Строительные машины и оборудование, справочник





Краткая история развития автомобиля, трактора и отечественного автотракторостроения

Категория:
   Автомобили и трактора



Краткая история развития автомобиля, трактора и отечественного автотракторостроения

Еще в XVIII веке изобретатели, в том числе и русские, положили начало созданию безрельсового транспорта и вездеходов-тягачей. В 1752 г. крепостной крестьянин Леонтий Лукьянович Шамшуренков построил «самобеглую коляску». Гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин в i79I г. построил «трехколесную самокатку», приводимую в движение мускульной силой человека. Только после создания двигателя внутреннего сгорания автомобили и тракторы получили широкое распространение.

Впервые такой двигатель был построен в 1877 г. немецкими изобретателями Николаем-Августом Отто и Евгением Лангеном.

Первые действительно работоспособные автомобили с двигателем внутреннего сгорания были построены и испытаны в 1885—1886 гг. талантливыми немецкими изобретателями Карлом Бенцом и Готтлибом Даймлером. Именно с этого события началась широкая моторизация планеты.

В России первый двигатель внутреннего сгорания построил в Петербурге в 1889 г. Огнеслав Стефанович Костович. Двигатель с воспламенением от сжатия был построен в Германии Рудольфом Дизелем в 1897 г. и впоследствии усовершенствован русскими дви-гате листами.

Первый автомобиль в России появился в 1896 г. благодаря инженерному таланту наших соотечественников Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе.

На рубеже веков мы видим ряд ярких имен отечественных инженеров и предпринимателей. создававших и производивших автомобили. В 1899 г. в Санкт-Петербурге построил и испытал несколько электромобилей Ипполит Владимирович Романов. Производством автомобилей занимались фирмы «Россия» Александра Лейтнера в Риге, «Дукс» Юлия Александровича Меллера, «Н. Э. Бромлей» в Москве, «Э. Д. Лидке», «Д. Скавронский» в Санкт-Петербурге и другие.

Самой яркой страницей истории отечественной моторизации дооктябрьского периода явилось производство автомобилей «Руссо-Балт» в Риге, на Русско-Балтийском вагонном заводе. С 1909 по 1915 г. там было выпущено более тысячи легковых и грузовых автомобилей, что по тем временам для одного завода было немало. Однако для огромной России этого количества было явно недостаточно.

Автомобилизация страны стала реальностью только после Великого Октября. Сначала производился только ремонт автомобилей. а затем было начато их производство.

Первые советские грузовые автомобили — полуторатонные АМО-Ф-15 были выпущены к седьмой годовщине Октябрьской революции в 1924 г. заводом АМО (Автомобильное Московское общество) — ныне ЗИЛ. В 1925 г. Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) освоил выпуск трехтонных грузовых автомобилей Я-3 и Я-4. а в 1929 г.‘— пятитонных ЯГ-5 и ЯГ-6. Накопленный опыт позволил в 30-е годы реконструировать АМО. построить крупный автомобильный завод в Нижнем Новгороде (Горьком), развернуть другие автомобильные и автосбррочные производства. К концу второй пятилетки Советский Союз вышел на первое место в Европе и на. второе в мире по выпуску грузовых автомобилей.

После окончания Великой Отечественной войны происходит полное обновление продукции. выпускаемой автомобильными заводами страны. Заводы реконструируются, оснащаются новой техникой и налаживают производство новых моделей автомобилей. На базе основных моделей выпускается большое количество специализированных грузовых автомобилей. Вступают в строй Минский. Павловский. Кутаисский. Кременчугский и Львовский заводы.

В 1957 -1959 гг. происходит новое техническое перевооружение автомобильной промышленности. создаются более экономичные и надежные в эксплуатации автомобили.

Период девятой “(1971 —1975 гг.) и десятой (1976—1980 гг.) пятилеток в истории советского автомобилестроения отмечен значительным ростом выпуска автомобилей — вышел на проектную мощность ВАЗ, полным ходом развернули производство легковых автомобилей Ижевский автомобильный завод и новые цеха АЗЛК. Одновременно шло строительство комплекса предприятий по производству тяжелых грузовиков КамАЗ, сооружение новых и реконструкция старых цехов на ЗИЛе, ГАЗе, БелАЗе. Были созданы крупные производственные объединения — «АвтоЗИЛ». «АвтоМосквич», «БелавтоМАЗ» и другие.

В настоящее время отечественная автомобильная промышленность выпускает более 350 моделей и модификаций легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, специализированных автомобилей.

Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986— 1990 годы и на период до 2000 года предусмотрено обеспечить увеличение и улучшение структуры выпуска автомобилей, более полно отвечающих потребностям народного хозяйства и задаче экономии топлива. Намечено увеличение выпуска грузовых и легковых автомобилей с дизельными двигателями, значительно расширить производство автомобилей. работающих на сжатом и сжиженном газе.

Отечественное тракторостроение получило развитие после Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1918 г. завод «Большевик» организует серийный выпуск гусеничных тракторов. С 1920 по 1929 г. на Коломенском машиностроительном заводе выпускается партия колесных тракторов «Коломенец». В 1923 г. начинается крупносерийный выпуск колесных тракторов на ленинградском заводе «Красный путиловец» и гусеничных тракторов «Коммунар» на Харьковском паровозостроительном заводе.

Периоде 1918 по 1929 г. можно рассматривать как подготовительный этап в деле создания отечественной тракторной промышленности. Он показал, что тракторная промышленность может быть создана только на специальных заводах, оснащенных новейшей техникой .

Гигантское развитие тракторостроения началось в первой пятилетке. В 1930 г. вступил в строй Сталинградский, а в 1931 Г. — Харьковский тракторные заводы. Оба завода начали выпуск колесных тракторов СХТЗ. В

1933 г. выпуск гусеничных тракторов С-60 начал Челябинский тракторный завод, а с

1934 г. на Кировском заводе в Ленинграде начался массовый выпуск новых колесных тракторов «Универсал».

Наряду с освоением производства проводилась большая работа по проектированию и созданию новых, более совершенных конструкций тракторов. Так. в 1936—1937 гг. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы переходят на выпуск мощных гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ. а Челябинский завод — на производство дизельного трактора С-65.

К началу Великой Отечественной войны наша страна занимала первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов, а общий выпуск тракторов составлял 40% мирового производства. Война нанесла ущерб всему народному хозяйству, сильно пострадала и тракторная промышленность: многие тракторные заводы были разрушены. Но несмотря на сложную обстановку и большие трудности начался новый подъем отечественного тракторостроения. В 1943 г. был пущен Алтайский тракторный завод, а в 1945 г. — Владимирский. В 1944 г. полностью восстанавливают ся Сталинградский, а затем Харьковский тракторные заводы. В 1947 г. вступил в строй новый тракторный завод в г. Липецке, а в 1953 г. — в Минске. К 1950 г. тракторная промышленность СССР достигает довоенного уровня по выпуску тракторов, а с 1960 г. по, производству тракторов СССР занимает первое место в мире.

При создании новых моделей тракторов большое внимание уделяется повышению их надежности к долговечности, унификации основных деталей и узлов, сокращению трудоемкости технического обслуживания, что позволит резко повысить эффективность использования транспортных средств в народном хозяйстве страны.

В тракторном машиностроении Основными направлениями экономического и социального развития намечено осуществить в широких масштабах техническую перестройку производства, организовать изготовление новых моделей гусеничных пахотных, колесных, универсально-пропашных и тяжелых промышленных тракторов. Предусмотрено увеличить в раза выпуск набора орудий к энергонасыщенным тракторам.


Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины