Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Остальное о мостовых кранах

Публикация:
   Концевые крепления стальных канатов

Читать далее:




Концевые крепления стальных канатов

Применение канатов невозможно без выполнения концевых креплений, предназначенных для соединения канатов с элементами подъемных машин и перемещаемых грузов. В практике подъемно­го машиностроения применяют два вида концевых креплений стальных канатов: неразъемные и разъемные.

Неразъемные концевые крепления канатов применяют при из­готовлении грузозахватных устройств (стропов), не являющихся собственной принадлежностью крана, а также для натяжения ка­ната, несущего кабельный токоподвод. В этих случаях на концах стального каната выполняют петли заплеткой — счаливанием, постановкой обжимной стальной или алюминиевой втулки или заливкой легкоплавкими сплавами в конусной втулке. Последний способ более трудоемкий и дорогой, а потому широкого применения в подъемных машинах не полу­чил.

Разъемные концевые крепления стальных канатов применяют для соединения с барабанами лебедок, крюковыми подвесками и в отдельных случаях для строповки нестандартных тяжеловесных грузов. Как правило, для этого используют винтовые зажимы, клиновые втулки, специальные прижимные планки различного конструктивного исполнения или другие спосо­бы по утвержденным отраслевым нормалям.

Заплетка (счаливание) концов канатов получила широкое распространение и сохранилась из-за технологической простоты. К недостаткам данного способа следует отнести высокую трудоем­кость, необходимость применения тяжелого ручного труда, повы- шенный расход канатов (концы после заплетки отрубают), нару­шение структурной целостности каната в зоне заплетки и сниже­ние, его агрегатной прочности на 5—15% (в зависимости от диамет­ра каната и квалификации рабочего). Необходимо отметить, что применение в подъемных машинах счаленных (срощенных встык) канатов запрещено.

Для обеспечения правильного формирования петли концевого крепления каната, уменьшения внутренних контактных напряже­ний от поперечных сил и предохранения каната от истирания о захватные устройства в процессе работы применяют специальные устройства — коуши, представляющие собой стальные изогнутые пластинки в форме несимметричного овала с желобчатым попереч­ным сечением.

Закрепление концов каната в обжимной втул­ке является более технологичным и прогрессивным. Диаметр за­крепляемых канатов до 36,5 мм. Основной деталью соединения яв­ляется овальная втулка из стали -20 или алюминиевых сплавов АДО, АД1, АД31, АМЦ. Конец каната пропускают через овальную втулку, изгибают для образования петли и вновь вставляют во втулку с противоположной стороны, после чего соединение обжи­мают в штампе.

Для выполнения разъемных концевых креплений стальных ка­натов наиболее широко применяют винтовые зажимы, состоя­щие из U-образной скобы и колодки. Количество зажимов в сое­динении не меньше трех. Шаг установки зажимов — не менее шес­ти диаметров закрепляемого каната. Диаметр закрепляемых кана­тов— 6—63 мм.

Клиновые соединения выполняют в кованых, штампо­ванных или литых втулках из стали с клином соответствующей конфигурации.

Крепление концов канатов на барабанах лебедок выполняют следующим образом: клиновым зажимом, вставляемым в гнездо в барабане, или прижимными планками, закрепляемыми внутри барабана (рис. 18, а), на торцовой (рис. 18, б) и цилиндрической поверхностях барабана. Длина свободного конца ка­ната за последней планкой должна быть не менее двух его диамет­ров.

Рис. 18. Концевые крепления каната на барабане лебедкиг а—клином, поджимаемым болтом, б, в—прижимными планками; 1—болт, 2—прижимная планка, 3—канат, 4—барабан

Крепление сварных круглозвенных цепей к гладким барабанам лебедок выполняют с помощью кованых крючкообразных зажи­мов, прикрепляемых к барабану болтами.

Применение стальных канатов невозможно без выполнения концевых креплений, предназначенных для соединения канатов с деталями механизмов грузоподъемных кранов и перемещаемыми грузами.

Конструкция концевого крепления каната должна быть простой, технологичной в изготовлении и эксплуатации, надежной, доступной для осмотра и удобной для замены каната (в случае разъемного соединения).

На грузоподъемных кранах применяют два вида концевых креплений канатов: неразъемные и разъемные. Неразъемные концевые крепления канатов применяют при изготовлении инвентарных съемных грузозахватных устройств и для натяжения вспомогательного каната, несущего кабельный токоподвод. В указанных случаях на концах каната выполняют петли путем заплетки (счаливания, рис. 18, а), установки обжимной стальной (алюминиевой) втулки (рис. 18,6) или заливки легкоплавкими сплавами в конусной втулке (температура плавления +450° С). Последний способ, более трудоемкий и дорогой, применения в грузоподъемных кранах не получил.

Рис. 18. Способы крепления конца стального каната: d — диаметр каната, I — длина концевого крепления, р — шаг установки зажимов

Разъемные концевые крепления стальных канатов применяют для соединения их с барабанами лебедок, крюковыми подвесками и в отдельных случаях для строповки нестандартных тяжеловесных грузов. Как правило, для этого используют винтовые зажимы для стальных канатов (рис. 18, в) и клиновые втулки (рис. 18, г), специальные прижимные планки или апробированные решения по утвержденным отраслевым нормалям.

Заплетка (счаливание) концов стальных канатов — наиболее простой и издавна известный способ, выполнение которого требует применения тяжелого, трудоемкого и малоквалифицированного ручного труда (рис. 18, а). Из-за простоты этот вид концевого крепления применяют и в настоящее время.

Для обеспечения правильного формирования петли концевого крепления каната, уменьшения внутренних контактных напряжений от поперечной силы и предохранения каната от истирания о захватные устройства в процессе работы в петлю каната 1 вставляют специальную деталь — коуш (от одноименного голландского слова — круглая или овальная стальная обойма с желобом по наружной поверхности, рис. 18, в). Для применения в механизмах грузоподъемных кранов отечественная промышленность выпускает кованые и штампованные коуши по ГОСТ 2224—72 для канатов диаметром 2,2…82,5 мм.

Крепление конца каната в обжимной втулке является более простым, технологичным, экономически эффективным и прогрессивным способом. Диаметр закрепляемых канатов до 36,5 мм. Основной деталью соединения является овальная втулка 4 из стали 20 по ГОСТ 1050—74 или алюминиевых сплавов АДО, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784—74 (рис. 18, б).

Конец каната 1 пропускают через овальную втулку, изгибают для образования петли и вновь вставляют во втулку с противоположной стороны (при необходимости в петлю укладывают коуш). После чего собранное соединение обжимают в штампе под прессом или продавливают через волок. Необходимо помнить, что конец свободного (ненагруженного) конца каната обязательно должен выступать из обжатой втулки.

Среди разъемных концевых креплений наибольшее распространение получили винтовые зажимы для стальных канатов по ОСТ 24.090.51—80, изготовляемые ковкой и штамповкой из сталей марок ВСтЗпсб, ВСтЗсп5 по ГОСТ 380—71 и марок 20, 35 по ГОСТ 1050—74, а также литьем из стали марки 25Л-11 по ГОСТ 977—75. Зажим 6 для стальных канатов состоит из U-образной скобы и колодки, стягиваемых гайками (рис. 18, в). Диаметр закрепляемых канатов — 6…63 мм (всего 16 типоразмеров). Условное обозначение зажима для канатов диаметром 25…28 мм — Зажим 28 ОСТ 24.090.51—80.

Концевое крепление каната в клиновой втулке выполняют в соответствии с требованиями ОСТ 22—253—72 (рис. 18,г). Правила по кранам предусматривают применение кованых, штампованных или литых стальных втулок с клиньями соответствующей конфигурации. Применение чугунных втулок и клиньев, а также стальных сварных втулок запрещено. В основе принципа работы данного крепления лежат силы трения, возникающие между рабочими поверхностями втулки, клина и каната; при этом чем больше растягивающее усилие в канате, тем выше заклинивающая способность крепления.

Конец каната на барабане лебедки крепят при помощи прижимных планок, расположенных на цилиндрической (рис. 19, а) или торцевой (рис. 19,6) поверхностях барабана, либо вставляемых в полость прилива (утолщения), выполненного в стенке барабана (рис. 19,в). В отдельных случаях применяют клиновую втулку (рис. 19, г), аналогичную рассмотренной выше.

Наибольшее применение получили прижимные планки, установленные на цилиндрической поверхности барабана. Планки обычно прижимают одним болтом (шпилькой). Для обеспечения надежного концевого крепления Правила по кранам требуют ставить не менее двух планок. Диаметр закрепляемых канатов 10…43,5 мм. Длина свободного конца каната (за последней прижимной планкой) должна быть не менее двух диаметров каната.

Рис. 19. Крепление конца каната на барабане лебедки

Во избежание повреждения каната кромками прижимной планки изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или возле нее категорически запрещено. Крепление прижимной планки к барабану лебедки должно обеспечивать надежный контроль за состоянием крепления в процессе эксплуатации и удобный доступ для подтяжки болтов (шпилек) и при необходимости замены каната.

Следует помнить, что в соответствии с требованиями Правил по кранам на барабане лебедки между концевым креплением и ходовой ветвью каната постоянно должны находиться неприкосновенные (дополнительные) витки каната, которые никогда не должны сматываться с барабана, даже при опускании крюковой подвески в крайнее нижнее положение. Минимальное количество дополнительных витков каната— 1,5, что соответствует длине дуги обхвата барабана канатом Зл рад. Назначение указанных дополнительных витков каната — уменьшить величину усилия в канате под прижимными планками. В соответствии с законом Эйлера при данном угле обхвата усилие в закрепляемом конце каната будет в 2,5 раза меньше номинального (рабочего) усилия в ходовой ветви каната.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Остальное о мостовых кранах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Концевые крепления стальных канатов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства