Строительные машины и оборудование, справочник






Контактно-транзисторные и транзисторные реле-регуляторы автомобилей


Категория:
   Устройство автомобиля


Контактно-транзисторные и транзисторные реле-регуляторы автомобилей

В настоящее время на автомобилях с генераторами переменного тока в основном работают транзисторные реле-регуляторы, которые, как правило, включают в себя только регулятор напряжения. Необходимость в ограничителе тока и реле обратного тока отпала, так как генератор переменного тока обладает свойством самоограничения тока нагрузки, а роль реле обратного тока выполняет выпрямительное устройство генератора.

Работает контактно-транзисторный регулятор напряжения следующим образом. При напряжении генератора меньше регулируемой величины контакты под действием пружины разомкнуты, транзистор открыт, ток в обмотке возбуждения ограничивается незначительно, следовательно, не ограничивается напряжение генератора. При напряжении генератора выше регулируемой величины сердечник намагничивается током обмотки настолько, что, преодолевая усилие пружины, притягивает якорь и замыкает контакты, через которые на базу транзистора подается плюс, и транзистор закрыва ется. Ток возбуждения проходит только через добавочный рези стор R2. Это приводит к резкому уменьшению силы тока в обмотке возбуждения и снижению напряжения генератора. С понижением напряжения генератора уменьшается и ток в обмотке, вследствие чего усилием пружины контакты размыкаются и цепь обмотки возбуждения замыкается опять через открытый транзистор, напряжение генератора возрастает. Таким образом, обеспечивается величина напряжения генератора постоянной независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Контактно-транзисторный реле-регулятор РР362 некоторое время ставился на автомобиле ГАЗ-66 (на автомобиле ГЛЗ-53А он устанавливается и в настоящее время), но затем был заменен на бесконтактный реле-регулятор РР350-А. Реле-регулягор РР362 состоит из регулятора напряжения и реле защиты, роль которого сводится к автоматической защите транзистора от большой силы тока при случайном замыкании клемм Ш цепи обмотки возбуждения на массу.



Рис. 1. Схема элементарного контактно-транзисторного регулятора напряжения:
1 — контакты; 2 — пружина; 3 — сердечник; 4 — обмотка

Транзисторные реле-регуляторы имеют ряд преимуществ перед контактными (они не требуют в процесса эксплуатации, каких-либо регулировок, надежны, долговечны).

Принцип действия транзисторного регулятора напряжения рассмотрим на примере простейшей электрической схемы. При напряжении генератора меньше регулируемой величины стабилитрон Д1 закрыт и на базу транзистора 77 через резистор базы R1 подается плюс. Транзистор Т1 открыт, и ток в обмотке возбуждения не ограничивается, а следовательно, не ограничивается и напряжение генератора. При напряжении генератора больше регулируемой величины стабилитрон Д1 пробивается и база транзистора 77 соединяется с минусом. Транзистор закрывается, и току обмотки возбуждения генератора остается путь только через добавочный резистор R2, вследствие чего уменьшаются сила тока в ней и напряжение генератора. С уменьшением напряжения стабилитрон Д1 закрывается, а транзистор 77 открывается, шунтируя добавочный резистор R2, напряжение генератора снова возрастает до регулируемой величины, оставаясь в пределах регулирования независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Реле-регулятор РР350-А (рис. 55) выполнен на трех германиевых транзисторах типа р — п — р и работает с генераторами Г250-В2 и Г250-И1. На штепсельный разъем выведены три клеммы (« + », LU и М), которыми регулятор подключается в схему электрооборудования.

При напряжении генератора меньше 13,9—14,6 В стабилитрон Д1 закрыт, вследствие чего транзистор 77 тоже закрыт. При этом через открытые транзисторы Т2 и ТЗ проходят соответственно ток базы транзистора ТЗ и ток обмотки возбуждения генератора, который не ограничивается, а следовательно, не ограничивается и напряжение генератора. С увеличением частоты вращения ротора, когда напряжение генератора достигает 13,9—14,6 В, стабилитрон Д1 пробивается, транзистор 77 открывается, транзисторы Т2 и ТЗ закрываются. В этом случае ток в обмотку возбуждения генератора поступает только через добавочный резистор R8, и, естественно, уменьшается напряжение генератора до момента закрытия стабилитрона Д1. С закрытием стабилитрона ток в обмотку возбуждения течет через! открытый транзистор ТЗ. Напряжение генератора начнет воз/ растать до следующего открытия стабилитрона. Таким образом, напряжение генератора поддерживается стабильным независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя (ротора генератора).

Рис. 2. Простейшая электрическая схема генератора с транзисторным регулятором напряжения:
1 — генератор: 2 — регулятор напряжения

Остальные элементы в схеме регулятора напряжения выполняют различные вспомогательные функции, необходимые для обеспечения четкости и надежности работы прибора.

Реле-регулятор РР132 выполнен на двух кремниевых транзисторах типа n — р — n и работает с генераторами Г250-П1 и Г287. Регулятор имеет клеммы « + » и Ш, которыми подключается в цепь. Роль минусовой клеммы выполняет винт, к которому крепится минусовый провод.

Рис. 3. Транзисторный реле-регулятор РР350-А:
а—общий вид; б — электрическая схема 112

При напряжении генератора меньше 13,9—14,6 В стабилитрон Д4 закрыт, закрыт и транзистор Т1, так как его база через резистор R3 соединена с минусом. На базу транзистора Т2 через резистор R5, диоды Д2 и ДЗ подается положительный потенциал, вследствие чего транзистор 72, открываясь, пропускает ток в обмотку возбуждения генератора. Напряжение генератора увеличивается.

При напряжении генератора 13,9—14,6 В стабилитрон Д4 и транзистор 77 открываются. При этом напряжение на базе транзистора Т2 резко уменьшается, вследствие чего транзистор Т2 закрывается, выключая ток обмотки возбуждения генератора. Напряжение генератора понижается до тех пор, пока не закроется стабилитрон и не появится ток возбуждения через транзистор Т2. Рассмотренный процесс повторяется, поддерживая величину напряжения генератора постоянной независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Остальные элементы реле-регуляторе РР132 выполняют вспомогательные функции.

Рис. 4. Транзисторным реле-регулятор PPI32
а — общий вид; 6 — электрическая схема

Во время эксплуатации транзисторные реле-регуляторы не требуют каких-либо регулировок и вскрывать их нет необходимости.

Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Основные эксплуатационные показатели автомобиля
Нормы расхода и способы экономии эксплуатационных материалов
Эвакуация автомобильной техники
Ремонт автомобильной техники в Советской Армии
Эксплуатация автомобилей в период обкатки
Техника безопасности на автомобильном транспорте
Устройство парков и внутренняя служба в них
Эксплуатации и технического обслуживания автомобилей в вооруженных силах СССР
Система герметизации автомобиля «Урал-375Д»
Система регулирования давления воздуха в шинах автомобиля


Остались вопросы по теме:
"Контактно-транзисторные и транзисторные реле-регуляторы автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы