Строительные машины и оборудование, справочник






Коробка передач и раздаточная коробка


Категория:
   Справочник сельского автомеханика


Коробка передач и раздаточная коробка

Основные неисправности коробок передач: износ, выкрашивание или поломка зубьев зубчатых колес, самопроизвольное выключение передач, шум при работе, одновременное включение двух передач, затрудненное переключение передач. Интенсивность изнашивания зубчатых колес непостоянного зацепления увеличивается при увеличении свободного хода педали сцепления, износ происходит по рабочей ширине венцов.

Зубья зубчатых колес выкрашиваются и ломаются из-за резкого трогания с места груженого автомобиля или из-за неисправного сцепления. Работа с поломанными зубьями зубчатых колес может разрушить корпус коробки.

Передачи выключаются самопроизвольно из-за неравномерного износа зубьев зубчатых колес и муфт синхронизаторов, при перекосе деталей, из-за погнутости вилок переключения, при неполном зацеплении зубчатых колес, износе фиксирующего устройства. При включении передач зубчатые колеса создают шум при неправильной регулировке сцепления или при неумелом включении передач, ослаблении крепежных соединений, износе или разрушении деталей, наличии в масле твердых частиц, низком уровне масла или несоответствии его применяемым сортам, а также из-за перекоса валов в результате износа подшипников, ослабления крепления.



Две передачи включаются одновременно при износе шариков или стержня замков. В этом случае регулируют сцепление, закрепляют ослабленные соединения, доливают или заменяют масло, при необходимости разбирают коробку и устраняют неисправности.

Причины затрудненного переключения передач автомобилей ГАЭ-53-12, ГАЗ-66-11: износ деталей синхронизатора или выход шарика из гнезда, изгиб вилок и других деталей механизма переключения, заедание втулки блока заднего хода на оси, заедание зубчатого колеса первой передачи на вторичном валу из-за зади-ров посадочной поверхности. Синхронизатор блокирует включение передачи в том случае, когда сцепление «ведет». Для устранения перечисленных неисправностей регулируют сцепление и его привод, выправляют или заменяют вилки и другие детали механизма переключения. Разбирают коробку передач и заменяют втулку и ось блока заднего хода, зачищают выступы от задиров на вторичном валу и заусенцы на шлицах зубчатого колеса.

Включение передач автомобиля ЗИЛ-431410 затруднено, если отверстия для стержней переключения засорены, заедают шарики в каналах фиксаторов, изношены подшипники и ступицы зубчатых колес.

У автомобиля ЗИЛ-4331 затруднено включение всех передач, включение передачи заднего хода и «ползущей» передачи со скрежетом при неполном выключении сцепления. Не переключается демультипликатор из-за неисправности блока клапанов механизма управления демультипликатором, засорения воздухопроводов и клапанов.

Течет масло из коробки передач при повышенном уровне, трещинах в картерах или в крышках, выпадании заглушек штоков, ослаблении крепления крышек, износе сальников. Проверяют и устанавливают необходимый уровень масла, заменяют детали с трещинами, ставят новые заглушки, подтягивают крепление крышек, при необходимости заменяют прокладки и изношенные детали.

Затяжка зубчатых колес промежуточного вала может ослабнуть, если ослабнет гайка или износятся торцы зубчатых колес.

Потом затягивают и закрепляют гайку промежуточного вала, меняют изношенные зубчатые колеса. Причиной разрушения шарикоподшипников промежуточного вала часто бывает попадание в них твердых посторонних частиц. Неисправные подшипники за-меняют.

На автомобилях КамАЭ-5320, «Урал-5557» затруднено включение передач, в том числе передачи заднего хода из-за неполного вы:цочемия’сцеплеиия, когда сцепление «ведет». Регулируют свободный ход муфты выключения сцепления.

Возникает большое усилие на рычаге переключения передач по причине загрязнения опор тяг дистанционного управления или при отсутствии смазки. Промывают опоры и заполняют их свежей смазкой № 158. Передачи в делителе включаются со скрежетом при повышении давления в пневмоусилителе управления делителя и при износе конусных колец синхронизатора. В этом случае регулируют редукционный клапан, заменяют синхронизатор. Передачи выключаются самопроизвольно при неполном их включении из-за неисправности фиксаторов механизма включения, износа вилок, ослабления крепежных соединений, разрегулировки дистанционного управления. Чтобы устранить самовыключение, подтягивают крепежные соединения, заменяют изношенные детали, регулируют привод управления.

Передачи не включаются, в том числе в делителе, вследствие износа деталей и разрегулировки дистанционного привода, разрушения подшипников зубчатых колес вторичного вала, заедания поршеньков воздухораспределителя, засорения пневмосистемы, обрыва троса крана управления делителем. Регулируют привод и заменяют неисправные детали, разбирают, промывают и смазывают смазкой № 158 детали воздухораспределителя, промывают и продувают дроссель, воздухопроводы и клапаны, заменяют трос.

Течь масла из коробки передач может наблюдаться при потере эластичности сальников, вспенивании масла из-за низкого качества или попадания в него воды. Заменяют сальники, масло.

У автомобиля КАЗ-4540 коробка передач позволяет двигаться с минимальной скоростью 2 км/ч, она сблокирована с одноступенчатой раздаточной коробкой, имеет принудительную систему смазки. В раздаточной коробке установлен блокируемый межосевой дифференциал. Привод масляного насоса осуществляется от промежуточного вала, поэтому при буксировке автомобиля включают четвертую передачу и двигаются без выключения сцепления, в противном случае может выйти из строя коробка передач, кдч д’СПраВН0С™ раздаточных коробок автомобилей «Урал-5557», K.Ad-4540: повышенный шум, затрудненное переключение передач, самовыключение их при движении автомобиля, течь масла, повреждение или разрушение подшипников.

У автомобиля КАЗ-4540 сигнальная лампа блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки не включается из-за неисправного выключателя, который заменяют. Не подается воздух в камеру под крышку механизма блокировки из-за разрыва в цепи электромагнита или неисправности электропневматического клапана блокировки дифференциала. Проверяют работу клапана, отсоединив трубопровод раздаточной коробки и включив переключатель на щитке приборов, устраняют разрыв в цепи.

Диагностирование коробок передач и раздаточных коробок проводят по шуму, люфтам, вибрациям и тепловому состоянию. При этом используют стетоскоп и люфтомер-динамометр. При замере люфта блокируют ручным тормозом карданную передачу, скобу прибора накладывают на ближнюю к заднему мосту крестовину карданного вала, затягивают подвижный кронштейн скобы, используя однозаходовый червяк, затем рукояткой с усилием 25— 40 Н поворачивают карданную передачу до полной выборки люфта сначала в одну сторону, совмещая нуль поворотной шкалы с концом стрелки. Эта стрелка свободно висит па оси и под действием своей массы направлена острием вниз. Поворачивая карданный вал рукояткой в другую сторону до щелчка, по цифровой шкале фиксируют показания, соответствующие значению углового зазора в подвижных сочленениях карданного вала. Затем отпускают ручной тормоз и последовательно включают передачи коробки передач. Поворачивая карданный вал, изменяют общие зазоры. Вычитая из значений общих зазоров полученный ранее зазор в карданной передаче, получают фактические значения люфтов в каждой передаче. Суммарный угловой люфт коробки передач не должен превышать на первой передаче 4°, на второй — 5—6, третьей— 7, четвертой — 8—9, на передаче заднего хода — 4—5°.

При регулировке дистанционного привода управления механизмом переключения передач автомобиля КамАЭ-5320 устанавливают в нейтральное положение рычаг переключения коробки передач. Ослабляют стяжные болты регулировочного фланца. Выворачивают четыре соединительных болта, наворачивают на один-два оборота регулировочный франец на промежуточную тягу. Отворачивают контргайки установочных винтов. Стопорят головку передней тяги и шток, ввертывая установочные винты, концы которых совмещаются с отверстиями в рычаге переключения передач и штоке. Свинчивают регулировочный фланец до соприкосновения его торца с торцом фланца штока рычага. Фланец крепят на промежуточной тяге. Установочный винт, расположенный на передней опоре привода, откручивают на 31 мм, а затем на 16 мм откручивают винт, расположенный на задней опоре рычага. Винты стопорят контргайками.

Регулируют зазор между торцом крышки и ограничителем клапана включения делителя автомобиля КамАЗ-5323 при снятом пылепредохранителе. Проверяют привод выключения сцепления и при необходимости регулируют. Отворачивают гайки упора штока клапана, расположенные на толкателе поршня пневмоусилителя. Подсоединяют манометр к контрольному выводу воздушного баллона контура привода вспомогательной тормозной системы, доводят давление в указанном контуре до 0,7—0,75 МПа. До упора выжимают педаль сцепления. Подводят упор штока клапана включения делителя до соприкосновения с ограничителем штока клапана и дополнительно перемещают его в сторону штока клапана, обеспечив зазор 0,2—0,3 мм между торцом крышки клапана и ограничителем штока. Упор клапана крепят в указанном положении. Допускается увеличение зазора до 0,6 мм при падении давления в ресивере контура привода вспомогательной тормозной системы до 0,62 МПа. Надевают пылепредохранитель иа шток и крышку клапана.

Рис. 1. Привод управления механизмом переключения передач автомобиля КамАЗ-5320: 1.8 — контргайки; 2,7 — винты установочные; 3 — тяга передняя; 4 — тяга промежуточная; 5 — фланец регулировочный; 6 — болт соединительный; 9 — шток; 10 — болт

Проверяют на герметичность пневмосистему автомобиля КамАЭ-5320. Переключатель управления поочередно переключают в положения «Высшая передача», «Низшая передача». При этом нажимают на педаль сцепления и прослушивают воздухопроводы пневмосистемы, определяя на слух место утечки воздуха. Обнаруженные неисправности устраняют.

Редукционный клапан проверяют на давление выходящего воздуха, которое должно быть в пределах 0,4—0,45 МПа. Клапан регулируют на специальном стенде с помощью установленных под гайкой регулировочных шайб. После регулировки клапан пломбируют.

Регулируют привод управления механизмом переключения передач автомобиля КАЗ-4540, предварительно проверив крепление коробки передач и раздаточной коробки. При регулировке снимают пружину тяги управления коробкой передач, ослабляют контргайки реактивной тяги и болты регулировочной муфты. Рукоятку запора кабины поворачивают от себя, перемещают рукой корпус ловителя, вводят выступ в полость рукоятки запора кабины, что и обеспечивает фиксацию рычага переключения передач.

В коробке передач устанавливают нейтральное положение, переместив за рычаг до упора вал крышки корпуса механизма переключения передач, стопорят вал винтом. Рычаг должен находиться в вертикальном положении острием вниз, для чего его переставляют по шлицам. Регулируют длину тяги, вращая муфту так, чтобы ролик свободно входил в зев крюка. В этом положении устанавливают пружину. Вращая реактивную тягу, устанавливают рычаг в вертикальное положение, затягивают контргайки реактивной тяги, болты регулировочной муфты. Между фиксатором тяги и нижней частью кронштейна пружины устанавливают расстояние 20—25 мм, вращая шаровой палец. После выполнения операции затягивают контргайку шарового пальца. Отворачивают на пять-шесть оборотов стопорный винт, фиксируют его в этом положении контргайкой. Поворачивают рукоятку в положение «Заперто» и проверяют работу привода.

У раздаточной коробки автомобиля «Урал-5557» регулируют привод управления изменением длины тяги блокировки дифференциала и тяги переключения передач. После регулировки проверяют легкость переключения передач. Конические подшипники у этой коробки регулируют при снятии ее с автомобиля. Регулировку проводят изменением количества регулировочных прокладок под крышками. Осевое перемещение первичного вала должно составлять 0,15—0,20 мм, для промежуточного вала — 0,08—0,13 мм.

Рис. 2. Привод управления механизмом переключения передач автомобиля КАЗ-4540

При ЕО проверяют работу коробки передач на ходу. У автомобиля КАЗ-4540 контролируют работу делителя коробки передач, заполняя пневматическую систему воздухом до момента выхода его через предохранительный клапан, после чего останавливают двигатель. При перемещении переключателя электропневматических клапанов на рычаге переключателя передач клапаны без выключения сцепления срабатывать не должны.

При ТО-1 проверяют и при необходимости подтягивают крепления коробки передач, доливают масло, проверяют герметичность и состояние картера коробки передач раздаточной коробки, при необходимости устраняют неисправности. Выполняют смазочные операции.

При ТО-2 выполняют операции ТО-1 и дополнительно проверяют крепление верхней крышки картера коробки передач, раздаточной коробки и крышек подшппников валов. У автомобилей ГАЭ-53-12 проверяют крепление гайки фланца вторичного вала. У автомобилей ГАЗ-66-11 выворачивают сапуны коробки передач, раздаточной коробки, очищают от грязи. У автомобилей КамАЭ-5320 проверяют герметичность воздухопроводов пневмоси-стемы управления делителем, снимают с коробки передач редукционный клапан и проверяют его на давление выходящего воздуха. Замеряют величину зазора между торцом крышки и ограничителем клапана включения делителя, при необходимости регулируют. Проверяют исправность троса крана управления делителем. У автомобилей КАЗ-4540 контролируют работу выключателей блокировки делителя и контактора блокировки сцепления. Снимают вилки с выключателей, в нейтральном положении контакты выключателей должны быть разомкнуты, а при повороте контактов на 90° они должны замыкаться.

Через одно ТО-2 у автомобилей «Урал-5557» проверяют и при необходимости регулируют осевое перемещение первичного и промежуточного валов раздаточной коробки. Выполняют смазочные операции.

При СО сливают отработанное масло, очищают магнит спускной пробки, промывают воздушные каналы сапуна, заливают чистое масло до уровня контрольной пробки.

На отечественных автомобилях применяются механические коробки передач, выполненные по трехвальной схеме. Крутящий момент передается от сцеппения на ведущий вал коробки передач, который соединен парой шестерен постоянного зацепления с промежуточным валом.

Шестерни промежуточного вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями ведомого вала или соединяются с ними при перемещении подвижной каретки на ведомом валу. Подвижные шестерни ведомого вала могут перемещаться по шлицам в осевом направлении, а шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении, установлены на скользящих втулках и при включении соединяются со своим валом при помощи специальных устройств — синхронизаторов. Ведомый вал постоянно соединен с карданной передачей.

Отечественные грузовые автомобили имеют четырех- и пятиступенчатые коробки передач. Каждая ступень в зависимости от передаточного числа изменяет крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса автомобиля.

На некоторых грузовых автомобилях, рассчитанных на работу с прицепами (КамАЗ-5320), применяются десятиступенчатые коробки передач. Такая коробка состоит из двух механизмов: основной пятиступенчатой механической коробки передач обычного типа и приставного шестеренчатого редуктора, называемого делителем передач.

Конструкция делителя предусматривает наличие в нем двух передач. Одна из них является прямой и не изменяет крутящего момента, передаваемого, от двигателя. При ее включении крутящий момент, передаваемый к ведущим мостам, изменяется только пропорционально передаточному числу включенной передачи в коробке.

Другая передача является повышающей (ее передаточное число 0,815) и, следовательно, при ее включении передаваемый крутящий момент будет изменяться пропорционально общему передаточному отношению, определяемому как произведение данного передаточного числа делителя на передаточное число той передачи, которая в данный момент включена в коробке.

Применение делителя позволяет работать с использованием повышенных передаточных чисел, что весьма желательно при движении автомобиля без прицепа и в ненагруженном состоянии, обеспечивая существенную экономию горючего.

При движении с большой нагрузкой часто требуются более высокие тяговые усилия на ведущих колесах и соответственно водитель включает первую передачу в делителе. Поскольку при включении каждой передачи делителя мы можем получить пять различных передаточных чисел (благодаря коробке передач), то, следовательно, общее их число при двух ступенях в редукторе составит, что равнозначно применению десятиступен-чатой коробки передач. На автомобилях КамАЗ делитель коробки передач имеет пневматический привод.

Передаточное число каждой пары шестерен определяется как отношение числа оборотов ведущей шестерни к числу оборотов ведомой шестерни. Оно будет также равно обратному отношению числа зубьев этих шестерен.

Так как при включении той или иной ступени передач (кроме прямой передачи) крутящий момент передается не через одну, а через несколько пар шестерен, то передаточное число данной ступени будет равно произведению передаточных чисел, входящих в нее пар шестерен.

Соответственно увеличивается и крутящий момент на выходном валу коробки передач.

Передаточное число первой ступени выбирается исходя из величины тягового усилия на ведущих колесах, которое необходимо для трогания с места груженого автомобиля в заданных дорожных условиях.

Устройство пятиступенчатой коробки передач автомобиля ЗИЛ-130 показано на рис. 99. Ведущий вал установлен на двух шариковых подшипниках, один из которых расположен в выточке фланца коленчатого вала, а другой— в передней стенке картера коробки передач. В выточке ведущего вала размещен передний подшипник ведомого вала. Второй опорой ведомого вала является шариковый подшипник, установленный в задней стенке картера коробки передач.

Передней опорой промежуточного вала служит роликовый подшипник, а задней опорой — шариковый подшипник.

Шестерни постоянного зацепления и шестерни второй, третьей и четвертой передач имеют косые зубья, а шестерни первой передачи и заднего хода — прямые зубья.

Для включения заднего хода предусмотрен блок шестерен, расположенный в нижней левой части картера. Ось блока неподвижно закреплена в картере. Блок шестерен свободно вращается на роликовых подшипниках. Для включения заднего хода необходимо переместить шестерню первой передачи по шлицам ведомого вала назад до зацепления ее с малой шестерней блока заднего хода.

Рис. 3. Пятиступенчатая коробка передач: 1 — ведущий вал, 2 — передний подшипник ведомого вала, 3 — ведомый вал, 4 — задний подшипник ведомого вапа 5 – задний подшипник промежуточного вала, 6 — промежуточный вал, 7, 8, 9 — шестерни второй, третьей и четвертой передач. 10 — передний подшипник промежуточного вала, 11 — шестерни постоянного зацепления. 12 — блок шестерен заднего хода, « — неподвижная ось, 14, 15 — роликовые подшипники блока шестерен заднего хода

В передачу крутящего момента включается дополнительная пара шестерен и направление вращения ведомого вала меняется на обратное.

Чтобы предотвратить повышение давления в картере при нагреве масла, на задней крышке установлен сапун.

Зубья шестерен смазываются маслом, захватываемым ими со дна картера.

Для включения передач, шестерни которых имеют косые зубья, находящиеся в постоянном зацеплении, применяют синхронизаторы инерционного типа, обеспечивающие безударное включение шестерен. Такой синхронизатор состоит из ступицы, которая установлена на шлицах ведомого вала. На наружной поверхности ступицы предусмотрены три паза, в которые входят сухари. Шлицы связывают муфту со ступицей. С обеих сторон ступицы расположены блокирующие конусные кольца, имеющие некоторую свободу углового перемещения.

На наружной выступающей части блокирующих колец выполнены зубчатые венцы. Такие же венцы предусмотрены на переключаемых шестернях. На внутренней стороне блокирующих колец имеется коническая поверхность. Соответствующие поверхности имеются и на шестернях. При включении передачи муфта 2 под действием рычага переключения перемещается в сторону включаемой шестерни.

Конусная поверхность блокирующего кольца, на которую нажимают пружинящие сухарики, приходит в соприкосновение с конусной поверхностью включаемой шестерни. Под действием силы трения кольцо поворачивается на угол, соответствующий величине зазора между сухариком и пазом в блокирующем кольце. Зубья муфты устанавливаются против зубьев на поверхности кольца. В результате трения между коническими поверхностями скорости вращения муфты синхронизатора и включаемой шестерни выравниваются. После этого зубья муфты легко входят в зацепление с венцом соответствующей шестерни.

Рис. 4. Синхронизатор инерционного типа: 1 — вилка, 2 — муфта, 3 — шестерня, 4 — ступица, 5 — конусное кольцо, 6 — сухарь, 7 — пружина

Рис. 5. Механизм дистанционного механического правления коробкой передач: 1 — рычаг переключения передач, 2 — рычаг механизма переключения, 3 — поперечный вал, 4 — механизм переключения передач, 5 — промежуточный рычаг, 6 — палец, 7 — вилка, 8 — наконечник тяги, 9 — стяжные болты, 10 — карданный вал, 11 — промежуточный механизм, 12—запорный болт, 13 — поперечный вал

В коробках передач, выпускаемых Ярославским моторным заводом, имеется устройство для принудительной смазки.

Подшипники скольжения шестерен ведомого вала смазываются под давлением. Для этого на передней стенке картера коробки передач установлен шестеренчатый масляный насос с приводом от промежуточного вала. От насоса масло поступает по каналам в крышке подшипника ведущего вала и в самом ведущем валу к переходной втулке, через которую оно проходит в основной канал ведомого вала и далее по радиальным каналам к подшипникам шестерен.

Механизм переключения передач. Для переключения передач служит механизм, управляемый рычагом, установленным на крышке коробки передач в полу кабины. У некоторых легковых автомобилей рычаг переключения передач установлен на рулевой колонке. Конструкция механизма переключения передач, зависящая от места расположения рычага, должна обеспечить полное включение шестерен и не допускать их самопроизвольного выключения.

Механизм переключения у автомобиля ЗИЛ-130 размещен в крышке коробки передач. В ее верхней съемной части установлен рычаг переключения передач, а его шаровая опора входит в сферическую выточку крышки и закрепляется штифтом во избежание проворачивания.

Нижний конец рычага входит в пазы вилок переключения, закрепленных на ползунах и удерживаемых фиксаторами. Замочное устройство, состоящее из штифта и двух пар шариков, исключает возможность одновременного включения двух передач.

Чтобы избежать случайного включения заднего хода во время движения вперед, применяется специальный предохранитель включения. Для включения заднего хода нужно приложить усилие к рычагу несколько большее, чем при включении других передач.

У автомобилей МАЗ-500 управление коробки передач дистанционное механическое. В систему управления входит рычаг переключения передач, промежуточный механизм, карданная передача и механизм переключения передач. Рычаг переключения передач с двумя шарнирами установлен на полу кабины и соединен с поперечным валом промежуточного механизма. В картере промежуточного механизма находится продольный рычаг, передняя часть которого шарнирно соединена с поперечным валом, а задняя часть с карданным валом, имеющим по концам два карданных шарнира.

Вилка заднего карданного шарнира установлена на валу промежуточного рычага механизма переключения передач. Верхний конец этого рычага связан с поперечным валом, на другом конце которого закреплен рычаг. Рычаг действует непосредственно на штоки, расположенные в крышке картера коробки передач. Благодаря шарнирному соединению рычага с вилкой вал может получать как поступательное перемещение вдоль своей оси, так и поворачиваться на некоторый угол, необходимый для включения той или иной передачи.

У автомобилей повышенной проходимости для передачи крутящего момента ко всем ведущим мостам устанавливается раздаточная коробка. Кроме того, раздаточная коробка, как правило, объединяется с дополнительной коробкой передач, которая позволяет увеличить крутящий момент, передаваемый к ведущим колесам. Это необходимо при движении автомобиля по плохой дороге.

Литой чугунный картер выполнен разъемным и имеет люки, закрываемые крышками. Ведущий вал установлен на двух роликовых конических подшипниках. Один из подшил ников размещен в передней стенке картера раздаточной коробки, а другой — в гнезде шестерни вала привода заднего моста. На ведущем валу установлена стальная втулка, на которой свободно вращается шестерня, находящаяся в зацеплении с шестерней промежуточного вала.

Опорами вала привода заднего моста служат два роликовых конических подшипника, установленных в стакане, привернутом к крышке картера раздаточной коробки.

Промежуточный вал вращается на двух конических роликовых подшипниках, передний из которых установлен в стенке картера, а задний — в крышке раздаточной коробки. На шлицах этого вала установлена шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестернями.

Вал привода среднего моста установлен на двух конических роликовых подшипниках, крепящихся в стенках картера. Передний конец вала имеет эвольвентные шлицы, посредством которых он соединяется с валом привода переднего моста.

Включение переднего моста производится муфтой, входящей в зацепление со шлицами валов привода переднего и среднего ведущих мостов. Перемещая шестерню б вправо, вводят ее в зацепление с шестерней и включают низшую передачу. Если шестерню ввести в зацепление с внутренними зубьями шестерни, то будет включена высшая передача. Конструкция механизма переключения раздаточной коробки исключает возможность включения низшей передачи при выключенном переднем мосте или выключение последнего при включенной низшей передаче.

Читать далее:

Категория: - Справочник сельского автомеханика

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины