Строительные машины и оборудование, справочник





Конструктивные особенности и характеристика козловых кранов

Категория:
   Краны для строительства мостов

Конструктивные особенности и характеристика козловых кранов

К козловым относятся краны, у которых горизонтальное пролетное строение — ферма — опирается на две ноги.

У козловых кранов с малым пролетом — расстояние между центрами ходовых колес 10-12 м (рис. 1) — обе ноги выполнены жесткими, а с пролетами более 12 м (рис. 2) одна нога жесткая, другая гибкая. Наличие гибкой ноги исключает опасную возможность заклинивание и недопустимых перекосов ног при температурных изменениях длины моста или случайных изменениях положения подкрановых путей.



Рис. 1. Схема козлового крана пролетом 10-П> м с грузовой тележкой

Конструктивно козловой кран может быть выполнен одно-или двухконсольным, или вообще бесконсольным (рис. 3).

Рис. 2. Схема козлового крана пролетом > 12 м с электроталью

Рис. 3. Схема бесконсольного козлового крана с канатной тягой

Вдоль моста козлового крана перемещается грузовая тележка или обычная самоходная электроталь (тельфер) грузоподъемностью 5-8 т.

Наиболее распространены козловые крюковые краны общего назначения грузоподъемностью 1-50 т, основные параметры которых регламентированы ГОСТ 7352-55. В соответствии с этим Гостом ВНИИПТМАШем разработаны рекомендуемые параметры козловых кранов.

Грузовые тележки козловых кранов выполняются большей частью двухрельсовыми, реже — однорельсовыми. Двухрельсовые тележки могут перемещаться по верхнему и нижнему поясам моста, однорельсовые — лишь по нижнему.

По конструкции тележки бывают двух типов. На первых размещены механизмы подъема груза и передвижения, у вторых они отсутствуют. Вместо них установлены отклоняющие блоки грузового каната и закреплен трос тяговой лебедки, расположенной на мосту крана. Тележки второй конструкции значительно легче первой, а следовательно, и вес металлоконструкций моста крана меньше.

Кабина управления краном может быть неподвижной (для кранов с малым пролетом) или подвижной, перемещаемой одновременно с тележкой по тем же рельсовым путям.

Конструкция моста козлового крана выполняется однобалочной для легких и средних кранов и двухбалочной для тяжелых. Сама металлическая конструкция балок может быть решетчатой или сплошностенчатой прямоугольного, треугольного или трапецеидального сечения. Для удобства транспортирования, а также для монтажа крана на различную длину пролета мост изготовляют составным с соединениями на болтах или пальцах. К ногам мост крепится также на болтах. В тех случаях, когда козловые краны выполняются самомонтирующимися (что особенно важно для строительных кранов, часто перебазируемых с одной стройки на другую), опорные ноги крепят при монтаже крана на шарнирах.

Стягиванием ног при помощи канатов и лебедок крана достигается подъем моста в проектное положение, после чего ноги закрепляют к мосту болтами, а в нижней части ноги связывают продольной балкой — растяжкой. Для предотвращения перекоса при подъеме моста каждая пара ног связывается между собой синхронизирующим устройством — зубчатыми секторами, параллелограммными тягами и т. д.

По концам продольных балок ног установлены двухребордные ходовые колеса, приводимые от двигателя, расположенного на мосту с трансмиссией в виде системы горизонтальных и вертикальных валов или от индивидуального двигателя через систему зубчатых передач. Последний тип привода применяется в подавляющем большинстве конструкций современных козловых кранов. Приводными обычно является половина ходовых колес крана.

Энергоснабжение козловых кранов осуществляется от внешней сети по троллеям или посредством гибкого кабеля.

Рис. 4. Схема бесконсольного козлового крана из элементов УИК.

Кроме козловых кранов, серийно выпускаемых промышленностью, в транспортном строительстве и преимущественно в мостостроении применяются краны, собранные из инвентарных металлоконструкций УИКМ. Один из них — бесконсольный козловой кран грузоподъемностью 70 т пролетом 30 м (рис. 4) — успешно применялся на строительстве моста через р. Дон у Ростова.

Ригель (мост) этого крана квадратного сечения. Тележка с канатным механизмом передвижения перемещается по верхнему поясу ригеля. Для подъема груза использованы две стандартные 5-/л лебедки, каждая из которых связана с восьмикратным полиспастом

Все козловые краны передвигаются по рельсовым путям и снабжены противоугонными захватами, рассчитанными на удержание кранов при любом ветре. В козловых кранах легкого типа получили распространение клещевые захваты с винтовыми стяжками. Однако сила зажатия рельсов такими захватами не всегда бывает достаточной для удержания крана. При сильных порывах ветра, особенно при внезапном ветре, более надежными являются захваты автоматического действия; захваты же с ручным приводом могут допускаться только в случае, когда максимальная сила давления ветра оказывается меньше сопротивления движения крана при незаторможенном механизме передвижения.

Один из распространенных типов автоматического захвата клиновой, в котором тяжелые клинья, опускаясь вниз под действием собственного веса, разводят удлиненные верхние плечи клещевых рычагов и сближают короткие плечи их, зажимающие головку рельса. При прекращении действия захватов клинья поднимаются канатами при помощи лебедок, и рычаги усилием пружин отводятся от рельсов. Ход захвата вверх ограничивается конечным выключателем. На кране установлен анемометр, который посредством реле при определенном давлении ветра включает лебедки на опускание клиньев.

При расчете коэффициент трения губок о рельсы следует принимать 0,15-0,18 и коэффициент запаса торможения — 1,2.

Для смягчения ударов козловых кранов об упоры на концевых участках подкрановых путей установлены пружинные или пружинно-фрикционные буфера. Так как на этих же участках расположены конечные выключатели, прерывающие подачу тока к механизмам передвижения при подходе кранов к упорам, то в расчете буферов принимается, что кран может ударяться о буфер, двигаясь со скоростью, составляющей 0,6 нормальной скорости движения.

Типажем кранов для транспортного строительства предусмотрены козловые краны марок К-4, К-6, ККТС-20, К-305, К-751 или модернизированный кран К-451.

Рельсовый путь, по которому передвигается козловой кран, укладывают на балластном основании — песчаном или щебеночном, причем первый из них допускается лишь для кранов грузоподъемностью до 5 т. Рельсы применяются типов Р38 и Р43; длина шпал (типа IA) должна быть не менее 1350 мм. Рекомендуемое расстояние между шпалами 500-700 мм (в зависимости от грузоподъемности крана). Толщина слоя песчаного балласта должна быть не менее 300 мм; щебеночно-гравийного для кранов грузоподъемностью до 5 т — 250 мм; для остальных — 400 мм. Концы шпал должны быть перекрыты балластом не менее чем на 200 мм.

Для большей устойчивости вдоль пути с внешней его стороны целесообразно прорезать кюветы для отвода дождевой воды.

Если под козловым краном необходимо проложить железнодорожные пути, то их ось должна быть не ближе 2750 мм от оси рельдового пути крана.

Устойчивость козловых кранов проверяют поперек и вдоль подкранового пути в рабочем и нерабочем состоянии на воздействие следующих сил: веса моста, веса тележки, веса груза, сил инерции массы тележки при разгоне и торможении ее или торможении моста, сил инерции массы моста при его торможении, силы давления ветра на груз и на кран.

Читать далее:

Категория: - Краны для строительства мостов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Конструкции и особенности эксплуатации кранов для навесного монтажа
Краны для навесного монтажа железобетонных мостов
Перспективы развития конструкций шлюзовых кранов
Конструкции, характеристика и особенности эксплуатации шлюзовых кранов
Шлюзовые краны для установки балок автодорожных мостов
Особенности эксплуатации консольных кранов
Конструктивные особенности и характеристика консольных кранов
Железнодорожные консольные краны
Особенности эксплуатации плавучих кранов
Монтаж, демонтаж и транспортировка плавучих кранов


Остались вопросы по теме:
"Конструктивные особенности и характеристика козловых кранов"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы