Строительные машины и оборудование, справочник





Крановые электродвигатели

Категория:
   Остальное о мостовых кранах


Крановые электродвигатели

Электродвигатель —это электрическая машина, преобразующая электрическую энергию сети в механическую энергию вращения ро­тора.
Принцип действия электродвигателя. Электродвигатель состоит из четырех сборочных единиц: неподвижной — статора, подвиж­ной — ротора и двух подшипниковых щитов, на подшипники кото­рых опираются концы вала ротора. Подшипниковые щиты болтами крепят к торцам статора.

В простейшем случае обмотка статора представляет собой три катушки, смещенные по окружности на углы 2/Зя рад и подключа­емые к сети переменного трехфазного тока, создающего в обмотке статора вращающееся магнитное поле.

Отечественные крановые электродвигатели имеют 3,4 и 5 пар по­люсов, что обеспечивает частоту вращения магнитного поля 16,6, 12,5 и 10 с-1. Такая частота вращения магнитного поля статора со­ответствует частоте питающего электрического тока и называется синхронной. Вращающееся магнитное поле статора пересекает об­мотку неподвижного ротора с максимальной скоростью и наводит (индуктирует в ней)- ЭДС, величина которой пропорциональна чи­слу проводников в обмотке, соединенных последовательно, и ча­стоте вращения магнитного поля относительно проводников. Оче­видно, что при неподвижном роторе величина ЭДС будет максималь­ной. При замыкании обмотки ротора через сопротивление или на­коротко по ней течет ток, прямо пропорциональный величине ин­дуктированной ЭДС и обратно пропорциональный сопротивлению цепи.



Ток в обмотке ротора создает собственное магнитное поле рото­ра, которое взаимодействует с вращающимся магнитным полем статора, в результате чего ротор начинает вращаться в сторону вращения магнитного поля статора, преодолевая приложенный к валу ротора момент сопротивления нагрузки.

По мере увеличения частоты вращения ротора, который «до­гоняет» магнитное поле статора, уменьшается скорость пересече­ния проводников ротора вращающимся магнитным полем и соот­ветственно уменьшаются индуктируемая в роторе ЭДС, ток в цепи ротора и крутящий момент на его валу. Когда крутящий момент электродвигателя станет равным моменту сопротивления на его ва­лу, наступит состояние равновесия, при котором частота вращения ротора будет постоянной.

Трехфазные асинхронные двигатели. Статор электродвигателя (рис. 82) состоит из чугунного (алюминиевого) корпуса, в полости которого размещен цилиндрической формы магнитопровод, на­бранный из штампованных листов активной электротехнической стали. Для снижения магнитных потерь и температуры магнито- провода листы изолируют друг от друга лаком. На внутренней по­верхности магнитопровода по его длине выполнены продольные пазы, в которых размещены секции обмотки статора, навитые из кру­глого медного провода с температуростойкой изоляцией.

Рис. 82. Крановые электродвигатели:
а—асинхронный с короткозамкнутым ротором, б—то же, с фазным ротором; /—корпус, 2—обмотка статора, 3—ротор, 4—подшипниковый щит, 5—вентилятор. 6—вал ротора, 7—обмотка ротора, 8—контактное кольцо, 9—Щеткодержатель со
щеткой

Обмотка статора двигателя выполнена в виде трех секций (ка­тушек) или групп катушек, шесть выводных концов которых сна­бжены кабельными наконечниками, имеют маркировку начал трех­фазной обмотки CI, С2, СЗ и ее концов С4, С5 С6 и выведены в ко­робку зажимов, расположенную на корпусе статора двигателя.

Как правило, крановые электродвигатели выпускают на напря­жение 380/220 В, поэтому в зависимости от фактического напряже­ния тока в сети и требуемой схемы включения обмотки концы про­водов соединяют в различных со­четаниях. При напряжении сети 380 В секции обмотки статора со­единяют в звезду, т.е. концы про­водов С4, С5 и С6 соединяют вме­сте, а к началам CI, С2, СЗ при­соединяют питающие провода трехфазной сети (рис. 83, а).

При напряжении сети 220 В секции обмотки статора соединя­ют в треугольник, при этом концы проводов С1 и С6, С2 и С4, СЗ и С5 соединяют попарно и к образо­вавшимся трем точкам присоединяют питающие провода (рис. 83, б). Чтобы избежать возможных ошибок схемы подключения пи­тающих проводов к секциям, обмотки двигателя указаны на внут­ренней стороне крышки коробки зажимов.

Ротор электродвигателя представляет собой цилиндр, собран­ный из листов электротехнической стали (магнитопровода) и ук­репленный на валу. На образующей поверхности ротора выполне­ны продольные пазы, в которых размещена обмотка. Именно тип обмотки ротора определяет конструкцию асинхронного электродви­гателя переменного тока.

Обмотка короткозамкнутого ротора состоит из медных или алю­миниевых стержней круглого либо прямоугольного поперечного се­чения, припаянных или отлитых заодно целое с бронзовыми либо алюминиевыми кольцами большого сечения, насаженными на вал. Такая обмотка носит название «беличье колесо» (см. рис. 82, а).

Рис. 83. Схемы соединения обмоток статора электродвигателя: о—в звезду, б—в треугольник

У фазного ротора в пазы заложена обмотка из медного прово­да, состоящая, как и обмотка статора, из трех секций (катушек) или трех групп катушек. Указанная обмотка не имеет электриче­ского соединения с питающей электросетью. Секции обмотки рото­ра соединены в звезду, концы которой выведены на медные контак­тные кольца, закрепленные на валу ротора (см. рис. 82, б). Кон­тактные кольца изолированны от вала ротора и изолирующие пере­городки выступают над рабочими поверхностями колец. С контак­тными кольцами взаимодействуют медно-графитовые щетки мар­ки М-1 (ГОСТ 2332—75), установленные в неподвижных щетко­держателях на корпусе двигателя.
Щетки постоянно пружинами поджаты к поверхностям колец, тем самым осуществляется подвижный электрический контакт ме­жду вращающейся обмоткой ротора и выводами обмотки ротора,, расположенными на корпусе двигателя.

Провода цепи управления током ротора вводят с боковой сто­роны соответствующего подшипникового щита и присоединяют не­посредственно к зажимам щеткодержателей.

Асинхронные двигатели трехфазного переменного тока имеют обозначение серий, состоящие из букв и цифр. Первые буквы пока­зывают исполнение двигателя: МТ— с фазным ротором, МТК — с короткбзамкнутым ротором. Последняя буква обозначает класс на- гревостойкости изоляции. ГОСТ 185—70 предусматривает выпуск крановых двигателей с нагревостойкой изоляцией класса F с допу­скаемой температурой 155° С и металлургических двигателей с изо­ляцией класса Н с температурой до 180 °С. Пёрвая цифра трехзна­чного числа характеризует размер наружного диаметра статорных листов, вторая цифра указывает модернизацию двигателя и тре­тья— длину сердечника статора двигателя данного габарита. По­следняя цифра, стоящая после тире, обозначает число полюсов двигателя.

Например, маркировка MTF312-6 обозначает крановый электро­двигатель с фазным ротором с классом нагревостойкости изоля­ции F (температура до 155°С), 3-й величины, модернизированный, 2-й длины, шестиполюсный.

Крановые двигатели имеют мощность 1,2—-30 кВт при частоте вращения ротора 11 —16,1 с-1 и массу 51—345 кг.

Двигатели металлургических кранов имеют мощность 2,5— 200 кВт при частоте вращения ротора 9,4—16,1 с-1 и массу 76—- 1900 кг.

Читать далее:

Категория: - Остальное о мостовых кранах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины