Строительные машины и оборудование, справочник





Ковшовые конвейеры

Категория:
   Машины непрерывного транспорта


Ковшовые конвейеры

В ковшовых конвейерах сыпучие материалы перемещаются в ковшах, укрепленных на тяговом органе — бесконечной прорезиненной ленте или цепях.

Ковшовые конвейеры подразделяют на конвейеры, перемещающие материал в вертикальном или близком к нему наклонном направлении, и конвейеры, перемещающие материал по пространственной или кольцевой трассе.

В строительстве -нашли применение только ковшовые элеваторы, используемые на бетонных заводах для перемещения главным образом порошкообразных материалов (цемента, извести, гипса), а в некоторых случаях — крупных и мелких заполнителей. Их производительность достигает 400 м5/ч, высота подъема — 40 м.



Ковшовые элеваторы делят по следующим признакам:
а) по роду тягового органа — на ленточные и цепные;
б) по скорости движения ковшей — на быстроходные с центробежной разгрузкой и тихоходные с самотечной разгрузкой;
в) по расположению ковшей —на элеваторы с расставленными ковшами и с сомкнутыми (чешуйчатыми) ковшами.

В ковшовых элеваторах с ленточным тяговым органом лента огибает приводной и натяжной барабаны, а у моделей с цепным тяговым органом огибает звездочки. Цепной тяговый орган применим при любых действующих усилиях и в зависимости от них выполняется с одной или двумя параллельными замкнутыми ветвями.

Скорость движения ковшей у тихоходных элеваторов составляет 0,3—1 м/сек, у быстроходных 1,2—2 м/сек.

Быстроходные элеваторы применяют главным образом для перемещения порошкообразных и мелкокусковых материалов, тихоходные — для крупнокусковых материалов.

Ковшовый элеватор (рис. 54) состоит из приводного и натяжного барабанов (звездочек), тягового органа (цепи или ленты) и ковшей. Верхняя часть с приводным устройством называется головкой, нижняя часть с натяжным устройством — башмаком.

Рис. 54. Схемы ковшовых элеваторов: а — ленточные; б — д — цепные

Перемещаемый материал, засыпаемый в загрузочный башмак, частично попадает (Непосредственно в ковши, а частично на закругленное днище башмака, откуда зачерпывается ковшами.

При переходе ковшей через верхние звездочки или барабаны материал высыпается из ковшей и передается через разгрузочный лоток в бункера или на транспортные устройства.

Основными узлами элеваторов являются ковши, тяговые органы, приводная головка и башмак.

Ковши выбирают в зависимости от заданной производительности элеватора и характера перемещаемого материала. Размеры ковша должны быть подобраны так, чтобы куски материала свободно поступали в него при загрузке и также свободно высыпались при разгрузке. Форма ковшей зависит от характера их разгрузки (центробежной или самотечной), а также от степени подвижности материала. Ковши изготовляют сварными или штампованными из листовой стали; передние кромки их усиливают козырьком из полосовой стали, а иногда направляют твердым сплавом.

Для стационарных вертикальных ковшовых элеваторов общего назначения стандартом установлены ковши трех типов: глубокие, мелкие с цилиндрическим днищем и остроугольные с бортовыми направляющими. Глубокие ковши применяют для сухих легкосыпучих материалов (песка, цемента, мелкого угля). Мелкие ковши, имеющие крутой обрез верхней кромки, используют при транспортировании влажных и слеживающихся материалов. Емкость ковшей с цилиндрическим днищем колеблется в пределах 0,65—15,0 л при ширине ковшей 135— 450 мм; расстояние между ковшами (шаг ковшей) 300, 400, 500 и 600 мм. Остроугольные ковши с сомкнутым их расположением используют для транспортирования тяжелых кусковых грузов. Ширина таких ковшей 160—900 мм, емкость 1,5—130 л.

В качестве тяговых органов в элеваторах применяют прорезиненные ремни или ленты, а также цепи — пластинчатые, втулочные и втулочно-роликовые. К лентам ковши прикрепляют болтами, причем в местах установки последних в ковшах делаются углубления, в которых устанавливаются головки болтов, благодаря чему лента, обращенная в сторону барабанов, имеет гладкую поверхность. Пластинчатые цепи крепят к задним или к боковым стенкам ковшей также при помощи болтов.

Головка элеватора состоит из барабана (звездочки), привода (обычно от электродвигателя) и кожуха. В качестве передаточного механизма привода, наряду с редукторами, применяют также зубчатые, ременные и цепные передачи.

Приводная головка обычно снабжается храповым остановам, который предупреждает возможность обратного движения тягового органа под действием веса груза при остановке элеватора.

Башмак (нижняя головка) служит для загрузки элеватора и для размещения натяжного устройства. В большинстве элеваторов натяжное устройство винтового типа. Днище башмака для более удобного зачерпывания материала ковшами делают полукруглым. В нижней части башмака имеется люк для очистки днища.

Приемная воронка (питающее устройство) располагается со стороны восходящей ветви транспортера, несколько выше осевой линии барабана, с таким расчетом, чтобы затружаемый материал из воронки попадал непосредственно в ковши, движущиеся навстречу.

К этой группе машин относятся вертикальные и крутонаклонные ковшовые конвейеры. Они представляют собой машины непрерывного действия, к гибкому тяговому органу которых в виде бесконечной ленты или цепи прикреплены ковши. Эти конвейеры предназначены для перемещения насыпных (цемент, песок, земля), кусковых (гравий, щебень, шлак) грузов в вертикальном или крутонадслонном (свыше 60° к горизонтали) направлении на высоту до 50 м.

По роду тягового органа конвейеры подразделяются на одно-, двухцетшые и ленточные; по траектории движения материала — на вертикальные и наклонные; по способу установки — на стационарные и передвижные.

Ковшовые конвейеры используют как самостоятельные транспортирующие устройства, а также в составе растворных, бетонных и асфальтобетонных узлов, установок для бестраншейной прокладки трубопроводов, дробильно-сортировочных установок и т. д.

Рис. 4.3. Схемы вертикальных ковшовых конвейеров: 2 — ленточного; б — цепного

Вертикальный ковшовый конвейер (рис. 4.3) состоит из верхней приводной головки с разгрузочным лотком, нижнего загрузочного башмака с натяжным устройством, бесконечного тягового органа (ленты или цепи), на котором с определенным шагом жестко закреплены ковши, и промежуточных звеньев (секций) металлического кожуха, составляющего раму конвейера. В корпусе приводной.головки размещен приводной барабан или звездочки цепи, получающие вращение от электродвигателя через редуктор. Привод конвейера оборудуют храповым или роликовым остановом, удерживающим тяговый орган с ковшом от обратного движения груженой ветви при отключении электродвигателя и в случаях аварии. Нижний башмак конвейера состоит из корпуса, в котором установлены натяжной барабан или звездочки и винтовое устройство 3 для натяжения ленты или цепи.

Верхний приводной и нижний натяжной барабаны огибают тяговый орган с ковшом.

В качестве тягового органа ленточного ковшового конвейера применяется тканевая прорезиненная лента (как у ленточных конвейеров) шириной 300—1200 мм, ширина укрепляемых на ней ковшей составляет 135—900 мм. Тяговым органом цепного конвейера служат пластинчатые втулочные или втулочно-роликовые цепи с шагом 100—630 мм, а также сварные калиброванные цепи с диаметром стержней 16—25 мм.

Одноцепной тяговый орган применяют при ширине ковшей 160—250 мм, двухцепные —при ширине 350—900 мм.

Рис. 4.4. Ковши для конвейеров

Ковши на тяговом органе могут быть расставленными — глубокие и мелкие ковши, и сомкнутыми — чешуйчатые ковши.

Загрузка мелких и глубоких расставленных ковшей производится зачерпыванием ими материала из загруженного башмака при прохождении через нижнюю точку конвейера.

Для загрузки чешуйчатых ковшей материал подается по загрузочному лотку непосредственно в движущиеся сомкнутые ковши.

От способа загрузки и расположения ковшей зависит скорость движения тягового органа! Конвейеры с загрузкой материала в башмак имеют скорость ленты (цепи) 1,2—2 м/с и называются быстроходными. Конвейеры с загрузкой материала непосредственно- в ковши имеют сравнительно небольшую скорость тягового органа (0,4—0,8 м/с) и называются тихоходными.

Читать далее:

Категория: - Машины непрерывного транспорта

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины