Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные сцепления

Публикация:
   Корригированные шестерни

Читать далее:




Корригированные шестерни

Зубчатое зацепление уже давно и в значительной степени стандартизовано, причем произошло это не благодаря деятельности какого-либо специального учреждения по стандартизации, а в результате влияния ряда фирм, изготовляющих зуборезное оборудование. Так, в очень большой части зубчатых передач промышленного типа применяется одно значение угла зацепления, имеется принятый ряд значений диаметрального питча и строго установленные соотношения элементов (головка и ножка) зубьев. Эта стандартизация была весьма полезна в отношении зубчатых колес, выпускавшихся в малых количествах, так как устраняла необходимость изготовления специального режущего инструмента для каждой партии. Однако в случае автомобильных шестерен, изготовляемых в больших количествах, применение этих стандартов не дает особых преимуществ с производственной точки зрения, и все упомянутые выше элементы могут быть изменены, если этим достигается какое-либо улучшение в работе зубчатых колес. Как уже указывалось, рабочая часть профиля доходит только до основной окружности шестерни, которая у шестерен с мальм числом зубьев находится от начальной окружности на расстоянии много меньшем, чем высота головки зуба. Та часть профиля зуба, которая расположена ниже основной окружности и доходит до окружности впадин, обычно выполняется в виде прямой радиальной линии. Однако, для того чтобы у шестерни с малым числом зубьев при зацеплении с другой шестерней избежать подреза (интерференции) профилей зубьев, необходимо предварительно нарезать зуб глубже этой радиальной линии. Эта операция называется подрезом зуба. Что подразумевается под подрезом профилей зубьев, показано на рис. 1, где изображена часть шестерни эвольвентного профиля, имеющей 12 зубьев нормальной высоты, с углом зацепления 14°30’, находящаяся в зацеплении с рейкой. Зачерченные площадки показывают зоны подреза профилей. Из чертежа ясно, что подрез профилей возникает в результате того, что .радиальная часть профиля зуба шестерни образует (в этот момент) больший угол с радиальной линией, проведенной через полюс зацепления (линия центров шестерен), чем угол, образуемый боковой стороной зуба рейки с той же линией центров (профильный угол режущего инструмента). Последний является постоянным, равным углу зацепления тогда как угол, образуемый радиальной частью профиля зуба шестерни с линией центров, по мере приближения к концу отрезка зацепления увеличивается; поэтому, если у какой-либо шестерни имеет место подрез профилей, он будет происходить непосредственно перед, концом зацепления2. Угол, образуемый радиальной частью профиля зуба с линией центров в конце зацепления при увеличении числа зубьев шестерни, уменьшается.

Наименьшее число зубьев без подреза профиля. С увеличением числа зубьев малой шестерни подрез зубьев исчезает, когда при положении шестерни, соответствующем теоретическому выходу зуба из зацепления, боковая сторона зуба рейки, работающего с зубом шестерни, и радиальная часть профиля зуба шестерни образуют одинаковый угол с линией центров; так как между этими двумя линиями имеется соприкосновение, то. они на некотором участке совпадают. Это дает возможность определить расчетным путем наименьшее число зубьев эвольвентных шестерен с различными углами зацепления и различными соотношениями головки зуба, при котором не будет подреза профилей.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:






Рис. 1. Подрез (интерференция) профиля зубьев.

Рис. 2. Геометрические соотношения, определяющие минимальное число зубьев шестерни без подреза профиля: ВС — высота головки зуба.

При помощи этих уравнений найдем, что наименьшее число зубьев, при котором полностью отсутствует подрез, составляет 33 для шестерни с зубом нормальной высоты и углом зацепления 14°30’ и 18 для шестерни с зубом нормальной высоты и углом зацепления 20°. При числах зубьев 32 и 17 соответственно подрез будет иметь ничтожную величину. Для шестерни с укороченным зубом,, углом зацепления 20° и высотой головки, составляющей 0,8 от нормальной, минимальное число зубьев будет равно 14.

Способы устранения подреза зубьев. Установлено, что в парах шестерен, в которых ведущая шестерня имеет относительно малое число зубьдв, для обеспечения полностью эвольвентного профиля высота головки зуба ведущей (малой) шестерни должна быть увеличена, а высота головки зуба большой шестерни — уменьшена на ту же величину. Для увеличения высоты головки малой шестерни наружный диаметр ее заготовки должен быть взят большим, чем в случае шестерни с обычными соотношениями, а наружный диаметр большей шестерни должен выполняться соответственно .меньшим

Можно легко изменять ранее выведенные соотношения между числом зубьев, углом зацепления и высотой головки так, чтобы, обеспечивая полностью эвольвентное зацепление, определять непосредственно необходимое увеличение и уменьшение внешних диаметров заготовок шестерен с любым числом зубьев и любым углом зацепления.

Это обеспечивает полностью эвольвентный профиль зубьев малой шестерни. Однако, если сопряженная шестерня имеет лишь немного большее по сравнению с малой шестерней число зубьев, то во избежание подреза профилей при зацеплении с зубьями малой шестерни, имеющими удлиненную головку, подрез ее зубьев может стать неизбежным. Для предотвращения этого необходимо, чтобы сумма чисел зубьев малой и большой шестерен была равна, по крайней мере, 34 при угле зацепления 20° и зубе нормальной высоты или 64 в случае зуба нормальной высоты при угле зацепления 14°30’.

Корригированные зубья широко применяются в конических шестернях главных передач автомобилей. В этом случае принято вы поднять высоту головки в постоянном соотношении с рабочей высотой зуба, равном обычно 0,7 для зубьев малой шестерни и 0,3 для зубьев большой шестерни

На рис. 3 дано сравнение шестерни с 20 зубьями стандартного профиля, нормальной высоты, с углом зацепления 14°30’ и аналогичной шестерни с зубьями, имеющими удлиненную головку, высота которой в данном случае равна 0,75 рабочей высоты зуба.

Плавность работы корригированных шестерен. Утверждают, что корригированные шестерни работают под нагрузкой более плавно, чем нормальные шестерни с одинаковой высотой головок. Это объясняется тем, что при увеличении высоты головки зуба малой шестерни дуга удаления удлиняется, а при уменьшении высоты головки большой шестерни дуга приближения укорачивается. Следовательно, мы можем сказать, что в передачах, где ведущая шестерня имеет сравнительно длинную головку зуба, дуга приближения укорачивается, а дуга удаления удлиняется. Известно, что плавность работы зуба на протяжении дуги приближения значительно меньше, чем на дуге удаления. В течение каждого из этих периодов имеется скольжение зубьев, но направления скольжения противоположны. В первом случае, т. е. в период приближения, движение может быть уподоблено толкованию впереди себя длинного упругого стержня по неровной дороге. Во втором случае, в период удаления, этот стержень как бы тянут за собой по той же дороге, последнее движение, естественно, получается более плавным.

Определение дуговой толщины зубьев корригированных шестерен. Когда головка и ножка зуба не равны по высоте, толщина зуба по дуге перестает быть равной половине шага. Как изменение соот

Рис. 3. Сравнение профилей зубьев со стандартным эвольвентным профилем полной высоты и с удлиненной головкой:
1 — начальная окружность: 2 — основная окружность; 3 — зуб с удлиненной головкой; 4 — стандартный зуб

Рис. 4. Схема изменения толщины зуба по делительной окружности при профильном смещении рейки:
1 — нормальная начальная прямая; 2 — действительная начальная прямая; 3 — действительная толщина зуба по дуге.

Толщина зуба сопряженной шестерни по’дуге равна шагу минус толщина зуба по делительной окружности первой шестерни.

Рис. 5. Схема определения толщины зуба по хорде:
1 — толщина зуба по хорде; 2 — толщина зуба по дуге.

Рекламные предложения:







Читать далее:

Категория: - Автомобильные сцепления

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Корригированные шестерни"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства