Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Механизация земляных работ

Публикация:
   Комплексная работа бульдозеров с другими машинами

Читать далее:




Комплексная работа бульдозеров с другими машинами

В зависимости от характера выполняемых работ, вида земляного сооружения и принятой схемы производства работ бульдозеры работают в комплекте с экскаваторами, транспортными средствами (автомобильным, железнодорожным и конвейерным транспортом), уплотняющими машинами, грейдерами и т. д.

Комплектом машин, в состав которого входят одноковшовые экскаваторы и бульдозеры, производят в основном разработку грунта в выемках с транспортировкой его в отвал или полезную насыпь на расстояние до 100 м. При этом возможно использование бульдозера в качестве вспомогательной машины для транспортировки грунта (1-я схема) или в качестве основной машины для разработки грунта (2-я схема).

При работе по первой схеме экскаватор разрабатывает грунт и отсыпает его во временный отвал. Бульдозер транспортирует грунт из временного отвала в постоянный или в полезную насыпь, а также производит зачистку дна выемки, если эта операция предусмотрена проектом. Эта схема производства работ целесообразна при разработке грунта в глубоких выемках, выполнении вскрышных работ, отсыпке насыпей из резервов и других земляных работах, когда применение транспортных средств или повторное перемещение грунта экскаватором экономически невыгодно.

На вскрышных работах и рытье широких выемок глубиной до 1 м, а также при выполнении планировочных работ грунт целесообразно разрабатывать бульдозерами. В этих случаях экскаваторы используют в качестве вспомогательных машин для отсыпки грунта в отвал или погрузки его в транспорт.

Для отсыпки грунта в отвал применяют экскаваторы-драглайны, рабочие параметры которых позволяют перемещать грунт на большее расстояние по сравнению с другими видами рабочего оборудования.

При выполнении планировочных работ погрузку грунта в транспорт целесообразно производить экскаваторами, оборудованными прямой лопатой. Для этого планируемую площадь разбивают на квадраты со стороной 40…45 м. Бульдозер срезает грунт слоями 10… 15 см и перемещает его во временный отвал, расположенный в центре каждого квадрата. Высота отвала должна быть равна 2.5…3 м, что позволит обеспечить производительную работу экскаватора. Число одновременно работающих бульдозеров и транспортных средств определяют с учетом обеспечения бесперебойной работы экскаватора. В отдельных случаях для погрузки разработанного бульдозерами грунта применяют эскаваторы, оборудованные драглайнами.

По каждому слою грунта перед его уплотнением бульдозер проходит вдоль трубы с поднятым отвалом и предварительно уплотняет грунт. Это способствует уменьшению числа проходов грунтоуплотняющих машин. Непосредственно к трубе грунт подталкивается бульдозером и уплотняется вручную пневмотрамбовками.

Послойное уплотнение грунта выполняется пневмокат-ками массой 26 т, а в некоторых случаях автомобилями-самосвалами массой с грузом соответственно 21…26 т. Движение грунтоуплотняющих катков или автомобилей-самосвалов выполняется по челночной схеме вдоль трубы.

Грунт отсыпается слоями примерно 30 см. Скорость передвижения катка не должна превышать 5 км/ч. В дальнейшем эти параметры могут изменяться по результатам контроля уплотнения грунта. Вблизи трубы толщина слоев принимается не более 15 см исходя из массы ручных пневмотрамбовок. Таким. образом, в пределах каждого слоя, уплотняемого катком, размещается два слоя, уплотняемых пневмотрамбовками.

Подсыпку грунта и послойное его уплотнение необходим мо производить одновременно с обеих сторон трубы, чтобы не нарушить целостность укладки трубы. Разница в месте засыпки с обеих сторон трубы допускается не более толщины одного слоя.

При уплотнении грунта, лежащего выше диаметра трубы, катки могут подходить к телу последней на расстояние до 10 см. Часть грунта, находящаяся непосредственно над трубой, не подлежит уплотнению и только при достижении толщины слоя грунта над трубой 50…60 см разрешается проход бульдозеров и катков над трубой.

Фильтрующие насыпи, сооружаемые из местных материалов, вместо традиционных водопропускных труб и малых мостов уже давно зарекомендовали себя как весьма прогрессивные конструкции водопропускных сооружений.

Рис. 97. Засыпка труб
а — схема работ; б — схема засыпки; 1 — автомобиль-самосвал; 2 — бульдозер; 3 —труба; 4 — каток; 5 — участок, уплотняемый электротрамбовками; 6 — участки грунта над трубой, не укладываемые катком (цифры в кружках указывают последовательность укладки слоев грунта)

Однако их широкое внедрение сдерживается из-за трудностей механизации отбора и сортировки фильтрующих материалов. Пока в равной степени механизированы лишь подготовка основания, рыхление породы для получения кондиционного камня дренирующей засыпки, погрузка отобранного камня на транспортные средства и транспортировка камня. Эти операции соответственно выполняют с помощью бульдозеров, взрывных методов, фронтальных тракторных погрузчиков или экскаваторов и автомобилей-самосвалов.

Как показали исследования, проведенные в ЦНИИСе, уровень комплексной механизации работ при сооружении фильтрующих насыпей составляет около 50% (по трудозатратам). Повышение уровня комплексной механизации возможно при механизации таких работ, как отсыпка тела фильтрующих насыпей, отбор кондиционных материалов (камня) и изоляция насыпей от засорения.

Перспективными для отбора кондиционного камня и погрузки его в автомобили-самосвалы могут оказаться погрузчики и экскаваторы, оборудованные ковшами с решетчатыми днищами, через которые каменная мелочь будет свободно высыпаться, что позволит заготовлять и погружать кондиционный камень в автомобили-самосвалы одной машиной.

На строительстве плотины Горловского водохранилища трестом «Укрводстрой» применялась схема погрузки грунта, щебня и гравия в карьерах по специальному лотку, устроенному на погрузочной эстакаде, по которому материал бульдозерами сгружали в транспортные средства.

На строительстве БАМа была применена технология совместной работы бульдозеров и автомобилей-самосвалов на погрузке и транспортировке грунта из карьера. Технология предусматривала погрузку грунта, гравия и щебня в автомобили-самосвалы с использованием деревянных стационарных эстакад торцового и проходного типа, по которым бульдозеры мощностью 230…300 кВт подавали породу в самосвалы грузоподъемностью 12… 14,5 т. Такая технология позволила по-новому подойти к решению вопроса использования бульдозеров как основной машины и сделать эстакадный метод одним из наиболее эффективных и экономичных при разработке песчано-гравийных, скальных и дресвянных карьеров, а также выемок объемом 80 тыс. м3 и более.

Деревянная эстакада (рис. 98, с) представляет собой скрепленную скобами рамную конструкцию из бревен диаметром 28…35 см. Для предохранения от повреждений верхний настил эстакады закрывали стальным листом и укладывали два бревна поперек настила для движения по ним отвала бульдозера.

Рис. 98. Схемы погрузочных эстакад
а со сквозным проездом; б — с тупиковым заездом; 1 — стойки; 2 — настил

При отсутствии грунтовых вод эстакады желательно заглублять, чтобы уменьшить угол подъема грунта бульдозерами и тем самым повысить их производительность.

Если карьер расположен на склоне сопки, можно устраивать тупиковые деревянные эстакады (рис. 98, б). По конструкции они аналогичны проходным. При тупиковой эстакаде автомобили-самосвалы подаются внутрь эстакады задом. Это увеличивает продолжительность подачи самосвалов и снижает производительность эстакады, но зато для работы требует меньше бульдозеров.

На БАМе при больших объемах работ, когда с одной стоянки грузили не менее 30 тыс. м3 грунта, применяли эстакады с двумя и тремя окнами. Как правило, такие эстакады могут быть перемещены по мере необходимости на небольшое расстояние. Для работы на такой эстакаде необходимо 5…6 тяжелых бульдозеров. При продолжительности загрузки самосвала 40…50 с производительность одного окна эстакады — 2…2,5 тыс. м8 в смену, размер окна 0,8X1,3 м.

При разработке выемок чаще применялись торцовые эстакады с одним окном, поскольку их проще перемещать. Производительность таких эстакад, обслуживаемых двумя бульдозерами при погрузке скальных грунтов, составляла до 2000 мэ в смену.

В водохозяйственном строительстве широко применяют бульдозеры в комплекте с экскаваторами. Бульдозерами разрабатывается верхняя часть канала и нижняя часть отвала. Затем экскаватором добирается полный профиль канала глубиной 2…3 м и укладывается кавальер. После этого зачистка откосов канала и кавальеров производится бульдозером с дополнительным отвалом. В дорожном строительстве часто земляное полотно осуществляется в виде врезных полок — полувыемок или насыпей, прислоненных к косогору.

Для организации работы по сооружению земляного полотна вдоль всей косогорной выемки выполняют технологическую полку минимальной ширины, на которой затем размещают землеройные машины и оборудование. При устройстве такой полки целесообразно применять бульдозеры с поворотным отвалом и разрабатывать грунт поперечно-диагональными проходками. При работе на косогоре возможна потеря устойчивости бульдозером, которая приведет к скольжению машины вниз по склону или к опрокидыванию бульдозера при просадке одной из гусениц. Оба эти вида потерь устойчивости, особенно у бульдозеров с неповоротным отвалом, могут произойти вследствие деформации присыпки, с которой обычно осуществляют врезку в косогор.

Установлено, что в талых скальных и песчаных грунтах устойчивость бульдозера по скольжению обеспечивается при косогорности не более 30°,в глинах нормальной влажности (на пределе раскатывания) при работе вдоль образующей склона с уклоном не более 38° и поперек склона — не более 30°. В случае мерзлых грунтов устойчивость по скольжению достаточна в скальных грунтах с мелкозернистым заполнителем на косогорах крутизной до 15°, а в песчаных и глинистых до 12°.

К мероприятиям, способствующим повышению безопасности работы бульдозеров на косогорах, относятся также обеспечение их типовыми шпорами противоскольжения. Шпора — это штампованная деталь уголкового сечения, прикрепляемая к башмаку гусеницы двумя болтами с выступом над гребнями башмаков примерно на 35 мм.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Механизация земляных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Комплексная работа бульдозеров с другими машинами"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства