Строительные машины и оборудование, справочник




Контрольные приборы с электрическим питанием

Категория:
   Электрооборудование автомобилей



Контрольные приборы с электрическим питанием

К контрольным приборам относятся: амперметр, указатель давления масла системы смазки двигателя, указатель температуры воды системы охлаждения двигателя и указатель уровня топлива в баке.

Амперметр

При прохождении тока через амперметр вокруг шиныб, находящейся под током, создается магнитное поле, отклоняющее якорек и стрелку. Чем сильнее ток, тем больше отклоняется стрелка. При изменении направления тока стрелка отклоняется в другую сторону. Отклонение стрелки в одну сторону показывает зарядку батареи, отклонение в другую — разрядку. На некоторых автомобилях (ЗИЛ-130 и др.) для контроля за работой батареи вместо амперметра установлена контрольная лампа, загорающаяся при разрядке батареи.




Указатель давления масла

Указатель давления масла (манометр) — электротепловой импульсный, состоит из датчика, соединенного с масляной магистралью двигателя, и указателя, расположенного на щитке приборов и показывающего давление масла в килограммах на квадратный сантиметр (кГ/см2).

Корпус датчика своим штуцером завернут в блок двигателя и полость его соединена с масляной магистралью. В корпусе закреплена гибкая диафрагма, с которой соприкасается кронштейн с контактом, не изолированным от массы. В корпусе также закреплена упругая П-образная изолированная от массы биметаллическая пластина с контактом, прижатая к контакту кронштейна. На рабочем плече упругой пластины намотана обмотка, соединенная одним концом с контактом, а другим — через контакт с изолированной клеммой крышки корпуса.

Рис. 1. Электротепловой импульсный указатель давления масла и схема его работы

Между клеммой и подвижным контактом параллельно с обмоткой включено сменное сопротивление, подбором которого осуществляется настройка указателя на номинальное напряжение сети электрооборудования.

В корпусе указателя закреплена упругая П-образная биметаллическая пластина с двумя плечами, соединенная со стрелкой, расположенной перед шкалой. На рабочем плече пластины намотана обмотка. Концы обмотки присоединены к двум изолированным клеммам. Клемма проводом соединена с клеммой датчика, а клемма через выключатель зажигания с источником тока.

Влияние колебании температуры внешней среды на показания приборов устраняется деформациями компенсационного плеча П-образных биметаллических пластин. Секторы кронштейнов указателя, расположенных против отверстий в корпусе, служат для настройки приборов после их сборки.

При включении зажигания сеть указателя замыкается, и через него протекает ток по цепи: плюсовая клемма батареи — выключатель зажигания — клемма указателя — обмотка упругой пластины — клемма указателя — провод — клемма датчика и обмотка — подвижный контакт (одновременно часть тока проходит по параллельной цепи через сопротивление) — неподвижный контакт — масса — минусовая клемма батареи.

Под действием тока обмотка указателя нагревается, и биметаллическая пластина, изгибаясь, перемещает стрелку указателя. Чем сильнее ток, идущий по обмотке, тем больше нагревается пластина и тем большее отклонение имеет стрелка.

Ток в цепи указателя зависит от силы сжатия контактов датчика, которая, в свою очередь, зависит от давления масла. При малом давлении масла диафрагма не выгнута, и контакты имеют небольшую силу сжатия. Под действием тока, протекающего по обмотке, биметаллическая пластина датчика, нагреваясь, изгибается и размыкает цепь, затем охлаждается и опять замыкает цепь и т. д. При небольшой силе сжатия контактов они размыкаются очень часто. Вследствие этого период, когда контакты разомкнуты, более длителен, чем когда они замкнуты, в результате чего снижается ток, поступающий в обмотку биметаллической пластины указателя, и выпрямленная пластина удерживает стрелку в начале шкалы, показывая малое давление масла. При увеличении давления масла диафрагма выгибается и перемещает кронштейн с контактом, сжимая контакты и изгибая упругую биметаллическую пластину. При этом размыкание контактов происходит реже, и период, когда контакты замкнуты, увеличивается. В результате ток, поступающий в обмотку биметаллической пластины указателя, возрастает. Под действием тока пластина указателя, нагреваясь, изгибается и перемещает стрелку на соответствующее деление шкалы.

Указатель температуры воды

Указатель температуры воды (термометр) электротепловой импульсный, состоит из датчика и самого указателя. Датчик имеет корпус с резьбой. К корпусу припаяна латунная гильза. Внутри гильзы установлен кронштейн с неподвижным контактом, замкнутым на массу. На кронштейне изолированно от массы укреплена упругая биметаллическая пластина с контактом, имеющая обмотку, соединенную одним концом с изолированной клеммой на корпусе датчика, а другим с контактом. Датчик ввернут в отверстие головки цилиндров, и гильза его входит внутрь водяной рубашки. Провод от датчика присоединен к указателю такого же устройства, как и указатель давления масла, и включающему П-образную биметаллическую пластину с обмоткой и стрелку.

При включении прибора по обмотке биметаллической пластины датчика проходит ток. При этом пластина, нагреваясь, выгибается и размыкает контакты, выключая ток, а после охлаждения снова распрямляется, замыкая контакты, и т. д. Стрелка указателя при этом устанавливается в начале шкалы.

При повышении температуры воды в водяной рубашке двигателя биметаллическая пластина датчика, нагреваясь, изгибается и ослабляет нажатие контактов; поэтому при вибрации пластины период, когда контакты замкнуты, сокращается, и ток в обмотке указателя уменьшается. Температура пластины указателя также уменьшается, и пластина, распрямляясь, перемещает стрелку на соответствующее деление шкалы указателя.

Рис. 2. Электротепловой импульсный указатель температуры воды и схема его работы

При выключенном зажигании ток через приборы не проходит, и стрелка указателя устанавливается в конце шкалы.

Кроме электротеплового импульсного указателя температуры воды, имеет применение также магнито-электрический указатель с полупроводниковым датчиком. В латунной гильзе (рис. 240) датчика, ввернутого в водяную рубашку блока, установлено полупроводниковое термическое сопротивление — термистор. Клемма датчика соединена проводом с клеммой указателя.

В корпусе указателя установлены три катушки электромагнитной системы, обмотки которых намотаны на пластмассовых каркасах. В центре катушки установлена в подшипниках подвижная ось, на наружном конце которой закреплена стрелка, перемещающаяся по шкале указатели. На оси внутри катушек закреплен дисковый постоянный магнит, а в каркасе катушек закреплен магнит, устанавливающий стрелку в исходное положение при выключенном указателе. Концы обмоток катушек, соединенных между собой, присоединены: обмотки — к изолированной клемме указателя, обмотки — через добавочное сопротивление, обеспечивающее температурную компенсацию, на массу. Вторая клемма указателя соединена с концами обмоток катушек. К клеммам указателя присоединяются провода — один от датчика и второй от источника тока (батарея) через замок зажигания.

При включенном зажигании указатель включается в ееть. При этом ток от плюсовой клеммы батареи проходит на массу и к минусовой клемме через катушки по двум параллельным цепям: первая — через обмотки катушек и компенсационное сопротивление и вторая — через обмотку и термистор.

Рис. 3. Магппто-электрическпй указатель температуры воды

Первые две катушки создают постоянное магнитное поле, а магнитное поле третьей катушки — переменное, зависит от величины сопротивления термистора. В зависимости от температуры воды сопротивление термистора изменяется. Вследствие этого изменяется суммарное магнитное поле катушек, которое, воздействуя на постоянный магнит стрелки, перемещает ее в соответствующее положение по шкале.

Сигнализатор давления масла

Кроме указателей давления масла и температуры воды, имеют применение специальные аварийные сигнализаторы, дающие световой сигнал в случае недопустимого падения давления масла в системе смазки двигателя или перегрева воды в системе охлаждения.

Сигнализатор давления масла состоит из датчика, выключателя и сигнальной лампы. Датчик соединен с масляной магистралью двигателя. Между корпусом датчика и его крышкой зажата гибкая металлическая мембрана с закрепленным в центре подвижным контактом. Этот контакт входит в вырез неподвижного контакта, закрепленного на регулировочном винте, завернутом в изолированную от крышки втулку. К втулке с помощью винта прикреплен провод от сигнальной лампы. Датчик на требуемое давление регулируют путем вращения регулировочного винта.

При нормальном давлении масла в системе смазки двигателя мембрана датчика аварийного сигнализатора отжата кверху, и контакты датчика разомкнуты. При падении давления масла ниже допустимой величины (1,8— 1,3 кГ/см2) мембрана выпрямляется, и контакты замыкаются, включая ток в цепь сигнальной лампы, которая при этом загорается. Сигнализатор питается от аккумуляторной батареи и включается специальным выключателем.

Сигнализатор температуры воды состоит из датчика и сигнальной лампы, включаемых в сеть при включении зажигания. В латунной гильзе датчика, завернутого в стенку верхнего бачка радиатора, расположены два контакта. Неподвижный контакт замкнут на массу, а подвижный закреплен на изолированной биметаллической пластине, соединенной с наружной изолированной клеммой, провод от которой соединен с сигнальной лампой, расположенной на щитке приборов. При нормальной температуре воды контакты прерывателя разомкнуты. При нагревании воды до 96—107 °С контакты замыкаются, включая сигнальную лампу.

Рис. 4. Аварийные сигнализаторы

Указатель уровня топлива

Указатель уровня топлива — электромагнитный, состоит из двух частей: датчика, установленного в топливном баке, и указателя, расположенного на щитке приборов. Корпус датчика закреплен в верхней стенку бака, а рычаг с поплавком входит внутрь бака, и поплавок нахо-дптся на поверхности топлива. Контактная пластина рычага соединена с массой и соприкасается с обмоткой сопротивления реостата. Один конец сопротивления соединен при помощи винта с массой, а другой — с изолированной клеммой, провод от которой присоединен к клемме указателя. В указателе имеются корпус с изоляционной пластиной и шкалой, два элгктромагнита с катушками и железными сердечниками, стрелка с якорьком и противовесом, установленная на оси. На оси стрелки свободно установлен маховичок, служащий гасителем колебаний стрелки.

Концы левой катушки присоединены к двум клеммам. Один конец правой катушки присоединен к клемме, а второй конец — на массу. Клеммы датчика шунтируются сопротивлением. Клемма указателя проводом соединена через выключатель зажигания с батареей, а клемма — с клеммой датчика. Для устранения влияния колебаний температуры на показания прибора на левой катушке сверху имеется полюсной наконечник в виде изогнутой пластинки, изготовленной из термокомпенсирующего железо-никелевого сплава с магнитной проводимостью, изменяющейся с изменением температуры.

Рис. 5. Электромагнитный указатель уровня топлива в баке и схема его работы

При включении зажигания цепь указателя уровня топлива замыкается, и он начинает работать.

Когда топлива в баке мало, поплавок опущен и сопротивление не включено. При этом правая катушка обоими концами обмотки

Сигнализатор температуры воды состоит из датчика и сигнальной лампы, включаемых в сеть при включении зажигания. В латунной гильзе датчика, завернутого в стенку верхнего бачка радиатора, расположены два контакта. Неподвижный контакт замкнут на массу, а подвижный закреплен на изолированной биметаллической пластине, соединенной с наружной изолированной клеммой, провод от которой соединен с сигнальной лампой, расположенной на щитке приборов. При нормальной температуре воды контакты прерывателя разомкнуты. При нагревании воды до 96—107 °С контакты замыкаются, включая сигнальную лампу.

Рис. 6. Аварийные сигнализаторы

Указатель уровня топлива

Указатель уровня топлива — электромагнитный, состоит из двух частей: датчика, установленного в топливном баке, и указателя, расположенного на щитке приборов: Корпус датчика закреплен в верхней стенку бака, а рычаг с поплавком входит внутрь бака, и поплавок находится на поверхности топлива. Контактная пластина рычага соединена с массой и соприкасается с обмоткой сопротивления реостата. Один конец сопротивления соединен при помощи винта с массой, а другой — с изолированной клеимой, провод от которой присоединен к клемме указателя. В указателе имеются корпус с изоляционной пластиной и шкалой, два электромагнита с катушками и железными сердечниками, стрелка с якорьком и противовесом, установленная на оси. На оси стрелки свободно установлен маховичок, служащий гасителем колебаний стрелки.

Концы левой катушки присоединены к двум клеммам. Один конец правой катушки присоединен к клемме, а второй конец — на массу.

Клеммы датчика шунтируются сопротивлением. Клемма указателя проводом соединена через выключатель зажигания с батареей, а клемма — с клеммой датчика. Для устранения влияния колебаний температуры на показания прибора на левой катушке сверху имеется полюсной наконечник в виде изогнутой пластинки, изготовленной из термокомпенсирующего железо-никелевого сплава с магнитной проводимостью, изменяющейся с изменением температуры.

При включении зажигания цепь указателя уровня топлива замыкается, и он начинает работать.

Когда топлива в баке мало, поплавок опущен и сопротивление не включено. При этом правая катушка 8 обоими концами обмотки замкнута на массу, и ток в указателе проходит только через левую катушку по цепи: плюсовая клемма батареи — замок зажигания — провод — клемма — левая катушка — клемма указателя — провод — клемма — контактная пластина реостата — масса — минусовая клемма батареи. Катушка, намагничиваясь, притягивает якорек, отклоняя стрелку влево к цифре.

При полном баке поплавок всплывает, и сопротивление включается в цепь. Дополнительное сопротивление цепи на левую катушку возрастает и становится больше сопротивления правой катушки, поэтому ток в указателе проходит последовательно через обе катушки по цепи: плюсовая клемма батареи — замок зажигания — провод — клемма — левая катушка — клемма — правая катушка — масса — минусовая клемма батареи. При этом магнитное поле, создаваемое правой катушкой, изменяет направление результирующего магнитного потока, вызывая отклонения якорька со стрелкой вправо в букве П (полный) шкалы. При промежуточных уровнях топлива сопротивление реостата изменяется, вследствие чего регулируются ток в катушках и степень их намагниченности. При этом стрелка устанавливается в промежуточных положениях, показывая количество топлива в баке.

Кроме рассмотренного устройства указателя, для измерения уровня топлива в баке применяется также магнито-электрический указатель такого же типа, как и для измерения воды. Данный указатель включается последовательно с реостатом поплавкового датчика, расположенного в баке. Действие указателя аналогично действию указателя, рассмотренному выше.

Реклама:


Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:



Остались вопросы по теме:
"Контрольные приборы с электрическим питанием"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы