Строительные машины и оборудование, справочник





Конструктивно-эксплуатационные характеристики машин

Категория:
   Землеройно-транспортные машины

Конструктивно-эксплуатационные характеристики машин

Производительность машины — величина, которая характеризуется количеством продукции, вырабатываемой в единицу времени, обычно в I ч.

Различают следующие виды производительности.

1. Теоретическая (или конструктивная) производительность Пк — производительность за 1 ч непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений, расчетном значении нагрузок на рабочем органе и расчетных условиях работы в условном материале.



1. Теоретическая (или конструктивная) производительность Пк — производительность за 1 ч непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений, расчетном значении нагрузок на рабочем органе и расчетных условиях работы в условном материале.

Расчетные скорости имеют место при использовании максимальной мощности двигателей. Расчетные нагрузки отвечают нормальному рабочему режиму. Расчетные условия отражают наиболее характерные для данной машины условия работы, на которые она рассчитана.

Для скрепера это грунт средней крепости, естественной влажности при работе без преодоления подъемов.

Теоретическая производительность является своего рода «модулем машины», не отражающим ее надежности и долговечности и пригодным только для предварительного сопоставления. Теоретическая производительность может быть превзойдена, если фактические условия работы легче расчетных.

2. Техническая производительность Пт — это максимально возможная для данной модели и в данных условиях производительность, которая достигается непосредственно в производственных условиях при непрерывной работе (без простоев).

Обычно считалось, что коэффициент Кт близок к единице. Однако примеры работы многих передовиков производства показали, что величина Кт может быть значительно больше. Это объясняется тем, что теоретическая производительность определяется исходя из расчетных условий, скоростей заполнения рабочего органа и т. п. В действительности же все эти факторы могут иметь более высокие значения, чем предполагаемые при расчете.

Исследования и опыт эксплуатации показали, что правильно определенная техническая производительность является пределом возможностей машины, которая не может быть превзойдена без внесения изменений в конструкцию (изменения рабочих скоростей, мощности двигателя и т. п.).

Маневренность машины—это способность ее работать и передвигаться в стесненных условиях, а также разворачиваться на месте. Иногда маневренности придают более широкое значение, отвечающее скорее свойству, называемому подвижностью.

Подвижность машины — способность машины передвигаться как по строительному участку, так и вне его. Подвижность определяется скоростью движения (рабочей и транспортной), проходимостью, устойчивостью при движении и работе, габаритом машины и другими параметрами.

Проходимость машины — способность преодолевать различные неровности местности, соизмеримые с размерами ее ходовой части, проходить не увязая и не застревая по влажным и рыхлым грунтам, преодолевать неглубокие водные преграды.

Проходимость определяется силой тяги, удельным давлением на грунт, величиной дорожного просвета (клиренса), углами переднего и заднего свеса, а у машин с колесным ходом — числом ведущих осей, диаметром, числом и расположением колес, давлением и протектором шин, продольным и поперечным радиусами проходимости, минимальным радиусом поворота.

Кроме того, поверхность действительного контакта гусениц с грунтом зависит от характера поверхности грунта и его свойств.

Чтобы обеспечить проходимость машин при бездорожье по слабым грунтам, удельное давление должно быть не больше 100 кн/м2 (104 /сГ/ж2).

Во многих конструкциях современных машин на колесном ходу применяется устройство, позволяющее регулировать давление в шинах на ходу в зависимости от того, по каким грунтам проходит машина.

Дорожный просвет (клиренс) представляет собой расстояние от самой нижней точки машины (оси, картера и т. п.) до поверхности дороги. От величины дорожного просвета С зависит способность машины двигаться по местности. Обычно эта величина равна 0,28—0,45 м.

Для колесных машин одна величина С не может характеризовать проходимость в тех случаях, когда на пути машины встречаются неровности. Поэтому проходимость оценивают дополнительно двумя величинами: продольным радиусом проходимости pi и поперечным радиусом проходимости р2 (рис. 19). Величина pi есть радиус окружности, которая проходит через самую низкую точку шасси и касается переднего и заднего колес.

Рис. 19. Дорожный просвет, продольный и поперечный радиусы проходимости

Проходимость машины зависит от ширины дороги и радиусов поворотов. Эти величины характеризуют так называемую ширину габаритного коридора. Последняя имеет особенно большое значение при перевозке тягачами машин большой длины. Ширина габаритного коридора, отвечающая проходимости машины, может быть легко определена графическим путем, как показано на рис. 20. Это построение производится следующим образом.

Рис. 20. Графическое определение ширины габаритного коридора

Устойчивость машины при перемещении определяется возможностью ее движения на подъемах, спусках и косогорах, беч опасности опрокидывания. Если опустить перпендикуляр из центра тяжести машины на опорную поверхность и соединить центр тяжести с точками, вокруг которых возможно опрокидывание машины (рис. 21), то углы он и а2 будут характеризовать продольную устойчивость машины, а углы pS и 02 — поперечную устойчивость.

Рис. 21. Примерные схемы для определения устойчивости машин

Как показали исследования ВНИИСтройдормаша, указанные выше зависимости устойчивости землероино-транспортных машин недостаточны для определения устойчивости прицепных и полуприцепных машин.

Рис. 22. Схема для определения устойчивости машин с одноосным тягачом

Удельная металлоемкость машины — показатель, обычно вы—ражаемый в виде массы машины, отнесенной к емкости рабочего органа, например ковша скрепера, к мощности двигателя, к производительности.

Читать далее:

Категория: - Землеройно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины