Строительные машины и оборудование, справочник





Конструкции кузовов автомобиля

Категория:
   Ремонт кузова автомобиля

Конструкции кузовов автомобиля

Кузов автомобиля состоит в основном из:
1) корпуса кузова;
2) дверей;
3) окон;
4) обивки;
5) арматуры;
6) отопительно-вентиляционных устройств.

По конструкции корпуса кузовы бывают: деревянные, комбинированные (деревянно-металлические), цельнометаллические, полунесущие и несущие.

Заводы СССР, изготовляющие новые автомобили, в настоящее время выпускают только цельнометаллические и несущего типа кузовы. Однако большое распространение имеют и деревянные кузовы для перевозки пассажиров и грузов, изготовляемые на авторемонтных и автокузовных заводах и в автомастерских разных промышленных и хозяйственных организаций (пищевой, торговой и т. п.).



Заводы СССР, изготовляющие новые автомобили, в настоящее время выпускают только цельнометаллические и несущего типа кузовы. Однако большое распространение имеют и деревянные кузовы для перевозки пассажиров и грузов, изготовляемые на авторемонтных и автокузовных заводах и в автомастерских разных промышленных и хозяйственных организаций (пищевой, торговой и т. п.).

Рис. 1. Корпус цельнометаллического кузова:
1 — нижняя панель передка; 2 — передний щиток; 3 — верхняя панель передка; 4 — стойки проема ветровой рамы; 5 —передняя панель крыши; 6 — скат крыши; 7 — водосточные желоба; 8 — ребро крыши; 9 — верхняя угловая панель; 10 — верхняя задняя панель; 11 — верхняя боковая панель; 12 — нижняя угловая панель; 13 — кожух заднего колеса; 14 — задняя петельная стойка; 15 — короб заднего сидения; 16 — центральная стойка; 17 — наружная панель двери; 18 — внутренняя панель двери; 19—лежень (порог) пола; 20 — пол; 21 — передняя петельная стойка.

Цельнометаллические кузов ы бывают ненесущими (опирающимися на раму шасси) и несущими (на безрамных автомобилях). Независимо от способа крепления большинство современных кузовов легковых автомобилей — бескаркасные.

Корпус цельнометаллического кузова легкого автомобиля состоит из сваренных между собой отштампованных профилей (рис. 1): переднего щитка, панелей передка, стоек (передних, центральных и задних), панелей крыши, угловых, задних и боковых панелей (верхних и нижних), сточных желобов, пола и лежней пола. Сваренные соединения местами усилены кронштейнами и угольниками.

Цельнометаллические кузовы значительно прочнее и легче деревянных или комбинированных кузовов. Корпус цельнометаллического кузова несущей конструкции (рис. 2) отличается главным образом конструкцией своего основания (или пола), которое должно обладать большей жесткостью, поскольку к нему крепятся агрегаты автомобиля.

Основания в автобусных кузовах, так же как и полы кузовов легковых автомобилей несущей конструкции вместе с облицовочными панелями, стойками, шпангоутами, крышей и щитками, соединены в единую, совместно работающую конструкцию и образуют силовой каркас кузова.

Рис. 2. Корпус кузова легкового автомобиля несущей конструкции: 1 — рама; 2 — усилители.

В кузове автомобиля М-20 «Победа» пол усилен приваренными к нему по периметру коробчатыми лонжеронами и поперечинами. Жесткость пола увеличена также за счет выдавленного в передней его части тоннеля. Вместе с привернутой к нему короткой рамой пол кузова несет все агрегаты автомобиля, рессоры и амортизаторы.

Корпус двери кузова легкового автомобиля (рис. 3) состоит из сваренных между собой, отштампованных внутренней и наружной панелей и усилителей. Выпускаемые нашими заводами легковые автомобили имеют четыре двери (две передние и две задние), подвешенные на петлях. Неподвижная часть петель укреплена к навесной стойке корпуса кузова, а подвижная — к петельной стойке двери. Петли бывают с выступающими наружу кузова шарнирными соединениями и потайные (ЗИС-110). В некоторых цельнометаллических кузовах старой конструкции одна половина петли приклепывалась к навесной стойке двери или корпуса кузова. В современных кузовах обе части петли привертываются винтами.

К замочным стойкам привернуты фиксаторы (направляющие шипы двери), не допускающие оседания двери, и резиновые буферы, смягчающие удары дверей при закрывании.

Открытие дверей лимитируется ограничителями (остановами), один конец которых укрепляется к петельной стойке двери, а второй — к навесной стойке кузова.

Во внутренней панели двери имеются большие отверстия, через которые производится монтаж замков, стеклоподъемников, механизмов внутренних ручек, механизмов поворотных окон и ограничителей двери.

Рис. 3. Корпус двери кузова легкового автомобиля «Победа»: 1 — внутренняя панель; 2— петли; 3—-ограничитель двери; 4—оконный проем двери; 5 — тяга соединения замка с внутренней ручкой; 6—резиновый уплотнитель; 7 —притворная (замочная) стойка; 8 — направляющий шип

В закрытом положении двери кузова запираются замками, которые открываются внутренней и наружной ручками. Арматура укрепляется к дверям винтами.

Замки дверей могут быть закрыты изнутри кузова механизмами выключения (нажатием кнопки тяги механизма), расположенными на раскладке окна (ЗИС-110, «Победа») или несколько ниже окна, на обивке двери («Москвич»), Снаружи двери запираются запорными механизмами, установленными в наружных ручках передних дверей. В некоторых кузовах запорный механизм расположен немного ниже наружной ручки в панели двери.

Деревянные кузовы (рис. 4) имеют деревянный каркас, который состоит из: основания, бортов — правого, левого, переднего и заднего, и крыши. Бруски основания изготовляются из ясеня или дуба, соединены между собой вшип и укреплены деревянными нагелями. Борты состоят из стоек, поясов и вязок, которые соединены между собой внакладку. Пояса и вязки укреплены к стойкам шурупами. Брус под сидением в автобусных кузовах привернут к борту болтами.

Крышу кузова образует рама, обычно состоящая из двух продольных и двух поперечных брусков, в вырезах которых установлены и укреплены шурупами дужки крыши.

Рис. 4. Каркас деревянного кузова.

Для усиления соединений брусков основания, дужек крыши,, стоек боргов с основанием и узлов переднего борта применяется металлическая оковка (кронштейны, угольники, косынки и др.),. которая укрепляется к деревянным деталям болтами.

Количество и расположение дверей, окон, арматуры, внутреннего оборудования, а также вид обивки зависят от назначения кузова.

Кузов пассажирского автобуса, например, имеет четыре двери: входную, выходную, шоферскую и заднюю (запасную наглухо закрытую). Входная дверь — двухстворчатая, она открывается и закрывается специальным механизмом, укрепленным в верхней части двери. Выходная и шоферская двери одинаковой конструкции — одностворчатые. Выходная дверь открывается и закрывается рычажным механизмом, управляемым из кабины шофера. Шоферская дверь закрывается замком. Двери состоят из стоек (навесных и притворных) и поперечных вязок, соединенных между собой вшип и укрепленных нагелями. Петли дверей привертываются шурупами к навесным стойкам бортов и дверей.

Окна в кузовах рассматриваемой конструкции бывают с глухими и раздвижными стеклами. Глухие стекла устанавливаются в проемах бортов, дверей и перегородках кабины на уплотнитель-ных прокладках, а раздвижные, отличающиеся от глухих тем, что могут быть передвинуты в горизонтальном направлении, устанавливаются на полозках, прибитых гвоздями к брускам каркаса. Стекла удерживаются на месте деревянными раскладками, привернутыми к окнам шурупами или прибитыми гвоздями.

Снаружи каркас кузова и двери обиваются листовым железом, а изнутри — фанерой, которая оклеивается дерматином (или бязью, с последующей шпаклевкой и окраской). На стыках наружной облицовки устанавливают металлические штапики, а внутри кузова для укрепления обивки накладывают ясеневые штапики, которые привертывают шурупами.

Основание кузова закрывают дощатым полом, к которому прибивают ясеневые рейки, предохраняющие пол от износа и повреждений.

Окна кузовов современных легковых автомобилей бывают: с глухими (ветровое, заднее), опускающимися (в дверях) и поворотными (в заднем борту и в дверях) стеклами. Глухие стекла вставлены с резиновыми уплотнителями; опускающиеся стекла перемещаются при помощи стеклоподъемника по направляющим желобкам, укрепленным к петельной и замочной стойкам двери или к дополнительной стойке, установленной в средней части оконного проема двери (когда в двери имеются поворотное и опускающееся стекла). Стеклоподъемники приводятся в действие вращением ручки, укрепленной на стержне шестерни стеклоподъемника (кузов автомобиля «Победа», кабина ЗИС-150 и др.), или нажатием кнопки электрогидравлического механизма, который автоматически приводит в действие стеклоподъемник (ЗИС-110).

Окна с поворотными стеклами состоят из обоймы, в которой установлена вращающаяся рамка со стеклом. Рамка связана с вертикальным стержнем, который приводится во вращение червячным ручным приводом механизма открывания.

В оконные проемы устанавливаются отделочные рамки или раскладки.

Стекла кабин грузовых автомобилей (ЗИС-150, ГАЗ-51 и др.) опускаются и поднимаются обычными стеклоподъемниками.

Внутренняя обивка кузовов легковых автомобилей изготовляется из сукна, вельветона, кожи и ее заменителей или из другой прочной ткани с красивой отделкой.

Обивка потолка в разных кузовах крепится по-разному. В кузове автомобиля «Москвич», например, обивка приклеивается к панелям крыши, а в кузове автомобиля ЗИС-110 обивка крепится к дужкам крыши металлическими язычками.

Обивка дверей кузова обычно крепится специальными пистонами и шурупами по металлу; обивка угловых панелей, задних панелей и передка кузова крепится пистонами, шурупами по металлу или прибивается гвоздями к обивочным рейкам, чаще всего изготовленным из прессованного картона и установленным в разных местах кузова для крепления внутренней обивки. Обивка центральной стойки прибивается гвоздями.

Отделочные защитные канты и резиновые уплотнители вставляются между обивкой и местами ее крепления к кузову. Они закрывают зазоры в проемах кузова и придают обивке законченный вид.

Пол кузова оклеивается шумоизоляционным и термоизоляционным картоном (ЗИС-110) или дерматиновыми накладками («Москвич») и покрывается ковриками.

В кабине грузового автомобиля ЗИС-150 обиваются внутри только потолок и боковины угловых панелей. Обивка — картонная, крепится к кабине специальными пистонами.

На пороги пола кузовов легковых автомобилей установлены и укреплены винтами облицовочные накладки. Дверные петли кузовов «Победа» и «Москвич» покрываются припаянными к петлям облицовками.

По всей длине наружной облицовки кузова и передка устанавливаются декоративные накладки (молдинги).

К дверным или угловым панелям внутри кузова укрепляются подлокотники, а к стойкам кузова — держатели для пассажиров.

Сидения в кузовах легковых автомобилей рассчитаны на 4, 5 и 7 мест. В кузове ЗИС-110 имеются два откидных сидения, которые упираются в нишу перегородки. Последняя изготовляется в виде деревянной стенки, укрепленной к средним стойкам кузова.

В задней части кузовов легковых автомобилей имеются багажники. В кузове автомобиля «Победа» багажник делится на две части (верхнюю и нижнюю) деревянной площадкой. В нижней части укреплено запасное колесо, а верхняя служит для укладки багажа. Багажник закрывается крышкой, которая запирается замком. В кузове автомобиля «Москвич» багаж укладывается в заднюю часть кузова, которая закрывается спинкой заднего сидения.

Вентиляция кузовов легковых автомобилей, выпускаемых нашими заводами, осуществляется окнами с поворотными и опускающимися стеклами. В холодное время года воздух, поступающий в кузов, предварительно обогревается специально установленными для этой цели обогревателями. Последние заполняются горячей водой из системы охлаждения двигателя.

Платформы грузовых автомобилей бывают двух типов: с откидными и со съемными бортами.

В платформе с откидными бортами боковые и задний борты подвешены к основанию платформы на петлях и в поднятом положении запираются крючками. Передний борт — неподвижный. Основание пола покрывается досками.

В платформе со съемными бортами последние состоят из двух-трех секций, соединенных между собой петлями и прикрепленных к стойкам. Борты вставляются в гнезда стальной рамы основания и притягиваются к основанию запорами. В верхней части борты запираются крючками. ,

Читать далее:

Категория: - Ремонт кузова автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины