяют правильные приемы управления автобусом: плавно трогается с места, не допускает резкого торможения. Избегает подъезда вплотную к тротуару.

Читать далее:

Категория: - Автобусы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины