Строительные машины и оборудование, справочник






Контактные реле-регуляторы


Категория:
   Электрооборудование автомобилей


Контактные реле-регуляторы

Реле-регулятор РР127 (рис. 1) предназначен для работы с 24-вольтными генераторами Г271 и Г272. Этот прибор является только регулятором напряжения и состоит из Г1-образного ярма, сердечника, на котором намотаны основная обмотка 00 и выравнивающая обмотка ВО, якорька с нормально замкнутыми вольфрамовыми контактами и пружины якорька, натяжение которой регулируют подгибанием ее кронштейна. Якорек подвешен на термобиметаллической пластине ТБГ1.

Рис. 1. Схема регулятора напряжения РР127: а — полумонтажная; б — принципиальная

До тех пор, пока напряжение генератора не достигнет установленной величины (см. табл. 4), контакты регулятора будут замкнуты усилием пружины якорька. При неработающем двигателе и замкнутых контактах выключателя батареи В Б в цепи обмотки возбуждения О В генератора будет протекать ток. Путь тока: плюсовой вывод батареи — амперметр — зажим «+» регулятора — выравнивающая обмотка ВО — контакты — якорек — ярмо—зажим Ш регулятора— зажим Ш генератора — обмотка возбуждения ОВ — корпус — выключатель батареи ВБ — минусовой вывод батареи.



Вследствие прохождения тока по обмотке возбуждения ротор генератора будет сильно намагничен, и при его вращении с частотой около 1000 об/мин в обмотке статора будет индуктироваться большая э. д. е., а напряжение на зажимах выпрямителя достигнет регулируемой величины.

При работающем генераторе переменный ток в цепи обмотки статора выпрямляется кремниевыми диодами и от зажимов выпрямителя поступает на заряд батареи и к потребителям R„, в обмотку возбуждения и в основную обмотку регулятора.

Путь тока в цепи основной обмотки регулятора: плюсовой зажим выпрямителя—зажим «)» регулятора—резистор Ry — резистор Rn — основная обмотка 00 регулятора — корпус — минусовой зажим выпрямителя.

Когда напряжение генератора достигнет регулируемого значения, сердечник регулятора сильно намагнитится и притянет якорек. В это время разомкнутся контакты регулятора напряжения и в цепь обмотки возбуждения генератора включатся резисторы Re и Ry. Сила тока возбуждения при этом уменьшится, что вызовет ослабление магнитного потока ротора и напряжение генератора понизится. При уменьшении напряжения генератора снижается сила тока в основной обмотке регулятора, а следовательно, уменьшается и намагничивание сердечника. Усилием пружины якорька контакты регулятора замыкаются снова, и процесс повторяется.

Действие выравнивающей обмотки, резисторов Rg, R1K и Ry, а также термобиметаллической пластины ТБП подвески якорька подробно описано в § 12.

Реле-регулятор РР380 и реле РС702 контрольной лампы заряда батареи. Регулятор напряжения РР380 — двухступенчатый, работает с генератором Г221 (рис. 27). Магнитная система регулятора аналогична этой системе в РР127. На сердечнике регулятора намотана обмотка ОРН (провод ПЭВ, диаметр 0,32 мм, 870 витков, сопротивление 8,8 Ом). Регулятор имеет две пары контактов К1 и К2.

В нерабочем состоянии пружина якорька обеспечивает замкнутое состояние контактов К1 первой ступени. Все четыре контакта регулятора серебряные. Держатели неподвижных контактов изолированы от ярма и крепятся к нему гайкой на болте.

На стальном сердечнике дросселя Др намотана обмотка (34 витка, диаметр провода 0,55 мм, сопротивление — 0,1 Ом).

Когда генератор не работает, то при включении зажигания обмотка возбуждения питается от аккумуляторной батареи. При работающем генераторе ток от него проходит по обмотке возбуждения и по обмотке регулятора.

Путь тока в цепи возбуждения при замкнутых контактах К1: плюсовой зажим генератора—выключатель зажигания—зажим регулятора—сердечник дросселя Др— контакты Кг первой ступени — якорек —ярмо—зажимы регулятора и генератора—обмотка возбуждения ОВ— корпус—минусовой зажим генератора. Путь тока в цепи обмотки регулятора: плюсовой зажим генератора—выключатель зажигания—зажим регулятора—резистор RTK— обмотка регулятора ОРН—корпус—минусовой зажим генератора.

Рис. 2. Схема регулятора напряжения РР380 и реле РС702 контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи: а — полумонтажная; б — принципиальная; в — зависимость изменения напряжения генератора Uг и силы тока возбуждения в от частоты п вращения ротора генератора

Как только напряжение генератора достигнет регулируемой величины (13,7 ±0,2 В), то вследствие увеличения силы тока в обмотке регулятора произойдет сильное намагничивание сердечника, который притянет к себе якорек и тем самым вызовет размыкание контактов K.v В это время в цепь обмотки возбуждения включается резистор Rg сопротивлением 5,5 Ом и обмотка дросселя Др, а поэтому уменьшается сила тока возбужения и, следовательно, напряжение генератора.

В результате уменьшения напряжения генератора снижаются сила тока в обмотке регулятора и намагничивание его сердечника. Усилием пружины якорька контакты Кг замыкаются вновь и напряжение генератора повышается до регулируемой величины.

Зона работы контактов первой ступени занимает примерно половину диапазона работы регулятора напряжения.

При дальнейшем повышении частоты вращения ротора напряжение генератора будет расти до некоторого значения.

Если напряжение генератора возрастает на 0,4—0,7 В выше заданной величины, то увеличится сила тока в обмотке регулятора, а следовательно, усилится намагничивание сердечника, и якорек, сильнее притягиваясь к сердечнику, вызовет замыкание контактов К2 второй ступени. При этом изолированный конец обмотки возбуждения генератора через ярмо, якорек и контакты К2 закоротится на корпус, что вызовет снижение силы тока возбуждения до нуля, а следовательно, резкое уменьшение напряжения генератора.

Сила тока в обмотке регулятора уменьшится, и усилием пружины якорька контакты К2 разомкнутся, после чего процесс будет периодически повторяться. Практически контакты К2 второй ступени работают только при большой частоте вращения ротора генератора, а контакты Ki в этот период будут все время разомкнутыми. Регулируемое напряжение при работе контактов второй ступени равно 14,2 ± 0,3 В.

Повышение частоты вибрации контактов достигается за счет специально выбранных характеристик термобиметаллической пластины и пружины регулятора. Температурная компенсация регулятора напряжения обеспечивается подвеской якорька на термобиметаллической пластине ТБП и включением последовательно обмотке резистора RTK сопротивлением 11 Ом.

Дроссель Др служит для снижения искрообразования между контактами первой ступени. При размыкании контактов ток, проходящий по обмотке дросселя, создает вокруг его сердечника нарастающий по величине магнитный поток, который, пересекая обмотку дросселя, наводит в ней э. д. с. самоиндукции, действующую навстречу э. д. с. самоиндукции обмотки возбуждения генератора. Благодаря этому уменьшается искрообразование между контактами.

Таким образом при наличии дросселя Др и соответствующего выбора величины Rd в этом регуляторе значительно уменьшено искрообразование между контактами K1 и К2, что повысило его надежность и долговечность.

Реле РС702 контрольной лампы заряда батареи. Обмотка реле подключена между «нулевым» зажимом 85 обмотки статора генератора и плюсовыми зажимами генератора и батареи. Обмотка выполнена проводом ПЭВ (диаметр 0,22 мм, 1500 витков, сопротивление 29 Ом). Контакты реле серебряные и в нерабочем состоянии замкнуты усилием пластинчатой пружины ТБП подвески якорька.

При неработающем генераторе и включенном зажигании контрольная лампа КЛ через контакты реле будет питаться от батареи и ее свечение сигнализирует о разряде батареи (путь тока показан пунктирными стрелками). Ток из батареи в обмотку реле проходить не будет, так как этому будет препятствовать большое обратное сопротивление (нижних по схеме) кремниевых диодов выпрямителя генератора.

При работе генератора обмотка реле будет питаться от генератора под напряжением одной фазы. При напряжении 7—7,5 В на зажимах каждой фазы генератора контакты реле разомкнутся и выключат цепь контрольной лампы. Если лампа будет гореть при работающем генераторе, то это указывает на неисправность генератора, регулятора или реле. Путь тока на обмотку реле: плюс генератора—обмотка реле—обмотка статора—диоды (верхние по схеме).

Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины