Строительные машины и оборудование, справочник







Конструктивные элементы и профили дорог

Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры


Конструктивные элементы и профили дорог

Дорога предназначена для перемещения различного вида автомобильного транспорта. Для перемещения гусеничных машин и гужевого транспорта обычно используют обочины и сооружают вспомогательные дороги.

Вид на дорогу сверху называется планом дороги, а на ее ось — трассой дороги. Дорога состоит из прямолинейных и криволинейных участков и делится на километры и стометровые участки — пикеты.

Отклонение от прямой линии позволяет избежать строительства дорогостоящих мостов, переноса ранее сооруженных зданий, избежать болот, холмов и всех тех мест, где для сооружения дороги требуются большие затраты.

Изображение на чертеже продольного сечения земной поверхности по оси дороги называется продольным профилем (или разрезом) дороги (рис. 2).

Рис. 2. Продольный профиль дороги и ее конструктивные элементы:
1 — черная линия, 2 — красная линия, 3 — насыпь, 4 — выемка, 5 — водопропускная труба

Уклон, или крутизна, отдельного участка дороги характеризуется отношением разности величин отметок в начале и в конце участка к длине этого участка.

Лишний грунт укладывают в кавальер — земляной вал, располагаемый вдоль дороги, обычно с трапецеидальным поперечным сечением.

При возведении насыпи грунт берут из резерва. Резервы при необходимости закладывают с обеих сторон дороги, если это возможно в местных условиях. Глубину и площадь резервов определяют в соответствии с объемом требующегося грунта. Для стока воды дно резерва планируют с уклоном.

В качестве резерва используют водосточные канавы-кюветы, которые в некоторых случаях делают более широкими, чем требуется для пропуска воды. Кюветы устраивают треугольного и трапецеидального сечения.

Для стока вод под дорожным полотном устраивают водопропускные трубы, а при переходе через большие ручьи и реки сооружают мосты.

При пересечении дорог строят искусственные сооружения — путепроводы.

Черной линией называется продольный профиль поверхности земли в вертикальной плоскости, проходящей через ось полотна дороги. Отметки точек черной линии называются черными отметками.

Красной линией, или проектной, называется продольный профиль проектируемой дороги, отнесенный к бровке полотна.

Отметки точек проектной линии называются проектными или красными отметками.

Рабочей отметкой называется разность между проектными и черными отметками, находящимися на одной вертикали. Величина рабочей отметки определяет высоту насыпей или глубину выемок. Если проектная линия проходит выше черной, возводится насыпь и рабочие отметки имеют знак плюс. Если же красная линия проходит ниже черной, рабочие отметки имеют знак минус л в этом месте делают выемку. Отметки определяют при помощи нивелира и специальных реек.

Рис. 3. Поперечный профиль дороги и ее конструктивные элементы:
1 — дорожная полоса, 2 — земляное полотно, 3 — дорожное полотно, 4 — проезжая часть, 5 — обрез, 6 — кювет, 7 — откос, 8 — насыпь, 9 — корыто с покрытием дороги, 10 — обочина, 11 и 13 — бровки, 12 — высота насыпи, 14 — берма

Когда запроектирована красная линия и определены рабочие отметки, в местах перелома красной линии и на пикетах забивают колышки и рядом с ними вторые колышки, указывающие необходимую высоту подсыпки или снятия грунта.

За пределами дорожного полотна по обе стороны дороги устанавливают колышки-дублеры на расстоянии 10—15 м от оси.

На рис. 3 показан поперечный профиль дороги.

Полоса отвода местности, или дорожная полоса, — это земля, отведенная для различных дорожных сооружений, в том числе станций обслуживания, стоянок автоколонн, машиннодорожных отрядов и подсобных предприятий. На полосе отвода располагают снегозащитные насаждения, линии связи и т. д. Здесь же размещена дорога для гусеничного и гужевого транспорта, велосипедные и пешеходные дорожки.

Дорожное полотно состоит из обочин и проезжей части, на поверхности которой в корыте, образуемом обочинами, размещается дорожное покрытие.

Земляное полотно предназначено для устройства проезжей части.

Кромка насыпи и кромка внешних откосов называются бровками.

Бермой называется уступ, образованный между насыпью и кюветом или резервом. Берма предохраняет откосы насыпи от сползания при выпадении на нее снега или при ливнях.


Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Правила безопасной работы при эксплуатации землеройно-транспортных машин
Техника безопасности на рабочем месте землеройно-транспортных машин
Спецодежда и обувь рабочего землеройно-транспортных машин
Нормирование и оплата труда механизаторов
Ремонт землеройно-транспортных машин
Обслуживание землеройно-транспортных машин в зимних условиях
Обкатка и консервация землеройно-транспортных машин
Смазка землеройно-транспортных машин
Уход за шинами
Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес


Остались вопросы по теме:
"Конструктивные элементы и профили дорог"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы