Строительные машины и оборудование, справочник






Колодочные тормоза барабанного типа


Категория:
   Рулевое управление и тормозная система


Колодочные тормоза барабанного типа

Колодочные тормоза барабанного типа используют как колесные тормоза, так и трансмиссионные (центральные). Простота и легкость регулирования тормозов, величина создаваемого ими тормозного момента и характер износа тормозных накладок в значительной мере зависят от способа крепления колодок к опорному тормозному диску. Первую по направлению вращения от разжимного устройства колодку называют первичной, а следующую — вторичной. В колодочном тормозе с шарнирным креплением двух симметричных колодок на одной общей неподвижной опоре А действуют следующие силы: сила Р, прижимающая колодки к барабану; реакции У1 и У2 колодок; силы трения Хг и Х2 между колодками и барабаном.

Рис. 1. Колодочные тормоза барабанного типа: а — с шарнирным креплением симметричных колодок на общей неподвижной опоре; б — с креплением колодок на отдельных опорах; в — с плавающими колодками; г — с размещением опор колодок на противоположных сторонах тормозного диска

Момент силы Хг относительно опоры колодок действует в ту же сторону, что и момент силы Р, и увеличивает прижатие первичной колодки. Момент силы Х2 направлен в обратную сторону по отношению к моменту силы Р и, следовательно, ослабляет прижатие к барабану вторичной колодки. Автомобиль тормозят почти всегда при его движении вперед. Поэтому первичная колодка будет постоянно находиться под действием большей силы трения и быстрее износится, чем вторичная. Поэтому для выравнивания износа фрикционную накладку на первичной колодке делают больших размеров, чем на вторичной. В таких тормозах невозможно индивидуальное регулирование положения нижних концов колодок.



В тормозах с креплением колодок на отдельных опорах возможна более точная регулировка. У тормозов с плавающими колодками последние при помощи шарнирных звеньев связаны нижними концами с общей опорой и автоматически устанавливаются в необходимое положение. В этих тормозах регулируют только верхние концы колодок. Такой способ крепления колодок обеспечивает более равномерный их износ по сравнению с колодками тормозов, описанных выше.

Рис. 2. Колесные тормоза

При размещении опор колодок на противоположных сторонах тормозного диска на обе колодки действуют одинаковые силы Р. Тогда моменты сил трения Х± и Х2 будут направлены в ту же сторону, что и моменты сил Р, и, следовательно,” обе колодки работают как первичные. Этот тормоз не создает дополнительных нагрузок на подшипники колес, так как силы, действующие на тормозной барабан, равны по величине и уравновешены в одинаковой степени. При прочих равных условиях тормоз этого типа дает больший тормозной момент по сравнению с моментом тормозов, выполненных по первым трем схемам. В процессе торможения при движении автомобиля задним ходом обе колодки работают как вторичные и тормозной момент заметно уменьшается.

Автомобили ГАЗ-63А, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320 имеют барабанно-колодочные тормоза, конструкция которых соответствует схеме, показанной на рис. 2, б. Тормоза передних и задних колес в этом случае имеют одинаковую конструкцию, и отличаются лишь размерами деталей. У автомобиля ГАЗ-24 «Волга» по такой схеме выполнены лишь задние тормоза.

Тормозной диск заднего тормоза прикреплен к фланцу кожуха полуоси ведущего моста, а тормозной диск переднего тормоза — к фланцу поворотного кулака переднего моста. Пружина стягивает стальные тормозные колодки, свободно посаженные на опорных пальцах, которые закреплены в тормозном диске гайками. На наружных концах пальцев поставлены метки для регулирования и сделаны головки под ключ. В верхней части колодки опираются на эксцентрики, под которые поставлены фиксирующие пружиньт. Зазор между колодками и барабаном регулируют при помощи эксцентриков и надетых на опорные пальцы эксцентриковых бронзовых шайб. К трущимся поверхностям колодок прикреплены имеющие различный угол охвата накладки из прессованной асбестовой массы. Верхние концы колодок упираются в поршни гидравлического разжимного устройства 8. Экран защищает это устройство от нагревания теплом от тормозного барабана. От бокового смещения колодки удерживаются скобами с пластинчатыми пружинами. Тормозной барабан прикреплен к ступице колеса так, что его можно снимать для доступа к тормозу, не снимая ступицы. В чугунный обод тормозного барабана залит стальной диск.

В колесном тормозе автомобиля ЗИЛ-130 на эксцентриковых осях планкой и стопорными кольцами укреплены две литые чугунные колодки. Колодки могут разжиматься кулаком, который приводится в движение червяком через червячное колесо, посаженное на шлицевой части валика кулака. Червяк в свою очередь приводится в движение, от пневматической камеры через шток и рычаг. Тормоз регулируют при помощи этой червячной передачи.

Обе тормозные колодки прижимают к барабану при помощи отдельных колесных тормозных цилиндров и имеют неподвижные опоры в виде пальцев. При движении автомобиля вперед обе колодки во время торможения работают как первичные. Осями качания колодок служат эксцентриковые шайбы. Пружины отводят колодки от тормозных барабанов при прекращении торможения.

В тормозных механизмах автомобилей ГАЗ-24 «Волга», ЗАЗ-966 «Запорожец» применены устройства для автоматического регулирования зазора между колодками и тормозными барабанами. Внутрь колесных цилиндров с натягом вставлено разрезное упорное кольцо. Поршень имеет замок в виде буртика, позволяющего поршню перемещаться относительно кольца 5 на 1,9—2;06 мм. Этого перемещения достаточно для нормальной работы тормозов. При увеличении в случае износа зазора между тормозными накладками и барабаном поршень во время торможения увлекает за собой упорное кольцо и перемещает его на величину этого зазора. При растормаживании поршень под действием стяжной пружины возвращается в исходное положение, а для перемещения упорного кольца силы этой пружины, равной 250 Н (25 кгс), недостаточно, так как для этого необходима сила в 500— 600 Н (50—60 кгс). Тормоз заднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга» выполнен по схеме, показанной на рис. 195, б, и имеет такое же автоматическое регулирование зазора между колодками и барабанами, как и тормоз переднего колеса.

Рис. 3. Тормоз переднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга»; 1 — соединительная трубка; 2 — тормозной щит; 3 — колодка; 4 — колесный тормозной цилиндр; 5 — упорное кольцо; 6. — поршень; 7 — стяжная пружина; 8 — эксцентриковая шайба опорного пальца; 9 — опорный палец; 10 — перепускной клапан

Рис. 4. Тормоз заднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга»: 1 — эксцентрик опорных пальцев; 2 — опорный палец; 3 — регулировочный эксцентрик привода рабочего тормоза; 4 — перепускной клапан; 5 — маятниковый рычаг; 6 — передняя колодка; 7 — защитный колпак; 8 — поршень; 9 — упорное кольцо; 10 — стяжная пружина; 11 — колесный тормозной цилиндр; 12 разжимной стержень; 13 — задняя колодка; 14 — рычаг тормозного механизма заднего колеса


Читать далее:

Категория: - Рулевое управление и тормозная система

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины