Строительные машины и оборудование, справочник







Конструктивные особенности механизмов управления автомобилей КАмаЗ

Категория:
   Ремонт автомобилей КАмаЗ


Конструктивные особенности механизмов управления автомобилей КАмаЗ

К механизмам управления автомобиля относятся рулевое управление и тормозные системы.

Рулевое управление предназначено для обеспечения прямолинейного движения автомобиля и изменения направления его движения за счет воздействия на передние управляемые колеса.

Рулевое управление автомобилей КамАЗ, показанное на рис. 74, состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, карданной передачи, рулевого механизма, гидравлического усилителя, насоса гидравлического усилителя и привода рулевого управления.

Рулевой механизм механического типа размещен в одном картере с гидравлическим усилителем. Конструктивно рулевой механизм выполнен в виде трех рабочих пар.

Первая рабочая пара: шестеренчатый угловой редуктор, передающий крутящий момент под углом от карданной передачи на винт рулевого механизма с передаточным отношением 1:1. Крепят угловой редуктор к картеру шпильками.

Вторая рабочая пара: винт — гайка с циркулирующими шариками, соединенная винтом с рейкой-поршнем.

Третья рабочая пара: рейка — поршень — зубчатый сектор. Рулевой механизм обеспечивает поворот управляемых колес и увеличивает усилия водителя, передаваемые на них. Передаточное отношение рулевого механизма семейства автомобилей КамАЭ-5320, -53212 и -5315 составляет 20:1, а у автомобилей семейства КамАЭ-4310 — 21,7:1. При неработающем двигателе (а следовательно, и при неработающем гидроусилителе) сохраняется возможность управления автомобилем.

Гидравлический усилитель облегчает управление автомобилем, снижает утомляемость водителя при движении автомобиля по неровным дорогам и пересеченной местности за счет гашения ударных нагрузок на рулевом колесе, повышает маневренные возможности автомобиля и обеспечивает безопасность его движения. Гидравлический усилитель состоит из клапана управления золотникового типа (распределительного устройства), гидравлического цилиндра с поршнем, размещенного в картере рулевого механизма, насоса с бачком, расположенных в развале цилиндров блока двигателя (вал насоса приводится во вращение от шестерни топливного насоса высокого давления), трубопроводов, шлангов и радиатора охлаждения рабочего масла.

Насос гидравлического усилителя лопастного типа в нагнетательной полости создает максимальное давление масла 7,5— 8,0 МПа (75—80 кгс/см2). Предохранительный клапан открывается при давлении в насосе 8,5—9,0 МПа (85—90 кгс/см2). В качестве рабочей жидкости применяют всесезонное масло марки «Р» или заменители: летом — масло Тп-22; зимой – веретенное масло марки АУ или АУП.

Привод рулевого управления состоит из сошки, продольной и поперечной рулевых тяг и рычагов. Рычаги поворотных кулаков, шарнирно соединенные с поперечной тягой, образуют рулевую трапецию, которая обеспечивает поворот управляемых колес. Максимальные углы поворота колес 45° обеспечивают минимальный радиус поворота автомобиля по колее внешнего колеса 8,5 м с шириной занимаемого коридора 4,5 м.

Устойчивое прямолинейное движение автомобиля обеспечивается за счет бокового наклона шкворня (6°) и развала колес (1°). Обеспечение «чистого» качения колес переднего моста достигается регулировкой схождения колес.

В семействе автомобилей КамАЗ-4310 поперечная рулевая тяга имеет П-образную форму. Такая форма поперечной рулевой тяги вызвана наличием картера главной передачи переднего ведущего моста, который она огибает.

Автомобили КамАЗ; обладающие большой массой и высокими скоростями движения, для обеспечения надежности работы и обеспечения безопасности движения оборудованы рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной автономными тормозными системами, аварийной системой растормаживания тормозов стояночной тормозной системы, приборами контроля и аварийной сигнализации о работе тормозных систем, тормозными механизмами и приводом тормозов прицепа или полуприцепа. Принципиальная схема пневматического привода тормозных систем автомобиля КамАЭ-5320 показана на рис. 75.

Рабочая тормозная система служит для обеспечения торможения автомобиля с необходимой интенсивностью вплоть до полной его остановки независимо от скорости движения, массы перевозимого груза и величины уклона дорог, по которым предназначены эксплуатироваться автомобили.

Рабочая тормозная система оснащена раздельным пневматическим приводом торможения передних колес и колес прицепа и приводом торможения колес задней тележки и колес прицепа. Привод управления осуществляется тормозной педалью, расположенной в кабине автомобиля.

В действие тормозные механизмы приводятся штоками двух тормозных камер типа 24, расположенных на передней оси (а у автомобилей КамАЭ-4310 — на переднем мосту) и четырех тормозных камер типа 20, размешенных на среднем и заднем мостах задней тележки. Тормозные камеры, находящиеся на задней тележке, соединены с пружинными энергоаккумуляторами, которые предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки при включении запасной и стояночной тормозных систем.

Рис. 74. Рулевое управление автомобиля:
а — общий вид; б — снятие рулевой сошки; в — сопряжение рулевых тяг с пальцем; г — регулировка свободного хода рулевого колеса; д—снятие рулевого колеса съемником; е—регулировка зацепления зубчатого сектора; ж—устройство и работа рулевого управления; 1 — карданный вал; 2— радиатор; 3— гидроусилитель; 4 — шестеренчатый угловой редуктор; 5 — винт-гайка; 6 — рейка-поршень-зубчатый сектор; 7 — насос; 8 — сошка рулевого управления; 9 — наконечник винта съемника; 10 — шаровой палец рулевых тяг; 11—приспособление для определения свободного хода рулевого колеса; 12 — съемник рулевого колеса; 13 — отвертка; 14 — регулировочный винт; 15 — контргайка; А, Б — калиброванные отверстия в корпусе насоса для дозировки масла, выходящего из насоса

Рис. 75. Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобиля КамАЗ:

Тормозная камера типа 24 переднего моста и тормозная камера задней тележки типа 20 показаны на рис. 76.

Педаль через систему тяг механически управляет двухсекционным тормозным краном.

Тормозные механизмы, показанные на рис. 77, установлены на всех колесах автомобиля. Тормозной путь при торможении рабочей тормозной системой должен быть для автомобиля не более 23 м, а для автопоезда — 25 м. Замедление. скорости движения автомобиля и автопоезда должно быть не менее 3,6 м/с2.

Запасная тормозная система предназначена для обеспечения торможения автомобиля при полном или частичном выходе из строя рабочей тормозной системы.

Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля в неподвижном состоянии на уклоне или горизонтальном участке пути.

Запасная и стояночная тормозные системы объединены в общую конструкцию: они имеют общий пневматический привод тормозных механизмов колес задней тележки, управляемый ручным тормозным краном. Отличие запасной и стояночной тормозных систем состоит в- способе управления ручным тормозным краном.

При использовании тормозной системы как запасной снижение скорости движения автомобиля осуществляется с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана. При этом тормозной путь должен быть для автомобиля не более 29 м, для автопоезда — 30 м. Установившееся замедление для автомобиля и автопоезда должно быть не менее 2,8 м/с2.

При использовании тормозной системы как стояночной рукоятку тормозного крана водитель устанавливает в одно из крайних фиксированных положений в зависимости от включения или выключения тормозной системы.

Вспомогательная тормозная система служит для уменьшения нагрузки на тормозные механизмы рабочей тормозной системы и уменьшения их температуры нагрева.

Она осуществляет перевод двигателя автомобиля в компрессорный режим с приводом от трансмиссии. При включении в работу вспомогательной тормозной системы двигатель превращается в моторный тормоз — замедлитель. Включение в работу двигателя как тормоза осуществляется заслонками дроссельного типа за счет перекрытия выпускных трубопроводов и отключения подачи топлива. Возникающий момент сопротивления вращения коленчатого вала благодаря силам противодействия в выпускном газопроводе и трения деталей шатун-но-поршневой группы обеспечивает торможение автомобиля на затяжных спусках горных дорог.

Рис. 76. Тормозные камеры автомобиля:
1 — передняя тормозная камера типа 24: а — положение механизма тормозной камеры при незаторможенных колесах автомобиля; .6— положение механизма тормозной камеры при торможении колес автомобиля; II — задняя тормозная камера типа 20 с пружинным энергоаккумулятором; в — конструкция задней тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором при положении механизма тормозной камеры и энергоаккумулятора с незаторможенными колесами автомобиля; г — положение механизма тормозной камеры и энергоаккумулятора при торможении колес автомобиля рабочей тормозной системой; д—работа энергоаккумулятора при торможении автомобиля запасной тормозной системой или при отсутствии в воздушных баллонах воздуха; е — аварийное растормаживание тормозных механизмов колес в случае отсутствия воздуха в тормозных системах автомобиля; 1 — корпус; 2— отверстие для сообщения внутренней полости тормозной камеры с атмосферой; 3 — крышка; 4 — штуцер; 5 — диафрагма; 6 — опорный диск; 7— защитный чехол; 8 — шток с регулировочной вилкой рычага тормоза; 9 — пружина; 10 — толкатель; II — поршень энергоаккумулятора; 12 — цилиндр энергоаккумулятора; 13 — силовая пружина; 14 — ; болт механизма аварий-, ного растормаживания; 15 — дренажная трубка; 16 — упорный подшипник; Pi — сила давления сжатого воздуха; Рч — сила перемещения штока с вилкой под действием давления сжатого воздуха; Q — сила действия возвратной пружины; Р3-— сила перемещения штока под действием давления пружины энергоаккумулятора при отсутствии давления сжатого воздуха на поршень; Р4 — направление движения штока под действием тяги болта аварийного растормаживания

Привод управления заслонками моторного тормоза-замед-лителя и рычага отключения подачи топлива пневматический.

Вспомогательная тормозная система должна обеспечить скорость движения автомобиля не более 30 км/ч на уклоне, равном 7%, протяженностью 6 км без включения в работу других тормозных систем.

Для работы световой и акустической сигнализации в различных точках пневматического привода встроены электропневматические выключатели, которые при срабатывании любого тормозного контура замыкают цепи электрических ламп стоп-сигнала.

Сигнальные электрические лампочки контуров тормозных систем установлены на панели приборов в кабине водителя. Параллельно к ним подключена цепь звукового сигнала (зуммера).

Диагностику технического состояния пневматического тормозного привода осуществляют с помощью клапанов контрольных выводов. Через эти клапаны (при необходимости) производится отбор сжатого воздуха.

Техническая характеристика и основные параметры тормозных систем автомобилей КамАЗ следующие.

Тормозные механизмы на всех колесах барабанного типа, с двумя внутренними колодками с разжимным устройством. Диаметр барабана 400 мм. Ширина накладок: КамАЭ-5320, КамАЗ-5410 — 120 мм; КамАЗ-5511, КамАЗ-54112 — 140 мм.

Тип тормозной камеры: передней — 24; задней — 20/20. Тип компрессора поршневой, двухцилиндровый, имеет подачу 220 л/мин при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин-1, приводится в действие от шестерни коленчатого вала.

К приборам пневматического привода автомобилей семейства КамАЭ-5320 относятся:
– компрессор поршневого типа двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия; – регулятор давления, предназначенный для регулировки давления сжатого воздуха, поступающего от компрессора;
– предохранитель от замерзания тормозного привода;
– одинарный защитный клапан, предназначенный для сохранения давления в воздушном баллоне автомобиля-тягача при аварийном уменьшении давления в питающей магистрали прицепа, он также предохраняет тормозную систему прицепа от самозатормаживания при внезапном падении давления в баллоне тягача.

Двойной защитный клапан направляет сжатый воздух, поступающий от компрессора через регулятор давления и предохранитель от замерзания, по двум магистралям: первая магистраль — к воздушному баллону контура вспомогательной тормозной системы моторного тормоза-замедлителя; вторая — к воздушному баллону контура запасной и стояночной тормозных систем. Он автоматически отключает неисправный контур, сохраняя давление в исправном контуре неизменным при поврежденном втором.

Тройной защитный клапан направляет сжатый воздух, поступающий от компрессора через регулятор давления и предохранитель от замерзания, по трем магистралям к трем воздушным баллонам: контура рабочих тормозов передней оси, контура рабочих тормозов задней тележки, контура аварийного растормаживания.

Тормозной двухсекционный кран имеет две независимо расположенные параллельные секции, выводы крана соединены с воздушными баллонами раздельного привода рабочего тормоза. Воздушные баллоны предназначены для накопления сжатого воздуха, питания им приборов и механизмов тормозной системы автомобиля. Воздушных баллонов 5 шт., из них два баллона по 40 л и три по 20 л.

Автоматический регулятор тормозных сил предназначен для автоматического регулирования тормозных сил на колесах задней тележки в зависимости от изменения нагрузки на задние мосты.

Датчики падения давления, представляющие собой пневматические выключатели, предназначены для замыкания цепи электрических ламп и звукового сигнала (зуммера) аварийной сигнализации при падении давления в воздушных баллонах.

Датчик включения сигнала торможения предназначен для замыкания электрической сети сигнальных ламп при торможении.

Одинарный защитный клапан предназначен для предохранения пневматического тормозного привода автомобиля от потери сжатого воздуха в случае повреждения питающей магистрали, связывающей автомобиль-тягач сшрицепами.

Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом предназначен для приведения в действие привода тормозов прицепа (полуприцепа) при включении любого из раздельных контуров рабочего тормоза тягача.

Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом предназначен для приведения в действие привода тормозов прицепа (полуприцепа) при работе тормозных клапанов тягача, а также для ограничения давления сжатого воздуха в пневматическом приводе прицепа (полуприцепа) при колебаниях давления воздуха в тормозном приводе тягача.

Разобщительный кран предназначен для перекрытия пневматической магистрали (в случае необходимости), которая соединяет автомобиль-тягач с прицепом. Разобщительный кран закрыт, если его рукоятка расположена поперек корпуса крана. При повороте рукоятки толкатель воздействует на шток с уплотнительной диафрагмой. Шток, двигаясь вниз, отжимает клапан, и сжатый воздух от клапана управления поступает в магистраль прицепа.

В комплекте автомобиля-тягача имеется три соединительные головки: две типа «Палм» и одна типа А.

Пневматический привод тормозов состоит из системы питания привода сжатым воздухом и шести контуров управления тормозами автомобиля-тягача и прицепа:
– контура I — привода тормозов колес передней оси рабочей тормозной системы и прицепа;
– контура II — привода тормозов колес задней тележки рабочей тормозной системы и прицепа;
– контура III — привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем и прицепа, а также питания комбинированного привода прицепа (полуприцепа);
– контура IV — привода заслонок моторного тормоза-замедлителя вспомогательной тормозной системы и питания потребителей;
– контура V — привода аварийной системы растормаживания тормозов стояночной тормозной системы; контура VI — привода тормозов прицепа.

Контуры I, II, III, IV имеют свои воздушные баллоны. Они отделены один от другого двойным или тройным защитным клапаном и действуют независимо друг от друга, в том числе и при возникновении неисправностей. Защитные клапаны отрегулированы таким образом, что сначала заполняются воздушные баллоны контура привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем, а затем воздушные баллоны остальных тормозных систем.

Для питания сжатым воздухом контура V используются воздушные баллоны контуров I и II, контура VI — воздушные баллоны контура III.


Читать далее:

Категория: - Ремонт автомобилей КАмаЗ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины