Строительные машины и оборудование, справочник





Комплектование деталей

Категория:
   Ремонт дорожных машин


Комплектование деталей

Комплектование деталей представляет собой процесс подбора полного комплекта деталей, входящих в состав узла, агрегата или машины. Основная цель комплектования — это уменьшение до минимума подгоночных работ при сборке узлов, агрегатов и машин, а также повышение производительности труда рабочих на сборке. Комплектование узлов и агрегатов производят согласно комплектовочной ведомости из новых, восстановленных и признанных годными к дальнейшей эксплуатации деталей. В комплект подбирают детали, соответствующие требованиям технических условий. Процесс комплектования деталей включает предварительный подбор деталей по размерам, массе и другим парамерам, а также выполнение определенных слесарно-подгоночных операций. Слесарно-подгоноч-ные работы выполняют в процессе предварительной сборки (запрессовка и обработка втулок шатунов, подгонка зазоров в замках поршневых колец, притирка клапанов и т. д.). Процесс комплектования деталей проводят в определенной последовательности. Обычно комплектуют узлы, а затем из собранных узлов — агрегаты. Подбор деталей для узла начинают с основной (базовой) детали комплектуемого узла. Затем подбирают сопряженные с ней детали. Мелкие детали (прокладки, болты, гайки, шайбы, шплинты и др.) комплектуют по количеству для каждого узла. Подобранные узлы и детали укладывают в специальную тару и отправляют на рабочие места сборки.

В практике существует два способа подбора сопряженных деталей: штучный и групповой (селективный).

Сущность штучного подбора заключается в том, что к одной детали, имеющей какой-то действительный размер, подбирают вторую деталь данного сопряжения исходя из величины зазора или натяга, допускаемого техническими условиями при сборке. Например, поршни и гильзы двигателя Д-130 обрабатывают с широким полем допусков, вследствие чего не всякий поршень может быть поставлен в любую гильзу. По техническим условиям на сборку нормальный зазор между гильзой и поршнем должен быть в пределах 0,34—0,38 мм. Поршни для одного двигателя подбирают к гильзам по зазору при помощи двух щупов.



Рис. 22. Контроль зазора между рабочей поверхностью гильзы и поршнем протягиванием ленты-щупа:
1 — гильза; 2 — лента-щуп; 3 — поршень; 4 — динамометр

Толщина одного равна минимально допустимому, зазору (0,34 мм), а другого —максимально допустимому зазору (0,38 мм). Если поршень с толщиной щупа 0,34 мм проходит по всей длине гильзы свободно, а со щупом, толщина которого соответствует максимальному зазору (0,38 мм), не проходит, то такие поршень и гильзу считают скомплектованными. Щуп закладывают между юбкой поршня и гильзой на всю длину юбки поршня в плоскости, перпендикулярной оси отверстия бобышек. Для точности подбора рекомендуется протягивать щуп между поршнем и гильзой в трех положениях под углом 120° по окружности гильзы.

Рис. 23. Контроль зазора

При штучном подборе деталей затрачивается много времени на их подбор, что оказывает влияние на увеличение себестоимости ремонта машин. Несмотря на это штучный подбор применяется в ремонтных мастерских, так как он не требует предварительной технологической подготовки. Этот способ особенно эффективен в мастерских, которые ремонтируют большую номенклатуру дорожных машин.

Сущность группового (селективного) подбора заключается в том, что сопряженные детали, изготовленные с относительно широкими полями допусков, рассортировываются на размерные группы с суженными полями допусков. Отсортированные детали клеймят цифрами, буквами или красками определенных цветов.

Максимальные и минимальные монтажные зазоры для всех групп будут одинаковы и соответствовать техническим условиям данного соединения.
Рассмотрим пример подбора поршневых пальцев двигателя СМД-14 по диаметру отверстия в бобышке поршня. В табл. 2 приведены обозначения размерных групп поршневых пальцев и отверстий в бобышках поршней.

Конструктивный допуск диаметра пальца определяем путем сложения верхнего и нижнего отклонений диаметра пальца: 0,001 + -4-0,009=0,01 мм. Количество групп по техническим условиям — 2, следовательно, допуск размера каждой группы: 0,01:2=0,005 мм.

Групповой подбор в основном применяется для подбора ответственных деталей (гильз, поршней, поршневых пальцев, коленчатых валов и др).

Таблица 1

Таблица 2

Он обеспечивает хорошее качество сборки данного сопряжения и увеличивает производительность труда при сборке, но требует технической подготовки производства. Этот способ применяется на крупных специализированных ремонтных заводах с большой производственной программой одномарочных машин. Детали подбираются также и по другим параметрам. Например, поршни и шатуны подбирают по массе. Для двигателя Д-130 допустимая разница в массе поршней для одного комплекта не должна превышать 15 г, а допустимая разница в массе шатунов — 40 г.

Приборы и инструменты.

При комплектовании деталей применяют следующий инструмент и приборы: – универсально-измерительный инструмент (микрометры, индикаторы, нутромеры и др.); – жесткий мерительный инструмент (предельные калибры, скобы и пробки); – приборы (весы, динамометры) и различные приспособления (для запрессовки поршневых пальцев, оправки для установки поршневых колец в канавки поршней и др.).

Организация рабочих мест. Рабочие места комплектовщиков организовывают в комплектовочном отделении сборочного цеха. Отделение комплектовки должно быть отделено от остальных производственных участков.

В этом отделении устанавливают столы для контроля деталей, стеллажи и шкафы для хранения инструмента и приспособлений, слесарные верстаки с тисками, гидравлические или пневматические прессы, сверлильный станок и обдирочно-шлифовальный станок для подготовки деталей. Расстояние между оборудованием, инвентарем, колоннами и стенами здания с учетом проездов автопогрузчиков, электрокар и тележек должно соответствовать действующим нормам. Рабочие места рекомендуется специализировать по наименованию агрегатов, узлов, например, рабочее место для комплектования и подборки шатунно-поршневой группы (рис. 23), коробок передач, редукторов и др. Рабочие места должны иметь местное освещение. Для транспортирования деталей рекомендуется использовать специальную тару с гнездами соответствующих размеров. Громоздкие и тяжелые детали (блоки цилиндров, корпуса редукторов, стрелы экскаваторов и другие детали) комплектуют непосредственно на участках сборки, минуя отделение комплектовки. В качестве подъемно-транспортных средств применяют электротельферы на монорельсе, конвейеры, рольганги, автопогрузчики, электрокары и др.

Рис. 23. Рабочее место комплектования и подборки шатунно-поршневой группы:
1 — приспособление для проверки и правки шатунов; 2, 5, 9, 10 — стеллаж для накопления деталей; 3 — специальные весы для определения массы шатунов; 4 — приспособление для запрессовки поршневых пальцев; 6 — стол; 7 — электрошкаф для нагрева поршней; 8 — приспособление для замера параллельности торцов канавок поршней к оси отверстия под поршневой палец; 11 — приспособление для подбора поршней по гильзам; 12 — весы для взвешивания поршней; 13 — оправка для установки поршневых колец в канавки поршня; 14— тара с гнездами, для укладки деталей; 15 — рольганг; 16, 17 — ящики для хранения инструмента и салфеток

Рабочие места должны быть оснащены техническими условиями, чертежами, таблицами посадок деталей, каталогами деталей, входящих в узлы, агрегаты, а также полным комплектом инструментов, приборов и приспособлений.

Читать далее:

Категория: - Ремонт дорожных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Экономическая оценка спроектированного технологического процесса ремонта деталей
Нормирование станочных и ручных работ
Основы технического нормирования
Cущность и задачи научной организации труда на ремонтных предприятиях
Проектирование основных цехов и отделений ремонтного предприятия
Основные положения по проектированию ремонтных предприятий
Техника безопасности при ремонте электрооборудования
Ремонт электрооборудования и аккумуляторных батарей
Ремонт топливной аппаратуры
Ремонт типовых деталей двигателей внутреннего сгорания


Остались вопросы по теме:
"Комплектование деталей"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы